![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Доходы региональных бюджетов от внешнеэкономической деятельности за 1997 — 2000гг., тыс. руб.
Источник: Отчеты Минфина об исполнении региональных бюджетов за 1997 - 2000 гг. Современная практика международного экономического сотрудничества насчитывает более двадцати форм, значительная часть которых осваивается российскими регионами. Это — торговля, создание предприятий с иностранным капиталом, переработка давальческого сырья, лизинг, перевозки грузов, туризм, кредитные соглашения, превращение региона в свободную экономическую (оффшорную) зону и др. Ведущей формой внешнеэкономических связей регионов по-прежнему остается торговля. Для большинства регионов России именно в сфере внешнеторговых операций было принято больше всего законов (Приложение 2). За период 1996 - 1999 гг. в ряде субъектов Российской Федерации осуществляются:
- программы создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств (республика Татарстан, Хабаровский край, Санкт-Петербург); - законы об основных направлениях развития экспорта и экспортной базы (республика Татарстан, Хабаровский край, Санкт-Петербург, Калининградская область); - создание различных типов экономических зон (например, индустриальные комплексы свободной экономической зоны «Находка» (Приморский край), зона экономического развития «Кронштадтская» (г. Санкт-Петербург), СЭЗ в Калининградской, Ленинградской областях); - законы об иностранных инвестициях (Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская, Ростовская области); - кредитные соглашения (Пермская, Воронежская, Астраханская области); - лицензионная торговля (Московская область); - прибрежная и приграничная торговля (Калининградская область, Хабаровский и Приморский края); - оффшорный бизнес (Республика Ингушетия); - использование трудовых ресурсов (Калининградская область); - компенсационные перевозки (Ленинградская, Свердловская, Новосибирская, Астраханская области); - иностранный туризм (Санкт-Петербург, Москва, Иркутская область). Развитие регионального законодательства во внешнеэкономической сфере развивается в нескольких направлениях. Первое включает принятие концептуальных документов по созданию условий для развития внешнеэкономической деятельности в субъектах РФ: - соглашение о разграничении полномочий между регионом и центром во внешнеэкономической сфере (Свердловская, Калининградская области, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия)); - концепция развития экспорта в регионе (Пермская, Ленинградская области, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Санкт-Петербург); - программа поддержки и стимулирования экспорта предприятий региона (Пермская, Воронежская, Астраханская, Тюменская области); ~ программа стимулирования создания и развития экспорто-
Ч
- программа социально-экономического развития региона, имеющая специальный раздел об особенностях развития экспор-тоориентированных производств (в большинстве регионов); - концепция научного, научно-технического и инновационного развития региона (Ленинградская область); - концепция «политики качества» (Нижегородская область); - концепция промышленной политики (Нижегородская, Новосибирская области); - концепция управления собственностью (Нижегородская область); - концепция развития лесопромышленного комплекса (Приморский край, Вологодская, Ростовская области);
- концепция внешнеэкономической деятельности (Новосибирская, Астраханская, Московская области); - основные направления бюджетной и налоговой политики (Самарская область); - схема развития и размещения производительных сил (Свердловская область); - концепция комплексного развития упаковочной промышленности (Свердловская область). Наиболее глубоко проработаны концепции развития экспорта в г. Санкт-Петербурге, Хабаровском крае, Республике Татарстан, Пермской области. Следствием детальной разработки экспортных программ в регионах стало, например, предоставление европейских кредитов (евробондов) г. Санкт-Петербург и Нижегородской области, и, кроме того, повысились темпы роста внешнеторговых операций. Вопросы эффективности регионального законодательства во внешнеэкономической сфере рассмотрены в таблице 14. Как следует из анализа таблицы, расширение регионального законодательства во внешнеэкономической сфере способствует росту внешней торговли. Однако большее влияние на рост внешнеторговых операций оказывают федеральные законы. Вторым направлением можно считать принятие в субъектах Российской Федерации организационно-плановых документов, направленных на поддержку программ развития, включающих специальные меры, такие как: - государственный контроль внешнеэкономической деятель области); - порядок реализации программы реформирования предпри- Таблица 14 Lt; т
|