Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направления и формы международной деятельности субъектов федерации
Все разнообразие направлений и форм международной деятельности субъектов федерации можно, на наш взгляд, рассматривать в трех основных аспектах — географическом, содержательном и организационном. В географическом отношении можно выделить, с одной стороны, связи субъектов федерации с их соседями, а с другой — контакты с географически отдаленными партнерами. Тесное сотрудничество существует между американскими штатами и канадскими провинциями. Примеры: соглашение провинции Квебек со штатом Нью-Йорк и некоторыми штатами Новой Англии об экспорте электроэнергии, совместное финансирование штатами Вашингтон и провинцией Британская Колумбия рекламной кампании по привлечению иностранных туристов. Губернаторы восьми штатов и премьер-министры двух провинций договорились относительно водных прав на Великих озерах. Известно также, что успешно развиваются связи с зарубежными соседями земли ФРГ, кантоны Швейцарии, провинции Австрии. Однако географическая близость не является единственной или обязательной предпосылкой установления субъектами федерации внешних связей. Что касается содержания внешних связей субъектов федерации, то они имеют преимущественно экономический характер. Бесспорно, важное место занимают и вопросы сотрудничества в области образования, науки, культуры, охраны окружающей среды и т.п. Например, значительная часть внешних связей немецких земель приходится на содействие в области образования и подго- 30 См.: Michelmann H. The Federal Republic of Germany / Federalism and International Relations: The Role of Subnational Units. — N.Y., 1993.— P. 219.
товки кадров. Однако главным все же остаются внешнеэкономические связи. Так, внешние связи канадских провинций проявляются в трех аспектах: увеличение экспорта своих товаров, привлечение иностранных туристов, получение новых инвестиций из-за рубежа. Весьма многообразны организационные формы, в которые выливается участие субъектов федерации в международной жизни. Указанные формы можно подразделить на непосредственные и опосредованные. К первым целесообразно отнести прежде всего деятельность на основе договоров и соглашений, заключаемых с иностранными партнерами — государствами и членами зарубежных федераций. Такие договоры и соглашения подписывают и субъекты Российской Федерации. Члены федераций создают свои представительства в зарубежных странах. Так, американские штаты и канадские провинции в общей сложности имеют более 100 постоянных миссий за рубежом31. Квебек же с 28 его зарубежными миссиями вообще представляет собой уникальный случай вовлеченности члена федерации в международные связи32. По Конституции Бельгии, общины и регионы не могут поддерживать дипломатические и консульские отношения с иностранными государствами. Однако им не запрещается открывать за рубежом туристические конторы и центры содействия культурному и экономическому сотрудничеству. Две самые крупные общины Бельгии — франкоязычная и фламандская — создавали первоначально культурные центры (в Париже, Амстердаме, Киншасе, Осаке). Затем эти центры были использованы и для других целей: сбора экономической информации в стране пребывания, решения инвестиционных и торговых вопросов. Земли ФРГ до недавнего времени не имели прямых представительств за рубежом. Но сейчас идет процесс их открытия. Сам факт создания субъектами многих федераций собственных зарубежных представительств является достаточно убедительным доказательством их расширяющихся внешних контактов, отражает включение членов федераций, несмотря на все препятствия, в число активных участников международной жизни. В све- 31 См.: Duchacek I. Perforated Sovereignties: Howard a Typology of 32 См.: Baltazaz L. Quebec's International Relations: A. Respond to те этой практики, создание некоторыми субъектами Российской Федерации, в том числе Республикой Татарстан, своих представительств в иностранных государствах не есть что-то исключительное в международной практике. Участие субъектов федерации во внешних связях стимулируют и зарубежные деловые поездки руководителей этих субъектов, других должностных лиц, специалистов-экспертов. Входят в практику и регулярные их встречи. Так, одиннадцать губернаторов американских штатов и премьер-министров канадских провинций встречаются ежегодно. Они обсуждают такие вопросы, как трансграничные поставки электроэнергии, экспорт товаров, борьбу с кислотными дождями, развитие туризма и движение грузового автотранспорта, наконец, региональные проблемы, возникшие в результате заключения НАФТА. В качестве форм непосредственного подключения субъектов федерации к внешним связям следует выделить также их участие в международных организациях и/или конференциях в качестве самостоятельных или ассоциированных членов, наблюдателей или просто приглашенных. В ряде договоров федеральных органов власти Российской Федерации с субъектами Федерации такое участие предусмотрено. И это соответствует современной мировой практике. Наряду с рассмотренными формами непосредственного вовлечения субъектов федерации в международные контакты существует много форм опосредованного участия. Наиболее распространенной из них является включение представителей субъектов федерации в состав общенациональных делегаций на переговорах по заключению договора или для участия в работе международных организаций и конференций. Эта практика институционализируется. В связи с происходящими в мире процессами политической и социально-экономической интеграции исключительную актуальность приобрел вопрос о возможности передачи федеральной властью полномочий наднациональным или международным организациям и институтам. Конституционное законодательство федеративных государств прямо, либо косвенно, но всегда однозначно Допускает такую возможность. Это видно, например, в ФРГ. Статья 24 Основного закона этой страны недвусмысленно закрепля-ет право федеральных органов власти передавать полномочия надгосударственным (международным) органам. Российская Конституция (ст. 79) также исходит из того, что «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Федеративная природа государства объективно ставит определенные пределы международной деятельности субъектов федерации, сохраняя приоритет в области внешней политики за федеральными органами власти. Вместе с тем из международного опыта очевидно, что пределы эти могут быть достаточно широкими, чтобы позволить субъектам федерации самостоятельно вступать во внешние связи с целью обеспечения очень существенных для населения региональных интересов. При этом важно, чтобы достаточно четкое разграничение компетенции федерального центра и членов федерации в данной области было проведено в конституциях и других законодательных актах, в конституционно-договорных отношениях. Вопросы для обсуждения 1. Развитие международных отношений на субнациональном уровне. 2. Географические, содержательные и организационные аспекты международной деятельности субъектов федерации. 3.2. Разделение полномочий между центром и регионами в РФ Для современного периода развития Российской Федерации характерно интенсивное сотрудничество с иностранными государствами. Наша страна участвует в деятельности международных организаций, межгосударственных объединений. Речь идет о внешней функции нашего государства, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровнях. В конституционном смысле вопрос стоит о признании международной правосубъектности за Россией как федеративным государством и режимов участия субъектов Федерации в ее осуществлении33. Конституционное закрепление компетенции Федерации и ее субъектов в международной сфере позволяет определить весь ме- ханизм ее регулирования. В нем выделяется в качестве составной части механизм правового регулирования международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Он состоит из комплекса правовых средств, используемых в этих целях. Это, во-первых, конституционные нормы как основа регулирования, во-вторых, федеральные законы, указы Президента РФ и акты Правительства РФ, договоры Федерального центра и регионов в сфере внешнеэкономической деятельности, иные акты, в-третьих, конституции, уставы, а также законы и иные акты субъектов Федерации в данной сфере, в-четвертых, система международно-правовых актов, относящихся к этой сфере. С точки зрения международного права, Российская Федерация относится к сложным (федеративным) государствам. В таких случаях отношения между центром и субъектами федерации регламентируются конституцией и/или договорами между ними. Объем и характер международных и внешнеэкономических связей между центром и регионами России предопределен пп. «к», «л», «м», «н» ст. 71 и п. «ж» ст. 72, а также статьями 4, 73, 76 Конституции Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71, пп. «к», «л», «м», «н»), большинство вопросов внешней и оборонной политики отнесено к сфере исключительного ведения Федерального центра: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, определение и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа34. К сфере совместного ведения отнесены координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и выполнение международных договоров РФ (ст. 72, п. 1 «о»). В п. 2 той же статьи было особо подчеркнуто, что эти положения в равной мере распространяются на все виды субъектов Федерации — Республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автономные округа. Иными словами, все субъекты Федерации имеют равные права и статус в сфере международных связей.
33 См.: Тихомиров ЮЛ. Вопросы правового регулирования международных и внешнеэкономических связей российских регионов// Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономический связей субъектов Российской Федерации. — М., 1999. — С. 21. м Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая ли- ; В ст. 76, п. 4 указывается, что вне пределов ведения Российс-! кой Федерации ее субъекты могут осуществлять собствен- I ное правовое регулирование, включая принятие законов и иных» нормативных актов. Некоторые специалисты и региональные лидеры интерпретировали это положение Конституции как право, субъектов Федерации на принятие собственных нормативных актов и в области международной деятельности35. Подобно другим странам, Конституция Российской Федерации не содержит детального описания полномочий субъектов федерации.
|