Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы формирования грамматически правильной речи. Закономерности усвоения детьми грамматического строя, типичные трудности у детей (А.Н. Гвоздев).






Грамматический строй языка – этосистема единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса.

Морфология – грамат свва слова, граматичес значения в пределах слова.

Словообразование – образование слова на базе др однокоренного слова

Синтаксис – словосочетание и предложения сочетаемость и порядок следование слов.

Знакомство детей со словообразованием

Грамматика – наука о строе языка и его законах. совокупность знаний кот нужны чел, чтобы создавать высказывания и понимать высказывания других.

Гвоздев

Выделяя этапы усвоения детьми грамат строя родного языка:

  1. 1, 3 – 1, 8 мес – предложения из односложных слов

Особенности усвоения грамат строя языка

  1. 1, 10 – 3 г. – усвоение грамат структуры предложения
  2. 3 – 6 л. – усвоение морфологич системы рус яз.

 

Особенности усвоения грамат строя языка

предложения: однословные, двусловные предложения. Появляются сущест, затем глаголы.

Остаются неусвоенные категории предложения

есть простые предложения, увелич число слов

бессоюзные сложносочиненные затем предложения

время, число – освоены

появлся прилагат -> краткие причастия

появлся местоимания готорят о себе в третьем лице

частицы –> союзы -> предлоги

если отсутствует какаято часть речи, надо - разнообразить виды Дти, пополнить словарный запас.

Развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения

все части речи есть

овладевают всеми типами склонения

усваиваются сравнит степень прилагат и наречий

Закономерности усвоения граматич строя речи:

  1. связь усвоения грамат формы слова и его смысловым значением.

если реб хорошо усвоил значение, понял смысл слова, и осволи грамат строй слова

Дети усвот число сущ, разницу м/у уменьшител и неуменшител прилагат, усваивают повелительность слов

самое трудное усвоение категорий рода

  1. Стремление к норме

сначала реб усваивает грамат формы, кот наиб часто испол взр, а затем усваивает исключая из этих форм

  1. Формирование у детей грамат обобщения (на основе словатворчесвта)
  2. на основе вкл реб в разн виды Дти
  3. В усвоении грамматического строя определяется определенная последовательность: сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

 

Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в разных возрастных группах детского сада.

Задачи:

    1. помочь детям практически освоить морфологическую систему языка (число, падеж)
    2. помочь в овладении синтаксической стороны рус яз (соглаосв в предлож)
    3. дать знания детям, о некот спобах словообразования
  морфология словообразование Синтаксис
Мл Учим изменять слово по падежам. Осн вниме на использование родит падежа, единствен и множест числа. Учим детей согласовывать числит в роде и числе. Активизация пространственных прдметов Обучать детей некотор способам словообразования. Суффиксальный споб (сахар - сахарница) Изменение приставок (пришел, зашел) Образование звукоподражат глаголов. Учить детей испол в речи простые предложения Учить их распространить (на осн набл за действиями детей)
Ср Учим согласовывать сущ с прилаг. Особое вниме на род Учим образовавыть глаг повелител наклонения, игров сит, ч/з упраж Спб образования родит падежа множест числа Образ глагол приставочным способом (гл от им сущ (мыло - мылит)) Учить распространять предложения Бол колво слов в прдложении (сложносочиненные предлож)
Ст подг Обучать детей тем грамат формам кот вызывают трудности Воспитть языковое чутье Воспитывать приорет отношение: ст – к рече сверственников, подг – к cвоей речи Образовавыть сущ с увел и умен ласкат суффиксами Учим различать смысл слов Уточнить у детей правил упостребление детьми глаголов Учим дете подбирать однокоренные слова Учить детей пользоваться слож предложениями Использ спп предложений Исполть разные типы предлож в письменной речи: обучение детей составлению письма  

Усложнение овладения этой стороной речи:

d. создание благопр яз среды кот позвол усвоить образцы грамматики правильной речи

e. организация специальной работы с детьми на занятиях

f. разнообразные виды Дти

Арушанов выделяет направления в изучении грамат строя языка:

1. связ с нарправ и предубеждением грамат основании в речи детей

2. выявление механизмов овладения детьми теми или иными грамат категориями

3. выявление пед усл кот нужно созд в д/с для усвоения занятия тех или иных грамат форм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал