Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль родного языка в развитии личности ребенка. Функциональные характеристики языка.






Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в самой его природе: в его свойстве быть средством связи между человеком и окружаю­щим миром, или, как говорят языковеды, внеязыковой реаль­ностью. Свойство это объясняется знаковой сущностью языка. Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую (шифрующую) окружающую человека действи­тельность (внеязыковую реальность). Знаки языка — это мор­фемы (разные формы одного слова – морфема бег представлена формами – бежать, бегу), слова, словосочетания, предложения.

Кроме знаковых элементов, в языке содержатся и внезнаковые элементы — фонемы (звук а), просодемы. Вне языка они ничего не обозначают, но служат для конструирования языковых знаков; в лингвистике такие языковые единицы называют фигурами. Ребенок, обучающийся речи, должен запомнить (узнавать на слух и уметь артикулировать) все фигуры — фонемы и просодемы (силу голоса, высоту тона, темп речи, тембр голоса) родного языка, чтобы конструировать из них языковые знаки. Школьник, обучающийся письменной речи, должен научиться соотносить фонемы и просодемы своей устной речи с буквами и другими графическими знаками.

Смысл языковых знаков (морфем, слов, словосочетаний, пред­ложений) — это их соответствие предметам, действиям, призна­кам, отношениям реального мира, которые они обозначают. Следовательно, понимать языковой знак — значит соотносить определенную морфему, слово и т. д. с конкретным явлением действительности. Например, слово книга понимают все говорящие на русском языке, потому что соотносят с ним определенную вещь; словоформу в книге (форму предложного падежа су­ществительного) понимают все как ответ на вопросы где? в ч е м?.

Функциональные характеристики языка. Зимняя

  • характеристики, которые отражают социальные функции человека: язык – это средство общения и форма социального взаимодействия. Язык – это средство освоение общественно-исторического опыта и социализации личности язык – это средство приобщения к культурным и историческим ценностям.
  • интеллетуальные: язык – это средство соотношения с предметной действительностью… язык – это средство обобщения, уточнения и дифференциации понятийного аппарата. язык – это средство опосредования ВПФ человека
  • личностные. язык – это средство развития познавательных интересов. язык – это средство решения познавательных коммуникативных задач. язык – это средство познания себя.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал