![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предыстория либерализации
Вплоть до начала экономических реформ общение России как составной части СССР с внешним миром происходило в условиях монополии союзных органов власти на внешнюю торговлю. Исключительное право государства на внешнеторговые связи в особо жестких формах сохранялось до середины 80-х гг. Тем не менее в 1970 - 1985 гг. внешняя торговля СССР развивалась более высокими темпами, чем народное хозяйство в це-
■ 1Ч> I.,.«......, R И»'Ч Т f'i '. 2*
Однако несовместимость командной экономики с активным участием в международных экономических отношениях не позволяла существенно увеличить долю в мировой торговле. Она оставалась на уровне около 4%, а объем внешней торговли на одного жителя был ниже среднемирового уровня, в 1986 г., соответственно, 660 и 880 долл. Устойчиво ухудшались пропорции внешнего товарооборота. В 1970 г. на долю главной статьи советского экспорта — энергоносителей, приходилось 15, 6%, а в 1986 г. — 47, 3%, хотя доля топливно-энергетического комплекса за этот период в промышленной продукции страны уменьшилась с 12, 9 до 11, 0%. В машиностроении наблюдалась противоположная тенденция: его доля в промышленном производстве увеличилась с 16, 3 до 28, 0%, а в экспорте уменьшилась с 21, 5 до 15%. В 1970 г. машиностроительный экспорт на 66% покрывал импорт аналогичной продукции, а в 1986 г. — на 40%6. На такой же структурной основе строилось сотрудничество России и стран-членов СЭВ. Интеграция социалистических стран на экстенсивной, межотраслевой основе довольно быстро выработала заложенный в ней потенциал расширения взаимных связей. Среднегодовые темпы взаимной торговли устойчиво снижались: 6, 2% — в 1971 - 1975 гг., 5, 2% — в 1976 - 1980 гг., 3, 2% — в 1981 - 1985 гг. В 1985 г. физический объем экспорта СССР в страны СЭВ вырос лишь на 1%> 7. Усиливавшаяся в 1970 — 1985 гг. топливно-сырьевая ориентация советского вывоза была связана с крупными капитальными затратами. Нехватка собственных инвестиционных средств побуждала к широкому привлечению иностранных кредитов, в том числе и на компенсационной основе. Среди крупных объектов, сооруженных в 70 - 80-е гг., следует назвать газопроводы «Союз» и «Прогресс», Оскольский электрометаллургический завод, Усть-Илимский лесопромышленный комплекс, Волжский 5 Развитие международного разделения труда и размещение произ 6 Вардомский Л£. Новые черты географии внешнеэкономических свя 7 Хейфец БА. Технологическая модель интеграции стран-членов автозавод, Оренбургский газоперерабатывающий завод и др. Международное кредитное сотрудничество ускоряло освоение природных богатств, обеспечивало гарантированный сбыт топлива, сырья и материалов, улучшало снабжение западных ресурсодефи-цитных районов страны. Но одновременно закреплялась сырьевая направленность советского вывоза. Поставки в рамках предоставленных кредитов машин, оборудования, материалов имели в основном целевое назначение. Они в ограниченной степени способствовали технической модернизации обрабатывающих отраслей. Сделки на компенсационной основе, по сути, связывали экспортное производство с импортом, причем в большинстве случаев за счет продукции, которая могла бы производиться в достаточном количестве в СССР. Зависимость объемов советского экспорта от нескольких товаров в условиях быстро меняющейся конъюнктуры на внешних рынках означала неизбежные перепады в поступлениях валютных средств. Так, резкое снижение мировых цен на нефть в середине 80-х гг. вызвало уменьшение объема экспорта с 72, 7 млрд. руб. в 1985 г. до 67, 1 млрд. руб. в 1988 г. Таким образом, развитие внешнеторгового оборота в СССР шло в условиях закрытой экономики, отгороженности реальных производителей экспортных и потребителей импортных товаров от мировых рынков. Крайняя форма протекционизма при отсутствии внутренней конкуренции постоянно воспроизводила неэффективное производство, ориентированное на внутренний рынок. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет о закрытом развитии в течение нескольких веков. Открытие России в петровские времена и начавшаяся «вестернизация» страны сопровождались установлением высоких таможенных пошлин на ввозимые товары запретительного или ограничительного уровня. В конце XIX в. в период экономического подъема средневзвешенная ставка ввозных пошлин равнялась 33%. Закрытость экономики помимо накопления неконкурентоспособных производств, сдерживала развитие потребностей производства и населения, вызывала прогрессирующее технологическое отставание, сужала спектр сравнительных преимуществ СССР в системе мировой и региональной торговли. Страна превращалась в ярко выраженного поставщика на мировой рынок топлива, сырья и материалов и одновременно крупного заемщика кредитов. Переломить неблагоприятную тенденцию можно было только принципиальным изменением экономического курса. Такая попытка была предпринята в 1985 г. в рамках политики «Пере-
