Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА VI. Управление и самоуправление Центральная власть на Юге России получила но вые четкую организацию в секретном приложении приказу № 1 Верховного руководителя
Управление и самоуправление Центральная власть на Юге России получила но вые четкую организацию в секретном приложении приказу № 1 Верховного руководителя Доброволь ческой армии ген. Алексеева от 20 августа 1918 да. Главным создателем этой первой формы нов ой власти был известный политический деятель В. В. Шульгин. Было создано „Особое Совещание при Верховном Руководителе", состоящее из от делов (фактически — министерств). Председатель Особого совещания был ген. Алексеев, его замес телем — ген. Деникин. У Особого совещания были законодательные, дипломатические и администра тивные функции, заседания его имели лишь совеща тельный характер и принятые им решения бы не обязательными для верховной власти1. Ген. Алексеев вскоре умер, его заменил генерал де никин, который в декабре 1918 года с согласия Дон ской и Кубанской местных властей принял титул " Главнокомандующего Вооруженными Силам Юга России". Новая организация верховной власти бы ла зафиксирована в „Положении об Особом Совеща нии при Главнокомандующем Вооруженными ми Юга России" от 2 февраля 1919 года2. Главным автором этого нового „положения" был известный кадетский деятель К. Н. Соколов. Особое совещание было создано при главноко мандующем „для содействия в делах законов ных и административных". Оно состояло из 14 уп равлении: Военное, Морское, Внутренних дел, Зем леделия, Иностранных дел. Исповеданий, Народ ного просвещения, Почты и телеграфов. Продоволь ствия, Путей сообщения, Торговли и Промышленно сти, Финансов, Юстиции и Государственного контро ля. При нем состояло два „отдела" Законов и Пропаганды и Канцелярия. Начальники управле ния и отделов назначались главнокомандующим. Он мог пригласить к участию в заседаниях Особого совещания лиц по своему усмотрению. В случае своего отсутствия он назначал иного председателя Особого совещания. Особое совещание было,, сове щательным органом' при главнокомандующем „в области законодательства и верховного управле ния". Его постановления принимали силу закона лишь после утверждения главнокомандующим. Главной функцией Отдела законов была подготов ка, проверка „точности" и обнародование законов. Сам К. Н. Соколов, один из его виднейших участни ков, пишет, что Особое совещание „сравнивали с машиной, работающей без приводных ремней. /.../ Теоретически все у нас было построено на началах единства власти. На практике было бесформенное единство безволия" 3. Такому положению способствовал ряд факторов: плохая работа исполнительных органов, вынужден ное подчинение всей системы управления генералам из окружения Деникина, конфликты с казачьими правительствами и, может быть в первую очередь, политические трения и интриги. 17 декабря 1919 года, под влиянием военных не удач белых войск, ген. Деникин (приказом № 176 по Общему Управлению) упразднил Особое совеща ние и заменил его „Правительством при Главно мандующем" в составе председателя правительства и начальников семи управлений: Военного, Мор ского, Внутренних дел, Финансов, Путей Сообщений, Торговли и Промышленности, Юстициии, при правительстве образовалось „Совещание по законо дательным предположениям" 4. Во второй половине февраля 1920 года, по при глашения с Верховным Казачьим Кругом, ген. Де кин создал „Южнорусскую власть", которая долж на была возглавляться им самим и осуществляться при содействии „Совета министров". Но уже в 1920 году, вынужденный развитием военных события ехать в Крым, Деникин упразднил Совет Министров и поручил М. В. Бернацкому,, организовать усе щенное и сокращенное численно деловое учрежде ние, ведающее делами общегосударственными, ру ководством местных органов". К тому же в Крыму, помимо местной губернатор ской власти, весной 1919 года было создано Крымское Краевое Правительство", председателем которого был С. С.Крым. В приказе главнокомандующего ВСЮР № 2' 29 марта 1920 года ген. Врангель установил условия управления Юга России: ,, Объявляю положение об управлении области занимаемыми Вооруженными Силами Юга Рос сии: Правитель и Главнокомандующий Вооруженны ми Силами на Юге России обнимает всю стихию военной и гражданской власти без всяких ограниче ний. Земли казачьих войск независимы в отношении самоуправления, однако, с полным подчинением казачьих вооруженных сил Главнокомандующе му. Непосредственно Главнокомандующему подчи няются: Помощник Главнокомандующего; • Начальник его Штаба; Начальник Военного Управления; Начальник Морского Управления он же Коман дующий флотом; Государственный Контролер; Начальник Гражданского Управления, ведающий: внутренними делами, земледелием и землеустройст вом, юстицией и народным просвещением. Начальник Хозяйственного Управления, ведаю щий: финансами, продовольствием, торговлей и промышленностью и путями сообщения. Начальник Управления Иностранных Сношений. Все эти лица составляют при Главнокомандую щем Совет, имеющий характер органа совещатель ного" 6. Уже три дня спустя, приказом от 1 апреля, эта первоначальная схема была изменена: „в целях ско рейшего разрешения остроты продовольственного вопроса в Крыму" ген. Врангель находил „необхо димым объединить снабжение армии и населения в одних руках" и приказывал: „I) Упразднить должность Начальника Хозяйст венного Управления; 2) Ввести должность Начальника Управления Снабжения, ведающего: торговлей и промышленно стью, продовольствием и снабжением как населе ния, так и армии; 3) Ввести должность Начальника Финансового Управления; 4) Пути сообщения передать в ведение Началь ника Гражданского Управления; 5) Сформировать Канцелярию Совета при Глав нокомандующем. /../" 7 Первое заседание Совета при главнокомадую щем ВСЮР состоялось в Севастополе 6 августа под председательством Врангеля. Помимо присутствия главнокомандующего, начальника штаба чальников управлений, на нем присутствовали управляющий делами Совета, начальник Севасто польского завода, начальник Военных сообщений начальник Отдела путей сообщения: как и при Деникине, на заседания Совета приглашались по мере надобности, те или иные ответственные граж данские или духовные лица, или военные. За весь период правления ген. Врангеля заседаний ний Совета (позже — Правительства) было 49 то есть в среднем он собирался восемь раз в ме сяц. Врангель часто на заседаниях не присутство вал и поручал председательство своему помош нику. Первым помощником ген. Врангеля был генерал Ша тилов. 6 июня он был заменен прибывшим в Крым А. В. Кривошеиным, а Шатилов назначен начальни ком штаба, Таким образом верховная власть в Крыму приняла свое окончательное лицо. Помимо Шатилова ва и Кривошеина, наибольший вес в правителительстве имел начальник Управления иностранных сношений П. Б. Струве. 15 июня ген. Врангель учредил два новых управ ления: „Управление Торговли и Промышленности" и „Управление Земледелия и Землеустройства". После подписания соглашения с атаманами четы рех южнорусских казачьих войск9, 6 августа ген. Врангель принял новое звание: „Правитель Юга Рос сии и Главнокомандующий Русской Армией", а Со вет при главнокомандующем был переименован в „Правительство Юга России". В правительство во шли представители от Донского, Кубанского, Тер ского и Астраханского казачьих войск. Работа высших органов правления порой очень огорчала Врангеля, об этом свидетельствует доста точно красочно приводимый ниже приказ от 9 ав густа: „Я указывал уже на неосновательность докла дов, получаемых мною по Управлению Снабжением, где на бумаге все обстоит блестяще, а на деле дале ко не так. Из произведенного состоящим при мне Генералом для поручений расследования установле но, что работа ведомства происходила во многом небрежно. Наряды не соответствуют количеству материалов и выдаются не в те склады, куда нужно. Материалы переводятся из склада в склад помимо Главного Интенданта, без его ведома и разрешения, наконец, важные решения комиссии об увеличении цен на продукты являются какимто секретом от другого ведомства, коему надо было дать знать об этом в первую очередь. Доклады Начальника Ведомства показывали мне всегда лицевую сторону деятельности ведомства, имея в виду только произвести хорошее впечатление. Польза дела требует совершенно другого и, де всего, правильности доклада. Все изложенное ставлю Начальнику Управления Г.Л. Вильчевскому на вид" 10. Работа „Совета" (и „Правительства") ген. Вран геля, судя по протоколам его заседаний, очень силь но отличается от деятельности „Особого совеща ния" ген. Деникина. Она носила, как правило, деловой, обращенный на потребности Крыма ха рактер. За исключением редких обзорных замечаний Врангеля, ни малой, ни большой политической волокиты в протоколах не встречается. На возникающие перед ним вопросы крымское белое правительство давало ясные ответы и принимало быстро ре шения. Лишь в экономической области и, в частно ности, в вопросах внешней торговли иногда встре чается некоторое безволие и расплывчатость. Во время правления Деникина при занятятии койлибо местности белыми войсками, в ней восста навливалась по мере возможности местная админи страция дореволюционного времени. Весной 1919 года, после изгнания красных, она была восстанов лена и в Крыму. В районе военных действий практичеки чески единственными представителями власти были военные. 11 мая 1920 года местная администрация вновь занятых местностях Северной Таврии организована согласно нижеприведенному „Времен ному Положению": „I. В Корпусных войсковых районах, в местно стях, освобожденных при продвижении Вооружен ных Сил на Юге России, гражданское Управление вверяется Командирам Корпусов по принадлежно сти, через состоящих при них Начальников Граждан ской Части, с наименованием последних „Начальник Гражданской Части при Командире такогото Кор пуса". 2. Начальник Гражданской Части, в отношении принадлежащих ему прав и обязанностей, круга дея тельности и порядка обжалования его действий, приравнивается к Губернатору. /.../ 3. Начальник Гражданской Части, в порядке управления занятого района, подчиняется непосред ственно Командиру Корпуса, получая в то же время общие руководящие указания от Начальника Граж данского Управления. 4. Начальнику Гражданской части подчиняются: а) Помощник Начальника Гражданской Части, пользующийся всеми правами ВицеГубернатора и несущий его обязанности. /.../ б) Канцелярия и чины для поручений. в) Начальники Уездов в пределах корпусных районов с подчиненными им классными чинами Сельской и Городской стражи. /.../ г) Команда стражников Государственной Стра жи для несения службы связи. 5. Сверх того состоят в ведении Начальника Гражданской Части уполномоченные управлений: 1) Финансов, 2) Юстиции, 3) Снабжения и 4) Отдела Земледелия, исполняющие его задания в пределах своего ведомства, на основании руководящих прика заний, получаемых от Начальников соответствующий Управлений./.../" 12 О качестве работы новых органов местной адми нистрации сведения противоречивы. Ген. Врангель в своих воспоминаниях, пишет, что новое местное управление „оказалось весьма удачным и важ нейшем в полной мере оправдало себя", хотя в дру гом месте признает, что представители власти на местах, „не исключая подчас и наиболее крупных лиц", не всегда были на высоте и что имели место случаи сведения личных счетов администрации из помещиков с крестьянами". По другому авто ритетному свидетельству, „хорошо слаженного ад министративного аппарата /.../ на территории Кр ма почти не было". От своего предшественника ген. Врангель " уна следовал" огромное количество различных военных и гражданских (а порой и неясно каких) учрежде ний. Дело в том, что при Деникине не только стре мились восстанавливать администрацию в занятых белыми войсками областях, но восстанавливали также авансом в еще не занятых. Утверждали верховной властью различные „временные должности" позволяющие ничего не делающим чиновникам обеспечить себе (впрочем, достаточно скудный работок. Таким образом, например, был утвен ген. Деникиным, в ожидании взятия города, Временный штат Астраханского УголовноРозыскное Управления", состоящий из 177 чиновников, кото рым в течение нескольких месяцев, начиная с 1919 года, выдавалось жалованье15. Значительная часть подобных учреждений, разумеется, перебралась в Крым, после остав ления белыми занятой при Деникине территории. Через два месяца после начала своего управления ген. Врангель считал, что он уже расформировал более 360 учреждений и что предстоит расформиро вать еще не менее 150... , Из неблагополучия работы государственной ад министрации отнюдь не делали секрета. Не один раз этой теме посвящал ген. Врангель свои прика зы, ее часто касались и крымские газеты. Уже 8 апреля был объявлен приказ, бичующий „междуведомственные трения" и „пустую форма листику" „многих" учреждений. „Формалистам, тормозящим живое дело, выполнение срочных за даний стратегического значения, теперь не место", — заключался он ' 13 мая ген. Врангель снова вернулся в приказе к работе своей администрации: „Заметил, что в гражданских учреждениях сильно развит бюрократизм, работа идет по шаблону, лишь в известные часы, творчества вкладывается мало, нужды населения встречают мало отзывчивости. Приказываю это прекратить и помнить, что мы живем в эпоху, когда лихорадочная работа должна вестись всеми и что, если меня будят в ТРИ часа ночи, то в ПЯТЬ часов той же ночи мой Начальник Штаба уже выполнил все, что касается поднятого вопроса. Вообще должен подчеркнуть, что военные учреж дения в отношении работы далеко оставили позади гражданские органы, почему требую от последних наибольших усилий в своей деятельности. Высшим Начальникам гражданских учреждений беспощадно удалять лиц, которые не могут возвы ситься над простым пониманием старых бюпокр ческих приемов и перейти к живой работе". В „Великой России" от 8 июля можно было про читать следующие строки изпод пера Н. Ч., то есть вероятно, Н. Чебышева: „...все приезжие, особенно имеющие дела в пра вительственных установлениях, отмечают затруд нения, на которые приходится наталкиваться по са мым пустяшным делам. На верхах предупредитель ность, доступность, отзывчивость. В какое время вы бы ни пришли, вы будете приняты без всяких фор мальностей. Двери кабинетов открыты для каждого просителя, как бы ни было ничтожно его дело, то же самое замечается у глав отдельных ведомств Многие поэтому предпочитают прямо обращаться к верхам. Ниже дело обстоит гораздо хуже. Там попреж нему больше пьют чай и курят. Пристрастие к питью и курению у нашей бюрократии всегда пора жало иностранцев. „Сановники" третьего и четвер того разрядов заставляют просителей ждать по це лым часам, принимают их, развалясь в непринужден ных позах, и рассматривают каждого человека явившегося по делу, как злоумышленника, посягаю щегося на государственные интересы. Чиновни ков много больше, чем нужно, и всякое дело отстаи вается точно баржа, путешествующая по шлюзу: Полежим здесь без движения, полежим там. /.../' А в номере от 5 августа Н. Толпыго пишет: „Взяточничество, например, на железных дорогах стало обычным явлением и приняло огромные меры. „Не подмажешь, — не поедешь" — сейчас это мож но понимать в буквальном смысле. Мне самом один раз приходилось участвовать в коллективных взятках пассажиров железнодорожной администра ции для того, чтобы ускорить отправление поезда, получить паровоз, быть прицепленным и т. д.". В приказе ген. Врангеля от 16 мая принимались меры, для прекращения беспредметных для госу дарства поездок за границу должностных лиц, а •еще 30 сентября был объявлен приказ, содержащий следующие строки: „В то время, как Армия и Флот ведут на фронте свою славную борьбу, многие, за быв совесть и стыд, занимаются своими темными делами: взяточничество и вымогательство продол жают процветать, подтачивая, с таким трудом нала живаемые, устои разрушенной Русской Государст венности"; взяточникам в этом приказе грози лось каторжными работами, сроком до десяти лет. Для более эффективной борьбы против злоупо треблений окопавшихся в его администрации бес смертных гоголевских чиновников, ген. Врангель, 12 сентября, учредил „Высшую Комиссию Прави тельственного Надзора". Она была составлена из надежных сановников и должна была рассматри вать жалобы и сообщения о всех „особо важных преступных деяниях по службе государственной или общественной и серьезных непорядках в отдельных отраслях управления", а также все прошения, приносимые на имя ген. Врангеля. На основе имею щейся документации трудно определить меру успе ха деятельности этой комиссии. Любопытно отметить, что с целью упрощения де ловой переписки, и особенно с заграницей, в 1920 году в Крыму возник вопрос о введении ново го григорианского стиля. 10 июля ген. Врангель приказал „всем Правительственным и обществен ным учреждениям впредь обозначать в служебной переписке числа месяца по обоим стилям" 24, На заседании правительства 14 августа А. В. Криво предложил полный переход на новый стиль. Дело решено: „Представить вопрос о введении нового стиля на разрешение Главнокомандующего, довести до его сведения, что единогласного решения по на стоящему вопросу Правительства не состоялось Дальше, повидимому, это дело не продвинулось В дореволюционной России, помимо администра ции государственной, было широко развито и ус пешно работало и местное самоуправление — сель ское и городское. Несмотря на шаги, предприня тые Столыпиным, чтобы ввести волостное земст во, до 1917 года местное самоуправление сущест вовало лишь на уровне уезда и губернии, а выборы в городские думы не были всеобщими и производи лись по сложной ступенчатой системе. После Фев ральской революции Временное правительство учре дило земское самоуправление и на уровне волости, а выборы стали по закону равными и всеобщими. Ген. Деникин на Юге России упразднил нововве денное волостное земство, но ничем его не заменил. В различных местах деятельность уездного и губерн ского земства проходила более или менее успешно и редко где совершенно заглохла. Когда председа тель Таврической губернской земской управы кн. В. А. Оболенский, в самом начале правления ген. Врангеля, подал ему записку от имени земельных управ и городских голов Крыма с просьбой об со циальном восстановлении местного управления. Врангель на ней написал „Согласен", но вот возражения со стороны председателя комиссии по земельному вопросу — сенатора Глинки, ко торый опасался, что в земстве будут играть ре шающую роль социалистически настроенные эле менты. Вопрос о земстве Врангель на время отло жил26. 16 мая Совет при главнокомандующем постано вил „при продвижении Вооруженных Сил на Юге России и освобождении селении, волостей и уездов от большевиков, установить, по мере введения в сих местностях Гражданского Управления, Сельское общественное Управление, и Волостное и Уездное Земское Управление" 21, но восстанавливать мест ное самоуправление ген. Врангель уже решил поно вому и прогрессивно, начиная с волостного земст ва. 15 июля волостное земство было введено прика зом № 94 по гражданскому управлению и организо вано соответственно..Временному Положению о Волостных Земских Учреждениях ", объявленному в тот же день. Активное участие в разработке этих мер принял А. В. Кривошеин28. Следующим образом обосновывал новое учреж дение приказ о земстве: „Переход земли в собственность обрабатываю щих ее хозяев и раздробление крупных имений на мелкие участки предрешают изменение прежнего строя земского самоуправления. К трудной и ответственной работе по восстанов лению разрушенной земской жизни необходимо привлечь новый многочисленный класс мелких зе мельных собственников, из числа трудящегося на земле населения. Кому земля, тому и распоряжение земским с лом, на том и ответ за это дело и за порядок е ведения. Только на этом начале построенное земское са моуправление я считаю в настоящее время прочной опорою дальнейшего государственного строительст ва./.../" " И. Львов, близкий по взглядам к Врангелю Кривошеину сотрудник „Великой России", ко ментирует приказ о волостном земстве следующиющим образом: „Вся шаткость старого порядка в том и заключа лась, что великая держава с ее могущественной ар мией, с государственным центром, с европейским просвещением и промышленностью была построена на общинном сословном быте, на трехполье темноте народных масс. Внешний гранитный фасад центра и соломенная деревня. Вот почему, когда рухнул Петербург, вся страна тотчас же опустилась в состояние первобытной дикости. В сущности русская деревня всегда жила в у ловиях хронической анархии. Деревня никогда не знала правового уклада. Общинный строй с его господством толпы над че ловеком приводил к полному бесправью, к самому низкому уровню земледельческой культуры и к тем первобытным формам общежития, при которых и возможно никакое гражданское развитие и никакой прогресс. Тому, кто хотя бы скольконибудь знаком с порядками деревенской России, хорошо известны как все культурные начинания земства обрывались, наталкиваясь на деревенское неустройство, и как все управление сводилось в сущности не к органи зации в государственной дисциплине народных масс, а к самым грубым формам полицейской расправы. Воровство, поджоги, потравы, лесные порубки, аграрные беспорядки и сопротивление властям бы ли обычными явлениями деревенской жизни. В деревенских непорядках кроется корень всей современной разрухи. Вот почему дело восстановления России должно начаться с самых низов, с организации волостного самоуправления. Из анархического состоянья можно было бы, ко нечно, выйти и другим путем. Наполеон вывел Францию из такого же револю ционного хаоса путем создания строго централизо ванной системы административной власти, задавив все начала общественного самоуправления и все подчинив управлению префектов. Такой прием, имевший успех во Франции, вряд ли был бы применим к русским условиям. Огромные пространства нашего отечества, не го воря о всем прочем, уже сами по себе представляли бы непреодолимое препятствие для установления системы наполеоновской централизации. Для нас неизбежно опираться на самодеятель ность самого населения, необходимо привлечь его самого к деятельному участию в строительстве своей жизни. Два акта — земельный приказ, направленный на утверждение частной собственности в сельской Рос сии и теперь правила о волостном устройстве, это два краеугольных камня, на которых должна быть вос становлена разрушенная русская храмина" Главные распоряжения положения о волостных земских учреждениях следующие: На волостных земских сходах избираются глав ные, в количестве от 20 до 40, всеми крестьянами домохозяевами и прочими землевладельцами возра сти старше 25 лет, по принципу равного голосова ния. Голосуют также арендаторы, при условии трех летней оседлости в волости. Волостные земские собрания составляются волостных земских гласных, выбранных на год. первом своем заседании они избирают волостную земскую управу из лиц, имеющих право участия избирательных сходах. Земские управы — лиц исполнительные органы, они находятся под над: ром земских собраний, которым одним принадг жит „распорядительная власть". Волостные земские собрания избирают (также числа избирателей),, волостные земельные советь ответственные за проведение земельной реформы из их членов они выбирают и представителя на воло стный уездный земельный совет. Волостные земства ведут свои дела самостоятель но, за исключением дел об отчуждении недвижимости имуществ, крупных займов и договоров с частного предпринимателями: для этих дел требуется санк ция губернаторов. Местная административная власть, в лице „начальника уезда", может остано вить постановления волостного земского собрания „когда усмотрит, что оно а) не согласно с законе или постановлено с нарушением круга ведомости пределов власти, либо порядка действий Волостных Земских Учреждений, или б) не отвечает общим за дачам борьбы за восстановление государственно сти'^ 1. Остановленное решение рассматривает либо „общее присутствие уездного управления", либо местные судебные инстанции. 20 сентября были объявлены „Временное Поло жение об Уездных Земских Учреждениях", „Пра вила о порядке введения в действие Временного Положения об Уездных Земских Учреждениях" 3'1 и приказ № 150 по гражданскому управлению, опо вещающий население о введении уездного зем стваЭЗ. Уездные земские собрания составлялись из глас ных, избираемых волостными земскими собрания ми и городскими пумами городов, входящих в уезд, а также из всего состава уездной земской уп равы и одного представителя каждой волостной уп равы, городских голов городов, не имеющих соб ственного самоуправления, представителей от пра вославного духовенства и от населения иного веро исповедания, преобладающего в уезде, предста вителя Управления земледелия и землеустройства (в некоторых случаях). Уездные земства, как и волостные, выбирали уп раву и ее председателя и ведали теми делами, кото рые и раньше находились в традиционном ведении земств и затрагивали интересы двух или нескольких волостей уезда. Их деятельность подлежала контролю губернато ра по тем же принципам, как деятельность волостно го земства — контролю уездной административной власти. К предметам ведения уездного земства относи лись: Заведование денежными делами уездного зем ства.,, Попечение о народном образовании и воет нии и об удовлетворении религиозных и нравств ных нужд населения". Развитие местного земледелия, торговли и про мышленности. Заведование земскими кредитными учреж ниями. „Попечение о снабжении населения продово ствием и иными предметами первой необходю сти". „Заботы о народном здравии, об улучшен местных санитарных условий и о медицинской и теринарной помощи населению". „Общественное призрение". „Юридическая помощь населению". Заведование земским „взаимным страхова ем", меры против пожаров и других стихийных б ствий...Заботы о сбережении и правильном исполь вании народных лесных богатств и об облесени] укреплении песков и оврагов, дела водоснабже» и водопользования и всякого рода мелиорации". Местная статистика. Содержание и улучшение местных путей сове щения. Земская почта, телеграфная и телефонная связь34. Местная охранная и полицейская служба оста лись вне ведения местного земского самоуправ ния. Выбор членов уездного земского собрания про водился на год. Управления, представить Губернатору свои сообра жения о желательном порядке удовлетворения зем ских потребностей, превышающих силы и средства отдельных земств, путем передачи дел этого рода непосредственно Областному Земству, сохранения Земства Губернского или объединения уездных земств в особые для определенных целен Союзы и, 'в связи с сим, о назначении имуществ и учреждении Губернских Земств" 35. (Слово „область" следует понимать как более крупную, чем губерния, терри ториальную единицу36). Принцип, положенный Врангелем и Кривошеи ным в основу нового земства — преимуществен ная опора на крестьяндомохозяев, вызвал нарека ния в некоторых кругах либеральной интеллиген ции, характерным выразителем настроений которых был В. А. Оболенский. Он упрекал Кривошеина в намеренном желании устранить от участия в земстве „всю сельскую интеллигенцию" и „более куль турное молодое поколение деревни". Осуждал он также чрезмерную зависимость председателей уп рав от государственной власти. Это, впрочем, не мешало Оболенскому высоко оценивать качество работы земских и городских деятелей при Вран геле37. В отношении городского самоуправления ген. Врангель не предпринимал фактически ничего до осени 1920 года.19 мая, например, он отложил выбо ры в Керченскую городскую думу, основываясь на том, что „подготовка к выборам нарушает нормаль ный ход работ", а „по условиям военного времени и исключительного положения Крыма от городских са 23 сентября начальник Гражданского управления С. Д. Тверской созвал совещание, посвященное рас смотрению вопроса об изменении правил о выборов городских гласных. По его предложению, „системы выборов, основанная на началах всеобщности, ра венства и тайны голосования, а также прямой пода чи голосов" должна была быть сохранена, но ее сле вало пересмотреть предусмотренное законом „заяв ление списков кандидатов в гласные определено числом избирателей", так как эта система не доп; кала „избрания в гласные иных, кроме указанны; кандидатских списках лиц". „Совещание признало необходимым в целях ^ стижения большей свободы в выявлении воли из(рателей, не связывать их обязательными кандида рами, для чего совершенно устранить заявления к; дидатских списков. Кроме того признано обязате; ным деление более значительных по населенное городов на избирательные округа, в целях приб; жения гласных к избирателям, при чем пассив н избирательное право в этом случае должно расп] страняться на весь город. Таким образом лю имеющее право участия в выборах, будет им< возможность быть избранным по любому округ] На совещании было решено „спешно" составить соответствующий законопроект39. 16 октября было опубликовано в прессе сообще ние о том, что на 26 октября созывается съезд горо дов Крыма в Симферополе, для рассмотрения фи нансового положения и текущих вопросов город ской жизни, а также для избрания „исполнительно органа союза" городов Крыма^. В. А. Оболенский указывает, что этот съезд должен был, помимо про чего, оказать „моральную поддержку" правитель ству ген. Врангеля и обратиться к иностранным го сударствам с заявлением о том, что Врангеля под держивает демократическое самоуправление Кры ма40. Как и в дореволюционной России, земское и го родское самоуправление могло рассчитывать на некоторую финансовую поддержку со стороны го сударства. Таким образом, например, 24 мая Совет при главнокомандующем постановил выдать Сим феропольскому губернскому земству ссуду в 20 миллионов рублей „на покрытие дефицитов по его смете на 1920 год". Симферопольское уездное зем ство, на том же заседании, получило 18 250 000 руб лей. Но постановление о выдаче денег сопровожда лось следующим комментарием: ,, Указать Симферопольскому Губернскому и Уездным Земствам, что им надлежит принять меры к изысканию способов к удовлетворению своих нужд путем привлечения к участию в расходах на местные нужды самого населения, снабженного в настоящее время в изобилии денежными знаками, временно отказавшись, например, от принципа бес платного лечения и обучения, так как постоянное субсидирование городских и земских учреждении многомиллионными ссудами, при современном со стоянии Государственного Казначейства, ложится тяжким бременем на счет Казны" 42. Эта мысль была развита во „Временных правилах о земских раскладочных сметах и о порядке выдачи ссуд земствам и городам", утвержденных ген. Вран гелем 1 августа. Эти „правила" усматривали воз можность выдачи земствам (и городам) ссуд „в чрезвычайном порядке" „на расходы по участию Земств в Правительственных расходах, а равно расходы по медицинской и ветеринарной частям общественному призрению, по народному образова нию, по содействию экономическому благосостнию населения, по отопительным операциям, выдаче содержания земским служащим /.../". земствам предлагалось взимать с населения платы за медицинскую и ветеринарную помощь, ле карства должны были выдаваться „по заготовт ной цене". От платы совершенно освобожда. лишь лица, „находящиеся в несомненно бедственном положении". Население должно было также ош вать расходы по содержанию школьных зданий покупке нужных для школ учебников и писы нь1х принадлежностей43. Одновременно с утвержд нием „Временных правил..." Совет при главноко мандующем постановил выдать земствам и городам 125 миллионов рублей „на неотложные расходы 16 октября было опубликовано в прессе следу щее заявление: „Согласно утвержденным Главнокомандующим 12 сентября правилам о реорганизации управления начальными народными школами, эти последние всецело переданы в ведение земств и городов, Должность директора народных училищ упразднить. Полномочия бывших губ. училищных передаются губернскому земству и уездных — уезд ным земствам и городским самоуправлениям, от ношении последних при условии, что они имеют менее 30 школьных комплектов. Таким образом, новым правилам на уездные земства и городские са моуправления возлагается заведование началы образованием в городе или уезде во всей полноте. В частности им принадлежит исключительное пра во приглашения на службу, перемещения и уволь нения всего учительского персонала. /.../" 45
Данная страница нарушает авторские права?
|