Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По характеру внешнеторговых связей






Изменения в динамике и структуре внешней торговли, проис­ходящие под влиянием внутренней и внешней конъюнктуры, изменяют, соотношение регионов по объемам экспорта и импор­та. Среди конъюнктурных факторов особую роль играют цены на мировых рынках, спрос на внутреннем рынке, доходность экспорт­ных и импортных операций, тарифные и нетарифные ограниче­ния, вводимые Правительством РФ по экспорту и импорту с це­лью защиты внутреннего рынка и национальных производите­лей. В то же время эти изменения принципиально не меняют межрегиональные различия, что позволяет выделить среди субъек­тов РФ устойчивую группу ведущих территорий страны в сфере внешнеторговых операций, а также несколько типологических групп с характерными особенностями экспортно-импортной дея­тельности.

Первую группу составляют Москва и Санкт-Петербург вместе с прилегающими к ним областями (Московской и Ленинградс­кой), выполняющие важные посреднические функции в обслужи­вании внешнеторгового оборота России, что обусловлено их транс-портно-географическим положением, развитой банковской, ком­муникационной и складской инфраструктурой, сосредоточением квалифицированных кадров и необходимой информации. Разви­тие этих функций связано, прежде всего, со столичным статусом и ролью мегаполисов в экономической жизни. Причем объемы внешнеторговой деятельности в Москве, отражая ее политичес­кий и финансовый вес, в несколько раз выше, чем в северной столице.цСобственный экспортный потенциал обеих столиц неве­лик, но огромна роль в продвижении российских товаров на вне­шние рынки и распределении импорта по территории России. Санкт-Петербург играет важную роль в обеспечении внешнетор­говых связей на Балтике и Европейском Севере. Зона внешнего влияния Москвы значительно шире и охватывает не только Ев­ропейский центр, но и уральские и сибирские регионы.

Ко второй группе относятся старопромышленные регионы с мощной разнообразной экономикой, в которых сосредоточены крупные экспортные ресурсы России. Их экспортную базу состав­ляют 3-4 крупные товарные позиции: энергоресурсы, металлы, химическая продукция, лесная и бумажная продукция, машины и оборудование. К крупнейшим по объемам внешней торговли регионам этой группы относятся Иркутская, Нижегородская, Ке­меровская, Оренбургская, Пермская, Самарская, Свердловская об-


ласти, Красноярский край, республики Татарстан и Башкортостан. Экспорт в них заметно превышает импорт. К этой же группе мо­гут быть отнесены Волгоградская, Омская, Томская, Тульская, Че­лябинская и Ярославская области, Удмуртская Республика, но у них несколько меньшие объемы внешней торговли. Объемы экс­порта на одного жителя колеблются в пределах 300-800 долл., а величина внешнеторговой квоты варьирует в пределах 6-10%.

К третьей группе относятся регионы, в которых резко преоб­ладают одна-две отрасли, имеющие первостепенное экспортное " значение для России. Деятельность экспортных отраслей обеспе­чивает устойчивое состояние всей региональной экономики. К регионам монопродуктового типа развития внешнеторговых свя­зей относятся: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО, Воло­годская, Липецкая, Мурманская, Белгородская области, республи­ки Карелия, Коми и Хакасия. Это регионы сравнительно нового промышленного освоения, в которых структурообразующие про­изводства широко включены во внешнеторговые связи. В регио­нах этой группы экспорт также резко превышает импорт. Объем экспорта на душу населения достигает максимальных значений 800-1200 долл., а внешнеторговая квота, как правило, превышает среднероссийское значение этого показателя.

Четвертую группу образуют регионы, в которых имеется зна­чительный экспортный потенциал и благодаря приграничному положению на крупных международных коммуникациях боль­шое развитие приобрела посредническая и челночная торговля. Это — Калининградская, Ростовская, Сахалинская области, Крас­нодарский, Приморский и Хабаровский края, а также Новосибир­ская область. В этих регионах импорт либо превосходит по объе­му экспорт, либо примерно равен ему. Причем в экспорте высо­кую долю занимают транспортные услуги. Для этой группы реги­онов характерны очень большие колебания показателя внешне­торговой квоты: от 5, 6% Краснодарского края и 44, 2% у Кали­нинградской области.

Для пятой группы характерен низкий уровень участия во внеш-

\ неторговых связях хозяйства. Это в основном районы старого освоения с преобладанием в структуре промышленности маши-ностроения и отраслей ВПК, легкой, пищевой и других отраслей обрабатывающей промышленности. В связи с этим они имеют ограниченный экспортный потенциал, а благодаря глубинному

- Положению не могут выполнять в широких объемах импортные функции. К регионам этой группы относятся: Алтайский край, Воронежская, Владимирская, Калужская, Кировская, Костромская,


 




Курганская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Ульяновская области, республики Марий Эл и Мордовия, Чувашская Республи­ка и др. Объем экспорта на душу населения в этих регионах не превышает 200 долл., а отношение половины внешнеторгового оборота к ВРП ниже 5%. Необходимо отметить, что экспорт этой группы регионов растет быстрее, чем у регионов других групп.

К шестой группе относятся приграничные регионы, не распо­лагающие значительным экспортным потенциалом. Это либо районы низкой степени хозяйственного освоения, либо сильно отстающие по социально-экономическому развитию. К ним от­носятся субъекты РФ, расположенные по дальневосточной, вос­точносибирской и северокавказской периферии: республики Ал­тай, Бурятия, Тува, Астраханская, Амурская, Магаданская и Чи­тинская области, Еврейская АО, республики Северного Кавказа. В этих регионах импорт, как правило, превышает экспорт. По абсо­лютным и относительным показателям развития внешней тор­говли они уступают регионам других групп.

Вопросы для обсуждения

1. Принципы классификации субъектов РФ по типу внешне­торговых связей.

2. Охарактеризовать 5 групп субъектов РФ по типу их внешне­торговых связей.

4.2. Особенности размещения иностранных инвестиций и кредитов по субъектам РФ

Еще более неравномерно по регионам страны размещаются иностранные инвестиции. Они осуществляются в большинстве субъектов Федерации, однако основной их объем реализуется в 10-15 регионах. В 1999 г. на долю первой десятки пришлось 78, 5% всех иностранных инвестиций и в том числе 83, 9% пря­мых. Во внешней торговле первые десять регионов дают около 60% внешнеторгового оборота. Состав регионов, крупнейших по­лучателей инвестиций в 1995 - 1999 гг., довольно сильно изме­нился. В сравнении с ним региональная структура внешней тор­говли значительно стабильнее. Изменения в десятке крупнейших регионов по размещению иностранных инвестиций показаны в таблице 20.

За 1993 — 1999 гг. только у 21 субъектов РФ накопленный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) превысил уро­вень 100 млн. долл.: Москва — 6921 млн. долл. или 37, 7% от их


общего количества, размещенных в стране, Московская обл. — 1978 млн. долл. (10, 8%), Сахалинская обл. — 1367 (7, 5%), Санкт-Петербург — 1339 (7, 3%), Краснодарский край — 794 (4, 3%), Тюменская обл. — 745 (4, 1%), Ленинградская обл. 461 (2, 5%), Самарская обл. — 436 (2, 4%), Новосибирская обл. — 370 (2, 0%), Республика Коми и Свердловская обл. по 267 млн. долл. (1, 5%), Челябинская обл. — 218 млн. долл., Хабаровский край 176 (1, 2%), Приморский край — 215 (1, 2%), Магаданская обл. — 207 (1, 1%), Волгоградская обл. — 170 (0, 9%), Калужская обл. — 166 (0, 9%), Республика Татарстан — 145 (0, 8%), Иркутская обл. — 135 (0, 7%), Нижегородская обл. — 118 (0, 6%), Орловская обл. — 101 (0, 5%). На них пришлось более 90% всех размещенных за этот период прямых иностранных инвестиций.

По объему накопленных инвестиций на одного жителя регио­ны резко различаются друг от друга. Наибольшие величины это­го показателя отмечаются у Сахалинской области — 2282 долл. на одного жителя. Далее следуют малонаселенная Магаданская область — 866 долл., Москва — 811 долл., Московская обл. — 306 долл., Санкт-Петербург — 287 долл., и Ленинградская область —

Таблица 20

Десять крупнейших регионов по размещению

иностранных инвестиций в 1995 и 1999 гг. в %

от их общего объема в РФ

 

   
Регионы % Регионы %
Москва 46, 9 Москва 27, 8
Московская обл. 7, 4 Сахалинская обл. 10, 7
Татарстан 5, 8 Омская обл. 9, 3
Санкт-Петербург 5, 6 Санкт-Петербург 7, 3
Тюменская обл. 3, 7 Краснодарский край 5, 3
Самарская обл. 2, 5 Московская обл. 4, 6
Тверская обл. 2, 4 Ненецкий АО 3, 6
Нижегородская обл. 2, 2 Ленинградская обл. 3, 0
Новосибирская обл. 2, 1 Красноярский край 2, 1
Сахалинская обл. 1, 8 Свердловская обл. 1, 8
__ Доля десятки 80, 4 Доля десятки 75, 5

Источники: Финансовые известия. 1996. 13.04; Социально-эко­номическое положение РФ в январе-феврале 1999 г. Госкомстат Рос­сии. — М.


 




)



 



 



 


277 долл. при его среднем значении по России — 139 долл. У большинства субъектов объем накопленных ПИИ не превышает 10 долл. на одного жителя (см. рис. 4).

Среди регионов, крупнейших получателей ПИИ, выделяются Московский и Ленинградский районы (столицы и пристоличные области), нефтегазодобывающие регионы — Тюменская и Саха­линская области, Республика Коми, крупнейшие промышленные регионы — Свердловская, Челябинская, Волгоградская области, Республика Татарстан. Последняя может быть отнесена и к неф­тедобывающим регионам. Половина регионов из двадцатки яв­ляются приграничными (приморскими). И больше, чем половина рассматриваемых субъектов Федерации, включая Москву и Санкт-Петербург, имеет главный город с населением, превышающим миллион жителей (см. рис. 5 и 6).

Размещение иностранного капитала по регионам России от­ражает различия между ними по уровням коммерческого риска, с одной стороны, и ожидаемой прибыли, с другой. Иностранный капитал стремится, прежде всего, в экономически активные части национального пространства со сравнительно высокой восприим­чивостью к инновациям, являющиеся хозяйственными центрами значительных территорий и имеющие относительно благоприят­ные инфраструктурные условия (рис. 5). За годы реформ привле­кательность города Москвы для иностранных инвесторов суще­ственно увеличилась, она показана в таблице 21.

Несмотря на перепады в объемах зарубежного инвестирова­ния, Москва в течение всего периода рыночных преобразований уверенно лидировала по привлекательности для иностранных инвесторов.

Причем это связано уже не только с функциями Федерально­го центра, но и со значительным прогрессом в создании рыноч­ной среды и общим инвестиционным оживлением в столице. Прямые инвестиции в основном были вложены в виды деятель­ности, образующие инфраструктуру бизнеса и производства, рабо­тающие на внутренний рынок. Эти инвестиции еще больше по­вышают инвестиционную привлекательность города.

Превосходство столицы по инвестиционной привлекательнос­ти над остальной территорией страны — характерное явление для стран переходной экономики. Например, в Будапеште и от­носящейся к агломерационной зоне венгерской столицы области Пешт сосредоточено около половины всех иностранных капиталь­ных вложений. Но превосходство Москвы значительно сильнее, чем столиц стран ЦВЕ. Однако, если сравнивать Москву со сто-


Таблица 21 Иностранные инвестиции в Москве

 

Годы Иностранные инвестиции всего, млн.долл. Доля от инвестиций в России, % Прямые инвестиции, млн.долл. Доля от ПИИ в России, %
1991 - 1993 641, 6 20, 3 322, 3 14, 0
  189, 0 17, 9 155, 3 28, 3
  1312, 4 46, 9 951, 5 50, 7
  4291, 6 66, 0 844, 3 40, 4
  7076, 7 67, 4 3056, 4 78, 4
  5860, 0 49, 8 803, 3 23, 9
  2653, 8 27, 8 787, 6 18, 5
  4037, 0 36, 8 1472, 8 33, 3
Всего 1991 -2000 гг. 26062, 1 44, 4 8393, 5 34, 0

Источник: Данные Госкомстата и Министерства экономики РФ.