Одним из центральных моментов этой политики стала активизация внешнеэкономической деятельности и более широкое использование внешних факторов для модернизации экономики и приобщения к мировым достижениям научно-технического прогресса. Главные акценты в новой внешнеэкономической политике делались на децентрализацию управления внешней торговлей, поиск инструментов стимулирования экспорта и привлечение иностранных инвестиций при сохранении контроля со стороны союзного центра за внешнеэкономической деятельностью. На первом этапе реформирования внешнеэкономической сферы в 1986 — 1987 гг. упор был сделан на углубление интеграционных процессов в рамках СЭВ на основе развития прямых связей предприятий и организаций. Однако прогрессирующее ухудшение экономической и финансовой ситуации в СССР заставило изменить акценты во внешнеэкономической политике и сделать более решительные шаги по пути ее децентрализации. Весной 1989 г. право непосредственно осуществлять экспортно-импортные операции получили все юридические лица, продукция которых конкурентоспособна на внешних рынках. Тем самым резко расширилось число участников внешнеэкономической деятельности. Предприятия, организации, органы территориального управления получили право оставлять часть валютной выручки для собственного использования. Валютные фонды, нормативы валютных отчислений и валютные коэффициенты в 1988 — 1991 гг. стали основными средствами стимулирования развития экспорта. Правительство настойчиво проводило линию на валютную самоокупаемость предприятий и регионов. В конце 1990 г. во внешнеторговой сфере наступил перелом: были отменены дифференцированные валютные коэффициенты, действовавшие с 1987 г., и введен коммерческий курс рубля к доллару. С 1991 г. СССР в расчетах со странами СЭВ перешел на свободно конвертируемую валюту. А в сентябре 1991 г. деятельность этой организации была прекращена. СЭВ не выдержал испытание либерализацией внешнеэкономической деятельности, начавшейся в СССР и других социалистических странах. В итоге реформы во внешнеторговой сфере заметно опережали реформирование экономики в целом. В условиях расстроенных финансов, растущего бюджетного дефицита, больших различий между внутренними и мировыми ценами начавшаяся либерализация внешнеэкономической деятельности усиливала дезорганизацию финансов, разрушала хозяйственные связи, вызывала разобщение союзных субъектов и ослабление власти союзного " центра, что в конечном итоге немало способствовало распаду СССР. Вопросы для обсуждения 1. В чем заключались особенности развития внешней торговли в СССР? 2. Указать главные направления реформирования внешнеэкономической сферы страны в рамках политики «перестройки»? 3. Охарактеризовать роль реформ внешней торговли для реформирования экономики страны. Условия реформы внешнеторговой сферы, ее содержание и этапы С распадом СССР начался новый этап либерализации внешней торговли уже в новой стране и в рамках радикальной рыночной реформы. В конце 1991 г. был принят пакет Указов Президента и Постановлений Правительства РФ («О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР», «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров», «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории РФ» и др.). В нормативно-правовую базу, регулирующую внешнеторговый оборот в сравнении с действовавшей на конец 1991 г., были внесены кардинальные изменения. Право на ведение внешнеэкономической деятельности, включая посредническую, получили все зарегистрированные в РФ юридические лица. Были отменены ~\ ограничения на бартерные операции, физические и юридические лица получили право на открытие валютных счетов и проведение валютных операций через уполномоченные банки, были отменены обязательные валютные отчисления. По своему содержанию, " темпам проведения и последствиям эти преобразования имели «шоковый» характер. Либерализация 1992 г. принципиально отличалась от либера лизации, проводившейся союзным руководством в 1986 - 1991 гг. Свобода внешнеторговой деятельности была увязана с высвобождением цен, предоставлением полной самостоятельности хозяйствующим субъектам, ужесточением финансово-бюджетной политики, переходом с 1 июля 1992 г. к официальному курсу дол-
В целом открытие российской экономики происходило по схеме, отработанной МВФ и Мировым банком на многих развивающихся и транзитных странах. Но конкретная реализация реформ во внешнеэкономической сфере отражала специфичность российской ситуации. С 1992 г. можно выделить несколько этапов реформирования внешнеторговой деятельности в России, отражающих различные условия осуществления экспортно-импортных связей. Для начального этапа реформирования (1992 — 1995 гг.) были характерны высокая инфляция и громадные различия внутренних и мировых цен на основные товары российского вывоза, экспортные операции характеризовались чрезвычайно высокой прибыльностью. Соотношение внутренних и мировых цен на отдельные товары представлены в таблице 3. Для ограничения этих доходов и перераспределения их в бюджет с 1 января 1992 г. были введены довольно высокие экспортные тарифы на топливно-сырьевые статьи, составлявшие 20-35% от мировой цены на эти товары. Одновременно по тем же причинам начали использоваться административные регуляторы экспорта — квоты и лицензии, которые должны были количественно ограничивать экспорт стратегически важных товаров, всего более 80 позиций. Для экспорта Таблица 3 Соотношение внутренних и мировых цен на отдельные товары, * %
* На конец года. Источник: Бизнес МН. 1994. — № 14. д некоторых особо важных для бюджета товаров в 1993 г. был создан институт спецэкспортеров, уполномоченных организаций, осуществляющих с ними торговые операции. Административные регуляторы вместе с экспортными тарифами были призваны предотвратить дезинтеграцию экономики России, смягчить адаптацию обрабатывающей промышленности к изменяющимся ценовым пропорциям, обеспечить устойчивое поступление доходов от экспорта в федеральный бюджет. К началу 1994 г. разрыв между внутренними и мировыми ценами заметно сократился, что означало сокращение доходности экспортных операций. В изменившихся условиях стало целесообразным ослабление административного регулирования экспорта и понижение экспортных тарифов. С 1 января 1995 г. перестала действовать система квотирования и лицензирования по большинству стратегических товаров, а с 1996 г. полностью прекратил существование институт спецэкспортеров. К началу 1996 г. внутренние цены на большинство товаров, определяющих международную специализацию России, либо сравнялись, либо превысили уровень мировых. Так, цены на алюминий в конце 1995 г. на отечественном рынке были на 42% выше мировых, стальной горячекатанный лист стоил на 41% дороже, а стальная арматура - на 72%. Ценовой разрыв оставался практически только у нефти и газа: в середине 1996 г. внутренняя цена без НДС на природный газ составляла 66, 9% от мировой цены, на нефть — 71, 1%, на дизельное топливо — 88, 5%, на бензин — 93, 8%8. Под давлением МВФ с апреля 1996 г. были отменены экспортные пошлины на газ и остальные товары, где они еще сохранялись, с июля они были полностью отменены на нефть. Тем самым завершилась тарифная либерализация экспорта. Регулирование импорта в 1992 - 1995 гг. шло как бы во встречном направлении. До середины 1992 г. импорт в Россию осуществлялся беспошлинно, поскольку скачкообразный рост внутренних цен и высокая инфляция делали импортные операции весьма рискованными. С августа 1992 г. был введен временный импортный тариф. В последующий период импортный тариф многократно пересматривался в сторону повышения и все большей дифференциации ставок на отдельные товары. Правовой основой вносимых изменений стал принятый в апреле 1993 г. Закон «О таможенном тарифе». С начала 1993 г. импортные товары стали облагаться налогом на добавленную стоимость и акцизами. В результате по- Ад 8 Известия. 1996.25.07. ' -(К1«;. •*
s нужд. В том же году были отменены дотационные валютные ко- 1 эффициенты, применявшиеся для импорта некоторых товаров. Благодаря этому существенно сократились объемы прямого и скры- , | того субсидирования импорта из федерального бюджета. Формирование институционального механизма открытия эко- j. номики России в основном было завершено к 1996 г. Оно потребовало более 4 лет, что в два раза больше по времени, чем у стран ЦВЕ. К концу этого периода отчетливо выделились два основных макроэкономических регулятора внешнеторговых связей — валютный курс и импортные тарифы. Постепенное сокращение и отмена экспортных тарифов должны были по мере сближения мировых и внутренних цен сохранить доходы от экспорта на приемлемом уровне. Но с середины 1994 г., в результате достигнутого сближения цен, нарастающее падение экспортных доходов было связано с устойчивым превышением динамики внутренней инфляции над курсовой динамикой рубля, что означало сравнительное удорожание рубля относительно доллара. Для поддержания доходов от экспорта и одновременно использования валютного курса для сдерживания инфляции летом 1995 г. стал использоваться так называемый валютный коридор. В 1996 г. начался второй этап реформирования внешнеторговой сферы. Для него характерны поиск путей стимулирования экспорта в условиях его падающей эффективности и стрем-ление защитить отечественных производителей путем усложнения импортного таможенного тарифа и повышения его ставок. В 1996 - 1998 гг. происходило довольно быстро относительное удорожание рубля, которое приводило к снижению доходности экспорта, но одновременно повышению доходности импорта. Это облегчало проникновение зарубежных товаров на российский рынок и затрудняло деятельность отечественных предприятий, работающих на внутренний рынок. Для поддержки российских экспортеров в 1996 г. Правительством РФ была утверждена Федеральная программа развития экспорта до 2005 г. В расходную часть федерального бюджета на 1996 г. впервые отдельной строкой были внесены 500 млрд. руб. обеспечение гарантийных обязательств Правительства РФ (в форме залога) под привлекаемые кредиты для пополнения оборотных средств экспортеров и предоставления им прямых кредитов. В качестве инструмента поддержки экспортеров Программа предусматривала также льготное кредитование из средств федерального бюджета: проценты за пользование предоставленными кредитами могли устанавливаться в размере половины ставки рефинансирования. Однако из-за ограниченных бюджетных ресурсов Программа оказалась неработающей. В бюджете 1998 г. и последующих лет финансовая поддержка российских экспортеров уже не была предусмотрена. В условиях проимпортного курса рубля в 1996 - 1997 гг. и в первой половине 1998 г. проводилась интенсивная корректировка таможенных пошлин с целью усиления защитных функций таможенного тарифа. Это привело к тому, что по ряду товарных групп и подгрупп ставки пошлин оказались в сильной степени дифференцированными, а структура тарифа заметно усложнилась. Он представлял собой совокупность семи адвалорных ставок (0, 5, 10, 15, 20, 25 и 30%), применяемых к более чем 11000 товаров (тарифных позиций). При этом на сырье и полуфабрикаты ставки, как правило, были установлены на уровне 0-5%, полуфабрикаты и комплектующие — 5-15%, готовые изделия — 15-30%. Тем не менее таможенный тариф не мог обеспечить защиту отечественного производителя от наплыва импортных товаров. В апреле 1998 г. был принят Закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» и создана Правительственная комиссия РФ по защитным мерам во внешней торговле, разрабатывающая меры по защите отечественных производителей от демпинговых поставок различных товаров на российский рынок из-за рубежа. На основе рекомендаций Комиссии по защитным мерам могли вводиться запретительные пошлины и количественные ограничения (квоты) на ввоз отдельных товаров. Третий этап начался после резкой девальвации рубля в августе 1998 г. Накопившийся за 3 года девальвационный потенциал выразился в 2, 6-кратном падении рубля: в июле-сентябре — 6, 238 и 16, 065 руб. за долл. (на конец месяца). В конце декабря 1998 г. курс составил 20, 650 руб. за долл. или в 3, 3 раза больше, чем в конце июля. Удешевление рубля стало действенной мерой по поддержке российских экспортеров и одновременно производителей импортозамещающих товаров, поскольку дорогой доллар делал неэффективным импорт многих товаров.
В 2000 г. курс рубля был стабилизирован на уровне 28-28, 5 руб. за долл., при годовой инфляции в 20%. Это означало восстановление тенденции к удорожанию рубля со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями. Вместе с тем ЦБ России благодаря накопленным валютным резервам удавалось проводить политику плавного понижения курса рубля в сочетании с довольно продолжительными периодами (несколько месяцев) его стабильного курсового соотношения с долларом. С 2001 г. вступил в силу новый таможенный тариф. Потребность в нем была продиктована большими объемами «серого» импорта и проэкспортным курсом рубля, делающим многие импортные операции неэффективными. Существенно была упрощена структура тарифа. В нем предусмотрены четыре ставки — 5, 10, 15 и 20%. Расчетная средневзвешенная ставка нового тарифа составит 10, 7%, что заметно ниже ранее действовавшего. Отказ от запретительных тарифных ставок в 25 и 30% и общее «удешевление» импорта даст возможность снизить производственные издержки предприятий, использующих зарубежные комплектующие и полуфабрикаты, и тем самым будет способствовать расширению внутреннего спроса и дальнейшему оживлению деловой активности. Кроме того, как ожидается, новый тариф создаст благоприятные возможности для модернизации промышленного производства на основе современного оборудования, не производимого в России. Для российских производителей, действующих в тех секторах, которые могут пострадать от субсидируемого импорта, дем- пинга и недобросовестной конкуренции, предполагается существенно усилить эффективность применения законодательства, касающегося специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В целом механизм регулирования внешней торговли в ближайшие годы будет неизбежно корректироваться, отражая изменения в состоянии российской экономики и финансов, конъюнктуре на мировых рынках, в целях внешнеэкономической политики России и соотношения в ней ориентации на глобальное и региональное сотрудничество. В среднесрочной перспективе будет сохраняться проэкспортный курс рубля при постепенном снижении таможенной нагрузки на импортеров. Таможенная защита отечественных производителей будет иметь все более нацеленный характер. В стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу предусмотрено использовать также для защиты внутреннего рынка меры, регулирующие условия конкуренции, в частности, антидемпинговые процедуры, и нетарифное регулирование импорта (стандарты безопасности, качества, упаковки и маркировки и т.д.). Вопросы для обсуждения 1. Обосновать необходимость реформы внешнеторговой сферы в России. 2. Охарактеризовать главные этапы либерализации внешней торговли в России. 3. Роль торговых ограничений на этапах реформирования внешнеторговой сферы в России. 4. Особенности экспортной политики на этапах либерализации внешней торговли в России. 5. Особенности импортной политики на этапах либерализации внешней торговли в России. 6. Охарактеризовать изменения в нормативно-правовой базе во внешнеторговой сфере на этапах реформирования внешней торговли. 2.2. Участие в глобальных и региональных системах международного сотрудничества Либерализация внешнеэкономической деятельности в рамках Рыночной реформы является необходимым, но не достаточным Условием для интеграции в мировую экономику. Подлинная ин-
Воздействие ограничений на международное сотрудничество может быть выражено через действие государственных границ, их фундаментальные свойства — барьерность и контактность9. Обособляясь от внешнего мира границами, государство посредством таможенных и визовых барьеров защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию. Кроме того, через барьерность границ государство защищает национальную безопасность. Барьерность реализуется через разного рода государственные, административные и экономические методы контроля и регулирования внешних связей: квотирование и лицензирование экспортно-импортных операций, сертификация товаров, таможенные пошлины и сборы за пересечение границы, визовый и паспортный режим, обратимость национальной валюты и т.д. Реализация барьерных функций требует крупных затрат на таможенную и приграничную инфраструктуру, содержание органов контроля и регулирования. Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена: 1) уровнем втянутости стран в международные экономические отношения; 2) степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами; 3) развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и другие структуры по содействию развития международных экономических и гуманитар- 9 Вардомский Л.Б., Голицына И.И., Самбурова Е.Н. Государствен ных контактов, консалтинговые и посреднические компании и др.); 4) развитостью пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.); 5) уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях. Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и международной унификацией таможенных правил, процедур и режимов. Либерализация мировых внешнеэкономических связей усилилась на переломе 80 — 90-х гг. в результате широкого внедрения информационных технологий. Это ускорило формирование мирового финансового рынка и глобальных сетей в промышленном производстве, торговле, сфере услуг. Начавшаяся с 1992 г. бурная интернетизация торговли и финансовой сферы придала новый импульс процессам глобализации. Изменение соотношения между контактностью и барьернос-тью государственных границ происходит неравномерно у стран разного уровня развития и разной степени вовлеченности в глобальную экономику. Например, развитые страны стремятся устранить барьеры на пути движения капиталов, информации., услуг, но одновременно поставить мощный заслон на пути перемещения низко- и среднеквалифицированной рабочей силы и регламентировать поступление товаров из бедных стран с низкой стоимостью рабочей силы путем введения квот, контингентов, жестких требований к качеству, ограничений по объемам поставок тех или иных товаров в рамках межгосударственных соглашений и т.д. Бедные страны, в свою очередь, хотят расширить свое присутствие на товарных рынках развитых стран, иметь гарантированную возможность экспорта рабочей силы и получать стабильную финансовую подпитку от развитых стран. Общей закономерностью является прямая зависимость контактности границ от: 1) уровня развития стран-партнеров; 2) их ходства; 3) схожести экономических и правовых систем; 4) вза-Мнои близости и соседства. При отсутствии этих условий возра-тает значение барьерных функций государственных границ. соотношение контактности и барьерности границ у отдель-
• шним миром и задерживая или ограничивая негативные (нелегальная иммиграция, утечка мозгов, поступление на национальный рынок дешевых или некачественных товаров, валютные спекуля- ■ ■ ции и т.д.), государственные границы регулируют взаимодействие \ национального хозяйства с мировым. Некоторые ученые выделяют некоторые промежуточные состояния между почти полной закрытостью и почти полной открытостью рубежей. В частности, выделяются фильтрующие границы — избирательно контактные или избирательно барьерные, и градиентные границы, разделяющие разные по политическому устройству, культурной ориентации или социально-экономичес- liauDMy развитию страны10. Контактность и барьерность Границ зависит от экономической системы того или иного государства. Барьерность границ значительно выше у стран с государственной монополией на внешние связи и соответственно ниже у стран с открытой, рыночной экономикой. Кроме того, на их соотношение влияет состояние торгово-экономических отношений с каждой конкретной страной-партнером. Различия между странами в торговом, инвестиционном, валютном, визовом и др. режимах вызывают то, что соотношение барьерности и контактности границ данного государства неодинаково для отдельных партнеров. В рамках мировых и региональных экономических организаций путем определенных компромиссов на основе заключаемых двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений устанавливаются взаи-мопризнаваемые уровни контактности и барьерности границ, что отражает величины тарифных ставок, методы нетарифной защиты, механизмы разрешения возникающих конфликтов. С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю контактность государственных границ России в нормативно-правовом смысле существенно возросла. Однако определение оптимального соотношения барьерности и контактности, ■ соответственно, протекционизма и либерализма представляет для РФ весьма сложную проблему, учитывая особенности ее геополитического и геоэкономического положения, модель участия в меж- 10 Ван Генхаузен М., Нийкамп П. Формиров.ание корпоративных трансграничных сетей в Восточной Европе: потенциальные возможности зоны развития Восток-Запад. Региональное развитие и сотрудничество. — М., 1997, нулевой выпуск. — С. 8-16. дународном разделении труда, унаследованную низкую конкурентоспособность экономики. С 1992 г. Россия стремится через присоединение к действующим международным соглашениям и заключение новых получить международно-правовую базу для участия в процессах глобального и регионального экономического сотрудничества. Это позволит усилить контактность границ на основных направлениях мировой торговли. Центральное место во внешнеэкономической политике России занимает вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Еще в начале 1994 г. Россия передала в Секретариат ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме, что стало первым практическим шагом на пути присоединения к этой организации. В конце 1994 г. в ВТО, в которую был преобразован ГАТТ, была передана официальная заявка Правительства России о вступлении в эту организацию. Членство в ВТО существенно облегчает доступ на мировые рынки товаров и услуг, переводит торгово-экономические отношения с другими странами-членами организации на стабильную правовую основу, позволяет использовать международные механизмы разрешения торговых конфликтов11. Торговая дискриминация в условиях, когда страны-члены ВТО с 1 января 1995 г. существенно понизили ввозные пошлины, приобрела форму антидемпинговых процедур. Антидемпинговые процедуры предусмотрены правилами ВТО и состоят в том, что страны-импортеры имеют право устанавливать более высокие пошлины на ввозимые товары, которые продаются «на неравных условиях». При этом определение неравных условий базируется не на реальных внутренних ценах в России, которая пока рассматривается как страна с нерыночной экономикой, а на ценах третьих стран с рыночной экономикой, производящих аналогичную продукцию. В результате такого подхода Россия лишается возможности использовать свои естественные преимущества в производстве черных и цветных металлов, полупродуктов основной химии и химии органического синтеза. В отношении российских товаров систематически проводятся антидемпинговые расследования с введением заградительных пошлин. Поскольку разницу между действующей пошлиной и Дополнительной антидемпинговой пошлиной оплачивают импортеры, то понятно стремление последних приобретать товар там, гДе такого рода процедуры исключены. В связи с этим Россия не- Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг.// Внешняя торговля. 1996. — № 9, С. 2-7. 3-4411 " "
Членство в ВТО расширяет возможности экспорта, поскольку члены этой организации взаимно устанавливают более низкий уровень импортных пошлин и не применяют в отношении друг друга количественных ограничений в торговле. В свою очередь, это повышает привлекательность стран-членов для иностранных инвестиций. Причины стремления России в ВТО связаны с усиливающимся вытеснением ее с рынков материалов и полуфабрикатов. Членство создает также благоприятные тарифные предпосылки для расширения экспортной базы России в отношении стран-членов ВТО за счет обрабатывающей промышленности. Вместе с тем участие в ВТО ограничивает возможности та^ рифной и нетарифной защиты национальных производителей. Условия, на которых Россия войдет в ВТО, весьма существенны для последующей трансформации структуры ее экономики. Развитые страны-члены ВТО стремятся добиться от России в качестве условий членства благоприятных условий экспорта на ее рынок и, в частности, еще большего снижения импортных тарифов, широкого открытия сферы услуг. Результатом переговоров должно стать нахождение приемлемого для сторон уровня тарифной защиты России и сроков ее приближения к уровню ВТО. В существующей ситуации затягивание вступления России в ВТО выгодно развитым странам, которые имеют надежную защиту своих рынков от российского экспорта. Ситуацию осложняет отсутствие единого мнения в России относительно целесообразности вступления в ВТО. Позиции сторонников ужесточения защитных мер достаточно сильны, поскольку опираются на обширный низкоконкурентный сектор российской экономики. Обязательства, вытекающие из членства в ВТО, безусловно, будут сильно ограничивать применение таможенной защиты национальных производителей. Вместе с тем проводившаяся до сих пор таможенная политика не могла достаточно эффективно защитить российских производителей, несмотря на установление для многих товаров высокой степени обработки 30% ввозной пошлины. Однако таможенное разоружение России и облегчение доступа иностранных товаров на рынок, что предлагается развитыми странами, вряд ли может стать движущей силой развития ее экономики. Подходы, оправданные в условиях развитых экономик или развивающихся стран, не обремененных наследием прошлого развития, не могут автоматически дать положительный результат в такой стране, как Россия. В этой связи задача заключается в эффективном использовании переходного периода (5-7 лет) для структурной адаптации экономики, когда российские экспортеры получат условия ВТО, а национальный рынок сохранит достаточно высокий уровень таможенной защиты. Процедуры по вступлению России в ВТО, которые могут завершиться в 2002 г., идут параллельно с попытками создать правовой механизм торгово-экономического сотрудничества со странами ЕС. Важным шагом в этом направлении стало подписание в июне 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, на страны которого приходится 35-40% российского экспорта и около половины иностранных инвестиций. Соглашение определяет условия сотрудничества между Россией и ЕС и его поэтапного углубления13. Важной особенностью СПС, которое вступило в силу 1 декабря 1997 г., является отнесение России к числу стран с переходной экономикой. Признав это, ЕС отказывается от трактования ее как страны с государственной системой торговли, на основе чего Россия подвергается дискриминационным торговым мерам. Важность этого подчеркивает то, что в отношении российских экспортеров ЕС за 1992 - 1996 гг. осуществил 16 антидемпинговых процедур и применял импортные квоты по 600 товарным позициям. Потери России в 1996 г. от протекционистских мер ЕС оценивались в 1 млрд. долл. Вступление в силу СПС не означает, однако, автоматического устранения дискриминации. Более того, ЕС по-прежнему не признает Россию страной с рыночной экономикой, что лежит в основе применяемых Союзом дискриминационных мер. СПС базируется на основных принципах ГАТТ/ВТО, что облегчит вступление России в эту организацию. В частности во взаимной торговле применяется режим наибольшего благоприятствования, полностью соответствующий требованиям ВТО. В Соглашении предусмотрен 5-летний переходный период, который позволит адаптировать действующие внешнеторговые договоры, в том числе регулирующие отношения с СНГ, к требованиям Соглашения. СПС предусматривает также возможность образования ЕС с осеней зоны свободной торговли (ЗСТ), максимально освобож-
12 Русский телеграф. 1998.26.02. Панов Н. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве — кодекс России и ЕС// Внешняя торговля. 1996. — № 12. — С. 19-22.
з»
Сохраняя возможности дискриминации российских экспортеров и вынуждая Россию к понижению уровня таможенной защиты своего рынка, развитые страны тем самым решают ряд фундаментальных задач: регулируют конкуренцию на национальных рынках, обеспечивают сохранение рабочих мест и поступления в бюджет. Посредством целенаправленной таможенной политики развитые страны стремятся сохранить свои сравнительные и конкурентные преимущества в отношении России. По мнению многих российских экспертов, на сегодня для России более важно добиться статуса страны с рыночной экономикой, которого она до сих пор не имеет. Это усилит позиции России при обвинении ее экспортеров в демпинге и одновременно сохранит основные инструменты защиты внутреннего рынка. Огромное значение для России имеет расширение регионального сотрудничества со странами СНГ. В сентябре 1993 г. был подписан Договор об образовании экономического союза, в 1994 г. была достигнута договоренность о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) и платежного союза. Но конкретные условия взаимной торговли по-прежнему определяются на основе двусторонних соглашений и внешнеторговой политики, проводимой по отношению к отдельным членам Содружества. К середине 2001 г. заметного прогресса в создании ЗСТ и платежного союза не произошло. Крупным шагом в углублении регионального сотрудничества стало образование в 1995 г. Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Он предусматривает общий порядок регулирования внешнеэкономической деятельности, включая принятие единых ставок таможенных пошлин, отмену таможенного контроля на внутренних границах и перенос его на внешние, введение режима свободной торговли без изъятий и ограничений. В 1996 г. были подписаны Договоры об углублении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В 1998 г. к этому Договору и Таможенному союзу присоединился Таджикистан. Осенью 2000 г. Таможенный союз был преобразован в Евразийское экономическое сообщество. Параллельно шло развитие российско-белорусских экономических отношений и создание соответствующих институтов. В 1996 г. было принято решение о создании Сообщества Россия— Белоруссия, в 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз Россия—Белоруссия, а в конце 1999 г. было подписан Договор о создании Союзного государства Россия—Белоруссия. Для России этот шаг представляется вполне естественным, поскольку существенно укрепляет ее европейские позиции и соответствует традиционной культурной, экономической и политической ориентации на Европу. Одновременное участие России в нескольких группировках на постсоветском пространстве отражает практическую реализацию концепции разноскоростной интеграции в зависимости от взаимных интересов и готовности к той или иной степени тесноты сотрудничества. С одним из самых крупных торговых партнеров России — Украиной сотрудничество развивается на двусторонней основе. В конце мая 1997 г. был подписан «большой» договор о мире и сотрудничестве с самым крупным торговым партнером — Украиной. Договор создает предпосылки для нормализации российско-украинского торгово-экономического сотрудничества, устранения ряда торговых ограничений, облегчения режима транзитных перевозок. В конце зимы 1998 г. был подписан Договор об экономическом сотрудничестве между двумя государствами на 1998 - 2007 гг., реализация которого позволит начать структурную адаптацию их экономик на стабильной правовой основе. Несмотря на применяемое разнообразие договорно-правовых форм сотрудничества, доля стран СНГ во внешнеторговом обороте России в 2000 г. составила 22%, против 66% в 1991 г. Это обусловлено нерешенностью вопросов таможенного и налогового регулирования взаимных связей. Камнем преткновения сотрудничества в рамках Таможенного союза были принципы взимания НДС при экспорте-импорте товаров между четырьмя государствами. Летом 1997 г. Казахстан и Киргизия перешли на взимание этого налога при импорте, а не при экспорте, как это практиковалось до 1 июля 2001 г. в России и Белоруссии. В результате российские и белорусские экспортеры вынуждены дважды платить " ДС, сначала в своих странах, а затем при ввозе товаров в Казахстан и Киргизию. Россия заинтересована во взимании НДС с экспортеров по фискальным соображениям и с точки зрения профилактики «ложного экспорта», учитывая, что основу ее экспор-а составляют энергоносители. Казахстан и Киргизия выступают за применение международного принципа взимания НДС при им-°Рте, поскольку это стимулирует их экспорт в Россию. Схожие проблемы были и в российско-украинских отношени-• Для товаров, импортируемых из Украины, в 1996 г. был вве-
Тем не менее создание зоны регионального сотрудничества на постсоветском пространстве имеет для России стратегическое значение. Для этого имеются важные предпосылки в виде культурной общности, сложившихся систем коммуникаций, однотипных технологий, взаимодополняющих хозяйственных структур, сложившихся в условиях СССР. Наследие советского периода имеет большую инерционность, что объективно облегчает процессы интеграции. В то же время они затрудняются низкими доходами населения. Привлекательность углубления сотрудничества в рамках СНГ сдерживается и тем, что сегодня оно возможно, главным образом, на основе традиционных технологий. Серьезным тормозом являются различия в моделях проводимых реформ, что объективно понижает совместимость экономик, а также широкая гамма экономических противоречий (различия в подходах к таможенной и валютной политике, конкуренция на рынках третьих стран, защита национальных экономических агентов и т.д.). В целом для сотрудничества «бедных» характерны сильные перепады в отношении к объединительным процессам, которые во многом обусловлены влиянием третьих сторон. Характер участия России и других стран СНГ в региональном сотрудничестве определяется в основном текущими экономическими, социальными и политическими интересами. Более целенаправленный характер оно, вероятно, приобретет в условиях стабильного роста экономики. В конечном итоге без поэтапной взаимной интеграции эти страны не смогут в полной мере использовать эффекты от участия в глобальных процессах и региональном сотрудничестве на других направлениях, и будут обречены выполнять функции младших партнеров в отношении крупнейших региональных экономических группировок мира. Традиционно преобладающее европейское направление во внешнеэкономических связях (в 2000 г. на страны Европы пришлось около 68% внешнеторгового оборота) Россия стремится уравновесить активизацией сотрудничества со странами других регионов мира. В 90-е гг. была создана обширная договорно-правовая база торгово-экономических отношений с Китаем — одним из крупнейших торговых партнеров России, — 3, 7% от ее внешнеторгового оборота в 2000 г. Она регулирует сотрудничество, как на уровне стран, так и отдельных регионов. В 1998 г. Россия стала членом организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На страны-члены этой организации приходится 18-20% внешнеторгового оборота России. АТЭС нацелена на развитие деловой активности, налаживание связей между предпринимателями стран-участниц и создание благоприятного климата для инвестиционных проектов. Ее деятельность не основывается на оптимизации таможенной защиты стран-участниц и носит рекомендательный характер. Такой же характер имеют субрегиональные образования, в создании которых Россия приняла участие в 1992 - 1993 гг.: 1. Совет государств Балтийского моря, в котором принимают участие все прибалтийские страны. 2. Организация черноморского экономического сотрудничества, с участием причерноморских стран, а также других прилегающих стран (всего 11 стран-участниц). 3. Организация стран Каспийского моря. 4. Совет Баренц/Евроарктического региона. Целями этих объединений, включающих различные по уров
Вопросы для обсуждения 1. Роль контактности и барьерности границ для процессов международного сотрудничества. 2. Охарактеризовать общемировые тенденции либерализации внешнеторговых связей. 3. Россия и ВТО. Участие России в международных экономических организациях. 4. Участие России в углублении регионального сотрудничества. 2.3. Динамика внешней торговли и ее структуры После резкого спада объемов внешней торговли в 1992 г. по сравнению с 1991 г. в последующий период экспорт и импорт росли значительно более высокими темпами, чем ВВП России. В то же время динамика внешнеторговой сферы была довольно неравномерна. Нарастающий рост наблюдался в период 1992 - 1995 гг., затем произошло снижение темпов и абсолютный спад экспорта в 1997 - 1998 гг., а у импорта в 1998 - 1999 гг. Годовая динамика ВВП, экспорта и импорта показаны в таблице 4. В 1999 г. рост экспорта возобновился, достигнув в 2000 г. рекордного уровня за все годы реформы. У импорта же в 1999 г. наблюдался рекордный спад. В условиях дезорганизации внутреннего рынка в начальный период реформ экспорт стал важным фактором устойчивости российской промышленности. За счет переключения значительной части сбытовых связей с российского рынка и рынков стран СНГ на внешние рынки отрасли добывающей промышленности и промышленности, производящей материалы и полуфабрикаты, сохранили свой производственный потенциал. Отражением этого стало возрастание доли экспорта в производстве базовых отраслей промышленности. Доля экспорта в производстве важнейших товаров представлена в таблице 5. Растущая внешняя торговля, кроме того, способствовала развитию сопутствующих и обслуживающих производств и видов .................................................. Таблица 4 Годовой прирост (сокращение) ВВП, экспортаж импорта
Источник: Статистический сборник «Регионы России», 2000 г. Госкомстат России. — М., 2001 г. Таблица 5 Доля экспорта в производстве важнейших товаров, %
Источник: Экономика и жизнь. 1997. — № 13. — С. 26. Деятельности: таможенных, складских, банковских, консалтинговых услуг, транспорта и т.д. Для 1992 - 2000 гг. было характерно устойчивое превыше-ние экспорта товаров над импортом. Динамика экспорта и им-порта товаров и услуг России показана в таблице 6. Но положи-ельный торговый баланс России был не результатом проэкспор-н°и экономической стратегии страны, а явился следствием сжа-я внутреннего рынка, падения доходов населения и свертыва-ия инвестиционной деятельности.
Таблица 6 Динамика экспорта и импорта товаров и услуг России в 1992 - 2000 гг.*, млрд. долл.
* Включая неорганизованную торговлю. Источник: Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000, IV квартал. Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ. Российско-Европейский центр экономической политики. — М., 2001. — С. 91, 99. На динамику сальдо большое влияние оказывала и оказывает также ценовая конъюнктура на товары, составляющие основу российского экспорта. Росту российского вывоза в 1995 - 1996 гг. способствовала благоприятная ценовая конъюнктура на мировых топливно-сырьевых рынках. В 1995 г. прирост экспорта на 3/4, а в 1996 г. на 1/2 был связан с ростом цен. В 1997 г. цены на ряд стратегических товаров стали меняться. В частности, мировые цены на нефть уменьшились с 22, 5 долл. за баррель в январе 1997 г. до 14, 4 долл. за баррель в январе 1998 г. Это стало одной из причин сокращения объемов экспорта в 1997 г. Неблагоприятная ценовая конъюнктура сохранялась до конца 1998 г. Одновременно большое влияние на динамику экспорта и им Своеобразное проявление российской внешнеэкономической иберализации — развитие челночной торговли. В 1996 г. чел-очный импорт составил 14, 4 млрд. долл. или около четверти ссийского импорта". Неорганизованный импорт одежды, обуви и парфюмерии составил в тот год не менее 6 млрд. долл., в то время как по линии организованной торговли около 2 млрд. долл. В челночной торговле в пик ее развития участвовало до 10 млн. человек., что позволяло смягчать проблемы безработицы, личных доходов и снабжения рынка сравнительно дешевыми товарами. В последующий период в связи с введением ограничительных мер и девальвацией рубля объемы челночной торговли существенно сократились и в 2000 г. не превышали 10 млрд. долл. Важным результатом либерализации стал более открытый характер экономики России. Это отражают показатели внешнеторговой и экспортной квот, исчисленные на основе паритета покупательной способности (ППС) рубля к доллару и среднегодового валютного курса, а также душевых показателей внешнеторгового оборота и экспорта (таблица 7). При использовании среднегодового валютного курса получается довольно искаженная картина. Из-за дорогого доллара в 1992 г. Россия оказалась весьма открытой страной: половина внешнеторгового оборота к ВВП составила более 56%, а объема экспорта к ВВП — почти 63%. Эти показатели в 1992 г. находились на уровне таких стран, как Бельгия или Дания. Согласно подходам МВФ, высокую степень открытости экономики характеризует отношение половины внешнеторгового оборота к ВВП, превышающее 45%. По мере относительного удорожания рубля отношение товарного экспорта к ВВП, пересчитанному в доллары по среднегодовому валютному курсу, сократилось до 21, 1% в 1996 г. Но затем в связи с девальвацией рубля в 1998 г. увеличилось до 27, 2%. Среднемировое значение этого показателя в 1998 г, составило 18, 2%. Более точное представление о реальной открытости дают показатели открытости, исчисленные при пересчете ВВП в долларо-ное выражение по ППС. Так, отношение экспорта товаров к ВВП, исчисленному по ППС, у России в 1998 г. равнялось 14, 7% и было лишь немногим выше, чем среднемировое значение этого покаазателя — 13, 6 %. С учетом же экспорта услуг этот показа-туеь в России будет на среднемировом уровне — 17, 1%. Показа-тели открытости российской экономики отражены в таблице 7. 14 ВИКИ. 1997. — № 21.
Показатели открытости российской экономики в 1992 — 2000 гг.
|