Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система документов регионального развития
Для России, имеющей большую протяженность и значительные территориальные особенности, целесообразно разрабатывать два вида программно-целевых документов, определяющих территориальное развитие. Одни из них должны определять роль, место и перспективы социально-экономического развития федеральных округов, субъектов РФ и муниципальных образований в воспроизводственной структуре национальной экономики. А на этой базе могут составляться документы другого вида – документы физического планирования, определяющие перспективы градостроительства и обустройства территории. Кроме того, в условиях рынка имеется потребность в разработке стратегий или программ территориального развития отраслей экономики, финансируемых из бюджетов разных уровней (здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения); отраслей, имеющих значительную коммуникационную составляющую (электроэнергетика, транспорт); а также охраны окружающей среды и природопользования, защиты территорий от чрезвычайных воздействий природного и техногенного характера и др. Все эти документы должны разрабатываться во взаимосвязи. Срок действия документов первого вида и отраслевых стратегий/программ следует устанавливать до 15-20 лет, учитывая особую важность их инвестиционной составляющей и длительность воспроизводственного цикла. А для градостроительных схем территориального развития срок должен быть установлен не менее 25 лет (для осваиваемых районов срок может быть больше). Название основного прогнозно-целевого документа комплексного социо-эконом-экологического развития и природопользования страны можно определить как Стратегия (Генеральная схема) территориального развития России. Основные задачи Стратегии могут быть определены как: обеспечение сбалансированного развития субъектов РФ; повышение социальной, экономической и экологической эффективности территориальной организации производительных сил в целях укрепления единого экономического и социального пространства страны. Стратегия должна отражать в себе следующие моменты: − анализ существующего положения развития страны и регионов; − предпосылки, цель и задачи территориального развития; − аспекты территориального разделения труда и специализации регионов; − развитие системы коммуникаций, системы расселения, строительства, транспорта, связи, защиты окружающей среды и т.п. В качестве одних из важнейших документов территориального развития страны рекомендуется разрабатывать Концепции социально-экономического развития федеральных округов РФ, где должны быть определены межрегиональные проблемы и пути их решения, а также взаимодействие субъектов РФ в части решения важнейших экономических, социальных, экологических и других вопросов. Могут также разрабатываться федеральные целевые программы развития отдельных крупных регионов страны, например, Сибири или Дальнего Востока. Прогнозно-целевые документы социально-экономического развития страны и регионов определяют научную и нормативную основу для создания стратегий развития крупных городов и других муниципальных образований. В соответствии с указанными документами должны разрабатываться документы градостроительного развития территории. В тесной увязке со Стратегией территориального развития России целесообразно разрабатывать Генеральную схему расселения по территории страны. Генеральная схема расселения обосновывает перспективы градостроительства и использования территории РФ для хозяйственной деятельности и природоохранных мероприятий. В ней целесообразно отразить: − цели и задачи федеральной политики в области градостроительства; − прогноз численности населения больших городов и субъектов РФ; − стратегии формирования городских и сельских поселений; − перспективы расселения военнослужащих, северян, вынужденных переселенцев и других категорий граждан; − развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; − функциональное использование различных территорий страны; − нормативно-правовое обеспечение, организационные мероприятия и т.п. по реализации Генеральной схемы расселения. Перспективным документом обустройства нескольких субъектов РФ считаются Консолидированные схемы градостроительного планирования, важнейшей функцией которых является согласование интересов РФ и субъектов РФ при планировании территориального развития. Консолидированные схемы должны содержать: − анализ современного состояния отдельных территорий (оценку ресурсов, климата, инфраструктуры, населения и т.п.); − основные градостроительные проблемы территорий и пути их решения; − основные узлы градостроительного развития на территориях; − прогноз территориального развития по вариантам; − программу градостроительных мероприятий и механизм её реализации; − решения межрегиональных вопросов защиты территорий от чрезвычайных ситуаций, улучшения экологической обстановки, сохранения объектов культурного наследия и т.п.; − предложения по изменению границ субъектов РФ. На базе Генеральной схемы расселения и Консолидированной схемы территориального планирования разрабатываются территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ и их частей. Круг вопросов, решаемых в этих схемах, примерно такой же, как в консолидированных схемах, только с более детальной разбивкой в части муниципальных образований. В этих схемах определяются также основные направления развития инфраструктуры, содержатся предложения об установлении границ муниципальных образований и т.п. Проблемы физического развития территорий решаются в генеральных градостроительных планах муниципальных образований. На этом уровне определяются территориальные резервы для развития муниципальных образований, а также различных функциональных зон, могут разрабатываться специальные схемы развития коммунальной и инженерной инфраструктуры. Все вышеперечисленные документы градостроительного развития территорий учитываются при разработке Стратегии территориального развития России, а также различных целевых программ социально-экономического развития территорий.
|