лицами стран ЦВЕ, то инвестиционные достижения Москвы ока­жутся не столь впечатляющими. Российская столица по объе­мам инвестиций на одного жителя примерно в 3 раза уступает Варшаве и в 7 раз Будапешту. Это свидетельствует о слабой по-прежнему освоенности России иностранными инвесторами и одно­временно о резком преобладании у них столичных предпочтений. По сути, и то и другое является отражением высоких рисков предпринимательской деятельности в России. Величина рисков, как известно, обусловлена вероятностью финансовых потерь, свя­занных с этой деятельностью (возврат предоставленных кредитов, получение зафиксированных в контрактах дивидендов и прибы­ли, потеря имущества и т.д.). В этих условиях капиталы вклады­ваются в те виды деятельности, в которых высокий риск уравно­вешивается адекватной прибылью (40 и более процентов). Послед­ние как раз сосредотачиваются в столицах и других крупных городах и городских агломерациях. Поэтому в высокоурбанизи-Рованной среде с ее сильно диверсифицированными потребностя­ми в товарах, услугах и технологиях более благоприятный инвес­тиционный климат, что и отражает размещение ПИИ. Неравно­мерность притока иностранных инвестиций и кредитов в боль­шой мере обусловлена неравномерностью размещения по регио-


 




нам страны институтов, обеспечивающих международные эконо­мические связи: банковской инфраструктуры, инвестиционных фондов, представительств фирм, консалтинговых и маркетинго­вых компании и т.д. Преобладающая часть этих институтов со­средоточена в столицах. Причем отрыв Москвы от остальной части страны в этом отношении значительно сильнее, чем у других стран переходной экономики.

Противоположный Москве полюс составляет громадная по территории периферия при недостаточном количестве крупных городов, выполняющих функции субцентров. Второй город Рос­сии — Санкт-Петербург по параметрам городской среды, функ­циям и доходам явно уступал столице. С началом реформ этот разрыв начал возрастать. Для его сокращения губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев выступил с инициативой переноса части столичных функций, в частности российского парламента, в город

на Неве69.

О роли инфраструктуры в инвестиционных решениях свиде­тельствует, например, то, что из-за ее неразвитости инвестиции компании «Пепсико» в России начинают приносить прибыль че­рез 4-5 лет против 2 лет в Венгрии. Среди таких центров в Рос­сии выделяются Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Са­мара, Новосибирск, Ростов, Владивосток.

Инфраструктурные условия в значительной мере связаны с транспортно-географическим положением потенциального реги­она размещения инвестиций. Транспортно-географическое поло­жение раскрывается через два наиболее важных компонента ин­вестиционной привлекательности региона: положение относитель­но потенциального рынка сбыта и положение относительно стра­ны инвестора70.

Роль фактора положения наглядно иллюстрирует инвестици­онная политика крупных ТНК в России. Например, швейцарская компания «Нестле» приобрела контрольные пакеты акций кон­дитерских фабрик в Самаре, Перми и Барнауле. Это крупные го­рода с большой зоной рыночного тяготения в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири. Американская компания «Пепсико», осу­ществляющая крупную инвестиционную программу в России (11 предприятий и 29 производственных линий) общей стоимостью

69 Мостовщиков С. К вопросу о криминальной столице России//
Эксперт. 2000. 06.02. — С. 21-24, здесь 24.

70 Maluszynska E. Lokalizacja inwestycji zagranicznych w zachodnich
wojewodstwach Polski// Biuletyn KPZK PAN, zesz. 174. Nowa generacja
w badaniach gospodarki przestrzennej. — Warszawa, 1996. — S. 89-104.


550 млн. долл., также опирается на крупные города — центры емких рынков. Уже действуют предприятия в Москве, Санкт-Пе­тербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Сама­ре, Ростове, Орле, Сочи и Калининграде.

В некоторых случаях иностранные инвесторы предпочитают размещать новые предприятия вне крупных агломераций, но в непосредственной близости от них. В частности, британская «Кэд-бери Швепс груп» построила в г. Чудово (Новгородская обл.) круп­ную кондитерскую фабрику (стоимость проекта 120 млн. долл.), которая ориентирована прежде всего на рынки Санкт-Петербурга и Москвы. Немецкая фирма «Штольверк» ввела в эксплуатацию кондитерскую фабрику в г. Покрове (Владимирская обл.) в рас­чете на рынки Московского региона и Нижнего Новгорода. Оба этих проекта объединяет то, что они локализованы на транспорт­ных коридорах, соединяющих крупнейшие города России. Инвес­тор при этом учитывал более низкие расходы на аренду земли и рабочую силу.

Данные примеры иллюстрируют региональные приоритеты инвесторов, осуществляющих вложения в импортозамещающие производства. География инвестиций в традиционный экспорт­ный сектор определяется либо нормативно-правовыми условия­ми, например, законодательно утвержденными списками место­рождений, эксплуатация которых возможна на основе соглаше­ний о разделе продукции, либо возможностями приобретения па­кетов акций действующих предприятий.

В целом приток прямых иностранных инвестиций в традици­онный экспортный сектор сдерживается разными протекционист­скими мерами. В то же время иностранные вкладчики не прояв­ляют большого интереса к налаживанию экспортного производ­ства в высокотехнологических отраслях за исключением, может быть, аэрокосмической промышленности.

Размещение иностранных инвестиций в России и других тран­зитных странах свидетельствует о том, что они тяготеют в основ­ном к крупным городам, выполняющим функции администра­тивно-политических центров. В главных городах субъектов РФ, как правило, действует 60-90% всех размещенных в регионе пред­приятий с иностранными инвестициями. Таким образом, незави­симо от уровня рассмотрения иностранные инвестиции тяготеют к центрам и обтекают периферийные зоны. В России определен­ное исключение составляют дальневосточные регионы, которое, °Днако, обусловлено небольшими пока объемами иностранных вкладов.


Отрыву центров от периферии по объемам привлеченных ин­вестиций также способствует неотлаженность российского зако­нодательства. В условиях нестабильности преимущества главно­го города позволяют иностранным инвесторам снять некоторую часть рисков. Дополнительные инвестиции на периферию можно было бы привлечь широким применением Закона «О соглаше­ниях о разделе продукции». Только по 6 продвинутым проектам освоения нефтяных месторождений на шельфе Охотского моря, в Тимано-Печерской и Западносибирской нефтегазоносных провин­циях возможные инвестиции оцениваются в 129 млрд. долл., а совокупный доход от этих проектов в 590 млрд. долл.'1 Привле­кательность Дальневосточного района для иностранных вклад­чиков отчасти объясняется введенными для этого региона в 1989 г. и действовавшими до 1993 г. специальными налоговыми льгота­ми. Сейчас таких льгот у этого региона нет.

В связи с большими межрегиональными различиями в России по условиям инвестирования возникает проблема соотношения странового и региональных рисков. Опыт России показывает, что страновой инвестиционный риск усиливается или ослабляется специфическими условиями инвестирования в регионах.

Они, в свою очередь, зависят от таких факторов, как политика местных властей в отношении иностранных вкладчиков, транс-портно-географическое положение, состояние инфраструктуры, емкость местного рынка и его динамика, финансово-бюджетное положение, уровень преступности и др.

Важность региональных рисков отчетливо проявляется в оцен­ке немецкими предпринимателями наиболее существенных пре­пятствий для эффективной деятельности германских фирм в России. К ним относятся:

1) нестабильность законодательной базы;

2) чрезмерное налогообложение;

3) преступность и коррупция;

4) недостаточная покупательная способность населения;

5) высокие импортные пошлины;

6) бюрократизм и некомпетентность местных властей;

7) неплатежи партнеров по бизнесу;

8) недостаточные страховые гарантии государства;

9) неразвитость инфраструктуры;

10) ограниченность услуг, оказываемых российскими банками;

11) нехватка подходящих партнеров;


 

12) недостаток рыночной информации;

13) кадровые проблемы;

14) чрезмерная монополизация некоторых рынков товаров и услуг;

15) дефицит производственных помещений.72
Большинство из этих показателей имеет ярко выраженный

региональный характер. В целом, по мере изменений в социаль­но-политической и финансово-бюджетной ситуации в стране, в законодательной базе изменяется соотношение общих и регио­нальных факторов инвестиционного риска.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризовать размещение иностранных инвестиций в РФ: объемы, динамика, главные районы притяжения.

2. Условия для размещения иностранных инвестиций в РФ. Роль ТНК в размещении иностранных инвестиций в регионы России.

3. Региональные риски и их влияние на динамику иностран­ных инвестиций.

4.3. Региональная дифференциация приграничного сотрудничества

Среди периферийных регионов особую роль в международном сотрудничестве играют приграничные территории. Они характе­ризуются повышенной внешнеторговой активностью предприя­тий (рис. 7). Однако за годы либерализации внешнеэкономичес­кой деятельности не произошло существенных изменений в струк­туре их экономики. Реализация фактора приграничного положе­ния происходила главным образом на основе традиционной мо­дели. Традиционная модель базируется на обслуживании внеш­неэкономических связей и развитии приграничной торговли, дви­жущей силой которой являются различия в уровнях и соотноше­ниях цен на товары потребительского и производственного на­значения в соседних странах. Экономический эффект этой моде­ли связан с расширением рынка сбыта для одних и получением более дешевых товаров и услуг для других. И то и другое лежит в основе получаемых по обе стороны границы доходов и осуществ­ляемых сбережений и накоплений. При значительных объемах приграничной торговли и транзитных товаро- и пассажиропото-


 


Экономика и жизнь. Московский выпуск. — 1997. — № 1-2. — С.


БИКИ. 1996. — № 107.


144.



 


ков возникают предпосылки для экономического подъема при­граничных районов.

В связи с этим одним из главных элементов развития пригра­ничных районов вплоть до августовского 1998 г. финансового кризиса в России была приграничная и челночная торговля пре­имущественно по линии импорта.

В начале 90-х гг. наибольший размах приграничная торговля приобрела в дальневосточных регионах в связи с установлением либерального трансграничного режима на российско-китайской границе и существовавшими большими различиями в соотноше­нии цен на товары потребительского и производственного назна­чения в России и Китае.73 Затем главный вектор этой торговли сместился на Северный Кавказ. В 1997 г. российско-турецкий челночный оборот составил 5 млрд. долл. или около 40% всего челночного оборота России. В крупных объемах челночная тор­говля осуществлялась с Польшей — около 1 млрд. долл., причем ведущую роль здесь играет Калининградская область. Важное место в челночной торговле занимают ОАЭ, в которой наиболее активно участвуют регионы Северного Кавказа.

Значительные объемы челночной торговли имели место и на границах России со странами СНГ. Причем на первых порах тор­говой либерализации в челночной торговле важное место зани­мал бартер. По мере повышения цен на российские товары и ро­ста доступности для граждан иностранной валюты челночная тор­говля во все больших объемах осуществляется на основе денеж­ных закупок товаров.

С 1997 г. объем челночной торговли начал сокращаться. Сла­бостью торговли такого типа является ее зависимость от тамо­женного и визового режима. Введение одной из соседних стран тех или иных ограничений сильно сказывается на объемах при­граничной торговли. Так, например, в результате ужесточения пра­вил бартерной и челночной торговли, повышения тарифов на им­порт продовольствия, введения визового режима взаимного посе­щения в 1993 г. резко сократились объемы приграничной торгов­ли России и Китая. Так, например, объем внешней торговли Амур­ской области за 19931999 гг. сократился в 6 раз.

Введение польскими властями новых, более жестких правил пересечения границы с 1 января 1998 г. вызвало сокращение объе­мов челночной торговли. Потери польского бюджета от стремле-

73 Москаленко Ю.С. 'Амурская область: состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей// Проблемы, прогнозирования, 1997. — № 1.


ния ограничить нелегальную иммиграцию и приблизиться к та­моженным и визовым требованиям ЕС оценивались в 400-800 млн. долл.74

Но наиболее сильный удар по приграничной и челночной тор­говле нанесла в 1998 - 1999 гг. почти пятикратная девальвация рубля.

Особенностью традиционной модели является то, что доходы от приграничной торговли распылены между множеством индивиду­альных торговцев-челноков, мелких и средних частных и государ­ственных фирм, что не позволяет реализовывать крупные инвести­ционные проекты без поддержки из бюджетов стран и админист­ративных районов. Наибольший эффект от этой модели достига­ется при согласованных действиях правительств соседних стран в вопросах визового и таможенного режима, согласованных из­менениях курсов национальных валют и при существовании раз­личий в ценах на потребительские товары и факторы производ­ства. Но сочетание этих условий трудно достижимо.

Привлекательность приграничных районов для иностранных нвесторов при традиционной модели определяется транспорт-ым положением относительно стран-инвесторов, особенностя-и инвестиционного климата, ценой основных факторов цроиз-одства, потенциальной емкостью осваиваемого рынка и трансак-ионными издержками, связанными с пересечением государствен-ой границы. Но большинство приграничных районов России ильно удалены от потенциальных инвесторов, для них харак-ерны малоемкие региональные рынки и неблагоприятный ин-естиционный климат из-за слабо развитой рыночной инфра-труктуры. Поэтому объемы прямых иностранных инвестиций в их пока явно недостаточны для заметных структурных измене-ий в экономике. В связи с этим экспортный потенциал пригра-ичного пояса вырос незначительно, а его рост обусловлен пере-риентацией значительной конкурентной части экономики с рос-ийского рынка на зарубежные.

Определенные изменения произошли в 1999 г.: в размещен-ых в России ПИИ резко возросла доля приграничных регионов см. таблицу 18). Однако в основном это произошло за счет Саха-ина в связи с реализацией проектов по добычи нефти и газа на ельфе Охотского моря, а также Краснодарского края и Петер-ургского региона (Санкт-Петербург и Ленинградская область). та эти четыре региона пришлось около 80% всех ПИИ, разме-

74 Финансовые известия. 1998. 13.01.


Таблица 22

Приграничные субъекты РФ с наиболее крупными объемами прямых иностранных инвестиций (ПИИ), млн. долл.


Таблица 23

Распределение накопленных ПИИ по субъектам РФ, расположен­ным на границе с Финляндией, Украиной, Казахстаном и Китаем


 


Регионы Накопленные ПИИ на конец 1996 г. ПИИ в 1997-1998 гг. ПИИ в 1999 г. Всего ПИИ за 1992-1999 гг.
Сахалинская обл.        
Санкт-Петербург        
Краснодарский край        
Тюменская обл. с автономными округами        
Ленинградская обл.        
Новосибирская обл.        
Челябинская обл.        
Хабаровский край        
Приморский край        
Волгоградская обл.        
Всего приграничные субъекты РФ        
% в общих ПИИ России 26, 3 23, 9 60, 1 33, 2

Источник: Социально-экономическое положение РФ. — М., 1997 и 1999. — № 2, 2000, январь.

щенных в приграничных субъектах РФ. Высокую территориаль­ную концентрацию иллюстрирует также и то, что на первую де­сятку регионов пришлось 94% всего объема инвестиций, накоп­ленных в приграничном поясе в 1992 — 1999 гг. При этом про­изошло снижение инвестиционной привлекательности лидеров первой половины 90-х гг. Хабаровского и Приморского краев, Тюменской области и ее возрастание у Ленинградской, Новоси­бирской, Челябинской областей и особенно у Краснодарского края. Приграничные субъекты РФ с наиболее крупными объемами пря­мых иностранных инвестиций (ПИИ) представлены в таблице 22.

Обращает на себя внимание крайне слабая инвестиционная привлекательность регионов, приграничных с Украиной. Распре­деление накопленных ПИИ по субъектам РФ, расположенным на границе с Финляндией, Украиной, Казахстаном и Китаем, пред­ставлено в таблице 23. Привлекательность регионов, граничащих с другими рассматриваемыми странами, немногим лучше.

Обращает на себя внимание крайне слабая инвестиционная

150'


 

Субъекты РФ пограничные с: Накопленные ПИИ за 1992 - 1999 гг., млн. дол. ПИИ на одного жителя в долл.
Финляндией, без Санкт-Петербурга,    
Санкт-Петербургом    
Украиной    
Казахстаном, без Тюменской обл.    
Тюменской обл.    
Китаем    
Россия в целом    

Источник: Социально-экономическое положение РФ, Госкомстат России. — М., 2000.

привлекательность регионов, приграничных с Украиной. Привле­кательность регионов, граничащих с другими рассматриваемыми странами, немногим выше. Основная часть инвестиций, размещен­ных в поясе регионов, соседствующих с Китаем, приходится на Приморский и Хабаровский края, которые имеют и морскую гра­ницу. Регионы, расположенные по границе с Казахстаном, при­влекают инвестиции не благодаря своему соседству, а в связи с мощным промышленным потенциалом и природными ресурса­ми. Инвестиционная привлекательность регионов Северо-Запада связана, прежде всего, с северной столицей.

Для привлечения финансовых ресурсов в приграничные реги­оны используется и инструмент специальных экономических зон. Зоны на основе федерального законодательства действуют в Ка­лининградской и Магаданской областях, Приморском крае. Но зонная модель развития приграничных районов не дала в России осязаемых результатов.

Ее низкая результативность объясняется отсутствием в 1992 ~ 2000 гг. стабильной правовой основы создания и деятельнос­ти СЭЗ, общей политической и экономической нестабильностью в стране и низким уровнем зонального менеджмента. Наряду с особой экономической зоной «Янтарь», СЭЗ «Магадан» и про­мышленной зоной «Находка» в приграничных регионах на ос-


нове постановлений правительства РФ были учреждены зоны оффшорного типа — «Ингушетия» и «Алтай» и на основе реше­ний органов власти в субъектах РФ — беспошлинные зоны в Санкт-Петербурге, а также оффшорные зоны «Калмыкия», в Рес­публике Мордовия, Агинском Бурятском АО и других регионах России.

Необходимо подчеркнуть, что соседние с Россией государства довольно широко используют СЭЗ для повышения конкуренто­способности приграничных с ней районов. Деятельность многих зон тесно увязана с российским рынком. В частности, в погра­ничных с Россией районах Китай создал специальные экономи­ческие зоны приграничного сотрудничества в Манчжоули, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хунчуне. Эти зоны играют важную роль в развитии российско-китайской торговли и экономическом подъеме отста­лых северных районов Китая.

Предприятия 8 СЭЗ (Мерсин, Анталья, Измир, Стамбул, Траб­зон, Адана, Мардин и Эрзурум) Турции широко используют им­портируемое российское сырье и материалы для производства продукции, которая затем частично реализуется на российском рынке.

Беспошлинные зоны Польши, Финляндии (Хельсинки, Турку, Ловиса, Котка, Оулу, Лапенранта, Ханко) и стран Балтии (Таллин, Рига, Клайпеда) занимаются накоплением, хранением и подго­товкой к экспорту комплектующих для сборочных производств, действующих или разворачиваемых в России. При этом исполь­зуется разница в таможенных пошлинах на готовые изделия и на их отдельные компоненты.

Инвестиционная деятельность в приграничных регионах Рос­сии в основном связана с созданием соответствующей транспор­тной и таможенной инфраструктуры. Наиболее динамично эти объекты сооружаются в Ленинградской области. В 1997 г. на российско-финской границе открыт современный автопереход в Торфяновке стоимостью 37 млн. долл. Он может обслужить в сутки до 3 тысяч единиц автотранспортных средств. Завершено сооружение подобного перехода в Брусничном, расширен пере­ход в Святогорске. Проводится реконструкция пограничной же­лезнодорожной станции Бусловская, что позволит в несколько раз увеличить ее пропускную способность. Эти мероприятия, а также планируемое сооружение скоростной железной дороги Хельсин­ки — Санкт-Петербург — Москва, объездной автомагистрали вок­руг Санкт-Петербурга, морских портов в Финском заливе (Бата­рейная, Усть-Луга, Приморск), создание к 2002 г. Балтийской трУ'


бопроводной системы свидетельствует о возрастании значения для России балтийского транспортного коридора.

Перспективы развития пограничной транспортной инфраструк­туры в.Калининградской области связаны с модернизацией морс­ких портов, улучшением качества обслуживания на переходах и реализацией проекта автомагистрали «Виа Ганзеатика» (Санкт-Петербург — Рига — Клайпеда — Гданьск — Гамбург). Россия выступает за создание в кооперации с балтийскими странами энер­гетического кольца, включающего ЛЭП и газопроводы. В каче­стве первого шага летом 2000 г. на подстанции в Выборге был запущен четвертый преобразовательный блок, обеспечивающий приведение электроэнергии к международным частотным стан­дартам. Благодаря этому существенно (на 20%) расширяются воз­можности российского экспорта электроэнергии.75

В Северо-Кавказском районе расширение контактных функ­ций связано с расширением пропускной способности портов Та­ганрог, Темрюк, Новороссийск, Сочи, Туапсе и развитием сопут­ствующих транспортных услуг.

Контактность каспийских границ России возрастет с создани­ем транспортного коридора Европа — Россия — Иран — Индия. Соответствующее соглашение было подписано в 2000 г. Основны­ми звеньями этого коридора со стороны России станут новые па­ромные терминалы в Оля, вблизи Астрахани, и Лагани в Калмы­кии, порты Астрахань и Махачкала.

Существенно повысил надежность железнодорожного сообще­ния отрезок железной дороги, дающий прямое сообщение между Махачкалой и черноморскими портами Туапсе и Новороссийск, минуя Чечню. Большое значение для развития регионального сотрудничества будет иметь сооружение газопровода «Голубой поток» между Россией и Турцией по дну Черного моря и нефте­провода Тенгиз — Новороссийск Каспийским трубопроводным консорциумом.

На Дальнем Востоке большое геополитическое и геоэкономи­ческое значение имеет завершение сооружения в 2000 г. автомо­бильного моста через Амур в Хабаровске. Наиболее крупными проектами здесь являются сооружение ЛЭП от Богучанской ГЭС и газопровода от Ковыктинского месторождения в Иркутской области в Северный Китай, нефтепроводов от Ангарска в направ­лении на Пекин, современных автопереходов на российско-китай-

Шакланова Н., Рыбалъченко И. Финляндию поставили на счет­чик// Коммерсантъ, 2000. 27.06. — № 114. — С. 5.


 



С 153


скои границе в Забайкальске и российско-монгольской границе в Кяхте, строительство автодороги Хабаровск — Чита, расшире­ние и модернизация дальневосточных портов, развитие СЭЗ «На­ходка», рущественное улучшение геоэкономического положение Дальнего Востока может произойти в случае реализации крупно­масштабного проекта по экспорту электроэнергии с Сахалина в Японию. Для этого предполагается построить на Сахалине круп­ную электростанцию, работающую на попутном газе, и подвод­ный электрокабель через пролив Лаперуза.

Транзитные функции Дальнего Востока возрастут в результа­те сооружения в рамках международного портово-промышленно-го комплекса в устье пограничной реки Туманная (Туманган) и железной дороги, соединяющей китайский город Хунчун с пор­том Зарубино, которая дает выход Китаю к Японскому морю.

Развитие производственных и транспортных функций пригра­ничных субъектов в 1992 - 2000 гг. опиралось в основном на федеральные финансовые ресурсы, привлекаемые иностранные кре­диты и средства российских банков и компаний. Государствен­ные инвестиции поступают в рассматриваемые регионы в рамках федеральных региональных (Северный Кавказ, Сибирь, Дальний Восток и т.д.) или отраслевых (таможенная инфраструктура, транс­порт и др.) программ. Однако эффективность федеральных про­грамм до последнего времени была невысока в связи с их неудов­летворительным финансированием.

Вопросы для обсуждения

1. Роль приграничных районов в международном сотрудничестве.

2. Модели развития приграничной торговли: традиционная, зон­ная.

3. Особенности приграничной торговли на Дальнем Востоке, Се­верном Кавказе, Северо-Западе страны.

4. Особенности инвестиционной деятельности в приграничных регионах.


4.4. География внешнеэкономических связей субъектов РФ

Весьма значительны различия между российскими регионами по географической структуре внешнеэкономических связей: ори­ентации экспортно-импортных связей, странам происхождения v инвестированного в регионах капитала, преимущественной направ­ленности туристического движения и служебных поездок, пря­мых международных транспортных сообщений и т.д. Причем чем ближе регион к границе, тем выше во внешнеэкономических свя­зях доля ближних и соседних стран.

Например, доля стран АТР во внешнеторговом обороте При­морского края увеличилась и составляет 75-80%. У Калининг­радской области более 50% внешнеторгового оборота приходится на Польшу, Литву и Германию. Доля стран дальнего зарубежья в экс­портно-импортных связях области составила 95%, а стран СНГ — 5%. В то же время в Воронежской области на долю стран СНГ приходится более 40% внешнеторгового оборота, в том числе бо­лее 25% на соседнюю Украину. Такое же примерно соотношение стран дальнего зарубежья и СНГ во внешнеторговом обороте Но­восибирской области: 60 и 40%. Крупнейшим торговым партне­ром области является Казахстан, на втором месте была Украина и на третьем — Китай. У Рязанской области региональная струк­тура экспорта и импорта весьма различна: в экспорте более поло­вины приходится на Эстонию, 10% — на Латвию, по 7% на Укра­ину и Литву. В импорте нее ведущее место занимает Германия, далее идут Казахстан, Италия, Бельгия. География внешнеторго­вых связей отражает степень взаимодополнения региональной эко­номики и соответствующих стран-партнеров. Причем основны­ми агентами взаимодополнения выступают предприятия и орга­низации, производящие экспортную и потребляющие импортную продукцию.

В географии внешних связей субъектов РФ преломляются так­же экономические интересы зарубежных стран к определенным частям российского пространства. Дифференциация территории конкретной страны по интересам стран — экономических парт­неров — явление, широко известное в мировой экономике. В России наметились первые контуры этой дифференциации, кото­рые по мере вхождения страны в мировую экономику будут при­обретать более четкие очертания. Они отражают характер ее вклю­чения в процессы глобализации и регионализации международ­ного сотрудничества. ^ В соответствии с этими двумя тенденциями действуют разные

^Шк 155


механизмы реализации приоритетов зарубежных стран в России. В первом случае они связаны с конкретным размещением рын­ков сбыта, ресурсов, производств и отраслей, представляющих интерес с точки зрения получения прибыли и контроля за их деятельностью. Носителями этих интересов чаще всего выступа­ют ТНК.

Во втором случае регионализация интересов зарубежных стран определяется их географической и этно-культурной бли­зостью к определенным российским регионам. Для многих стран территориальные зоны интересов в России формируются под вли­янием определенной комбинации этих двух факторов.

Исторически и географически соседи играют важную роль во внешнеэкономических связях России. Вместе с тем соседние го­сударства сильно различаются по размерам и структуре хозяй­ства, уровню развития, культурным особенностям.

Интересы стран СНГ в России и, соответственно, объемы свя­зей отдельных российских регионов с ними во многом обусловле­ны наследием разделения труда в рамках единого народнохозяй­ственного комплекса в СССР. Однако они уже существенно изме­нены развитием импортозамещения и появлением на рынках друг друга товаров из третьих стран. Тем не менее значение соседних и ближних регионов во внешних связях России и стран СНГ за годы независимого существования заметно возросло. Сегодня в списке главных торговых партнеров стран СНГ, как видно из таб­лицы 24, половину составляют приграничные территории.

Из-за высоких предпринимательских рисков территориальные зоны интересов стран — ведущих западных партнеров России — пока только обозначены. На них реализуются отдельные проек­ты, прежде всего в центрах того или иного региона. Успех от­дельных предпринимателей притягивает туда других инвесторов, неудачи замораживают инвестиционное освоение территории.

США на сегодня — крупнейший вкладчик капитала в России. В сферу интересов этой страны входят все регионы России, в ко­торых имеются стратегические производства. Необходимо отме­тить, что на правительственном уровне США стремятся максималь­но расширить географию своего сотрудничества. Об этом свиде­тельствует совместное заявление Комиссии «Черномырдин — Гор» «О региональной инициативе по инвестициям в России» от фев­раля 1997 г., в котором указывается на необходимость переори­ентации инвестиционных программ на промышленность россий­ской провинции.

Но на уровне банков и компаний особый интерес проявляется


Таблица 24

Регионы — главные участники внешней торговли со странами СНГ в 2000 г., млн. долл.*

 

 

Наименование субъекта Российской Федерации   Экспорт     Импорт  
Дальнее зарубежье Страны СНГ Всего В % к итогу Дальнее зарубежье Страны СНГ Всего В % к итогу
Российская Федерация 89216, 5 8250, 0 97466, 5 100, 0 22257, 3 7884, 9 30142, 2 100, 0
г. Москва 22470, 9 2482, 2 24953, 1 25, 6 9187, 1 1695, 7 10882, 8 36, 1
г. Санкт-Петербург 2404, 0 140, 4 2544, 4 2, 6 2366, 4 232, 2 2598, 6 8, 6
Московская область 1860, 7 219, 1 2079, 8 2, 1 1496, 8 612, 5 2109, 3 7, 0
Тюменская область 14623, 5 1197, 9 15821, 4 16, 2 707, 3 99, 7 807, 0 2, 7
Самарская область 3236, 9 277, 7 3514, 6 3, 6 365, 4 260, 8 626, 2 2, 1
Свердловская область 2495, 6 284, 0 2779, 6 2, 9 317, 9 260, 8 578, 7 1, 9
Калининградская область 432, 3 9, 3 441, 6 0, 4 764, 3 44, 7 809, 0 2, 7
Белгородская область 298, 8 237, 6 536, 4 0, 5 132, 5 444, 3 576, 8 1, 9
Челябинская область 1648, 0 213, 0 1861, 0 1, 9 142, 9 444, 0 586, 9 1, 9
Красноярский край 3550, 2 82, 7 3632, 9 3, 7 472, 6 177, 0 649, 6 2, 2
Ростовская область 503, 4 205, 8 709, 2 0, 7 239, 1 280, 5 519, 6 1, 7
Оренбургская область 1231, 9 101, 2 1333, 1 1, 4 115, 4 486, 2 601, 6 2, 0
Краснодарский край 944, 9 50, 8 995, 7 1, 0 501, 4 70, 3 571, 7 1, 9
Новосибирская область 163, 6 300, 2 463, 8 0, 5 111, 5 150, 7 262, 2 0, 9
Иркутская область 2924, 7 17, 5 2942, 2 3, 0 381, 5 155, 8 537, 3 1, 8
Республика Татарстан 2807, 4 182, 8 2990, 2 3, 0 248, 0 115, 1 363, 1 1, 2
Республика Башкортостан 2366, 7 301, 9 2668, 6 2, 7 170, 1 71, 9 242, 0 0, 8
Нижегородская область 660, 6 201, 2 861, 8 0, 9 234, 2 87, 0 321, 2 1, 1

* Составлено по данным ГТК РФ. Жирным шрифтом выделены приграничные районы.


к основным и потенциальным регионам нефтедобычи, к цент­рам нефтепереработки и нефтехимии, аэрокосмической промыш­ленности и телекоммуникаций. США заинтересованы также в уг­лублении сотрудничества с соседними регионами России: Ма­гаданской и Камчатской областями, Чукотским автономным ок­ругом. В приграничном сотрудничестве важную роль играют вла­сти соседнего штата Аляска.

Германия в силу своей экономической и финансовой мощи имеет обширные экономические интересы в России. Они кон­центрируются в Московском регионе, Среднем и Нижнем По­волжье, на Урале и в Западной Сибири. Большой интерес она проявляет и к Калининградской области. Помимо того, что боль­шинство из этих регионов относится к числу ключевых для рос­сийской экономики, определенную роль в этом интересе играет этнический фактор, поскольку на их территории проживают рос­сийские немцы.

Территориальная зона интересов Франции в России заметно уже, чем у США и Германии. Они связаны с Московским регио­ном, центрами размещения атомной промышленности, регионами, располагающими запасами нефти и газа в Нижнем Поволжье и Ненецком автономном округе. Похожим образом при преобла­дающем действии производственно-сбытового фактора формиру­ются территориальные зоны интересов у Великобритании, Швей­царии, Италии, Голландии, Канады, Австралии и других промыш-ленно развитых стран, не имеющих прямого соседства с Россией.

Действие фактора географической и этнической близости на региональные предпочтения более отчетливо проявляется у со­седних с Россией стран. Так, например, во внешнеэкономических связях с Россией Китая, Южной Кореи и Японии особое место занимают соседние дальневосточные регионы. Причем экономи­ческое влияние Японии сильнее в Сахалинской области и Рес­публике Саха. Южная Корея среди всех дальневосточных регио­нов имеет большие интересы в Приморском крае и в Сахалинс­кой области, что помимо фактора близости и соседства связано с наличием в этих регионах корейской диаспоры.

Структура сотрудничества этих стран с российскими региона­ми весьма специфична, что отражает их интересы и возможности. Китай предпочитает развивать торговлю преимущественно на бартерной основе, обменивая свой ширпотреб на сырье. Япония осуществляет некрупные проекты с небольшим предприниматель­ским риском, которые связаны с производством древесины и мо-репродукции. Эти же товары занимают главное место в российс-


ком экспорте в эту страну. Среди японских регионов наиболее широко в связях с соседними российскими регионами участвует о. Хоккайдо.

У стран скандинавской Европы в поле зрения на первом пла­не находятся географически близкие Архангельская, Мурманс­кая, Ленинградская, Новгородская области, Санкт-Петербург, рес­публики Коми и Карелия. Развитию сотрудничества Финляндии с северными российскими республиками способствует их этни­ческая близость. Международное сотрудничество регионов рос­сийского Северо-Запада во многом связано с деятельностью Сове­та Балтийского моря, Баренц/Арктического региона, реализацией проекта «Северное измерение».

Сотрудничество с этими странами развивается по многим на­правлениям: создание пограничной инфраструктуры и транспорт­ных коммуникаций, посредничество в продвижении российских товаров на внешние рынки, экология, консалтинговые услуги и т.д. Скандинавские страны стремятся расширить свое присутствие в лесной, деревообратывающей и целлюлозно-бумажной, а также рыбной промышленности этих российских регионов. Это, как из­вестно, ключевые для этих стран отрасли экономики.

Греция, Кипр и Турция исторически имеют повышенный ин­терес к причерноморским регионам России. В Краснодарском крае находится крупнейшая в России греческая диаспора. Тур­ция имеет особый интерес к тюркоязычным республикам Рос­сии, а также, будучи крупным экспортером строительных услуг, проявляет растущее внимание к центрам, в которых наблюдается или ожидается инвестиционное оживление.

В общем виде распределение интересов стран дальнего зару­бежья можно представить следующим образом. Соседние страны стремятся к расширению экономического сотрудничества с ближ­ними российскими регионами. Приоритеты европейских стран находятся в европейской части России, на Урале и в Западной Сибири, а стран АТР — на Дальнем Востоке и в Восточной Сиби­ри. Интересы США охватывают все эти регионы.

Вопросы для обсуждения

1. Межрегиональные различия участия субъектов РФ во внеш­неэкономических связях. Географическая структура внешней торговли субъектов РФ.

2. Регионализация интересов зарубежных стран на российском экономическом пространстве: регионы и ТНК, регионы и стра­ны СНГ.


, 1 3. Зоны экономических интересов на экономическом простран-
vi> стве России стран — ведущих партнеров РФ во внешней тор-

, говле.

* Литература

" ( 1. Давыдов О. Внешняя торговля — время перемен: ВНИКИ, 1995.

' 2. Внешнеэкономические связи и региональное развитие в Рос­сии: Материалы семинара, Санкт-Петербург, 2-3 дек. 1998 г./ Рос. АН, Ин-т междунар. экон. и полит, исслед. (Москва), Рос. геогр. о-во (Санкт-Петербург), Массачусет. ин-т соц. и экон. исслед. (Амхерст); Ред.: Л.Б. Вардомский, В.А. Миронов (общ. ред.). — М.: Эпикон, 1999. — 208 с: табл.

3. Капустина Л.М. Регион в мировом и национальном эконо­мическом пространстве. — Екатеринбург: Уральское отделение РАН, Институт экономики, 2000.

4. Регионы в системе внешнеэкономических связей Российской Федерации: Материалы конференции/ Под ред. С.Г. Горшенина. — Оренбург, 1998.


ГЛАВА 5 ■ *' ' ■ ■ *

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РФ ПО ХАРАКТЕРУ а УЧАСТИЯ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ $

5.1. Внешнеэкономическая открытость: виды и динамика

Процессы глобализации и регионализации международного сотрудничества отражают формирование и развитие экономичес­ких систем, охватывающих все мировое пространство или его зна­чительную часть. Иными словами, эти процессы определяют раз­витие интернационализации с точки зрения роста целостности, единства мирового хозяйства и интеграционных образований.

Другая сторона интернационализации обусловлена характе­ром участия в мирохозяйственных связях отдельных стран и их районов. В данном случае речь идет о втянутости национальных экономик в МРТ или об их внешней открытости. Внешнеторго­вая квота и другие относительные показатели, характеризующие интенсивность взаимосвязей национального и мирового хозяй­ства лежат в основе понятия «открытая экономика», которая яв­ляется своего рода антиподом автаркии, закрытой экономики, ориентирующейся на самообеспечение. Представление об откры­тости экономики изменяется по мере углубления интернациона­лизации хозяйственной жизни. В 1950-1960 гг. открытость из­мерялась исключительно внешнеторговой квотой. При этом к числу открытых относили страны с величиной квоты более 10%. По мере нарастания внешнеэкономических связей и появления новых направлений интернационализации это понятие приобре­тает дополнительные измерения, одновременно повышаются ко­личественные критерии открытости.

Сегодня, как отмечает И. Филаточев, «...под открытостью под­разумевают развитие трех ключевых каналов, связующих нацио­нальные экономические системы: торговлю товарами, движение капиталов и взаимообмен национальных валют»76.

В мирохозяйственные связи по-разному втянуты не только страны, но и части их экономического пространства. Это важный разрез изучения открытости национальной экономики. Уровень открытости страны является как бы средним для совокупности элементов территориальной структуры хозяйства.

Различия между районами страны по степени втянутости в

— М.: На-161

'6 Филаточев И.В. Концепции «открытой экономики
Ука, 1991. — С. 5.,./,..,,.■ „,...■,..;.

11-4411


мирохозяйственные связи отражают их разную конкурентоспо­собность на внешних рынках. В основе конкурентных преиму­ществ, по М. Портеру, лежат основные и развитые


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.046 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал