Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предыстория либерализации






Вплоть до начала экономических реформ общение России как составной части СССР с внешним миром происходило в условиях монополии союзных органов власти на внешнюю торговлю. Ис­ключительное право государства на внешнеторговые связи в осо­бо жестких формах сохранялось до середины 80-х гг.

Тем не менее в 1970 - 1985 гг. внешняя торговля СССР разви­валась более высокими темпами, чем народное хозяйство в це-


 


■ 1Ч> I.,.«......,

R И»'Ч Т f'i '.


2*



лом. Роль внешних факторов для развития страны устойчиво уве­личивалась, что соответствовало общемировой тенденции. Доля экспорта в национальном доходе СССР в 1950 - 1970 гг. увеличи­лась с 3, 1 до 4%, а в 1977 г. составила 7, 7%5.

Однако несовместимость командной экономики с активным участием в международных экономических отношениях не по­зволяла существенно увеличить долю в мировой торговле. Она оставалась на уровне около 4%, а объем внешней торговли на одного жителя был ниже среднемирового уровня, в 1986 г., соот­ветственно, 660 и 880 долл. Устойчиво ухудшались пропор­ции внешнего товарооборота. В 1970 г. на долю главной статьи советского экспорта — энергоносителей, приходилось 15, 6%, а в 1986 г. — 47, 3%, хотя доля топливно-энергетического комп­лекса за этот период в промышленной продукции страны умень­шилась с 12, 9 до 11, 0%. В машиностроении наблюдалась проти­воположная тенденция: его доля в промышленном производстве увеличилась с 16, 3 до 28, 0%, а в экспорте уменьшилась с 21, 5 до 15%. В 1970 г. машиностроительный экспорт на 66% покрывал импорт аналогичной продукции, а в 1986 г. — на 40%6.

На такой же структурной основе строилось сотрудничество Рос­сии и стран-членов СЭВ. Интеграция социалистических стран на экстенсивной, межотраслевой основе довольно быстро выработа­ла заложенный в ней потенциал расширения взаимных связей. Среднегодовые темпы взаимной торговли устойчиво снижались: 6, 2% — в 1971 - 1975 гг., 5, 2% — в 1976 - 1980 гг., 3, 2% — в 1981 - 1985 гг. В 1985 г. физический объем экспорта СССР в страны СЭВ вырос лишь на 1%> 7.

Усиливавшаяся в 1970 — 1985 гг. топливно-сырьевая ориен­тация советского вывоза была связана с крупными капитальны­ми затратами. Нехватка собственных инвестиционных средств побуждала к широкому привлечению иностранных кредитов, в том числе и на компенсационной основе. Среди крупных объек­тов, сооруженных в 70 - 80-е гг., следует назвать газопроводы «Союз» и «Прогресс», Оскольский электрометаллургический за­вод, Усть-Илимский лесопромышленный комплекс, Волжский

5 Развитие международного разделения труда и размещение произ­
водительных сил СССР: теория, методы, практика. — М., 1981. — С. 16.

6 Вардомский Л£. Новые черты географии внешнеэкономических свя­
зей СССР// Известия АН СССР, серия географическая. 1989. — № 2. — С. 17.

7 Хейфец БА. Технологическая модель интеграции стран-членов
СЭВ// Известия АН СССР, серия экономическая. — М., 1988. — С. 84.


автозавод, Оренбургский газоперерабатывающий завод и др. Меж­дународное кредитное сотрудничество ускоряло освоение природ­ных богатств, обеспечивало гарантированный сбыт топлива, сы­рья и материалов, улучшало снабжение западных ресурсодефи-цитных районов страны. Но одновременно закреплялась сырье­вая направленность советского вывоза.

Поставки в рамках предоставленных кредитов машин, обору­дования, материалов имели в основном целевое назначение. Они в ограниченной степени способствовали технической модерниза­ции обрабатывающих отраслей. Сделки на компенсационной ос­нове, по сути, связывали экспортное производство с импортом, при­чем в большинстве случаев за счет продукции, которая могла бы производиться в достаточном количестве в СССР. Зависимость объемов советского экспорта от нескольких товаров в условиях быстро меняющейся конъюнктуры на внешних рынках означала неизбежные перепады в поступлениях валютных средств. Так, резкое снижение мировых цен на нефть в середине 80-х гг. выз­вало уменьшение объема экспорта с 72, 7 млрд. руб. в 1985 г. до 67, 1 млрд. руб. в 1988 г.

Таким образом, развитие внешнеторгового оборота в СССР шло в условиях закрытой экономики, отгороженности реальных производителей экспортных и потребителей импортных товаров от мировых рынков. Крайняя форма протекционизма при отсут­ствии внутренней конкуренции постоянно воспроизводила неэф­фективное производство, ориентированное на внутренний ры­нок. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет о закры­том развитии в течение нескольких веков. Открытие России в петровские времена и начавшаяся «вестернизация» страны со­провождались установлением высоких таможенных пошлин на ввозимые товары запретительного или ограничительного уровня. В конце XIX в. в период экономического подъема средневзвешен­ная ставка ввозных пошлин равнялась 33%.

Закрытость экономики помимо накопления неконкурентоспо­собных производств, сдерживала развитие потребностей производ­ства и населения, вызывала прогрессирующее технологическое от­ставание, сужала спектр сравнительных преимуществ СССР в сис­теме мировой и региональной торговли. Страна превращалась в ярко выраженного поставщика на мировой рынок топлива, сы­рья и материалов и одновременно крупного заемщика кредитов.

Переломить неблагоприятную тенденцию можно было только принципиальным изменением экономического курса. Такая по­пытка была предпринята в 1985 г. в рамках политики «Пере-


 




стройки» и «Ускорения социально-экономического развития».

Одним из центральных моментов этой политики стала активиза­ция внешнеэкономической деятельности и более широкое исполь­зование внешних факторов для модернизации экономики и при­общения к мировым достижениям научно-технического прогрес­са. Главные акценты в новой внешнеэкономической политике делались на децентрализацию управления внешней торговлей, поиск инструментов стимулирования экспорта и привлечение ино­странных инвестиций при сохранении контроля со стороны со­юзного центра за внешнеэкономической деятельностью.

На первом этапе реформирования внешнеэкономической сфе­ры в 1986 — 1987 гг. упор был сделан на углубление интеграци­онных процессов в рамках СЭВ на основе развития прямых свя­зей предприятий и организаций. Однако прогрессирующее ухуд­шение экономической и финансовой ситуации в СССР заставило изменить акценты во внешнеэкономической политике и сделать более решительные шаги по пути ее децентрализации.

