Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологический аудит в Российской Федерации






В настоящее время в России существуют условия и предпосылки для широкого использования методов экологического аудита и производственного экологического менеджмента. В 1992 году Россия вместе с другими государствами подписала на Конференции по окружающей среде и развитию серию международных соглашений, выполнение которых предполагает развитие и использование различных экономических инструментов охраны окружающей среды, в частности экологического аудита. Принятый в России в 1991 году закон «Об охране окружающей природной среды», в котором было предусмотрено использование стандартов качества окружающей среды и экологических требований к осуществлению хозяйственной деятельности, во многом способствовал стабилизации экологической ситуации на фоне варварского природопользования в нашей стране. В 1997 году Госкомэкологии России подготовил серию нормативных документов о создании системы экологического аудита и обязательной экологической сертификации. Кроме того, катализатором процесса введения экоаудита в России являлось постепенное ужесточение национального и международного экологического законодательства и стремление России более активно участвовать в мировом экономическом процессе.

На сегодняшний день еще рано говорить о полноценных действующих системах экологического менеджмента в промышленности России, но отдельные ее элементы, и в первую очередь экологический аудит, широко используются на практике /7/.

Активный процесс внедрения метода экоаудита наблюдается в отдельных отраслях российской промышленности. Пионерами в этой области являются крупные предприятия коммунального хозяйства и предприятия газо– и нефтедобывающей/перерабатывающей промышленности, которые заинтересованы в привлечении иностранного капитала, в то время как большинство мелких и средних предприятий озабочены проблемой выживания на рынке, но отнюдь не проблемами охраны окружающей среды /8/. Среди предприятий, наиболее активно использующих метод экоаудита, можно выделить АО Газпром, АО Лукойл, предприятие химической промышленности «Акрон» и многие другие. Целью проведения экоаудита на этих предприятиях является оценка расходов на природоохранные мероприятия, в том числе, вследствие технологических неполадок, улучшение планирования природоохранной деятельности, инвестиционная политика предприятий.

В настоящее время возможности использования систем экологического менеджмента и экологического аудита в России рассматриваются большинством авторов с позиций отдельных предприятий и отраслей, цели и задачи этого направления на национальном и глобальном уровне практически не находят своего отражения. В то же время широкое использование процедур экологического менеджмента и экоаудита при выполнении международных обязательств России в области охраны окружающей среды, как например, по снижению выбросов парниковых газов в рамках Ковенции ООН и Киотского протокола, позволило бы преодолеть трудности их выполнения и создать предпосылки активного участия России в международном сотрудничестве. Ратификация и выполнение требований Рамочной конвенции ООН об изменении климата дает возможность России участвовать в международной торговле выбросами, механизмах совместного осуществления и чистого развития (СDM). Для выполнения обязательств по Конвенции необходимо совершенствовать существующую систему мониторинга промышленных выбросов и отчетности предприятий. Мониторинг, как и экоаудит, один из ключевых элементов деятельности в рамках систем экологического менеджмента, которые позволяют удостовериться, что организация действует в соответствии с принятой программой. Система мониторинга должна обеспечить получение информации, достаточной для оперативных мероприятий, а также оценки соответствия экологических параметров деятельности требованиям нормативно– правовых актов по охране окружающей природной среды. Результаты должны постоянно анализироваться и использоваться для определения эффективных видов деятельности и слабых мест.

Наиболее успешно в России могли бы реализоваться следующие типы проектов совместного осуществления (Joint Implementation), с обязательным проведением экологического аудита:

1. Повышение эффективности производства электроэнергии при использовании ископаемого топлива.

Низкая эффективность и экономические диспропорции привели к тому, что Россия заняла второе место в списке самых энергоемких стран мира в базовом 1990 году /8/. Поэтому расходы на основные мероприятия по повышению эффективности будут относительно низкими. Широкое внедрение таких мероприятий в энергохозяйстве при минимальных затратах позволило бы обеспечить сокращение выбросов парниковых газов более чем на 200 млн тонн углерода в год /9/. Энерго– и ресурсосберегающий потенциал, который можно было бы реализовать с привлечением различных методов, например Least Cost Planning, мог бы стать основой для будущих экологических целей и экологических программ /10/. Практика проведения подобных мероприятий показывает, что такие проекты представляют возможный интерес для российских предприятий энергетического сектора только при изменении рамочных политических условий /11/.

2. Уменьшение потерь при транспортировке и распределении энергоносителей.

В этой области также существует необходимость и различные возможности уменьшения выбросов парниковых газов /12/. Примером успешной кооперации в этой области является совместный проект, реализуемый АО Газпром и АО Рургаз (Германия). Данный проект по снижению потерь метана в сетях стал возможным, в том числе, благодаря опыту АО Газпром в области экологического менеджмента и экоаудита.

3. Сокращение энергопотребления благодаря повышению эффективности производственных процессов.

Основная часть российской промышленности может считаться относительно неэффективной с природоохранной точки зрения. Однако любая модернизация должна включать инвестиции на природоохранные цели (например, установки по очистке сточных вод), инвестиции в технологии, которые должны принести и экономические и экологические выгоды (например, энерго– и ресурсосберегающие технологии), а такжемалозатратные мероприятия (например, позволяющие избежать утечек) /8/.

Заключение

Проведение экологического аудита могло бы стать для многих российских предприятий необходимым импульсом для начала организационной реформы. Основная цель экологического аудита– последовательное улучшение экологической ситуации– будет достигнута только тогда, когда наряду с теми преимуществами, которые могут быть реализованы на отдельно взятом предприятии, главный акцент будет стоять на коллективных выгодах– на национальном или мировом уровне, которые заложены в экологической политике, направленной на предотвращение возникновения экологических проблем. В этом заключается смысл перехода от концепции «End-of-pipe» к концепции «интегрированной охраны окружающей среды», и в этом же заключается ее экономическое значение.

Литература (Literatur)

1. Umweltmanagementsysteme zwischen Anspruch und Wirklichkeit: eine interdisziplinдre Auseinandersetzung mit der EG-Цko-Audit-Verordnung und der DIN EN ISO 14001/ Hrsg.: Doktoranden-Netzwerk Цko-Audit e.V. Springer 1998

2. Цko-Audit: Grundlagen und Erfahrungen: Chancen des Umweltmanagements fьr die Praxis / Leicht-Eckardt, E. (Hrsg.)– VAS, 1996

3. Dyllick, T.: Die EU-Verordnung zum Umweltmanagement und zur Umweltbetriebsprьfung (EMAS-Verordnung): Darstellung, Beurteilung und Vergleich mit der geplanten ISO-Norm, IWЦ-Diskussionsbeitrag Nr. 20.– St. Gallen 1995

4. Mann, Th.: Цko-Audit im Umweltrecht: die Auswirkungen der Verordnung (EWG) Nr. 1863/93 des Rates vom 29. Juni 1993 auf das deutsche und britische Anlagengenehmigungs– und Umwelthaftungsrecht /Institut fьr Berg– und Energierecht der Ruhr-Universitдt Bochum.– Boorberg 1994

5. Steger, U.; Ebinger. M.: Das Цko-Audit als Instrument des betrieblichen Umweltmanagements, in: Siebert, H. (Hrsg.): Elemente einer rationaler Umweltpolitik /Institut fьr Weltwirtschaft an der Universitдt Kiel.– Tьbingen 1996

6. Pischon, A.: Integrierte Managementsysteme fьr Qualitдt, Umweltschutz und Arbeitssicherheit/ Hrsg.: Liesegang, D./.– Berlin 1999

7. Серов Г.Р. Экологический аудит, МНЭПУ.– Mосква 1999

8. Environmental Perfomance Reviews: Russian Federation.-OECD 1999

9. Kузовкин А.: Потенциал энергосбережения/ Экономист, №5/2000, с.23-29

10. Wietschel, M.; Rentz, O.: Analyse der Umsetzung von Umwelt-Audits in Energieversorgungsunternehmen, in: UmweltWirtschaftsForum, 5.Jg., H.1, Mдrz 1997, S. 25-31

11. Michaelowa, A.: Billiger Klimaschutz durch Auslandsinvestitionen, UmweltWirtschaftsForum, 6.Jg., H.4, Dezember 1998, S. 4-8

12. Luhmann, H.-J. et al.: Joint Implementation– Projektsimulation und Organisation, (Hrsg.: Umweltbundesamt– Forschungsbericht 10401001).– Berlin 1997

 

Нормативные документы: Verordnung (EWG) Nr 1836/93: Abl. EG Nr. L 168/1 vom 10.7.1993. E DIN ISO 14001: 1995-10 (Deutsche Ьbersetzung)


Irina Rogojina


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал