![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика иностранных инвестиций в России
В рамках политики «ускорения» (1986 - 1990 гг.) руководство СССР рассматривало иностранные инвестиции как важное средство преодоления изоляции от мировой экономики, привлечения новых технологий и зарубежного опыта для организации и управления предприятиями, активизации инвестиционных процессов. Основной организационной формой привлечения зарубежного капитала стали совместные предприятия (СП). В 1987 -1991 гг. политика СССР в отношении иностранных инвестиций строилась на предоставлении довольно значительных налоговых льгот. В этот период большую популярность приобрели свободные экономические зоны (СЭЗ). Однако ни один из предлагавшихся многочисленных вариантов СЭЗ не был реализован. Сама экономическая основа привлечения иностранных инвестиций в условиях господства государственной собственности была невелика. За неполные пять лет деятельности СП, из общей численности которых три четверти находились в РСФСР, в СССР было вложено около 1 млрд. долл. иностранных инвестиций. СП стали неотъемлемым и наиболее динамичным элементом экономики. Вместе с тем они внесли свою лепту в расстройство финансово-бюджетной системы страны, поскольку стали инструментом массового ухода от налогов и криминализации экономики. Радикализация экономических реформ в России не вызвала устойчивого притока иностранных инвестиций. Динамика иностранных инвестиций в экономику страны показана в таблице 11. Для минувшего десятилетия была характерна нестабильная ди- намика зарубежных вкладов при общей тенденции к незначительному росту. Таблица 11 Иностранные инвестиции в 1991 — 2000 гг.
Источники: Данные Министерства экономики РФ. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000, IV квартал. Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ. Российско-Европейский центр экономической политики. — М., 2001. — С. 103. Такая динамика иностранных инвестиций отражает перепады в состоянии экономики России, а также проводимой макроэкономической политики. С момента начала радикальных реформ в России шла борьба между двумя подходами в отношении иностранных инвестиций: первый ориентировался на национальный режим в сочетании с некоторыми ограничениями для иностранных инвесторов, второй предполагал предоставление широких льгот иностранному капиталу. Национальный режим означает, что предприятия с иностранным участием уплачивают налоги и руководствуются правилами и нормами, установленными действующим на территории РФ законодательством для национальных предприятий. В итоге победил первый, исходящий из унифицированного, единого подхода к экономическим агентам, действующим на территории России. Отражением этого стало постепенное упразднение разнообразных льгот для иностранных инвесторов, проволочки с принятием Закона «О свободных экономических зонах» и в конечном итоге приостановка работы над ним после вынесенного в 1997 г. 4»
1996 г. был принят Федеральный закон «Об особой экономичес Очень важный для России Закон «О соглашениях о разделе продукции» был принят в конце 1995 г., но закон о перечне участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, был принят только весной 1997 г., да и то в усеченном, мало привлекательном для иност Интересно, что в применении национального режима были едины как сторонники либерального курса, так и их оппоненты с левого политического фланга. Правда, первые руководствовались требованиями МВФ, Всемирной торговой организации и Европейского союза о формально равных институциональных условиях конкуренции субъектов хозяйственной деятельности на национальном экономическом пространстве и недопустимости прямого или косвенного субсидирования экспорта путем применения льготных налоговых и таможенных режимов. Левая оппозиция исходила и исходит из необходимости защиты интересов национальных инвесторов и производителей. Применение в России модели национального режима для привлечения иностранных инвестиций в условиях экономического спада, политической неопределенности, расстроенной бюджетной сферы фактически означало, что иностранные инвесторы должны были действовать в высокорискованной предпринимательской среде с неопределенным уровнем ожидаемой прибыли. При этом не учитывалось то, что инвестиции и технологии, приносимые в Россию зарубежными вкладчиками, расширяют материальную базу включения страны в мирохозяйственные связи на рыночной основе. Отсутствие компенсирующих преференций обернулось в 1992 - 1998 гг. потерей значительных объемов инвестиций в реальный сектор и преобладанием спекулятивного капитала на рынке государственных ценных бумаг, финансировавшего бюджетный дефицит. В целом в динамике инвестиций в 1992 - 2000 гг. можно выделить три этапа. Первый с 1992 по 1995 гг. с довольно вялой динамикой иностранных инвестиций. Для этого периода характерна высокая политическая напряженность, быстро и хаотично меняющиеся правовые условия инвестирования, отсутствие рыночных институтов и гарантий для инвесторов. До 1994 г. участие зарубежных инвесторов в российской приватизации было ограничено законом. Тем не менее, действуя через подставные фирмы, зарубежные предприниматели приобретали акции приватизированных предприятий. По оценке Госкомимущества, 11% участников приватизации были иностранцы. С переходом к денежному этапу приватизации (со второй половины 1994 г.) доступ иностранных инвесторов к российскому фондовому рынку был либерализирован. По данным Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, объем иностранных портфельных инвестиций в 1995 г. составил примерно 1 млрд. долл. Следующий этап охватывает 1996 — 1998 гг. К 1996 г. была создана первичная финансовая инфраструктура, завершен первый этап приватизации, улучшилась информированность иностранных инвесторов о состоянии российской экономики и ее финансовой системы, появились кадры менеджеров соответствующей квалификации. Перелом во восприятии России зарубежными вкладчиками в немалой степени был связан с либерализацией внешней торговли, ее присоединением в 1996 г. к VIII статье Устава МВФ, которая предполагает введение режима конвертируемости рубля по текущим валютным операциям и одновременно открытием рынка государственных ценных бумаг для нерезидентов. В том же году мировые рейтинговые агентства присвоили довольно высокий уровень кредитного рейтинга. В сумме это обеспечило в 1997 г. максимальный приток в Россию иностранного капитала. Однако в структуре привлеченных в Россию иностранных инвестиций произошло заметное сокращение доли прямых инвестиций (таблица 11). Западные инвестиции сыграли важную роль в становлении рынка ценных бумаг в России, который в значительной мере формировался под влиянием приходящих с Запада заказов на покупку акций. На начало 1997 г., по оценке журнала «Эксперт»17, около 200 иностранных инвестиционных фондов владели российскими корпоративными бумагами на 3 млрд. долл., что составляло около трети обращавшихся на российском фондовом рынке акций. 17 Эксперт. 1997. — № 16. — С. 49-56.
Динамика российского фондового рынка в 1996 и 1997 гг., согласно глобальному индексу Международной финансовой корпорации (IFC), была наиболее высокой среди 32 стран с развивающимся рынком. По приросту цен акций российских компаний, включенных в индекс IFC, Россия среди этих стран в 1996 г. заняла второе место — 156%, а в 1997 г. — первое место — 148, 9%, заметно опередив Турцию и Венгрию. В 1996 г. акции крупных российских компаний и банков начали размещаться на фондовом рынке США в виде депозитарных расписок ADR и ADS. По данным «Коммерсантъ-рейтинг», в начале весны 1997 г. оборот по распискам 10 основных российских компаний на Западе составлял около 45% оборота их акций в России и около трети внутрироссийского оборота по всем ликвидным акциям. Это означает, что фондовый рынок России в значительной части вышел за ее пределы19. Иностранных инвесторов на российском фондовом рынке в 1996 — 1998 гг. привлекала относительно низкая стоимость акций. Большинство российских акций реализовывалось ниже своей потенциальной стоимости. Это создавало значительный потенциал роста их стоимости. За 1996 г. курсовая стоимость российских корпоративных бумаг в среднем выросла на 250%. И хотя в конце 1997 г. она стала устойчиво снижаться, ее уровень вплоть до августовского кризиса 1998 г. позволял получать прибыль. В связи с этим интерес иностранных инвесторов к российскому рынку ценных бумаг был продиктован, прежде всего, спекулятивными соображениями. После кризиса 1998 г. начинается третий этап. Он начался с заметного сокращения притока инвестиций. Инвестиционные и кредитные рейтинги России резко опустились. Практически прекратилась деятельность рынка ценных бумаг. В структуре зарубежных инвестиций заметно увеличилась доля прямых инвестиций. Однако инвестиционный спад был кратковременным. В 2000 г. начался рост притока капитала. В 2001 г. наметилась тен- 18 Финансовые известия. 