Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка. Особенности усвоения детьми звукопроизношения, словопроизношения и средств выразительности.






Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризую­щие звучащую речь (звукопроизношеиие, дикция и т. д.), элемен­ты звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.) 7 свя­занные с ними двигател средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тотальность детской речи; поза и двигателнавыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат реб сформи­рован (он лишь незначительно отличается от речевых органов взрослых), функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное про­изношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблю­дается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным раз­витием моторики речедвигательного аппарата. При движениях органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая ко­ординация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными ча­стыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отража­ются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, не­усидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе

Особенно важно чистое зпукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимыйзвук — основа обучения грамоте, пра­вильной письменной речи.

 

Что?

- формирование восприятия речи

- формир звукопроизношения

- формир выразительности

 

Этапы:

  1. подгот
  2. постановка изолированных звуков
  3. закрепление и автоматизация звуков
  4. дифференциация звуков

 

Программное содержание: задачи направлены на 1. восприятие 2. звукопроизношение 3. выразительность

Содержание, структура и методика занятий по формированию слово- и звукопроизношения в разных возрастных группах детского сада.

Структура занятия: зан по звук культуре речи. 3 гр задач: 1. восприятие речи 2. звукопроизношение речи 3.выразит речи

Виды занй: дидакт игры с игрушками, рассказ – драматизация, рассказ вля с включ высказываний детей, игры с элементами движений.

стуктура занй в млад гр: особ место постанке звукв, обуч осушествлся на занях и вне их проводся 1 раз в месяц со всеми детьми. Виды: дидакт игры, драматиз – рассказ (в конце года)

Осн. приемы: вызывание звуков на основе подражания, показ артикулции звуков.

Учить произносить реб тот или иной звук (с игрушками и с опорой на роль педга)

Структура заняй в сред группе: обучение осушест на занятия и вне из 3 раза в месяц. приемы теже. Зад Вля: закрепить уже поставленные звуки

1 часть: подготовка органов артикуляции, 2ч – закреп произнесения эт звука в слове 3 ч – упре реб произносить зв во фразовой речи (хоровое произношение стихов, потешек)

Структура заняй в ст и подг группе: проводиться фронтально и индивидуально: Ц- уч произносить смешен звуки, диференцирть их 1 раз в месяц

1ч – показ и объясне артикуляции зв, упр на произношение. 2ч – упр с целью закрепляя и дифференцировки звуков 3ч. – упр на произнос звук в связ речи

напр, чте и пересказ коротких рассказов, рассказ по картинке.

4 ч – произнесение чисто поговорок, скороговорок, потешек с целью упр детей в умении менять силу голоса, темп речи, в отчетливом произнесении зв и слов, навыки исполнения вопр и повест интонации

знания вагона в ряд тарахтят, тарахтят (громко, тише, ещё тише, шепотом)

Задачи, содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи в разных возрастных группах детского сада.

П-я мл гр Воспитание ЗКР. Работа по обуч правил звукопроизношению всегда выделялась как вед линия разв речи детей.Работа над правил произнош гл зв, их дифференциации необх для формир четкой артикул зв родн яз. Произнош согл зв, твер и мягк готовит органы артикулго аппарата к произношю шипящих звук. Формиров произносит стороны речи (уточнение и закреп правил произнош зв родн яз, четкое артикулирование их в звукосочетх и в словах) осущестся на кажд зани в сочетании с решением других речевых задач.

Ср гр Воспит ЗКР. формире правил звукопроизнош, разве фонематич воспр, голосового аппарата, реч дыхания, уме пользовся умеренным темпом речи, интонацми средвми выразити.сформир и закрепить правил произношение всех зв родн яз, свистящих и сонорных звук, тверд и мягк.знакомят с терминами: уточняют термин «звук», с кот они познакомились в мл гр; «слово», «как слово звучит»; обучаются умю находить слова, сход и разные по звучанию.Дается поне, что звуки и слова произносятся в определ последовательности. Особое вниме уделяется интонационной выразити речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

Ст гр Воспит ЗКР. работа по усвоению и правил произнесению вс зв родн яз явлся дальнейшее совершение реч слуха, закрепние навыков четкой, правил, выразит речи.проводся различение свистящих, шипящих и сонорных звук, тверд и мягк - зв изолированных, в сл, во фразовой речи.Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи исполся скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи.приучают изменять громкость голоса, темп речи, в зависти от усл общения, от содержя высказния. Спец упр побуждают пользся вопросит, восклиц и повествоват интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Подг гр Воспит ЗКР. продолжся развитие звукго анализа сл (уме вычленять в сл или фразах опредные звуки, слоги и ударения). Ознакние с фонетической структур сл оказет серьезное влияние на воспит интереса к язык являм. Составе детьми загадок и рассказов о сл и зв является показателем их лингвистического мышля.Особая роль отводится разв интонацной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко использся скороговорки, чистоговорки, потешки. Развая чуво ритма и рифмы, готовим реб к восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи самого ребенка.

Задачи:

1. формиров правил произношения звуков. совершенст движений органов артикул аппарата-артикул гиманастика, последоват работа над четким произношением уже освоенх детьми глас и прост согл, затм слож согл, закрепление правил произношения Зв в контексте речи

2. Выработка дикции, внятного, четкого произношения слов и их сочетаний. начин со Вт мл гр, в основ в проц пения и чтен стихов, в ст – выдвигается спец зад зантй по развит речи

3. раб над правил словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

4. раб над орфоэпической правильностью речи. орфоэпия – совокупность правил образцового литер произнош. созд благоп усл для формир литер произношя, устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей

5. формирове темпа речи и качеств голоса. научить детей согласовывать силу св голоса с окр усл.

6. воспит выразительности речи, когда реб хочет передать в речи не тол зная но и свои чувства

7. восп культуры реч общения. входит общий тон дет речи и неко навыки повед необход в проц реч общения

8. развитие реч слуха и реч дыхания. слух – вед анализатор в усвоении звук стороны речи


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал