Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель монополистической конкуренции и дифференциация продукта.






Дифференциация продукта в понимании многих экономистов является одним из допущений модели монополистической конкуренции, впервые предложенной Чемберлином. Поэтому, для лучшего понимания того что такое дифференцированный продукт, а в частности дифференцированный продукт в пространстве, в первую очередь нужно ознакомится с самой моделью монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция – это один из видов несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую рыночную структуру, при которой большое число предприятий производит блага близкие субституты.

Прежде всего, в рамках данной рыночной модели сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся полными противоположностями. Монополистическая и совершенная конкуренция схожи по многим факторам, например:

 

· Наличие множества продавцов и покупателей;

· Свобода входа и выхода предприятий на рынок продажи благ;

· Совершенная информированность покупателей и продавцов.

 

Но, в отличие от модели Совершенной конкуренции в модели Монополистической конкуренции в силу вступает фактор дифференциации продукта, производимого предприятиями конкурентами. В свою очередь, в отличие от классической модели монополистической конкуренции, предложенной Чемберлином, в пространственной теории строения рынка монополистической конкуренции, допущение о совершенной информированности субъектов рынка теряет силу.

Дифференциация товара означает выделение продукции фирмы в глазах потребителей от товаров субститутов других фирм. Дифференциация продукта тем выше, чем меньшими заменителями являются товары. Дифференциация продукта, в основном, строится исключительно на субъективных предпочтениях покупателей. По мере роста дифференциации продукта значение ценовой конкуренции понижается, а конкурентоспособность все больше определяют неценовые методы – качество, реклама и т.п.

 

В современной экономической теории для описания дифференциации используются три типа ситуаций:

 

· вертикальная дифференциация;

· горизонтальная дифференциация;

· пространственная дифференциация.

Вертикальная дифференциация представляет пространство продуктов с наиболее предпочтительными характеристиками для каждой группы потребителей. Используя горизонтальный вид дифференциации товара, компания выделяет на рынке сегменты потребителей с разными потребностями и начинает производить конкретный товар под каждую потребность аудитории.

Горизонтальная дифференциация предполагает, что оптимальный выбор продуктов при равных ценах зависит от конкретного потребителя. Используя вертикальную дифференциацию продукта, компания фокусируется на одной потребности потребителя и стремится предложить ему разные способы удовлетворения этой потребности.

Пространственная дифференциация предполагает размещение потребителей и продавцов в разных пространственных точках (местах), а также предусматривает три теоремы:

 

· Чем ближе два продукта расположены друг к другу и чем более схожими они являются по свойствам, тем более близкими субститутами они будут в глазах потребителя;

· Чем ближе продукт к местоположению покупателя и чем ближе его свойства приближаются к его желаемым характеристикам, тем выше при прочих равных условиях полезность данного товара;

· Если потребитель расположен далеко от места продажи товара, он несет дополнительные транспортные затраты на покупку продукта.

 

Для того чтобы приобрести монополистическую власть на рынке дифференцированного блага продавцы пользуются следующими стратегиями дифференциации:

 

· Дифференциация по характеристикам товара: изменение тех или иных параметров, выделяющих данное благо от товаров субститутов;

· Дифференциация через дизайн упаковки: использование оригинальной упаковки способной повлиять на решение покупателя о приобретении данного благо;

· Дифференциация через коммуникацию: налаживание определенных взаимоотношений с покупателем;

· Дифференциация через оказание дополнительных услуг, например: бесплатная сборка, гарантийный ремонт.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал