Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зарубежный опыт правового регулирования международных и внешнеэкономических связей
В качестве субъектов международного права (и, соответственно, международных отношений) выступают как унитарные, так и федеративные государства. Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности его составных частей в этом случае не возникает. Иное дело с федеративными государствами. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т.д.) сохраняют определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях. Таким образом, они не являются субъектами международного права. Участие в международных отношениях как унитарных, так и федеративных государств может регулироваться только правовыми нормами. Основной принцип во внутреннем плане состоит в том, что разграничение полномочий между государством и составляющими его частями зафиксировано в Конституции и полномочия в международной сфере являются продолжением полномочий внутренних. Целостность федеративного государства как субъекта между Конституционное законодательство и политическая практика современных федераций исходит из того принципиального положения, что ведущая роль в разработке и осуществлении внешней политики принадлежит федеральным органам власти. Внешнеполитическая деятельность многих федеративных государств подтверждает данный тезис. В Конституции США вопросы компетенции в области внешней политики решаются определенно и жестко: данная область отнесена к исключительному ведению федеральных органов власти. Согласно Конституции ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой. Одновременно все заключенные от имени США договоры наравне с Конституцией и законами рассматриваются как «верховное право страны», которому должны следовать судьи в каждом штате. Основной закон ФРГ (ст. 32 Конституции) прямо указывает на то, что ведение сношений с иностранными государствами принадлежит федерации. В той мере, в какой земли обладают законодательной компетенцией, они могут с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами. Одновременно земли используют другую, опосредованную, форму участия во внешней политике Германии: через свое представительство в верхней палате Федеративного государства — бундесрате. По Конституции Индии к компетенции союза отнесены «внешние сношения, все вопросы, касающиеся взаимоотношений союза с каким-либо иностранным государством», заключение и выполнение договоров с иностранными государствами. Принцип главенства федерации в международ аъг.у-. отношениях является базовым и часто обозначается весьма четко. Роберт Р. Бови и Карл Фридрих, в частности, подчеркивали: «Во всех федерациях внешние сношения определяются федеральным правительством, и повсеместно признается, что никакая федерация не может нормально функционировать, если соответствующие власти не контролируют элементы внешних международных отношений»29. В плане внутренней организации федеративное государство характеризуется разграничением полномочий между федераци- 29 Очерки о федерализме. Общая библиотека права и юриспруденции. —- Париж, 1960. — С. 403. ей и составляющими ее частями. Это разграничение повсеместно определяется Конституцией (Россия составляет исключение, вводя одновременно «контрактный» элемент в виде договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации). Оно заметно различается в различных федерациях. Некоторые, как, например, Федеративная Республика Германия, предоставляют широкие полномочия федеральным властям, в частности в сфере законодательства. Другие, как, например, Бельгия, признают за своими субъектами очень большой вес. Однако все федеративные государства признают, что внешняя политика находится, прежде всего, в компетенции федеральных властей. Однако специфика эволюции государственного устройства влияет на механизм реализации международной правосубъектности федеративного государства. В некоторых федерациях участие их субъектов в заключении международных договоров является объектом конституционного регулирования. Например, согласно Основному закону ФРГ, перед заключением Федерацией договора, затрагивающего особое положение какой-либо земли, эта земля должна быть своевременно заслушана. Подобная норма вынуждает федеральный центр более внимательно относиться к регионам, которые имеют свои интересы и приоритеты, в том числе и в международной сфере. Говоря о правосубъектности субъектов федераций, можно выделить правило, которое было выработано комиссией международного права ООН: «Государства, члены федеративного союза могут обладать правоспособностью заключать международные договоры, если такая правоспособность допускается федеральной конституцией и в пределах, ею установленных». Таким образом, приоритет отдавался федеральным правовым нормам. Тем не менее и в таком виде правило не было принято Венской конференцией по праву международных договоров 1969 г. Опыт показывает, что ни сами федерации, ни их иностранные партнеры не готовы на деле признать за членами федерации статус субъектов международного права даже в ограниченном виде. Даже при реализации правила, предложенного комиссией ООН, возникает немало юридических проблем. В целом, иностранные государства предпочитают иметь дело с центральной властью. Даже практика использования США так называемой, «федеральной оговорки» вызывает протесты других государств. Смысл этой оговорки в том, что федерация берет на себя лишь те I обязательства, которые не относятся к компетенции штатов. Ис- пользование «федеральной оговорки» при заключении двусторонних договоров ставит другую сторону в явно неравноправное положение. Международное и внутригосударственное право некоторых федераций очень жестко регламентируют внешнеполитическую активность субъектов федерации. Это понятно: если не удается привлечь к ответственности уже признанных сегодня субъектов международного права, то это будет еще труднее осуществить, если к этому списку добавятся штаты, земли, области или республики федеративных государств. Зарубежная практика свидетельствует об очень осторожном подходе в распределении ролей между центром и регионами во внешнеполитической и экономической деятельности. Существующая доктрина международного права осторожно трактует прерогативы региона в качестве субъекта международного права. Заметим, что «посягательство» федерального центра на законно признанные права субъектов федерации путем заключения международных соглашений по вопросам, входящим в компетенцию этих субъектов, подрывает их автономию, порождает конфликты в федеративных отношениях, а главное — в конечном счете вызывает дисбаланс в федеративной системе и ставит под угрозу само федеративное устройство. Казалось бы ясным, что никакая внешняя деятельность центральной власти не может нарушать основы указанного устройства, к числу которых относится и конституционное распределение пол"!; мочий в федерации. Понимание антифедеративного и антиконституционного характера попыток федерального центра присвоить себе исключительные полномочия субъектов федерации путем заключения соответствующих международных договоров получает отражение в деятельности государственных органов. С учетом конституционных принципов федерализма можно сделать вывод, что «вторжение» федеральных органов власти в компетенцию субъектов федерации путем заключения международного договора неправомерно. По мере интернационализации политической, экономической, социальной и культурной жизни не только государства, но и входящие в их состав региональные и местные территориальные сообщества развивают взаимные отношения и заключают международные соглашения. Прямые отношения между территориальными сообществами различных государств стали нормальным явлением международной жизни, причем не только в государствах федеративных, но и в унитарных, где регионы, департамен-
ты и коммуны участвуют в международных отношениях в рамках внешней политики государства. Международное сотрудничество на субнациональном уровне стало настолько необходимым для социально-экономического развития регионов, что даже такое унитарное государство, как Франция, должно было признать право своих территориальных сообществ заключать соглашения с зарубежными сообществами, разумеется, однако, с двумя условиями: соблюдать внутренние полномочия каждого сообщества и одновременно международные обязательства Франции. Общий Кодекс территориальных сообществ в разделе «Свободная администрация местных сообществ» имеет главу «Децентрализованное сотрудничество», которая предусматривает, что «территориальные сообщества и их объединения могут заключать соглашения с иностранными территориальными сообществами и их объединениями в пределах своих полномочий при соблюдении международных обязательств Франции». Кодекс предусматривает создание национальной комиссии по децентрализованному сотрудничеству, которой поручено «наладить и поддерживать децентрализованное сотрудничество территориальных сообществ. Она имеет также право формулировать любые предложения по его совершенствованию». Конституция США не стала помехой на пути международной деятельности штатов. Они ныне широко и самостоятельно участвуют во внешних связях. Достаточно сказать, что по некоторым данным ими заключено несколько сот соглашений с иностранными партнерами. В 1985 г. Техас стал первым американским штатом, заключившим двустороннее торговое соглашение с иностранным государством — Мексикой. Более того, отношения американских штатов с провинциями Канады и штатами Мексики сыграли важную роль в формировании политики США в вопросах режима Великих озер и вод бассейна реки Колумбия, мексиканская иммиграция в США и другие. В настоящее время сложился своеобразный консенсус, когда американские штаты вступают в многообразные, прежде всего экономические, связи с зарубежными партнерами. Федеральные же органы власти не препятствуют таким связям, если они не противоречат общенациональным интересам и внешней политике США. В целом прямое участие земель в Германии в международных связях невелико. По данным Г. Михельманна, общее число договоров, заключенных указанными субъектами, не превышает тридцати, и, как считает этот автор, все они имеют ограниченное поли- тическое значение, поскольку касаются таких строго ограниченных географически вопросов, как загрязнение окружающей среды, строительство трансграничных дорог и мостов30. Вопросы для обсуждения 1. В чем особенность участия федеративных государств в международных отношениях? 2. Охарактеризовать опыт участия федеративных государств в международных отношениях.
|