![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эффективность региональногозаконодательства во внешнеэкономической сфере
Источник: Материалы ГТК о внешней торговле регионов РФ, 1997 - 2000 гг. ятий (Нижегородская, Новосибирская, Тюменская области, Республика Татарстан); - поручительства администраций регионов на получение ссуд из федерального бюджета, предоставляемых для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции на экспорт (Пермская, Тюменская, Астраханская области, Республика Татарстан); 7-4411 - - льготные сроки предоставления инвестиционного налогового кредита (Пермская, Воронежская, Астраханская области, Республика Татарстан); - установление статуса инвестиционного проекта, поддержанного региональной администрацией (Краснодарский край, Республика Саха (Якутия), Санкт-Петербург, Тюменская, Астраханская области); - введение системы экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров (Иркутская, Астраханская области, Краснодарский край); - предоставление налоговых льгот в швейной отрасли (Краснодарский край), в машиностроении и металлообработке, черной металлургии, радиоэлектронике, химической и легкой промышленности (Нижегородская область); - паспортизация хозяйствующих субъектов, направленная на поиск потенциальных иностранных партнеров субъектов, повышение экспортно-импортного потенциала (Самарская область); - участие в международных выставках (Республика Татарстан); - создание системы производственной субконтрактации (Республика Татарстан); - создание представительств региона за рубежом для участия в реализации и расширении рынков сбыта экспортно-ориентированной продукции (Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Хабаровский край); - введение статистической отчетности по экспортной продукции (большинство регионов). Третье направление — закрепление на региональном законодательном уровне определенных мер поддержки для конкретных участников внешнеэкономической деятельности (таблица 15). Высокая внешнеторговая активность отдельных предприятий, организаций или учреждений достаточно тесно коррелирует с объемом внешней торговли субъектов Российской Федерации. Чем больше торговых соглашений заключено в регионе, тем выше его доходы от внешней торговли. В таблице 15 приведены ведущие регионы по эффективности внешнеторговых операций на примере торговли технологиями с зарубежными странами. Главными лидерами стали Астраханская и Белгородская области. Свыше четверти их товарооборота реализуется в результате торговли технологиями..„,. Таблица 15
Продолжение таблицы 15
Источник: Статистический сборник «Регионы России» 2000 г. Госкомстат России. — М., 2001. Чем выше уровень развития регионального законодательства, больше и разнообразнее законы в сфере внешнеэкономических связей, тем более эффективна внешнеторговая деятельность в регионах, более диверсифицирована структура внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации. Лидерами среди регионов являются Самарская, Нижегородская области, Республика Татарстан. Помимо разработки регионального законодательства во внешнеэкономической сфере, субъекты Российской Федерации заключают соглашения в международной сфере. Это происходит несмотря на все дискуссии вокруг полномочий субъектов Российской Федерации в договорной области и статуса самих международных соглашений, заключаемых субъектами. Так, Республика Татарстан заключила более 50 договоров и соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными партнерами, в том числе с членами Евросоюза: Германией, Францией, Нидерландами, а также с правительством земли Нижняя Саксония, автономным округом Мадрида51. Республике Татарстан принадлежит пальма первенства и в подписании (с согласия Москвы) прямого договора с иностранной державой: в июне 1995 г. соответствующее соглашение было заключено между Казанью и Анкарой. Всего же ко второй половине 1990-х гг. были подписаны более 300 различных международных соглашений, большая часть которых была подготовлена при помощи МИД РФ52. Однако некоторые соглашения были подготовлены без участия МИД и вызвали серьезное недовольство с его стороны. Так, МИД России выразил сожаление по поводу договора между Кабардино-Балкарией и Абхазией, формально являющейся частью Грузии53. Торговый договор между Калининградской областью и Литвой был даже аннулирован федеральными властями в 1995 г. как противоречащий российскому законодательству54. Несмотря 51 Курдюков Г. Аналитический обзор закона Республики Татарстан 52 Matvienko V. The Center and the Regions in Foreign Policy// 53 Макарычев А.С., Макарычева М.Г. Международная деятельность 54 Joenniemi P. Kaliningrad: a region in search for a past and a future.
Как известно, эффективность международных связей субъектов федеративного государства повышается, если они имеют свои представительства в зарубежных странах, а последние открывают свои представительства в регионах. Это также немаловажно и с точки зрения престижа. По этим причинам многие субъекты Российской Федерации стремились иметь свои представительства за рубежом, а иностранные — на своей территории. Правда, очень скоро выяснилось, что далеко не все регионы имеют для этого финансовые и кадровые возможности. Ведь в соответствии с федеральным законодательством, эти представительства должны содержаться за счет бюджета самих регионов. Со временем субъекты Федерации стали проводить более прагматичную и соответствующую их возможностям политику в этом вопросе. Так, например, Республика Татарстан имеет 16 полномочных и торговых представительств за рубежом57. Нижегородская же область может позволить себе иметь только одно представительство — в Северной Рейн-Вестфалии. В 1994 г. на основании распоряжения Президента Российской Федерации в Казани было открыто Генеральное Консульство Турецкой Республики58. Регионы стремятся развивать связи не только с отдельными 55 Пронин Ю. Сибиряки присягают на верность Путину// Незави 56 Нечипуренко В. Сибирское соглашение с Белоруссией// Россий 57 Мухаметшин Ф. Казань за реальный федерализм. — С. 4. 58 Князъкин С. Анализ проекта закона Республики Татарстан странами, но и с международными организациями. Например, республика Татарстан активно сотрудничает с ЮНЕСКО, ЮНИ-ДО, Конгрессом местных и региональных органов власти Европы, Советом Европы, является членом Ассамблеи регионов Европы59. Субъекты Российской Федерации представлены или активно участвуют в работе таких региональных организаций, как Совет Баренцева моря и Евроарктического региона, Арктический Совет, Совет государств Балтийского моря, Черноморский совет экономического сотрудничества. С вхождением России в Азиатско-тихоокеанский экономический совет в ноябре 1998 г. открылись новые возможности для российского Дальнего Востока. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международно-правовые акты служат важным правовым источником для внешней деятельности субъектов Российской Федерации. Официальная ратификация таких актов (одобрение, присоединение) служит согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации легальным способом включения в правовую систему нашей страны в качестве ее составной части. Международные нормы надлежит правильно освоить и использовать, особенно те, которые содержат базовые принципы развития государственных институтов. Речь идет прежде всего о принципе субсидиарности, означающем взаимодополнение действий властей всех уровней, начиная с нижнего. В Совете Европы в течение ряда лет готовилась Хартия региональной автономии, рассчитанная на сближение регионов и введение общих (согласованных) гарантий их самостоятельности. Но вопрос не получил окончательного разрешения. В последние годы формируются «еврорегионы» для создания единой сети образования, информации, развития транспортных связей, инфраструктуры, занятости населения, охраны природы, принятия коллективных мер безопасности. У них специфический режим. Российские регионы пока в нем не участвуют. Успешно реализуется Европейская хартия местного самоуправления. Она содержит немало положений, воспринятых в российском законодательстве. Тем не менее предстоит затратить немалые усилия для обеспечения устойчивого развития местного самоуправления в нашей стране и в части финансово-экономической самостоятельности путем упорядочения отношений с государственными органами и стимулирования участия населения в принятии локальных решений. Мухаметшин Ф. Казань за реальный федерализм. — С. 4.
В целом, развитие международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ соответствует мировой практике развития отношений между субъектами федераций и/или административно-территориальными единицами различных государств и реализует конституционное полномочие субъектов Российской Федерации, направленное на решение насущных социально-экономических проблем российских регионов и, в первую очередь, на привлечение в регионы иностранных инвестиций и современных технологий, на расширение рынков сбыта российской продукции. Однако некоторые моменты сложившейся практики международных контактов субъектов Российской Федерации таят в себе потенциальные опасности, как, например: - обеспечение иностранными государствами своих интересов в РФ в обход федеральных властей и вопреки их позиции; - корректировка иностранными государствами в своих интересах как внешней, так и внутренней политики российского Федерального центра, в том числе путем организации целенаправленного давления на него со стороны субъектов РФ; - укрепление потенциального политического и экономического базиса сепаратизма, «самостоятельности» субъектов Российской Федерации. Таким образом, актуальной остается задача регламентации на федеральном уровне внешнеэкономической деятельности субъектов РФ:
|