Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава V. Когда древние люди хотели кого-нибудь возвеличить, особенно когда они кого-нибудь возводили в божество






НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ. МАТЕРЬ БОЖИЯ

Когда древние люди хотели кого-нибудь возвеличить, особенно когда они кого-нибудь возводили в божество, кому-либо поклонялись, они искали в этом человеке такие свойства, которые выделяли бы его из всех людей. Поэтому ояень часто они приписывали божественное происхождение тому или иному человеку, обожествляли его, приписывая ему зачатие от бога. Часто цари, чтобы возвеличить и укрепить свою власть над народными массами, также приписывали себе божественное происхождение и непорочное зачатие. Мы найдем множество таких рассказов почти во всех странах. Иногда, по этим рас-

44

сказам, боги сходили на землю, сочетались с женщинами, через которых они желали воплотиться в образе человека на земле, иногда даже овладевали силой этими женщинами. Иногда они во сне проникали в тело женщины и оплодотворяли ее Иногда посылали для этого «святого духа»—то в виде голубя, то в виде семицветного лунного или же солнечного луча. Иногда для этого боги превращались даже в животных: в быков, змей, слонов, носорогов и т. п. Но всего интереснее в этом то обстоятельство, что женщины при этом будто бы умудрялись оставаться девственницами, «непорочными девами», за что их чтили и сейчас еще чтут миллионы легковерных людей, одурманенных опиумом религиозного обмана.

Вот несколько наиболее ярких примеров (число их можно было бы увеличить во много раз): 1) За полторы тысячи лет до христианского летосчисления Мутемуа, девственная жрица египетская, родила царя Аменхотепа III. На стенах храма в Луксоре это изображено было в следующих сценах (см. рис. на стр. 46): а) божественный вестник Тот возвещает его будущей матери—деве-царице, что она скоро станет матерью; б) непорочное [сверхъестественное] зачатие: бог Неф (дух святой) таинственно проникает в деву, поднося к ее губам крест, образ жизни, *

в) рождение бога-человека; г) поклонение младенцу богов и людей, включая трех князей (волхвов), приносящих ему дары; в этой сцене есть также изображение креста, как образа [знака] жизни (а не смерти) *.

2) В другом дохристианском египетском храме (Дендера), посвященном богине плодородия Хатор, изображена эта святая «богоматерь» с «божественным» младенцем на руках.

3) Исида, египетская богиня плодородия, по верованиям египтян, родила непорочным зачатием солнечного бога Гори. Изображения Исиды [и Гора] в виде статуэток были распро-

* Взятые в скобки в § «б» и «г» слова «дух святой» и «волхвов» не относятся к изображениям на стенах Луксорского храма, а отмечают сходство основных идей в этих изображениях с позднейшими рассказами евангелий о благовещении и рождении сказочного Христа. — Ред.

 

 

странены в древности по всему побережью Средиземного моря и по всему Востоку. Они частично послужили образцом для христианских сочинителей —евангелистов.

На одном из храмов Исиды начертана была такая надпись: «Я—мать владыки Гора, и никто не поднимал моего

платья».

4) При раскопках древних Афин, среди остатков древностей в Карфагене, на Кипре, в Ассирии тоже найдены изображения богоматери с младенцем на руках. Это—«девственницы»: Афродита-Венера, Юнона, Иштар, Астарта и др... При этом надо помнить, что у «девы» Юноны, согласно мифам о ней, было несколько детей, Минерва тоже была несколько раз матерью, будучи в то же время «девственницей». Хотя в мифах (рассказах) Юнону изнасиловал бог Вулкан, а Минерву— Нептун, обе они оставались «девами».

5) Египетский бог солнца Ра рожден девственной матерью—богиней неба Нут без помощи отца.

6) Аттис, фригийский бог, рожден девственной матерью Наной, которая будто бы стала беременной оттого, что в ее пазуху попала косточка миндаля или граната.

7) Греческий бог виноградной лозы Дионис—сын бога Зевса и царевны Семелы [вследствие смерти матери был доношен Зевсом, зашившим его себе в бедро].

8) Греческий герой Персей рожден девой Данаей, и история его настолько сходна с историей Христа, что живший во

 

Чудесное рождение фараона Аменхотепа III. Снимок с разных картин на развалинах стен храма в Луксоре, изображающих благовещение, чудесное зачатие матери фараона и поклонение фараону царей и других знатных особ.

46

II веке Юстин-мученик объяснял это тем, что дьявол, зная о предстоящем пришествии Христа, нарочно подстроил так, что все эти чудеса произошли еще до Христа.

9) Адонис, сиро-финикийский бог растительности, родственный ему Осирис, первое лицо египетской троицы, и персидский солнечный бог Митра—все трое родились от непорочных дев. В рассказах о них, сложившихся задолго до христианского летосчисления, мы находим готовыми почти все черты рождения, жизни и смерти Христа, 10) В рассказах о Будде, по преданиям, родившемся от матери Майи (лет за 500 до возникновения христианства), тоже много сходного с рассказом о рождении Христа. Он, как рассказывают [легенды], до рождения жил на небе. Чтобы освободить все живые существа от страдания и смерти, он решил воплотиться через земную женщину. Обозрев вселенную, он увидел непорочную деву Майю и избрал ее. Он спустился на землю в ее тело з виде пятицветного светлого луча2. Так совершилось «непорочное зачатие» Будды. Когда он рождался, на небе появилась звезда. Цари пришли поклониться ему и принесли ему дары. На небе в это время совершались чудесные знамения, земля содрогалась, слышен был «глас многочисленного небесного воинства». Все это записано за 500 лет до христианского летосчисления.

Не явился ли этот рассказ хоть частично готовым материалом для сочинения евангельских рассказов о деве Марии и Христе? Эта мысль тем более приходит в голову, что один из

47

волхвов предсказывает Будде, что он «снимет с мира покрывало тьмы и греха». Затем Будду приносят в храм, где перед ним поклоняются даже боги. -

Имеется рассказ у евангелиста Луки (II 42—52), как родители Иисуса потеряли его как-то на празднике и как нашли его беседующим с учеными. То же самое рассказывается о Будде. Будду искушает дьявол (Мара) в пустыне, но Будда остается непреклонным. Будда преображается на горе, творит чудеса, исцеляет расслабленных, изгоняет бесов. Он умер, вознесясь на небо после смерти. Так рассказывают о своем боге индусские евангелия за полтысячи лет до христианства.

Учение буддизма и вера в Будду распространены среди сотен миллионов людей в Азии, а рассказы о нем проникли во все прилегающие страны еще задолго до того, как появичось христианство.

11) Конфуций—китайский вероучитель, имеющий много миллионов последователей. Старинное китайское предание рассказывает о рождении этого бога-человека следующее. Однажды мать его увидела чудовище Ки-лин, единорога. Чудовище подошло к матери Конфуция и выронило изо рта драгоценный камень. От этого камня и зачат был Конфуций.

 

А затем идут рассказы о чудесах Конфуция. Его искушает дьявол, он творит чудеса—те же самые, какие приписывались и Христу3.

12) Заратуштра. Сказания и об этом вероучителе сложились в Иране, по соседству с Сирией и Вавилонией, тоже около полутысячи лет до возникновения христианства. Иранские книги говорят о том, что его рождение предсказано было за три тысячи лет до этого. Даже какой-то бык, подобно валаамовой ослице, говорил об этом человеческим голосом4. Один из царей, Иемшед, предупреждал дьяволов, что вот, мол, «придет на землю некий славный муж и сразит их всех». Зачат Заратуштра был, подобно Христу, Будде и другим богам, чудесным образом. Для этого светлый бог добра Ормузд послал архангела, который принес в стебле растения духа святого; этот стебель передан был на хранение матери Заратуштры. «И вот тело сочеталось с духом — хранителем и славой, и архангелы помогли этому, а злые духи всячески старались помешать». Так говорят иранские евангелия. И дальше — как по писаному: при рождении бога Заратуштры деревья и реки пели хвалебные песни, на небе появились новые звезды и другие све-

 

 

тила небесные, а бог тьмы и зла Ариман и его злые духи бежали в подземные глубины. Божественный свет окружил дом, где родился Заратуштра. Хотя младенца хотели погубить убийцы, но провидение этому помешало. Ангел с неба дает совет увезти ребенка от опасности в другую землю (подобно евангельскому рассказу о бегстве Иосифа и Марии в Египет). В тридцать лет с ним происходит преображение. Дьявол тщетно искушает его в пустыне. Заратуштра ходил по стране, учил вере, творил чудеса, исцелял больных, слепых, горбатых, немых. Не находите ли вы, что за полтысячи лет до христианства существовал уже готовый образ Иисуса Христа?

13) Аполлоний Тианский. Этот греческий учитель жил, по рассказам, приблизительно тогда же, когда [согласно христианскому учению] и Иисус [вторая половина I века]. Вот что о нем рассказывает книга, написанная вскоре после появления первых евангелий. Греческий морской бог Протей явился к его

 

 

матери и объявил ей, что он хочет через нее воплотиться. Однажды мать его уснула. Ей приснились лебеди, которые пели ей песню. Она проснулась и родила мальчика, причем на небе блеснула молния. А затем начинается жизнь чудотворца Аполлония, который мастерит чудеса вплоть до воскрешения мертвецов; он прекращает чуму, останавливает землетрясение, а когда приходит время умирать, возносится на небо. Аполлония Тианского почитали даже некоторые христиане, а император Александр Север (III век) поставил его изображение рядом с изображением Христа в своей молельне5.

14) Уицилопочтли, бог мексиканских индейцев (в Америке), тоже, по рассказам, чудесно зачат был девой. Его мать Коатлика увидела в воздухе летающий шарик из ярких перьев. Она положила его за пазуху и сейчас же почувствовала себя матерью.

Может быть, довольно этих примеров рождения богов, чудесно зачатых непорочными девами? Эти рассказы, как я уже сказал, можно умножить, ибо они существуют у всех почти народов, во всех почти религиях.

И не только боги, но и цари и другие знатные люди в известный период истории старались доказать свое божественное происхождение от дев.

Так, когда царя Александра Македонского возводили в божественное достоинство, то сочинили рассказ, что его мать Олимпиада зачала его от греческого бога Зевса, а египетские жрецы выдали его за сына их бога Амона.

На одном из старинных памятников высечена надпись, сделанная царем Саргоном I [более чем за две тысячи триста лет до христианства]: «Я — Саргон, могущественный царь, царь Аккады. Зачала меня мать, девственная жрица».

Когда Чингисхан завоевал большую часть Азии и создал империю, наводившую ужас на Европу, его придворные сочинили ему родословную, которая устанавливала происхождение от непорочной девы.

Конечно, чтобы объяснить все эти рассказы, недостаточно сказать, что люди придумывали для своих богов и великих людей какой нибудь особенный способ зачатия и рождения, не такой, каким рождаются обыкновенные смертные. Поль Ла-

51

 

фарг, один из виднейших социалистов, ученик Маркса, так объясняет происхождение этих рассказов. В свое время люди жили групповым браком, когда девственность была большой редкостью. Уже в это время девственницы у древних народов вызывали удивление и местами даже почитание.

Когда на место группового брака появился парный брак, женщина считалась девственницей до тех пор, пока не вступала в такой брак, так что материнство не мешало ей, по тогдашним понятиям, оставаться девственницей, как мы это и видели на многих вышеприведенных примерах. В Греции сын незамужней женщины назывался «сыном девы». Всякая незамужняя женщина считалась девой.

В течение довольно продолжительного времени в истории человечества семья была построена иначе, чем теперь: тогда во главе семьи стояла мать, а не отец. Женщина считалась главой. Такая семья называлась матриархальной, т. е. материнской, и род велся не по [линии] отца, а по [линии] матери.

Этот строй под влиянием развития хозяйства, особенно скотоводства и земледелия, постепенно уступил место другому и другой семье, где руководящая роль перешла к мужчине.

Женские божества в различных религиях: Артемида Эфесская—одна из малоазиатских богинь плодородия (множество грудей символизируют эту ее роль); Деметра—древнегреческая богиня плодородия; средневековое христианское изображение богородицы Марии с младенцем во чреве; христианская богородица Мария в изображений христиан Дагомеи (французская колония в Африке).

 

 

Женщина не легко уступала свое первенство. Можно привести множество примеров этой борьбы.

Отголоском этой борьбы являются и многочисленные рассказы о непорочном зачатии, о девственном зарождении без помощи мужа 6.

Женщина стремилась доказать, что она может обойтись без помощи мужа даже при рождении детей. Так, в сборнике [карело-]финских народных сказаний «Калевала» рассказывается о народном герое Вейнемейнене, которого родила дева Илматар, оплодотворенная ветром. А эту деву родила Луаннатар. Там же рассказывается про девушку Марьятту, которая родила от бруснички, закатившейся ей на платье, а с платья попавшей в рот и затем в желудок.

В русских народных сказках некоторые девушки беременеют от съеденной ими горошинки.

Сложились также представления, что женщина может забеременеть просто оттого, что в ее лоно каким-либо путем проникнет один из духов, например дух предка.

Во время этой борьбы мужчина, все больше захватывавший хозяйство в свои руки и стремившийся поставить женщину в подчиненное положение, старался доказать, что и он может родить без помощи женщины. У многих народов существует такой обычай («кувада»): когда женщина рожает, то муж ее ложится в постель и старается криками и всеми своими движениями показать, что он сам корчится от родовых мук и болей. А когда ребенок родится, его кладут к мужчине, и тот принимает поздравления родственников и знакомых по случаю рождения им младенца.

Когда богиня Юнона хвасталась, что она родила без помощи мужа Марса и Гебу, то бог Юпитер ей на это отвечал, что он родил Минерву прямо из головы, а из бедра родил Диониса; Юпитер даже изображался иногда хотя и с бородой, но с женской грудью.

Один греческий рассказ так объясняет рождение Ориона, вознесенного Зевсом на небо. Однажды греческие боги Зевс, Посейдон и Гермес пожелали вознаградить сына Вакха Ойнопион за гостеприимство. Они спросили его, чего он желает. Тот пожелал иметь сына. Тогда три бога помочились в шкуру за-

53

резанного для их угощения быка, зарыли ее в землю, и через 9 месяцев родился Орион, которого выносила в своем чреве земля.

ЖенщинЫ в долгу не остались. На острове Кипре появилась статуя бородатой Венеры, в Риме почитали бородатую Фортуну. Наконец, появились боги-гермафродиты, т. е. одновременно и мужского и женского пола. Так, епископ Птолемаиды Синезий сочинил такой церковный гимн: Ты есть отец, ты есть и мать. Ты есть и муж, ты есть и жена.

Какие же выводы можно сделать из только что приведенных рассказов о богах и богинях разных народов, которые составлены были задолго до того, как сложились рассказы о деве Марин и боге Иисусе?

1) Задолго до христианства во многих странах, во многих религиях существовали уже в готовом виде все части рассказа о Христе: предсказание, что родится спаситель; возвещение ангелами девственной матери, что она родит бога или сына божия; звезды и другие небесные явления, сопровождающие это рождение; и голоса с неба, и голубь в виде «духа святого», и вся остальная обстановка не только рождения, но и детских лет и взрослой жизни богов и полубогов — Будды, Заратуштры, Митры и др. Все это включает в себя то, что приписано было через несколько сот лет евангелистами Христу, то, что внесено было в том или ином виде в христианство, в его мифологию (сказания), обряды, каноны, вероучение.

2) Христианская религия при выработке своих рассказов о Христе много позаимствовала из других известных в то время религий.

3) Быстрые успехи христианства среди разных народов отчасти тем и объясняются, что оно много заимствовало из религиозных понятий и верований народов, населявших тогдашнюю Римскую империю.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал