![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления региональной политики
Региональная политика является неотъемлемой частью политики государства, направленной на территориальную организацию производительных сил страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития. Объективными предпосылками для проведения региональной политики выступает неоднородность территории страны в географическом, природно-ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Данная неоднородность связана с различными интересами федерального центра, региональных и муниципальных органов власти и населения. Цель государственной региональной политики – достижение более значительного результата при рациональном размещении производства и населения по территории страны и при использовании накопленного потенциала каждого региона в целях обеспечения повышения благосостояния населения и достижения социальной справедливости. К задачам государственной региональной политики относятся: − сохранение и укрепление единого экономического пространства страны (на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка); − выравнивание уровня социально-экономического развития регионов (на основе трансфертов, создания «полюсов роста», проведения налоговой и инвестиционной политики); − государственная поддержка проблемных (депрессивных, отсталых, кризисных, стратегических) регионов; − повышение уровня и качества жизни населения; − использование благоприятных факторов и предпосылок развития регионов. Региональная политика как система мер по регулированию развития регионов включает субъекты и направления региональной политики. К субъектам региональной политики относятся органы государственной власти РФ (Министерство регионального развития РФ), органы государственной власти субъектов РФ (например, Министерство экономики и регионального развития Красноярского края) и органы местного самоуправления.
Направления региональной политики
Региональная налоговая политика оптимизирует соотношение различных видов налогов, обеспечивая наполнение доходной части регионального бюджета на основе согласования экономических интересов федеральных, региональных и муниципальных органов управления. Кроме этого, региональная налоговая политика выполняет стимулирующую функцию посредством влияния изменения налоговых ставок на поведение хозяйствующих субъектов (например, с увеличением ставки налога на прибыль растут поступления в бюджет, но сокращается прибыль предприятий). Региональная ценовая политика заключается в установлении и государственном регулировании системы цен на различные виды товаров и услуг посредством следующих методов:
Региональная инвестиционная политика направлена на улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности региона для отечественных и иностранных инвесторов за счет формирования законодательной и нормативной базы, способной обеспечить стратегическое развитие региональной экономики. Региональная институциональная политика предусматривает комплекс мер, направленных на реализацию проводимых федеральными и региональными органами власти преобразований в структуре форм собственности, земельной реформе, процессах и результатах приватизации, регистрации и лицензировании деятельности, а также преобразований форм поддержки малого и среднего бизнеса. Региональная социальная политика обеспечивает: − противодействие ухудшению демографической ситуации в регионе; − предотвращение обнищания населения и снижение отрицательных последствий безработицы, сдерживание регионального процесса имущественного расслоения общества; − сохранение относительной стабильности в сфере занятости, создание новых рабочих мест в потребительской сфере и рыночной инфраструктуре; − содействие развитию образования, здравоохранения, культуры, коммунального хозяйства и т.д.
В настоящее время получило распространение государственное управление пространственным развитием, которое, в соответствие с концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ (2008-2020гг.) нацелено на решение задач повышения качества жизни населения, обеспечения экономической и политической целостности государства, создания условий эффективного использования всего комплекса ресурсов страны, содействия более полной интеграции России в мировую экономическую систему. Государственная политика пространственного развития в долгосрочной перспективе будет формироваться на основе принципов: а) поддержки опорных регионов, интенсивное социально-экономическое развитие которых позволяет распространить процессы развития на другие территории; б) предоставления «преференций за реформы» (поощрения и поддержки эффективной деятельности органов государственной власти субъектов РФ по социально-экономическому развитию региона, совпадающей с целями и задачами развития государства в целом); в) упорядочения мер государственной поддержки регионального развития (вплоть до выработки типовых мер) в зависимости от географических, ресурсных и других особенностей регионов РФ; г) оптимального перераспределения полномочий (включая бюджетные) между уровнями власти в целях эффективного решения общегосударственных задач. Инструменты управления по целям управленческого воздействия могут быть отнесены к следующим группам: − 1-я группа включает систему мер направленных на преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, повышение эффективности государственного, муниципального управления; − 2-я группа связана с управлением формированием новых организационных структур, обеспечивающих экономическое развитие регионов (особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, технопарки и т.д.); − 3-я группа связана с формированием в регионе благоприятных общеэкономических условий, улучшением инвестиционного климата и т.д.
Федеральные программы регионального развития должны разрабатываться для ограниченного числа проблемных территорий. Для одних регионов это может быть реструктуризация экономики, для других – преодоление хронической отсталости, активизация полюсов роста, освоение новых природных ресурсов и т.д. Программы создают федеральным и региональным властям долговременные ориентиры для их повседневной управленческой деятельности. Они нацелены на решение стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение.
![]()
|