Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие законодательства в международной сфере в субъектах РФ
Решение проблем, связанных с недостатками конституционного права или устареванием его отдельных положений, происходит путем принятия федерального законодательства, развивающего и уточняющего те или иные конституционные положения, в разработке которых принимают участие региональные власти. Внешнеполитические вопросы являются одной из сфер соперничества региональных элит с Москвой и давления на нее для того, чтобы выторговать себе дополнительные привилегии. Так, руководство Калининградской области в первой половине 1990-х гг. активно использовало методы давления для открытия в регионе специальной экономической зоны. Губернаторы ряда дальневосточных краев и областей конфликтовали с Москвой из-за передачи некоторых территорий Китаю по условиям советско-китайского договора 1991 г. Подобный конфронтационный подход не способствовал скорейшему достижению разумного компромисса между центром и субъектами Российской Федерации. Кроме того, Конституция Российской Федерации 1993 г. была принята спустя два года независимого существования России, а регионы успели принять свои конституции и законы, регулирующие их международную деятельность. Эти документы по-разному определяли общий статус регионов и их полномочия во внешнеполитической сфере. Так, Республики Татарстан и Башкортостан объявили себя конституционно не только государствами, но и суверенными государствами. В соответствии с нормами между- 35 Курдюков Г. Конституция Республики Татарстан и международное право. — С. 21; Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации// Российский юридический журнал. 1995. — № 1. — С. 9, 11. народного права, суверенитет предполагает международную правосубъектность. В ст. 61 Конституции Республики Татарстан 1992 г. особо подчеркивалась международная правосубъектность республики: «Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией, - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». Более того, в ст. 62 Конституции говорилось, что «Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представителями, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права»36. В Конституции Республики Башкортостан также подчеркивалась ее международная правосубъектность: «Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики... Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику»37. В продолжение этих конституционных деклараций 23 декабря 1992 г. был принят Закон «О международных договорах Республики Башкортостан», регламентировавший процедуру разработки и заключения международных договоров этой республикой. Кстати говоря, аналогичный федеральный закон был принят только в 1995 г. Конституция Республики Тува пошла еще дальше, чем конституции Республик Татарстана и Башкортостана, заявляя о возможности сецессии, то есть о праве на выход из состава Российской Федерации. В ней содержится и положение, явно противоречащее Основному закону Российской Федерации, о наделении Верховного Хурала Тувы правом решать вопросы войны и мира38. Конституция Республики Карелия закрепила право на изменение своего статуса на основе волеизъявления народа. В Уставе Калининградской области закреплено право губернатора представлять область во взаимоотношениях с соответству- 36 Конституция Республики Татарстан. — Казань, 1997. — С. 3-55. 37 Права человека и гражданина в Республике Башкортостан// 38 Сарычева ИЛ. Расползание правовой системы - угроза конститу 6-4411 ющими органами иностранных государств. Подробнее договорные отношения с зарубежными партнерами регулируются в Законе «О порядке заключения, утверждения, исполнения и прекращения действия договоров и соглашений, заключаемых органами государственной власти Калининградской области» (27 июня 1998 г.). Предусмотрены соглашения с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, с министерствами и ведомствами иностранных государств. Особо оговорено: это не международные договоры, при их заключении под-верждается статус области как неотъемлемой части Российской Федерации. Ст. 28 Устава Оренбургской области по непонятным причинам объявляла общепризнанные нормы и принципы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации частью права области. Новгородская область рассматривала себя самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений по вопросам своей компетенции (ст. 6 Устава). Та же формула воспроизведена в ст. 5 Устава Ленинградской области. Таким образом, очевидно, что принятие Конституции РФ 1993 г. породило многочисленные коллизии между федеральным и региональным законодательствами по международной проблематике. По логике, местное законодательство должно было быть приведено в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Однако, учитывая нечеткость положений самой Конституции РФ и отсутствие у центра реальных рычагов воздействия на регионы, правовая разноголосица в сфере регулирования внешних связей субъектов Федерации оставалась до 2000 г. Следует подчеркнуть, что законодательство субъектов РФ в ряде случаев опережало федеральные законы и даже служило примером для центра при разработке аналогичных законов на федеральном уровне. Так, принятый Законодательным собранием Нижегородской области в 1995 г. Закон «О международных и межрегиональных соглашениях Нижегородской области» во многом предвосхитил Закон Российской Федерации 1998 г. «О координации международной деятельности субъектов». В ряде регионов (Москва, Новгородская область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург и пр.) было принято прогрессивное законодательство, поощряющее иностранные инвестиции, в частности, освобождающие инвесторов от уплаты местных налогов на период полной окупаемости проекта39. В других субъектах (Саратовская и Нижегородская области) местные правовые акты давали иностранцам большую свободу в пользовании земельными участками, чем федеральные законы. Вопросы для обсуждения 1. Конституция Российской Федерации о международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации. 2. Определить условия разделения полномочий между Федеральным центром и регионами в сфере внешнеэкономической деятельности. 3. Проблемы развития федерального и регионального законодательств в международной сфере. Развитие российского федерального законодательства в международной сфере Важным фактором, затруднившим формирование эффективной правовой базы в изучаемой сфере, было то, что в практике российского государственного строительства с самого начала было допущено смешение двух основных принципов создания Федерации — конституционного и договорного. Исторический опыт показывает, что федерации, созданные на основе конституции (США, ФРГ), как правило, более стабильны и эффективны, чем образованные по договору. Последние часто бывают асимметричными (их субъекты имеют разные статус и права), и постоянно идет борьба между регионами и центром за пересмотр условий договоров. Тем не менее при определенных условиях и такие федерации жизнеспособны. Смешение этих двух принципов привело к путанице в правовой сфере в стране и, как следствие, к внутренней нестабильности. Сначала был заключен Федеративный договор 31 марта 1992 г., провозгласивший договорной принцип формирования Федерации (кстати, Республики Татарстан и Чечня не подписали его). В 39 См., например: Законодательство Новгородской области «О на Договоре республики были названы государствами и представлены как суверенные республики в составе Российской Федерации. В Договоре, по сути дела, утверждалось, что субъекты Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей. Затем была принята Конституция РФ 1993 г., отстаивавшая верховенство конституционного принципа создания федерации, но допускавшая элементы договорных отношений. Так, в ст. 76, п. 4 этого документа говорилось: «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий»40. Россия избрала особую модель разграничения полномочий в международной сфере, различая отношения и связи, благодаря тому, что в Конституции 1993 г. было введено новое понятие: внешние связи субъектов Федерации. Тогда как, например, Бельгия устанавливает двойной уровень полномочий, Российская Конституция в области международных отношений и международных связей устанавливает тройной уровень полномочий.
|