![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Страновый риск России и его изменение в 1992 — 2000 гг.
Низкая привлекательность страны для иностранных инвесторов обусловлена большими рисками, которые для широкого круга кредиторов и инвесторов более существенны, чем вполне вероятные высокие прибыли. Оценку предпринимательских и финансовых рисков осуществляют многочисленные рейтинговые агентства. Среди них наиболее авторитетным является журнал «Евро-мани» (Euromoney), который два раза в год, весной и осенью, публикует рейтинги стран по страновым рискам. Страновый риск представляет собой синтетический показатель восприятия международным сообществом конкретной страны с точки зрения осуществления в ней предпринимательской деятельности. Для их расчета используются девять частных показателей, для которых экспертно определен вес в итоговом показателе: 1. Экономическая характеристика с весом 25%; 2. Политический риск — 25%; 3. Долговой индикатор — 10%; 4. Невыполнение долговых обязательств или реструктуризация — 10%; 5. Кредитный рейтинг — 10%; 6. Доступ к банковским финансам — 5%; 7. Доступ к краткосрочным финансам — 5%; 8. Доступ к рынкам капитала — 5%; 9. Процент скидки при форфейтинге — 5%. В сентябре 1992 г. журнал «Euromoney» по величине страно-вых рисков поставил Россию на 129 место из 169 стран. Риски были связаны с кризисным состоянием экономики, расстроенными финансами, политической конфронтацией. Кроме того, в 1992 г. были отменены льготы иностранным инвесторам, предусмотренные союзным Законом об иностранных инвестициях. В марте 1994 - 1995 гг. Россия находилась на 136-141 местах из 181 страны. Места стран СНГ в мировом рейтинге по страновым рискам приведены в таблице 12. Осенью 1995 г. по рейтингу страновых рисков Россия была на 142 месте. Такое восприятие России мировым инвестиционным сообществом можно проиллюстрировать высказыванием Маршалла Голдмана, который полагал, что ее «...экономика находится в состоянии постоянного кризиса без ясных перспектив выхода из него»21. Перелом в инвестиционном имидже России произошел во второй половине 1996 г. Осенью 1996 г. она поднялась на 86 место — рекордный уровень за десятилетие реформ. Необходимо отметить, что активизации иностранных инвесторов на россий- •------------------------- i, 21 Коммерсантъ-daily. 1997.20.02. •■ }^р, ц,.: ..^^,: Ф iftv'.-ty.Pi
Места стран СНГ в мировом рейтинге по страновым рискам в 1992 — 2000 гг., определяемым «Euromoney»
Источник: Euromoney. 1992 - 2000. Sept.; 2001. March. ском рынке в 1996 г. не помешал бюджетный кризис и кризис неплатежей, а также усиление спада в производственной сфере. В марте 1997 г. Россия опустилась на 91 место. В результате финансового кризиса рейтинг России резко' понизился до 129 места, но к осени 2000 г. практически вернулся на предкризисный уровень. Сегодня Россия по уровню странового риска занимает место в середине списка из 185 стран, по которым проводится оценка. Такое ее положение обусловлено, прежде всего, сохраняющимся представлением о высоких политических рисках в России и неблагополучном состоянии ее экономики. Принципиальные изменения в структуре инвестиций в 1992 -2000 гг. отражали разные уровни рисков для инвестиций в государственные и корпоративные ценные бумаги и для прямых инвестиций. Меньшие риски вложений в ценные бумаги в 1996 -1998 гг. (до кризиса) были обусловлены их краткосрочным и высоколиквидным характером, государственными гарантиями по государственным ценным бумагам, отсутствием до 1997 г. налогообложения доходов по ценным бумагам и сравнительно низким его уровнем, введенным в 1997 г. — 15%. С учетом высоких рисков прямые инвестиции и связанные с ними кредиты направлялись и по-прежнему направляются, прежде всего, в некапиталоемкие проекты с высокой ожидаемой прибылью. Речь идет о проектах, нацеленных на: 1. Использование «ноу-хау» в виде информационного продукта (знания о внешних рынках, оценка недвижимости, разработка бизнес-планов, проведение маркетинговых исследований, финансовый инжиниринг и т.д.); 2. Использование отсутствия конкуренции на рынке качественных товаров и услуг (ресторанный, гостиничный бизнес, медицинский, торговый и туристический сервис, производство продовольствия, предметов санитарии и гигиены, строительных материалов, бытовой техники и т.д.); 3. Посредническую деятельность в сфере внешней торговли и привлечения инвестиций на российский рынок ценных бумаг и реализации российских ценных бумаг на мировом фондовом рынке. Другой полюс притяжения денежных средств связан с экспортными производствами, деятельность которых определяется состоянием соответствующих мировых товарных рынков. Уровень страновых рисков и объем иностранных инвестиций довольно тесно коррелируют друг с другом. Так, по величине прямых иностранных инвестиций на душу населения Россия, — 128 долл. накопленных за 1990 - 1999 гг. инвестиций на жителя, довольно сильно уступает странам Центрально-Восточной Европы. У Венгрии, Словении, Чехии и Эстонии этот показатель превосходил 1500 долл., у Польши и Хорватии был выше 700 долл. По рейтингу странового риска страны ЦВЕ находятся между 32 местом — Венгрия и 83 местом — Румыния. По абсолютным объемам ПИИ Россия стоит на уровне Чехии, уступая Польше и Венгрии. Отставание России от стран ЦВЕ объясняется такими известными причинами, как более весомые и быстрые успехи в достижении макроэкономической стабилизации, значительно больший период открытия для иностранных инвестиций (у Венгрии, например, с 1972 г.), более развитая инфраструктура. Большинство стран региона активно участвуют в процессах европейской интеграции. Кроме того, в прошлом это наиболее развитая часть социалистического мира. Все они либо соседствуют, либо располагаются вблизи от стран ЕС, а Польша, Чехия, Венгрия и Словения образуют с ними единый территориальный массив. Географическая близость оказывает большое влияние на инвестиционную активность. Основными инвесторами для Эсто-
Заметно выше по рейтингу находятся соседние: Китай — 46 и Турция — 69 места. Китай сильно опережает Россию не только по абсолютным объемам инвестиций (примерно в 10 раз), но и в расчете на одного жителя. По величине странового риска положение России лучше, чем у большинства стран СНГ (таблица 12). Но она уступает Казахстану и Азербайджану, которые одновременно заметно превосходят Россию по прямым иностранным инвестициям на одного жителя. Остальные страны СНГ характеризуются высокими инвестиционными рисками и минимальными объемами иностранных инвестиций. Накопленный объем прямых инвестиций на душу населения в этих странах на начало 1999 г. не превышал 50 долл. Это наиболее удаленные от потенциальных инвестиционных доноров государства. В своем большинстве они географически обособлены от мировых рынков, не располагают достаточным кадровым потенциалом, имеют небольшие по емкости национальные рынки. Среди стран переходной экономики они характеризуются самым низким уровнем жизни и наименее развитой рыночной инфраструктурой. Кроме того, все эти страны либо не достигли удовлетворительной внутренней стабильности, либо располагаются вблизи очагов вооруженных конфликтов. В развитых странах переходной экономики иностранные инвестиции имеют широкую сферу приложения и направляются в разные секторы экономики, исходя из величины ожидаемой прибыли. Инвестирование происходит путем приобретения пакетов акций, покупки предприятий в целом, финансирования проектов на основе инвестиционных контрактов. В менее развитых странах методы привлечения капитала существенно иные. Важным средством привлечения крупных инвестиций являются соглашения о разделе продукции при освоении природных ресурсов и продажа полностью или частично государственных промышленных предприятий, передача предприятий и месторождений по- лезных ископаемых в концессию или трастовое управление, предоставление налоговых и таможенных льгот. Россия по характеру проводимой политики в отношении иностранных инвестиций может быть отнесена к группе развитых стран с относительно стабильной экономикой. Но несоответствие этой политики реальным экономическим условиям, сложившимся в стране в 1992 - 1998 гг., привело к тому, что явный прогресс на мировых рынках ссудного капитала и мировых фондовых рынках сочетался со стагнацией на рынке прямых инвестиций. Это отражает специфику хода российских реформ, когда бурное развитие финансового сектора сочеталось с хроническим спадом в производственном секторе, приватизация предприятий и развитие фондового рынка не дополнялись созданием рынка недвижимости и правовым обеспечением залога, сравнительно высокая динамика экспортных связей сопровождалась сжатием внутреннего рынка. В этих условиях иностранные вклады усилили противоречия между отдельными сегментами российской экономики, в частности, между финансами и производством, обрабатывающими отраслями и отраслями, производящими топливо, сырье, материалы. Таким образом, улучшение положения в рейтинге тождественно повышению инвестиционной привлекательности. Это тем более важно, что на мировом рынке прямых и портфельных инвестиций наблюдается конкуренция как между принимающими странами, так и между компаниями стран-инвесторов на территории стран-реципиентов за наиболее доходные места помещения капиталов. В связи с этим, а также наблюдающимся инвестиционным «голодом», большое значение имеет создание конкурентной институциональной среды. Сегодня федеральный центр для усиления притока иностранных инвестиций в реальный сектор делает ставку на стабильную налоговую систему при общем снижении уровня налогообложения. Значительные возможности для оптимизации налогообложения создают соглашения об избежании двойного налогообложения. Россия на начало 2001 г. имела такие соглашения с 35 странами мира. Существенную роль в привлечении масштабных инвестиций Должно сыграть усовершенствование Закона «О соглашениях о Разделе продукции», который принципиально важен для инвесторов, поскольку налоги в рамках предмета Закона переносятся из административного права в договорное. При этом обеспечивайся налоговая стабильность на весь период действия соглаше-
В современных условиях для повышения инвестиционной конкурентоспособности большое значение имеет переход России на мировую систему бухгалтерского учета. Имеющиеся большие различия в российском и западном бухучете создают проблемы в оценках реальной стоимости предприятия, финансово-экономической эффективности реализуемых и намечаемых проектов. По оценкам компании Pricewaterhouse & Coopers, Россия из-за непрозрачности деятельности своих компаний ежегодно недобирает около 10 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций22. Вопросы для обсуждения 1. Понятие странового риска, его расчет. Рейтинг России в 1992 -2000 гг. 2. Динамика инвестиций по структуре вложений в 1992 - 2000 гг. 3. Влияние хода российских экономических реформ на объем иностранных инвестиций в Россию. 4. Определить меры для увеличения притока иностранных инвестиций. 2.5. Основные итоги внешнеэкономической либерализации К важным позитивным результатам либерализации внешнеэкономической деятельности России следует отнести ее вхождение в глобальную экономику. Либерализация открыла для России возможности широкого выхода на мировой финансовый рынок. Первостепенную роль для России в этом отношении играет МВФ. За 1992 - 1998 гг. Россия получила от фонда около 20 млрд. долл. в рамках трех программ финансовой помощи: системной трансформации (STF), реабилитации платежного баланса (SBA) и расширенного кредитования для преодоления кризиса и решения структурных проблем (EFF). Сотрудничество с МВФ имеет особую роль для России, поскольку на него ориентируются остальные кредиторы. Среди них резко выделяется Мировой банк реконструкции и развития, общий портфель заимствований у которого составил около 10 млрд. долл. Кредиты МБ имели как бюджетозамещающий, так инвестицион- 22 Ведомости. 2001.25.04.,,,,,.,,. mii^,.... ^.„., ный характер. МБ кредитует отдельные проекты, в частности, в ТЭК. Здесь особо следует отметить угольный займ в 500 млн. долл., который направляется на реструктуризацию угольной промышленности. Кредиты ЕБРР, общим объемом около 3 млрд. долл., направляются на конкретные проекты, связанные с созданием рыночной инфраструктуры, поддержкой малого бизнеса, реализацией отдельных коммерческих проектов. Особенностью кредитов, предоставляемых этими международными финансовыми организациями, являются льготные условия возврата по времени и величине ставок. Важным прорывом в диверсификации внешних источников бюджетного финансирования в 1996 - 1998 гг. стало размещение на внешних рынках государственных ценных бумаг. В ноябре 1996 г. Россия осуществила первое размещение еврооблигаций на сумму 1 млрд. долл. сроком на 5 лет под 9, 25% годовых. В 1997 г. Россия за счет размещения евробондов выручила 4 млрд. долл., в том числе 3, 2 млрд. долл. федеральные и 0, 8 млрд. долл. региональные органы власти. Перенос центра тяжести в политике государственного заимствования на внешние источники объяснялся тем, что последние в тот период были заметно дешевле внутренних. Нагрузку на бюджет в части долговых обязательств существенно облегчило заключение Россией в начале 2000 г. соглашения с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации задолженности, унаследованной от СССР. С Парижским клубом такие переговоры еще ведутся. Кроме того, в сентябре 1997 г. Россия стала полноправным членом Парижского клуба стран-кредиторов. Членство в клубе существенно расширяет возможности возвращения долгов. Долги стран-членов клуба России составляют 52 млрд. долл. из общей суммы задолженности в 140 млрд. долл. Участие в клубе предполагает дисконтирование долгов до примерно 12 млрд. долл. Но это реальные деньги. По некоторым оценкам, речь может идти о 300-500 млн. долл. ежегодных выплат России ее должниками. Вместе с тем, если для западных финансовых институтов займы для России это, хотя и рискованное, но весьма прибыльное с точки зрения долгосрочных интересов помещение капитала, то Для России это вынужденное мероприятие, связанное с многолетними и крупномасштабными выплатами долгов из бюджета. Кредиты и займы при этом не гарантируют осуществление желательных структурных изменений в российской экономике и, соответственно, ее специализации в мировой экономике. Gt; -
Главные финансовые ресурсы России связаны с экспортом. Но в экспортной базе резко преобладают топливно-сырьевые товары, что делает финансовое положение страны сильно зависимым от конъюнктуры на мировых рынках. За 1992 - 2000 гг. не удалось изменить структуру участия России в международном разделении труда. Сложность этой структурной задачи заключается в том, что для ее решения требуются масштабные инвестиции. Однако за 1992 - 1999 гг. Россия превратилась в нетто-экспортера капитала. Суммарный вывоз капитала из страны в этот период оценивается в 150-200 млрд. долл. Общая сумма долга увеличилась с унаследованных от советского периода 103, 5 млрд. долл. до 158, 0 млрд. долл. на конец 1999 г.23. Накопленные за годы реформ прямые иностранные инвестиции оказались в 2, 5 раза меньше прироста внешнего долга. Нетто-экспорт капитала в решающей мере обусловлен высокими рисками предпринимательской деятельности в России. Они обусловлены нестабильным финансовым положением, фискальными приоритетами федеральных и региональных властей, слабостью законодательства, защищающего интересы инвесторов, неразвитостью рынка недвижимости, криминализацией экономики и т.д. Значительную часть рисков создают также свойства российского пространства, и, в частности, его протяженность, периферийность, экономическая разреженность, слабая коммуникационная проницаемость. Приращению финансовых ресурсов до августовского кризиса 1998 г. не способствовала валютная и таможенная политика федерального центра. Укрепление рубля путем завышения его курса относительно доллара делало убыточным экспорт многих това- ^Хейфец БЛ. Кредитная история России. От Екатерины II до Путина. УРСС. - М., 2001. - С. 99. ров. Кроме того, это облегчало проникновение на российский ры Ошибочность политики «курсового якоря» для российской инфляции, имевшей в значительной мере структурную природу, подтвердило оживление российской экономики после четырехкратной девальвации рубля в результате финансового кризиса 1998 г. Девальвация рубля показала, что при глубинном (внутриматери-ковом) размещении экспортного производства его доходность при прочих равных условиях сохраняется, когда текущий валютный курс рубля более чем в 1, 5 раза превышает паритет покупательной способности рубля относительно доллара. В 1992 г. это превышение в среднем составило 9, 4 раза, в 1993 г. — 4, в 1994 г. — 2, 4, в 1995 г. — 1, 75, в 1996 г. — 1, 42, 1997 г. — 1, 35, в 1998 г. — 1, 70, в 1999 г. — 2, 5324. До 1998 г. большие потери федерального бюджета были также связаны с беспорядочной политикой предоставления разного рода льгот участникам внешнеэкономической деятельности. Так, за 1992 - 1993 гг. федеральными органами власти было принято около 60 документов, дающих различные таможенные и валютные льготы. По оценке аналитического центра Совета Федерации, потери бюджета только от таможенных льгот (без импортных НДС и акцизов) составили в 1992 г. 2, 1 трлн. руб., в 1993 г. — 2 трлн. руб., в 1994 г. — 11 трлн. руб., при фактических поступлениях в бюджет, соответственно, 0, 4; 2, 5 и 7 трлн. руб.25. Предоставленными льготами смог воспользоваться преимущественно торговый и финансовый капитал. В 1995 и 1996 гг. большинство льгот было ликвидировано, но на смену им быстро начали распространяться налоговые освобождения. В 1992 - 1997 гг. политика «валютного коридора» сочеталась с неблагоприятной ценовой конъюнктурой на мировых рынках и бурной криминализацией внешнеторговой сферы (контрабанда, ложный экспорт, импорт, транзит, манипуляции с внешнеторговыми ценами и т.д.), большими объемами бартерных операций, что в сумме обернулось устойчивым сокращением бюджетных доходов. 24 Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000, 25 Коммерсантъ-daily. 1995.09.02.: > чс
5-4411 ■
После кризиса 1998 г. и девальвации рубля политика принципиально изменилась: активизировалась борьба со льготами, стал ужесточаться таможенный и валютный контроль, стал использоваться плавающий курс на проэкспортном уровне. В 1999 г. начался подъем цен на энергоносители, металлы, лесопродукцию. С экспортом, как показали расчеты ученых Института экономики РАН, в решающей мере (на 86, 6%) связан рост промышленного производства в России с октября 1998 г. по январь 2000 г.26. Повышение доходов экспортного и импортозамещающего производств существенно улучшило бюджетное положение страны. Валютные резервы России на середину 2001 г. достигли 35 млрд. долл. против 12 млрд. в начале 1999 г. Валютные резервы позволяют ЦБ РФ уверенно контролировать курс рубля. Кроме того, современное бюджетное положение страны позволяет обходиться без внешних заимствований. Вместе с тем обслуживание задолженности превратилось в наиболее острую бюджетную проблему страны. В 1995 г. на обслуживание внешнего долга шло 5, 1% расходной части бюджета, а в 2000 г. — 18, 3%. Уровень накопленного долга в 1999 г. в 15, 6 раза превысил расходы бюджета27. •На финансовую стабильность страны сильное влияние оказывают не только внешняя конъюнктура и объемы внешней задолженности. В значительной мере на нее влияет разделение экономики страны на экстравертный и интровертный секторы, произошедшее в результате внешнеэкономической либерализации. К первому относятся отрасли и производства, широко включенные во внешнеэкономические связи: экспортное производство, трейдеры, фирмы и физические лица, осуществляющие импортные операции, розничная торговля, реализующая импортные товары, филиалы ТНК, развернувшие производства с ориентацией на внут-рироссийский рынок, обслуживающие виды деятельности (банки, транспорт, складские услуги). В нем занято 20-25% экономически активного населения. Этот сектор с точки зрения доходов выиграл от открытия российской экономики. В нем создаются российские финансовые ресурсы. Но большая часть экономики и экономически активного населения, связанных с обрабатывающей промышленностью, сельским хозяйством, строительством, замыкается на сузившийся внут- 26 Райская Н. и др. Мифы экономического роста// Ведомости. 2000.04.04. 27 Хейфец БЛ. Кредитная история России. От Екатерины II до ренний рынок. Интровертный (импортозамещающий) сектор либо ничего не выиграл от либерализации, либо понес серьезные потери в виде усложнения сбыта продукции и услуг, а также сравнительного понижения цен на производимую продукцию при крайне ограниченной поддержке со стороны государства. Интровертный сектор располагает значительно меньшими финансовыми ресурсами, и его оживление началось в результате удешевления рубля. Разделение экономики страны на два таких сектора находит свое отражение в социальной и региональной поляризации. В целом такое деление экономики на два сектора довольно условно, поскольку под влиянием изменений конъюнктуры на внешнем и внутреннем рынках, а также параметров осуществляемой макроэкономической политики и прежде всего, валютного курса, постоянно меняется соотношение между этими секторами. Поэтому правильнее рассматривать это деление через призму конкурентоспособности продукции и финансовых условий деятельности. Проэкспортный курс закрепляет такое деление, а через него консервирует поляризацию населения и предприятий по уровню доходов. Дешевый относительно доллара рубль затрудняет импорт инвестиционных товаров, необходимых для модернизации импортозамещающих предприятий. С этим разделением связаны общие высокие риски предпринимательской деятельности в России, с которыми связан отток капитала из страны в объеме 20-25 млрд. долл. ежегодно. Вывоз капитала в такой ситуации можно рассматривать как способ отмыва криминальных денег и как путь понижения системного риска для компаний28. В свою очередь, легальный и нелегальный вывоз капитала прямо влияет на состояние платежного баланса страны, ее валютные резервы, инвестиционную активность, а через это на макроэкономические показатели. Вывоз капитала, таким образом, воспроизводит риски, от которых он бежит. Динамика финансов такова, что вывоз капитала и его криминализация означают прямой вычет из доходной части бюджета, а приток иностранного капитала (до 1999 г.) оборачивается бюджетными выплатами по обслуживанию внешних и внутренних заимствований.
|