Весной 1989 г. право непосредственно осуществлять экспорт­но-импортные операции получили все юридические лица, про­дукция которых конкурентоспособна на внешних рынках. Тем самым резко расширилось число участников внешнеэкономичес­кой деятельности. Предприятия, организации, органы террито­риального управления получили право оставлять часть валют­ной выручки для собственного использования. Валютные фон­ды, нормативы валютных отчислений и валютные коэффициен­ты в 1988 — 1991 гг. стали основными средствами стимулирова­ния развития экспорта. Правительство настойчиво проводило линию на валютную самоокупаемость предприятий и регионов.

В конце 1990 г. во внешнеторговой сфере наступил перелом: были отменены дифференцированные валютные коэффициенты, действовавшие с 1987 г., и введен коммерческий курс рубля к доллару. С 1991 г. СССР в расчетах со странами СЭВ перешел на свободно конвертируемую валюту. А в сентябре 1991 г. деятель­ность этой организации была прекращена. СЭВ не выдержал ис­пытание либерализацией внешнеэкономической деятельности, начавшейся в СССР и других социалистических странах.

В итоге реформы во внешнеторговой сфере заметно опережа­ли реформирование экономики в целом. В условиях расстроен­ных финансов, растущего бюджетного дефицита, больших разли­чий между внутренними и мировыми ценами начавшаяся либе­рализация внешнеэкономической деятельности усиливала дезор­ганизацию финансов, разрушала хозяйственные связи, вызывала


разобщение союзных субъектов и ослабление власти союзного " центра, что в конечном итоге немало способствовало распаду СССР.

Вопросы для обсуждения

1. В чем заключались особенности развития внешней торговли в СССР?

2. Указать главные направления реформирования внешне­экономической сферы страны в рамках политики «пере­стройки»?

3. Охарактеризовать роль реформ внешней торговли для рефор­мирования экономики страны.

Условия реформы внешнеторговой сферы, ее содержание и этапы

С распадом СССР начался новый этап либерализации внеш­ней торговли уже в новой стране и в рамках радикальной ры­ночной реформы. В конце 1991 г. был принят пакет Указов Пре­зидента и Постановлений Правительства РФ («О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР», «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров», «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывози­мые с территории РФ» и др.).

В нормативно-правовую базу, регулирующую внешнеторговый оборот в сравнении с действовавшей на конец 1991 г., были внесе­ны кардинальные изменения. Право на ведение внешнеэкономи­ческой деятельности, включая посредническую, получили все зарегистрированные в РФ юридические лица. Были отменены ~\ ограничения на бартерные операции, физические и юридические лица получили право на открытие валютных счетов и проведение валютных операций через уполномоченные банки, были отмене­ны обязательные валютные отчисления. По своему содержанию, " темпам проведения и последствиям эти преобразования имели «шоковый» характер.

Либерализация 1992 г. принципиально отличалась от либера лизации, проводившейся союзным руководством в 1986 - 1991 гг. Свобода внешнеторговой деятельности была увязана с высвобож­дением цен, предоставлением полной самостоятельности хозяй­ствующим субъектам, ужесточением финансово-бюджетной по­литики, переходом с 1 июля 1992 г. к официальному курсу дол-


 




лара, который определялся в результате торгов на Межбанков­ской валютной бирже.

В целом открытие российской экономики происходило по схеме, отработанной МВФ и Мировым банком на многих разви­вающихся и транзитных странах. Но конкретная реализация ре­форм во внешнеэкономической сфере отражала специфичность российской ситуации.

С 1992 г. можно выделить несколько этапов реформирования внешнеторговой деятельности в России, отражающих различные условия осуществления экспортно-импортных связей.

Для начального этапа реформирования (1992 — 1995 гг.) были характерны высокая инфляция и громадные различия внутрен­них и мировых цен на основные товары российского вывоза, экспортные операции характеризовались чрезвычайно высокой прибыльностью. Соотношение внутренних и мировых цен на от­дельные товары представлены в таблице 3.

Для ограничения этих доходов и перераспределения их в бюд­жет с 1 января 1992 г. были введены довольно высокие экспорт­ные тарифы на топливно-сырьевые статьи, составлявшие 20-35% от мировой цены на эти товары.

Одновременно по тем же причинам начали использоваться административные регуляторы экспорта — квоты и лицензии, которые должны были количественно ограничивать экспорт стра­тегически важных товаров, всего более 80 позиций. Для экспорта

Таблица 3

Соотношение внутренних и мировых цен

на отдельные товары, * %

 

Товар        
Нефть 0, 6 0, 6 25, 0 52, 0
Бензин 0, 9 1, 3 44, 0 100, 0
Энергетический уголь 1, 2 1, 1 9, 0 35, 0
Природный газ 0, 2 1, 8 3, 1 18, 0
Электроэнергия 0, 8 0, 5 5, 7 20, 0
Листовой прокат 1, 9 2, 0 22, 0 65, 0
Алюминий 2, 0 2, 2 31, 0 73, 0
Целлюлоза 5, 3 8, 4 5, 4 63, 0

* На конец года. Источник: Бизнес МН. 1994. — № 14. д


некоторых особо важных для бюджета товаров в 1993 г. был со­здан институт спецэкспортеров, уполномоченных организаций, осуществляющих с ними торговые операции. Административные регуляторы вместе с экспортными тарифами были призваны пре­дотвратить дезинтеграцию экономики России, смягчить адапта­цию обрабатывающей промышленности к изменяющимся цено­вым пропорциям, обеспечить устойчивое поступление доходов от экспорта в федеральный бюджет.

К началу 1994 г. разрыв между внутренними и мировыми це­нами заметно сократился, что означало сокращение доходности экспортных операций. В изменившихся условиях стало целесооб­разным ослабление административного регулирования экспорта и понижение экспортных тарифов. С 1 января 1995 г. перестала дей­ствовать система квотирования и лицензирования по большин­ству стратегических товаров, а с 1996 г. полностью прекратил существование институт спецэкспортеров.

К началу 1996 г. внутренние цены на большинство товаров, определяющих международную специализацию России, либо срав­нялись, либо превысили уровень мировых. Так, цены на алюми­ний в конце 1995 г. на отечественном рынке были на 42% выше мировых, стальной горячекатанный лист стоил на 41% дороже, а сталь­ная арматура - на 72%. Ценовой разрыв оставался практически толь­ко у нефти и газа: в середине 1996 г. внутренняя цена без НДС на природный газ составляла 66, 9% от мировой цены, на нефть — 71, 1%, на дизельное топливо — 88, 5%, на бензин — 93, 8%8.

Под давлением МВФ с апреля 1996 г. были отменены экспорт­ные пошлины на газ и остальные товары, где они еще сохраня­лись, с июля они были полностью отменены на нефть. Тем са­мым завершилась тарифная либерализация экспорта.

Регулирование импорта в 1992 - 1995 гг. шло как бы во встреч­ном направлении. До середины 1992 г. импорт в Россию осуще­ствлялся беспошлинно, поскольку скачкообразный рост внутрен­них цен и высокая инфляция делали импортные операции весьма рискованными. С августа 1992 г. был введен временный импорт­ный тариф. В последующий период импортный тариф многократно пересматривался в сторону повышения и все большей дифферен­циации ставок на отдельные товары. Правовой основой вносимых изменений стал принятый в апреле 1993 г. Закон «О таможенном тарифе». С начала 1993 г. импортные товары стали облагаться налогом на добавленную стоимость и акцизами. В результате по-

Ад

8 Известия. 1996.25.07. ' -1«;. •*


вышения импортного тарифа, его средневзвешенная ставка уве­личилась с 5% в начале 1993 г. до 14% в конце 1995 г. В 1993 г. были резко сокращены импортные закупки для государственных

s нужд. В том же году были отменены дотационные валютные ко-

1 эффициенты, применявшиеся для импорта некоторых товаров. Благодаря этому существенно сократились объемы прямого и скры-

, | того субсидирования импорта из федерального бюджета.

Формирование институционального механизма открытия эко-

j. номики России в основном было завершено к 1996 г. Оно потре­бовало более 4 лет, что в два раза больше по времени, чем у стран ЦВЕ. К концу этого периода отчетливо выделились два основных макроэкономических регулятора внешнеторговых связей — ва­лютный курс и импортные тарифы. Постепенное сокращение и отмена экспортных тарифов должны были по мере сближения мировых и внутренних цен сохранить доходы от экспорта на при­емлемом уровне. Но с середины 1994 г., в результате достигнуто­го сближения цен, нарастающее падение экспортных доходов было связано с устойчивым превышением динамики внутренней инф­ляции над курсовой динамикой рубля, что означало сравнитель­ное удорожание рубля относительно доллара.

Для поддержания доходов от экспорта и одновременно исполь­зования валютного курса для сдерживания инфляции летом

1995 г. стал использоваться так называемый валютный коридор.
Последний определял границы изменений обменного курса руб­
ля в определенный период. Валютный коридор устанавливался
на определенный период времени и являлся одним из главных
макроэкономических регуляторов российской экономики.

В 1996 г. начался второй этап реформирования внешнетор­говой сферы. Для него характерны поиск путей стимулирова­ния экспорта в условиях его падающей эффективности и стрем-ление защитить отечественных производителей путем усложне­ния импортного таможенного тарифа и повышения его ставок. В 1996 - 1998 гг. происходило довольно быстро относительное удорожание рубля, которое приводило к снижению доходности экспорта, но одновременно повышению доходности импорта. Это облегчало проникновение зарубежных товаров на российский рынок и затрудняло деятельность отечественных предприятий, работающих на внутренний рынок.

Для поддержки российских экспортеров в 1996 г. Правитель­ством РФ была утверждена Федеральная программа развития экспорта до 2005 г. В расходную часть федерального бюджета на

1996 г. впервые отдельной строкой были внесены 500 млрд. руб.


обеспечение гарантийных обязательств Правительства РФ (в форме залога) под привлекаемые кредиты для пополнения обо­ротных средств экспортеров и предоставления им прямых кре­дитов. В качестве инструмента поддержки экспортеров Програм­ма предусматривала также льготное кредитование из средств фе­дерального бюджета: проценты за пользование предоставленны­ми кредитами могли устанавливаться в размере половины ставки рефинансирования. Однако из-за ограниченных бюджетных ре­сурсов Программа оказалась неработающей. В бюджете 1998 г. и последующих лет финансовая поддержка российских экспорте­ров уже не была предусмотрена.

В условиях проимпортного курса рубля в 1996 - 1997 гг. и в первой половине 1998 г. проводилась интенсивная корректиров­ка таможенных пошлин с целью усиления защитных функций таможенного тарифа. Это привело к тому, что по ряду товарных групп и подгрупп ставки пошлин оказались в сильной степени дифференцированными, а структура тарифа заметно усложнилась. Он представлял собой совокупность семи адвалорных ставок (0, 5, 10, 15, 20, 25 и 30%), применяемых к более чем 11000 товаров (тарифных позиций). При этом на сырье и полуфабрикаты став­ки, как правило, были установлены на уровне 0-5%, полуфабри­каты и комплектующие — 5-15%, готовые изделия — 15-30%.

Тем не менее таможенный тариф не мог обеспечить защиту отечественного производителя от наплыва импортных товаров. В апреле 1998 г. был принят Закон «О мерах по защите эконо­мических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» и создана Правительственная комиссия РФ по защит­ным мерам во внешней торговле, разрабатывающая меры по за­щите отечественных производителей от демпинговых поставок различных товаров на российский рынок из-за рубежа. На осно­ве рекомендаций Комиссии по защитным мерам могли вводиться запретительные пошлины и количественные ограничения (кво­ты) на ввоз отдельных товаров.

Третий этап начался после резкой девальвации рубля в авгу­сте 1998 г. Накопившийся за 3 года девальвационный потенциал выразился в 2, 6-кратном падении рубля: в июле-сентябре — 6, 238 и 16, 065 руб. за долл. (на конец месяца). В конце декабря 1998 г. курс составил 20, 650 руб. за долл. или в 3, 3 раза больше, чем в конце июля. Удешевление рубля стало действенной мерой по под­держке российских экспортеров и одновременно производителей импортозамещающих товаров, поскольку дорогой доллар делал неэффективным импорт многих товаров.


 




«В 1999 г. падение рубля продолжилось. В конце 1999 г. курс составил 27 руб. за долл. и за год уменьшился почти на 31%. Индекс потребительских цен составил 137, а производителей про­мышленной продукции — 165. Иными словами, за 1999 г. реаль­ный курс рубля вырос незначительно. В результате падения кур­са рубля и роста мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего, нефть, нефтепродукты и металлы стал уве­личиваться разрыв между внутренними и мировыми ценами, ко­торый стал приносить экспортерам дополнительный доход. Это позволило вернуться к практике таможенного обложения экспорта нефти. Обложение экспорта нефти тарифом началось в январе 1999 г. и составило 2, 5 евро за тонну. Летом 2000 г., когда цены на нефть достигли максимального уровня, экспортный тариф уве­личился до 48 евро за тонну. В начале 2001 г., отражая динами­ку мировых цен на нефть, он был понижен до 22 евро за тонну. Пошлинами стал также облагаться экспорт цветных металлов и лома черных и цветных металлов.

В 2000 г. курс рубля был стабилизирован на уровне 28-28, 5 руб. за долл., при годовой инфляции в 20%. Это означало восста­новление тенденции к удорожанию рубля со всеми вытекающи­ми отсюда экономическими последствиями. Вместе с тем ЦБ Рос­сии благодаря накопленным валютным резервам удавалось про­водить политику плавного понижения курса рубля в сочетании с довольно продолжительными периодами (несколько месяцев) его стабильного курсового соотношения с долларом.

С 2001 г. вступил в силу новый таможенный тариф. Потреб­ность в нем была продиктована большими объемами «серого» им­порта и проэкспортным курсом рубля, делающим многие импор­тные операции неэффективными. Существенно была упрощена структура тарифа. В нем предусмотрены четыре ставки — 5, 10, 15 и 20%. Расчетная средневзвешенная ставка нового тарифа со­ставит 10, 7%, что заметно ниже ранее действовавшего. Отказ от запретительных тарифных ставок в 25 и 30% и общее «удешевле­ние» импорта даст возможность снизить производственные издер­жки предприятий, использующих зарубежные комплектующие и полуфабрикаты, и тем самым будет способствовать расширению внутреннего спроса и дальнейшему оживлению деловой активнос­ти. Кроме того, как ожидается, новый тариф создаст благоприятные возможности для модернизации промышленного производства на ос­нове современного оборудования, не производимого в России.

Для российских производителей, действующих в тех секто­рах, которые могут пострадать от субсидируемого импорта, дем-


пинга и недобросовестной конкуренции, предполагается существен­но усилить эффективность применения законодательства, касаю­щегося специальных защитных, антидемпинговых и компенсаци­онных мер.

В целом механизм регулирования внешней торговли в бли­жайшие годы будет неизбежно корректироваться, отражая изме­нения в состоянии российской экономики и финансов, конъюнк­туре на мировых рынках, в целях внешнеэкономической полити­ки России и соотношения в ней ориентации на глобальное и ре­гиональное сотрудничество. В среднесрочной перспективе будет сохраняться проэкспортный курс рубля при постепенном сниже­нии таможенной нагрузки на импортеров. Таможенная защита отечественных производителей будет иметь все более нацелен­ный характер. В стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу предусмотрено использовать также для защиты внутреннего рынка меры, регулирующие усло­вия конкуренции, в частности, антидемпинговые процедуры, и нетарифное регулирование импорта (стандарты безопасности, ка­чества, упаковки и маркировки и т.д.).

Вопросы для обсуждения

1. Обосновать необходимость реформы внешнеторговой сферы в России.

2. Охарактеризовать главные этапы либерализации внешней тор­говли в России.

3. Роль торговых ограничений на этапах реформирования внеш­неторговой сферы в России.

4. Особенности экспортной политики на этапах либерализации внешней торговли в России.

5. Особенности импортной политики на этапах либерализации внешней торговли в России.

6. Охарактеризовать изменения в нормативно-правовой базе во внешнеторговой сфере на этапах реформирования внешней торговли.

2.2. Участие в глобальных и региональных системах международного сотрудничества

Либерализация внешнеэкономической деятельности в рамках Рыночной реформы является необходимым, но не достаточным Условием для интеграции в мировую экономику. Подлинная ин-


 




теграция предполагает подключение к международным соглаше­ниям и организациям, регулирующим внешнеэкономические от­ношения между членами мирового сообщества, правила и нормы взаимной либерализации торговли и экономики в целом. Нахо­дясь вне правового поля международного сотрудничества, Россия подвергается и будет подвергаться разного рода торговым огра­ничениям и дискриминациям, что сопряжено с ощутимыми эко­номическими потерями. Велико влияние этих ограничений и на структурные особенности участия страны в международном раз­делении труда.

Воздействие ограничений на международное сотрудничество может быть выражено через действие государственных границ, их фундаментальные свойства — барьерность и контактность9. Обособляясь от внешнего мира границами, государство посред­ством таможенных и визовых барьеров защищает интересы на­циональных производителей и потребителей и тем самым реа­лизует свою протекционистскую функцию. Кроме того, через барьерность границ государство защищает национальную безо­пасность.

Барьерность реализуется через разного рода государственные, административные и экономические методы контроля и регули­рования внешних связей: квотирование и лицензирование экс­портно-импортных операций, сертификация товаров, таможенные пошлины и сборы за пересечение границы, визовый и паспорт­ный режим, обратимость национальной валюты и т.д. Реализа­ция барьерных функций требует крупных затрат на таможенную и приграничную инфраструктуру, содержание органов контроля и регулирования.

Контактность выражается в проводимости национальных гра­ниц для перемещения через них товаров, людей, финансов, ин­формации. Она обусловлена: 1) уровнем втянутости стран в меж­дународные экономические отношения; 2) степенью либерализа­ции внешних гуманитарных и экономических связей, регулируе­мых нормативно-правовыми актами; 3) развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние ко­миссии, советы, фонды, ассоциации и другие структуры по со­действию развития международных экономических и гуманитар-

9 Вардомский Л.Б., Голицына И.И., Самбурова Е.Н. Государствен­
ные границы и региональное развитие: полит-географический аспект//
Политическая география: современное состояние и пути развития. —
М., 1989. — С. 35-46. ' •■.-.■


ных контактов, консалтинговые и посреднические компании и др.); 4) развитостью пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.); 5) уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях.

Преследуя определенные экономические, политические и гу­манитарные цели, государства создают довольно сложный меха­низм общения с внешним миром, в котором сочетаются элемен­ты либеральной и протекционистской политики.

Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация внешнеторговых связей с понижени­ем тарифных ставок и международной унификацией таможен­ных правил, процедур и режимов.

Либерализация мировых внешнеэкономических связей уси­лилась на переломе 80 — 90-х гг. в результате широкого внедре­ния информационных технологий. Это ускорило формирование мирового финансового рынка и глобальных сетей в промышлен­ном производстве, торговле, сфере услуг. Начавшаяся с 1992 г. бурная интернетизация торговли и финансовой сферы придала новый импульс процессам глобализации.

Изменение соотношения между контактностью и барьернос-тью государственных границ происходит неравномерно у стран разного уровня развития и разной степени вовлеченности в гло­бальную экономику. Например, развитые страны стремятся уст­ранить барьеры на пути движения капиталов, информации., услуг, но одновременно поставить мощный заслон на пути перемеще­ния низко- и среднеквалифицированной рабочей силы и регла­ментировать поступление товаров из бедных стран с низкой сто­имостью рабочей силы путем введения квот, контингентов, жест­ких требований к качеству, ограничений по объемам поставок тех или иных товаров в рамках межгосударственных соглашений и т.д.

Бедные страны, в свою очередь, хотят расширить свое присут­ствие на товарных рынках развитых стран, иметь гарантирован­ную возможность экспорта рабочей силы и получать стабильную финансовую подпитку от развитых стран.

Общей закономерностью является прямая зависимость кон­тактности границ от: 1) уровня развития стран-партнеров; 2) их ходства; 3) схожести экономических и правовых систем; 4) вза-Мнои близости и соседства. При отсутствии этих условий возра-тает значение барьерных функций государственных границ. соотношение контактности и барьерности границ у отдель-


 




ных стран колеблется в широких пределах. Но ни одна из них не может быть экономически полностью открытой или закрытой. Пропуская полезные для национальной экономики связи с вне-

• шним миром и задерживая или ограничивая негативные (неле­гальная иммиграция, утечка мозгов, поступление на национальный рынок дешевых или некачественных товаров, валютные спекуля-

■ ■ ции и т.д.), государственные границы регулируют взаимодействие

\ национального хозяйства с мировым.

Некоторые ученые выделяют некоторые промежуточные со­стояния между почти полной закрытостью и почти полной от­крытостью рубежей. В частности, выделяются фильтрующие гра­ницы — избирательно контактные или избирательно барьерные, и градиентные границы, разделяющие разные по политическому устройству, культурной ориентации или социально-экономичес-

liauDMy развитию страны10.

Контактность и барьерность Границ зависит от экономичес­кой системы того или иного государства. Барьерность границ значительно выше у стран с государственной монополией на вне­шние связи и соответственно ниже у стран с открытой, рыночной экономикой. Кроме того, на их соотношение влияет состояние торгово-экономических отношений с каждой конкретной страной-партнером. Различия между странами в торговом, инвестицион­ном, валютном, визовом и др. режимах вызывают то, что соотно­шение барьерности и контактности границ данного государства неодинаково для отдельных партнеров. В рамках мировых и ре­гиональных экономических организаций путем определенных компромиссов на основе заключаемых двусторонних и многосто­ронних межгосударственных соглашений устанавливаются взаи-мопризнаваемые уровни контактности и барьерности границ, что отражает величины тарифных ставок, методы нетарифной защи­ты, механизмы разрешения возникающих конфликтов.

С упразднением государственной монополии на внешнюю тор­говлю контактность государственных границ России в норма­тивно-правовом смысле существенно возросла. Однако опреде­ление оптимального соотношения барьерности и контактности,

■ соответственно, протекционизма и либерализма представляет для РФ весьма сложную проблему, учитывая особенности ее геополи­тического и геоэкономического положения, модель участия в меж-

10 Ван Генхаузен М., Нийкамп П. Формиров.ание корпоративных трансграничных сетей в Восточной Европе: потенциальные возможнос­ти зоны развития Восток-Запад. Региональное развитие и сотрудниче­ство. — М., 1997, нулевой выпуск. — С. 8-16.


дународном разделении труда, унаследованную низкую конкурен­тоспособность экономики.

С 1992 г. Россия стремится через присоединение к действую­щим международным соглашениям и заключение новых полу­чить международно-правовую базу для участия в процессах гло­бального и регионального экономического сотрудничества. Это позволит усилить контактность границ на основных направлени­ях мировой торговли.

Центральное место во внешнеэкономической политике Рос­сии занимает вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Еще в начале 1994 г. Россия передала в Секретариат ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме, что стало первым прак­тическим шагом на пути присоединения к этой организации. В конце 1994 г. в ВТО, в которую был преобразован ГАТТ, была передана официальная заявка Правительства России о вступле­нии в эту организацию. Членство в ВТО существенно облегчает доступ на мировые рынки товаров и услуг, переводит торгово-экономические отношения с другими странами-членами органи­зации на стабильную правовую основу, позволяет использовать международные механизмы разрешения торговых конфликтов11.

Торговая дискриминация в условиях, когда страны-члены ВТО с 1 января 1995 г. существенно понизили ввозные пошлины, при­обрела форму антидемпинговых процедур. Антидемпинговые про­цедуры предусмотрены правилами ВТО и состоят в том, что стра­ны-импортеры имеют право устанавливать более высокие пошли­ны на ввозимые товары, которые продаются «на неравных усло­виях». При этом определение неравных условий базируется не на реальных внутренних ценах в России, которая пока рассматри­вается как страна с нерыночной экономикой, а на ценах третьих стран с рыночной экономикой, производящих аналогичную про­дукцию. В результате такого подхода Россия лишается возмож­ности использовать свои естественные преимущества в производ­стве черных и цветных металлов, полупродуктов основной хи­мии и химии органического синтеза.

В отношении российских товаров систематически проводятся антидемпинговые расследования с введением заградительных пошлин. Поскольку разницу между действующей пошлиной и Дополнительной антидемпинговой пошлиной оплачивают импор­теры, то понятно стремление последних приобретать товар там, гДе такого рода процедуры исключены. В связи с этим Россия не-

Об итогах внешнеэкономической деятельности России в 1993-1996 гг.// Внешняя торговля. 1996. — № 9, С. 2-7.

3-4411 " "


сет значительные потери от такой формы дискриминации, кото­рые оцениваются в 2-2, 5 млрд. долл.12.

Членство в ВТО расширяет возможности экспорта, поскольку члены этой организации взаимно устанавливают более низкий уровень импортных пошлин и не применяют в отношении друг друга количественных ограничений в торговле. В свою очередь, это повышает привлекательность стран-членов для иностранных инвестиций. Причины стремления России в ВТО связаны с уси­ливающимся вытеснением ее с рынков материалов и полуфабри­катов. Членство создает также благоприятные тарифные предпо­сылки для расширения экспортной базы России в отношении стран-членов ВТО за счет обрабатывающей промышленности.

Вместе с тем участие в ВТО ограничивает возможности та^ рифной и нетарифной защиты национальных производителей. Условия, на которых Россия войдет в ВТО, весьма существенны для последующей трансформации структуры ее экономики.

Развитые страны-члены ВТО стремятся добиться от России в качестве условий членства благоприятных условий экспорта на ее рынок и, в частности, еще большего снижения импортных та­рифов, широкого открытия сферы услуг. Результатом перегово­ров должно стать нахождение приемлемого для сторон уровня тарифной защиты России и сроков ее приближения к уровню ВТО. В существующей ситуации затягивание вступления России в ВТО выгодно развитым странам, которые имеют надежную за­щиту своих рынков от российского экспорта.

Ситуацию осложняет отсутствие единого мнения в России от­носительно целесообразности вступления в ВТО. Позиции сто­ронников ужесточения защитных мер достаточно сильны, посколь­ку опираются на обширный низкоконкурентный сектор российс­кой экономики. Обязательства, вытекающие из членства в ВТО, безусловно, будут сильно ограничивать применение таможенной защиты национальных производителей. Вместе с тем проводив­шаяся до сих пор таможенная политика не могла достаточно эф­фективно защитить российских производителей, несмотря на ус­тановление для многих товаров высокой степени обработки 30% ввозной пошлины.

Однако таможенное разоружение России и облегчение досту­па иностранных товаров на рынок, что предлагается развитыми странами, вряд ли может стать движущей силой развития ее эко­номики. Подходы, оправданные в условиях развитых экономик


или развивающихся стран, не обремененных наследием прошло­го развития, не могут автоматически дать положительный ре­зультат в такой стране, как Россия. В этой связи задача заключа­ется в эффективном использовании переходного периода (5-7 лет) для структурной адаптации экономики, когда российские экс­портеры получат условия ВТО, а национальный рынок сохранит достаточно высокий уровень таможенной защиты.

Процедуры по вступлению России в ВТО, которые могут завер­шиться в 2002 г., идут параллельно с попытками создать правовой механизм торгово-экономического сотрудничества со странами ЕС. Важным шагом в этом направлении стало подписание в июне 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС, на страны которого приходится 35-40% российско­го экспорта и около половины иностранных инвестиций. Согла­шение определяет условия сотрудничества между Россией и ЕС и его поэтапного углубления13.

Важной особенностью СПС, которое вступило в силу 1 декабря 1997 г., является отнесение России к числу стран с переходной экономикой. Признав это, ЕС отказывается от трактования ее как страны с государственной системой торговли, на основе чего Рос­сия подвергается дискриминационным торговым мерам. Важность этого подчеркивает то, что в отношении российских экспортеров ЕС за 1992 - 1996 гг. осуществил 16 антидемпинговых процедур и применял импортные квоты по 600 товарным позициям. Потери России в 1996 г. от протекционистских мер ЕС оценивались в 1 млрд. долл. Вступление в силу СПС не означает, однако, автома­тического устранения дискриминации. Более того, ЕС по-прежне­му не признает Россию страной с рыночной экономикой, что ле­жит в основе применяемых Союзом дискриминационных мер.

СПС базируется на основных принципах ГАТТ/ВТО, что об­легчит вступление России в эту организацию. В частности во вза­имной торговле применяется режим наибольшего благоприят­ствования, полностью соответствующий требованиям ВТО. В Со­глашении предусмотрен 5-летний переходный период, который позволит адаптировать действующие внешнеторговые договоры, в том числе регулирующие отношения с СНГ, к требованиям Со­глашения.

СПС предусматривает также возможность образования ЕС с осеней зоны свободной торговли (ЗСТ), максимально освобож-


 


12 Русский телеграф. 1998.26.02.


Панов Н. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве — кодекс России и ЕС// Внешняя торговля. 1996. — № 12. — С. 19-22.


 



з»



дающей взаимную торговлю от таможенных барьеров и ограни­чений. Однако в соответствии с позицией ЕС переговоры о созда­нии ЗСТ могут начаться только после вступления России в ВТО.

Сохраняя возможности дискриминации российских экспорте­ров и вынуждая Россию к понижению уровня таможенной защи­ты своего рынка, развитые страны тем самым решают ряд фун­даментальных задач: регулируют конкуренцию на национальных рынках, обеспечивают сохранение рабочих мест и поступления в бюджет. Посредством целенаправленной таможенной политики развитые страны стремятся сохранить свои сравнительные и кон­курентные преимущества в отношении России. По мнению мно­гих российских экспертов, на сегодня для России более важно добиться статуса страны с рыночной экономикой, которого она до сих пор не имеет. Это усилит позиции России при обвинении ее экспортеров в демпинге и одновременно сохранит основные инст­рументы защиты внутреннего рынка.

Огромное значение для России имеет расширение региональ­ного сотрудничества со странами СНГ. В сентябре 1993 г. был подписан Договор об образовании экономического союза, в 1994 г. была достигнута договоренность о создании зоны свободной тор­говли (ЗСТ) и платежного союза. Но конкретные условия взаим­ной торговли по-прежнему определяются на основе двусторонних соглашений и внешнеторговой политики, проводимой по отно­шению к отдельным членам Содружества. К середине 2001 г. за­метного прогресса в создании ЗСТ и платежного союза не про­изошло.

Крупным шагом в углублении регионального сотрудничества стало образование в 1995 г. Таможенного союза России, Белорус­сии, Казахстана и Киргизии. Он предусматривает общий порядок регулирования внешнеэкономической деятельности, включая при­нятие единых ставок таможенных пошлин, отмену таможенного контроля на внутренних границах и перенос его на внешние, вве­дение режима свободной торговли без изъятий и ограничений. В 1996 г. были подписаны Договоры об углублении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. В 1998 г. к этому Договору и Таможенному союзу присоединился Таджи­кистан. Осенью 2000 г. Таможенный союз был преобразован в Евразийское экономическое сообщество.

Параллельно шло развитие российско-белорусских экономи­ческих отношений и создание соответствующих институтов. В 1996 г. было принято решение о создании Сообщества Россия— Белоруссия, в 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз


Россия—Белоруссия, а в конце 1999 г. было подписан Договор о создании Союзного государства Россия—Белоруссия.

Для России этот шаг представляется вполне естественным, по­скольку существенно укрепляет ее европейские позиции и соот­ветствует традиционной культурной, экономической и политичес­кой ориентации на Европу.

Одновременное участие России в нескольких группировках на постсоветском пространстве отражает практическую реализацию концепции разноскоростной интеграции в зависимости от взаим­ных интересов и готовности к той или иной степени тесноты со­трудничества.

С одним из самых крупных торговых партнеров России — Укра­иной сотрудничество развивается на двусторонней основе.

В конце мая 1997 г. был подписан «большой» договор о мире и сотрудничестве с самым крупным торговым партнером — Ук­раиной. Договор создает предпосылки для нормализации россий­ско-украинского торгово-экономического сотрудничества, устра­нения ряда торговых ограничений, облегчения режима транзит­ных перевозок. В конце зимы 1998 г. был подписан Договор об экономическом сотрудничестве между двумя государствами на 1998 - 2007 гг., реализация которого позволит начать структур­ную адаптацию их экономик на стабильной правовой основе.

Несмотря на применяемое разнообразие договорно-правовых форм сотрудничества, доля стран СНГ во внешнеторговом оборо­те России в 2000 г. составила 22%, против 66% в 1991 г. Это обусловлено нерешенностью вопросов таможенного и налогового регулирования взаимных связей. Камнем преткновения сотруд­ничества в рамках Таможенного союза были принципы взимания НДС при экспорте-импорте товаров между четырьмя государства­ми. Летом 1997 г. Казахстан и Киргизия перешли на взимание этого налога при импорте, а не при экспорте, как это практикова­лось до 1 июля 2001 г. в России и Белоруссии. В результате рос­сийские и белорусские экспортеры вынуждены дважды платить " ДС, сначала в своих странах, а затем при ввозе товаров в Казах­стан и Киргизию. Россия заинтересована во взимании НДС с эк­спортеров по фискальным соображениям и с точки зрения про­филактики «ложного экспорта», учитывая, что основу ее экспор-а составляют энергоносители. Казахстан и Киргизия выступают за применение международного принципа взимания НДС при им-°Рте, поскольку это стимулирует их экспорт в Россию.

Схожие проблемы были и в российско-украинских отношени-• Для товаров, импортируемых из Украины, в 1996 г. был вве-


 




ден НДС, поскольку последняя освободила своих экспортеров от этого налога при вывозе в страны СНГ. В мае 1997 г. Россия впервые ввела на импортируемый из Украины сахар 25%-ную специальную пошлину. В последующий период эта практика ста­ла применяться и к другим товарам, ввозимым из Украины по демпинговым ценам. Все это вызвало резкое сокращение взаим­ного товарооборота в 1997 г. Сильный удар торговле со странами СНГ нанесла резкая девальвация рубля в августе 1998 г.

Тем не менее создание зоны регионального сотрудничества на постсоветском пространстве имеет для России стратегическое значение. Для этого имеются важные предпосылки в виде куль­турной общности, сложившихся систем коммуникаций, однотип­ных технологий, взаимодополняющих хозяйственных структур, сложившихся в условиях СССР. Наследие советского периода имеет большую инерционность, что объективно облегчает про­цессы интеграции. В то же время они затрудняются низкими доходами населения. Привлекательность углубления сотрудни­чества в рамках СНГ сдерживается и тем, что сегодня оно воз­можно, главным образом, на основе традиционных технологий. Серьезным тормозом являются различия в моделях проводимых реформ, что объективно понижает совместимость экономик, а так­же широкая гамма экономических противоречий (различия в подходах к таможенной и валютной политике, конкуренция на рынках третьих стран, защита национальных экономических аген­тов и т.д.).

В целом для сотрудничества «бедных» характерны сильные перепады в отношении к объединительным процессам, которые во многом обусловлены влиянием третьих сторон. Характер уча­стия России и других стран СНГ в региональном сотрудничестве определяется в основном текущими экономическими, социальны­ми и политическими интересами. Более целенаправленный ха­рактер оно, вероятно, приобретет в условиях стабильного роста экономики.

В конечном итоге без поэтапной взаимной интеграции эти страны не смогут в полной мере использовать эффекты от учас­тия в глобальных процессах и региональном сотрудничестве на других направлениях, и будут обречены выполнять функции млад­ших партнеров в отношении крупнейших региональных эконо­мических группировок мира.

Традиционно преобладающее европейское направление во внешнеэкономических связях (в 2000 г. на страны Европы при­шлось около 68% внешнеторгового оборота) Россия стремится


уравновесить активизацией сотрудничества со странами других регионов мира.

В 90-е гг. была создана обширная договорно-правовая база тор­гово-экономических отношений с Китаем — одним из крупней­ших торговых партнеров России, — 3, 7% от ее внешнеторгового оборота в 2000 г. Она регулирует сотрудничество, как на уровне стран, так и отдельных регионов.

В 1998 г. Россия стала членом организации Азиатско-Тихоо­кеанского экономического сотрудничества (АТЭС). На страны-члены этой организации приходится 18-20% внешнеторгового оборота России. АТЭС нацелена на развитие деловой активности, налаживание связей между предпринимателями стран-участниц и создание благоприятного климата для инвестиционных проектов. Ее деятельность не основывается на оптимизации таможенной защиты стран-участниц и носит рекомендательный характер.

Такой же характер имеют субрегиональные образования, в со­здании которых Россия приняла участие в 1992 - 1993 гг.:

1. Совет государств Балтийского моря, в котором принимают участие все прибалтийские страны.

2. Организация черноморского экономического сотрудничества, с участием причерноморских стран, а также других прилегаю­щих стран (всего 11 стран-участниц).

3. Организация стран Каспийского моря.

4. Совет Баренц/Евроарктического региона.

Целями этих объединений, включающих различные по уров­
ню жизни, состоянию экономики и культуре страны, являются
создание инфраструктуры взаимного сотрудничества, совместное
использование региональных ресурсов, активизация сотрудниче­
ства на уровне административно-территориальных образований
и городов. В частности, сотрудничеству стран Балтийского моря с
соседними российскими регионами способствует деятельность
Совета государств Балтийского моря. В Декларации конферен­
ции министров иностранных дел этих государств от марта 1992 г.
специальный раздел посвящен сотрудничеству регионов. Кроме
того, данные объединения имеют, как бы переходный характер и
Ризваны обеспечить более благоприятные условия присоедине-
ия к ведущим интеграционным группировкам. Наиболее актив-
о ведет работу Совет Балтийского моря и Баренц/Евроарктичес-
Ии регион, включающий в состав ряд стран-членов ЕС. Наиме-
е активно работает Организация стран Каспийского моря, у ча­
йков которой сильно разобщает нерешенность проблем дели-
итации Каспийского моря..,,,,,, „ „.„,,,.,,........


 




Таким образом, в настоящее время Россия создает норматив­но-правовую основу включения в глобальную экономику и в про­цессы регионального сотрудничества. По сути, это означает при­ведение соотношения контактно-барьерных функций границ Рос­сии и ее торгово-экономических партнеров к уровню, отражаю­щему приемлемый для всех сторон компромисс интересов.

Вопросы для обсуждения

1. Роль контактности и барьерности границ для процессов меж­дународного сотрудничества.

2. Охарактеризовать общемировые тенденции либерализации внешнеторговых связей.

3. Россия и ВТО. Участие России в международных экономи­ческих организациях.

4. Участие России в углублении регионального сотрудничества.

2.3. Динамика внешней торговли и ее структуры

После резкого спада объемов внешней торговли в 1992 г. по сравнению с 1991 г. в последующий период экспорт и импорт росли значительно более высокими темпами, чем ВВП России. В

то же время динамика внешнеторговой сферы была довольно не­равномерна. Нарастающий рост наблюдался в период 1992 - 1995 гг., затем произошло снижение темпов и абсолютный спад экспорта в 1997 - 1998 гг., а у импорта в 1998 - 1999 гг. Годовая динамика ВВП, экспорта и импорта показаны в таблице 4.

В 1999 г. рост экспорта возобновился, достигнув в 2000 г. рекорд­ного уровня за все годы реформы. У импорта же в 1999 г. наблюдал­ся рекордный спад. В условиях дезорганизации внутреннего рын­ка в начальный период реформ экспорт стал важным фактором устойчивости российской промышленности.

За счет переключения значительной части сбытовых связей с российского рынка и рынков стран СНГ на внешние рынки от­расли добывающей промышленности и промышленности, произ­водящей материалы и полуфабрикаты, сохранили свой производ­ственный потенциал. Отражением этого стало возрастание доли экспорта в производстве базовых отраслей промышленности. Доля экспорта в производстве важнейших товаров представлена в таб­лице 5.

Растущая внешняя торговля, кроме того, способствовала раз­витию сопутствующих и обслуживающих производств и видов


.................................................. Таблица 4

Годовой прирост (сокращение) ВВП, экспортаж импорта
в 1992 - 2000 гг., %

 

Годы Годовой прирост ВВП Годовой прирост экспорта Годовой прирост импорта
  -14, 5 -33, 7 -48, 1
  -8, 7 11, 2 3, 0
  -12, 7 13, 3 14, 0
__L? _? JlZj -4, 1 20, 2 20, 6
  -3, 4 9, 9 2, 3
  0, 9 -2, 0 8, 5
  -4, 9 -14, 6 -15, 0
  3, 5 1, 2 -31, 5
  7, 7 39, 5 14, 0

Источник: Статистический сборник «Регионы России», 2000 г. Госкомстат России. — М., 2001 г.

Таблица 5 Доля экспорта в производстве важнейших товаров, %

 

Товары    
Нефть сырая 35, 4 42, 9
Нефтепродукты 14, 8 32, 1
Природный газ 30, 2 34, 2
Удобрения 69, 3 78, 4
Круглый лес 6, 8 20, 5
Пиломатериалы 6, 6 13, 3
____ Целлюлоза 40, 8 88, 5

Источник: Экономика и жизнь. 1997. — № 13. — С. 26.

Деятельности: таможенных, складских, банковских, консалтинго­вых услуг, транспорта и т.д.

Для 1992 - 2000 гг. было характерно устойчивое превыше-ние экспорта товаров над импортом. Динамика экспорта и им-порта товаров и услуг России показана в таблице 6. Но положи-ельный торговый баланс России был не результатом проэкспор-н°и экономической стратегии страны, а явился следствием сжа-я внутреннего рынка, падения доходов населения и свертыва-ия инвестиционной деятельности.


 




               
 
 
   
 
   
 
   

* Ц»!

Таблица 6

Динамика экспорта и импорта товаров и услуг России в 1992 - 2000 гг.*, млрд. долл.

 

Годы Экспорт товаров Импорт товаров Сальдо Экспорт услуг Импорт услуг Сальдо
  53, 6 43, 0 10, 6      
  59, 7 44, 3 15, 4      
  67, 5 50, 5 16, 9      
  81, 1 60, 9 20, 2 10, 9 18, 1 -7, 2
  88, 6 68, 8 19, 8 10, 6 17, 2 -6, 6
  88, 2 73, 7 14, 5 14, 1 20, 0 -5, 9
  74, 6 59, 8 14, 8 12, 4 16, 3 -3, 9
  75, 7 39, 5 36, 2 9, 0 12, 9 -3, 9
  105, 2 44, 2 61, 0 9, 6 17, 4 -7, 8

* Включая неорганизованную торговлю.

Источник: Обзор экономики России. Основные тенденции разви­тия. 2000, IV квартал. Рабочий центр экономических реформ при Пра­вительстве РФ. Российско-Европейский центр экономической полити­ки. — М., 2001. — С. 91, 99.

На динамику сальдо большое влияние оказывала и оказывает также ценовая конъюнктура на товары, составляющие основу российского экспорта. Росту российского вывоза в 1995 - 1996 гг. способствовала благоприятная ценовая конъюнктура на мировых топливно-сырьевых рынках. В 1995 г. прирост экспорта на 3/4, а в 1996 г. на 1/2 был связан с ростом цен. В 1997 г. цены на ряд стратегических товаров стали меняться. В частности, мировые цены на нефть уменьшились с 22, 5 долл. за баррель в январе 1997 г. до 14, 4 долл. за баррель в январе 1998 г. Это стало одной из причин сокращения объемов экспорта в 1997 г. Неблагопри­ятная ценовая конъюнктура сохранялась до конца 1998 г.

Одновременно большое влияние на динамику экспорта и им­
порта в 1995 - 1998 гг. оказывал завышенный относительно дол­
лара курс рубля. Сокращение импорта в 1998 - 1999 гг., в пер­
вую очередь, было связано с резкой девальвацией доллара в 1998 г.
Вместе с тем значительный рост экспорта в 1999 - 2000 гг. объяс­
няется не только установлением проэкспортного курса рубля, но
и высокими мировыми ценами на энергоносители и другие това­
ры традиционного российского экспорта. В частности цены на
нефть в этот период составляли 25-30 долл. за баррель. у.


Своеобразное проявление российской внешнеэкономической иберализации — развитие челночной торговли. В 1996 г. чел-очный импорт составил 14, 4 млрд. долл. или около четверти ссийского импорта". Неорганизованный импорт одежды, обу­ви и парфюмерии составил в тот год не менее 6 млрд. долл., в то время как по линии организованной торговли около 2 млрд. долл. В челночной торговле в пик ее развития участвовало до 10 млн. человек., что позволяло смягчать проблемы безработицы, личных доходов и снабжения рынка сравнительно дешевыми товарами. В последующий период в связи с введением ограничительных мер и девальвацией рубля объемы челночной торговли существен­но сократились и в 2000 г. не превышали 10 млрд. долл.

Важным результатом либерализации стал более открытый характер экономики России. Это отражают показатели внешне­торговой и экспортной квот, исчисленные на основе паритета по­купательной способности (ППС) рубля к доллару и среднегодово­го валютного курса, а также душевых показателей внешнеторго­вого оборота и экспорта (таблица 7).

При использовании среднегодового валютного курса получа­ется довольно искаженная картина. Из-за дорогого доллара в 1992 г. Россия оказалась весьма открытой страной: половина внеш­неторгового оборота к ВВП составила более 56%, а объема экс­порта к ВВП — почти 63%. Эти показатели в 1992 г. находились на уровне таких стран, как Бельгия или Дания. Согласно подхо­дам МВФ, высокую степень открытости экономики характеризу­ет отношение половины внешнеторгового оборота к ВВП, превы­шающее 45%.

По мере относительного удорожания рубля отношение товар­ного экспорта к ВВП, пересчитанному в доллары по среднегодово­му валютному курсу, сократилось до 21, 1% в 1996 г. Но затем в связи с девальвацией рубля в 1998 г. увеличилось до 27, 2%. Сред­немировое значение этого показателя в 1998 г, составило 18, 2%.

Более точное представление о реальной открытости дают по­казатели открытости, исчисленные при пересчете ВВП в долларо-ное выражение по ППС. Так, отношение экспорта товаров к ВВП, исчисленному по ППС, у России в 1998 г. равнялось 14, 7% и было лишь немногим выше, чем среднемировое значение этого покаазателя — 13, 6 %. С учетом же экспорта услуг этот показа-туеь в России будет на среднемировом уровне — 17, 1%. Показа-тели открытости российской экономики отражены в таблице 7.

14 ВИКИ. 1997. — № 21.


 




Таблица 7

Показатели открытости российской экономики в 1992 — 2000 гг.

 

           
ВВП, млрд. руб. 19, 0        
Паритет покупательной способности руб. к долл. 0, 024 0, 950 3, 812 5, 369 11, 415
Средний валютный курс руб./долл. 0, 222 2, 205 5, 126 9, 965 28, 134
ВВП, млрд. долл. по ППС          
ВВП, млрд. долл. по валютному курсу 85, 6        
Внешнеторговый оборот, млрд. долл. 96, 6 118, 0 157, 4 134, 4 149, 4
Отношение половины внешнеторгового оборота к ВВП (%), рассчитанное по: ППС валютному курсу 6, 0 56, 4 9, 2 21, 3 14, 0 18, 8 13, 5 24, 5 12, 3 30, 2

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.051 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал