Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель монополистической конкуренции Чемберлина.
Первым ученым, кто ввел понятие «Монополистическая конкуренция» был американский экономист Эдвард Чемберлен. Согласно его теории, большое количество экономических ситуаций представляют собой явления, включающие в себя черты как конкуренции, так и монополии. Модель Чемберлена предполагает рыночную структуру, в которой соединены элементы конкуренции, перечисленные выше, а также элементы монополии, такие как готовность покупателей платить больше за продукты, которым они отдают собственное предпочтение. При этом предполагается, что производитель в своем стремлении к максимизации прибыли стремиться захватить контроль над предложением товара, что даст ему возможность устанавливать собственную цену на рынке. Поэтому он стремиться произвести товар, отличающийся от товаров конкурентов. Фирма, добившиеся дифференциации продукта становиться монополистом на рынке его сбыта. В связи с этим фирма начинает обладать рыночной властью. Таким образом, увеличение цен на продукцию этой фирмы не обязательно приведет к потере большинства покупателей, что является аксиомой, по крайней мере, в теоретическом плане в условиях модели Совершенной конкуренции, полной однородности продукта и, бесконечной эластичности спроса по цене. По Чемберлену, дифференциация продукта трактуется достаточно широко: она включает не только различные качественные свойства продукта, но и все условия реализации и услуги, сопутствующие продаже, а также пространственное нахождение точек реализации. Дифференциация может заключатся в определенных качествах самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства (бренд, особые виды упаковки, технологии производства) и таких, как индивидуальные или субъективные особенности (качество, цвет, форма или стиль). Дифференциация может также базироваться на условиях, сопутствующих продаже товаров. В розничной торговле, например, эти условия включают в себя такие факторы, как местонахождение продавца, его манера ведения дел, репутация как индивидуального предпринимателя, деловая хватка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо непосредственно с ним, либо с теми, кто работает в его магазине. Так как эти и иные субъективные факторы варьируются от продавца к продавцу, то продукт в каждом случае воспринимается как различный, ибо покупатели учитывают эти факторы, и можно сказать, что они покупают их вместе с самим продуктом. Там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом и монополистом. Границы власти этих монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичен: вследствие существования товаров субститутов и эластичности спроса по цене. Монополия, обусловленная дифференциацией продукта означает, что финансовый успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себя в привилегированное положение на рынке. Подводя итог, можно сказать, что согласно теории Чемберлена рынок в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, отличительными особенностями продукта и расходами по сбыту, то есть расходами на создание спроса. Так же можно сделать вывод что к характерным особенностям рынка Монополистической конкуренции относится тот факт, что неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен, а маркетинг крайне важен для развития предприятия и максимизации прибыли.
|