1998.26.05. 19 Коммерсантъ-рейтинг. 1997. — № 4. — С. 10. денция к возрождению фондового рынка. По приросту цен акций, согласно индексу IFC, российские компании вновь заняли ведущие места среди компаний стран с развивающимися рынками. 2001 г. может открыть новый этап в привлечении иностранных инвестиций, поскольку принятые в этом году федеральные законы: Земельный кодекс, вторая часть Налогового кодекса, Закон о труде, о налоге на прибыль, о дебюрократизации, о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем и др., принципиально меняют правовые условия инвестирования в России. Одновременно для зарубежных инвесторов в некоторых секторах экономики (оборонная промышленность, по добыче и переработке руд стратегических металлов, радиоактивных и редкоземельных элементов и т.п.) законодательно введены некоторые ограничения. В банковской сфере доля иностранного капитала в совокупном уставном капитале российской банковской системы не может превышать 12%. Доля иностранного участия в страховых компаниях ограничена и составляет 49%. Предельная доля участия иностранных инвесторов в акционерном капитале РАО «Газпром» определена в 9%, в РАО «ЕЭС России» — в 25%. В Земельном кодексе предусмотрены ограничения для иностранных инвесторов в приобретении земли сельскохозяйственного назначения и т.д. По состоянию на 1 января 2001 г. общий накопленный капитал, инвестированный в российскую экономику с 1991 г., составил 58, 8 млрд. долл., в которых около 24, 7 млн. долл. приходится на прямые инвестиции. Однако собственно иностранными, по имеющимся оценкам, является примерно половина сделанных вложений. Другую половину составляют инвестиции российского капитала, легально или нелегально вывезенного за пределы России. Среди стран-вкладчиков капитала в Россию первую десятку, на которую приходится более 90% всех инвестиций, составляют США, Германия, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария, Люксембург, Швеция, Финляндия. Это либо крупнейшие экономические державы мира, либо страны, где концентрируется вывезенный российский капитал, либо соседи России. В ряде случаев эти факторы полностью или частично совпадают. Размещение иностранных инвестиций по видам деятельности довольно сильно изменяется от года к году, отражая особенности состояния российской экономики, благосостояние населения, изменения в законодательстве, уровень конкуренции российских компаний и т.д. В начале 90-х гг. наиболее привлекательным
Предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) относятся к наиболее динамичному сектору российской экономики. Об этом свидетельствует рост их численности: в 1991 г. в госреестр было внесено около 2 тыс. предприятий и организаций с иностранными инвестициями, а на конец 1999 г. численность действующих предприятий составила 11, 3 тыс. В их структуре быстро растет доля предприятий со 100% -ным иностранным участием. В 1992 г. она составляла 6%, а в 1999 г. достигла 40%. На 1 июня 2001 г. в России действовало более 150 банков с иностранным участием в уставном капитале, из них 23 банка со 100%-ным и 10 с 50%-ным участием. Особую роль в инвестировании играют крупные транснациональные компании (ТНК). Они сегодня владеют значительной частью акционерного капитала в производственном секторе (Shell, British Petroleum, Exxon-Mobil, BMW, Mercedes, Bayer, McDonald's и т.д.). В особой мере это касается пищевой (Danon, Coca Cola) в том числе, особенно, кондитерской (Nestle), пивной и табачной промышленности (Rotmans, British-American Tobacco), фармацевтики (ICN Pharmaciuticals), предметов личной гигиены и санитарии (Procter & Gamble), связи (Ericsson, Alkatel, Siemens). Общая сумма уставного капитала всех зарегистрированных ПИИ на 1 января 1997 г. составила 23, 9 трлн. руб. при доле зарубежных партнеров 75%. Но, отражая структуру их деятельности, среди них преобладают мелкие и мельчайшие предприятия20. Несмотря на рост иностранных инвестиций, их объемы в России пока представляются небольшими, учитывая масштабы страны и имеющиеся инвестиционные возможности. Вопросы для обсуждения 1. Роль совместных предприятий в активизации инвестицион 2. Охарактеризовать три этапа в динамике инвестиционных ' 3. Роль ТНК в инвестиционном процессе в России. ! »?
|