Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава VII. Евангелист Лука рассказывает: «И родила сына своего первенца, и спеленала его, и положила его в ясли; потому что не было им места в гостинице» (II 7).






ХЛЕВ, ПЕЩЕРА И ЯСЛИ

Евангелист Лука рассказывает: «И родила сына своего первенца, и спеленала его, и положила его в ясли; потому что не было им места в гостинице» (II 7).

Можно подумать, если не знать других рассказов того времени о других богах, что это обстоятельство сопровождает только рождение бога Иисуса. Но в том-то и дело, что хлев, пещера — место рождения многих богов, в которых верили древние люди, особенно у скотоводческих народов. Некоторые христианские евангелия (а их насчитывалось раньше несколь-

58

ко десятков) рассказывают о рождении Иисуса в пещере. Так, в одном из отброшенных церковью «евангелий детства Христа» рассказывается: «И вот на третий день после рождения господа нашего Иисуса Христа благодатнейшая Мария вышла из пещеры и, войдя в хлев, положила своего младенца в ясли, и вол и осел преклонились перед ним».

В первые века христианства и позднее, когда устраивались христианские мистерии, т. е. театрально-церковные изображения рождения, жизни и смерти Христа, показывали как место рождения его пещеру в Вифлееме. Эта пещера и теперь показывается верующим как место рождения бога Иисуса. Но первые христианские писатели отметили уже, что эта самая пещера еще до христианства почиталась как место рождения бога Таммуза (Адониса), поклонение которому было распространено в Месопотамии, Малой Азии, Сирии и Палестине до христианства и позже как среди евреев, так и среди других народов. Христианство в этом, как и во многих других случаях, просто приспособилось к дохристианским, «языческим·» верованиям, понятиям и преданиям.

Когда мы знакомимся с рассказами о других богах, поклонение которым совершалось в дохристианские времена, мы встречаем и там сказки о пещерах, в которых боги якобы родились.

Так, бог древних греков Дионис, сын бога Зевса и богоматери Семелы, изображается рожденным в пещере.

В пещере же рождается и бог Гермес.

Даже сам бог Зевс (его звали отцом или царем богов) родился от Реи в пещере и спасся в этой же пещере от своего отца Кроноса, пожиравшего собственных детей.

Бог Митра (рассказы о котором особенно напоминают рассказы об Иисусе), по преданиям, родился 25 декабря в пещере. Святилища Митры изображали пещеру, в которой он будто бы родился. Первые христиане, среди которых почитание Митры было распространено, могли легко переносить историю одного своего бога на другого — с Митры на Иисуса.

В египетском городе Александрии в эпоху зарождения христианства ежегодно справлялся 6 января праздник рожде-

 

 

ния бога Эона от Коры (Девы) в пещере, причем статуя этого бога была украшена золотыми крестами.

Дионис часто изображался лежащим в яслях, а его рождение тоже относилось к 6 января. Рождественские праздники Митры, Эона и Диониса были заимствованы ранними христианами и превращены в праздник рождества Христова, который тоже поэтому справлялся сначала 6 января, а с IV века стал праздноваться 25 декабря.

Поводов для создания этих рассказов было много. Здесь и попытка представить, скольких опасностей избегает вновь рожденное божество, и тем усилить его чудесность; здесь и желание представить простоту великого человека: дескать, из грязи да в князи вышел, родился в пещере, а сам — царственного происхождения; здесь часто и влияние солнцепоклонников: рождение бога представляется как избавление из тьмы, из пещеры (Митра, Дионис), темницы (Кришна), подземелья и т. д.'

В основном же весь этот круг сказаний о рождении богов в пещерах связан с тем, что пещеры, бывшие некогда жилищами первобытных людей, рано стали считаться местами пребывания духов и богов и рано превратились в первые святилища. С ними и стали связываться затем сказания о рождении, а также и о погребении богов в пещерах.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал