Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сорок седьмая лекция






Краткая оценка основных философских попыток создать социальную науку

<...> Depuis Montesquieu, le seul pas important qu'ait fait jusqu'ici la conception fondamentale de la sociologies est du a l'illustre et malheureux Condorcet, dans son memorable ouvrage sur I'Esquisse d'un tableau histo-rique des progres de I 'esprit humain, au sujet duquel une juste appreciation exige toutefois qu'on oublie point la haute participation de son celebre ami, le sage Turgot, dont les precieux apercus primitifs sur la theorie generate de la perfectibilite humaine avaient sans doute utilement prepare la pensee de Condorcet.

<...> После Монтескье единственным значимым шагом, кото­рый до сегодняшнего дня был сделан на пути к фундаментальной концепции социологии (sociologie)2, мы обязаны известному и не­счастному Кондорсе и его замечательному произведению «Очерки исторической картины прогресса человеческого разума». Справед­ливости ради не следует забывать важное участие его знаменитого

* Цит. по: Conte, Auguste. Course de philosophie positive. Tome Quatrieme contenant partie dogmatique de la philosophie sociale. 5-e edition (Identique a la premiere). Paris, 1894. P. 200-201, 230-329 / Перевод с французского И.К. Масалкова. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 1 первого раздела базового пособия учебного комплекса по общей социологии.

1 Je crois devoir hasarder des a present ce terme nouveau, exactement equivalent a mon
expression deja introduite, de physique sociale, afin de pouvoir designer par un nom unique
cette partie complemcntaire de la philosophie naturelle qui se rapporte a l'etude positive
de l'ensemble des lois fondamentales propres aux phenomenes sociaux. La necessite d'unc
telle designation, pour correspondre a la destination speciale de ce volume, fera, j'espere,
excuser ici ce dernier exercice d'un droit legitime, dont je crois avoir toujours use avec toute
la circonspcction convenable, et sans cesser d'eprouver une profonde repugnance pour toute
habitude de neologisme systematiquc.

2 Я считаю своим долгом отныне пойти на риске этим новым термином, полнос­
тью эквивалентным ранее введенному мною выражению социальная физика, чтобы
иметь возможность обозначать через одно имя существительное эту дополнительную
часть натуральной философии, которая положительно изучает совокупность основ­
ных законов, относящихся к социальным явлениям. Такое переименование соот­
ветствует особому назначению этого тома, что оправдывает, как я надеюсь, в полной
мере этот прием, которым я всегда пользовался с необходимой осторожностью, не
переставая испытывать при этом глубокую неприязнь к любой систематической
привычке к неологизмам.


друга и мудреца Тюрго, ценные и простые суждения которого по общей теории совершенствования, вне всякого сомнения, оказались полезными в подготовке мысли Кондорсе. (Р. 200-201.)

Сорок восьмая лекция

Основные свойства положительного метода при рациональном изучении социальных явлений

<...> В социологии, как, впрочем, и вне ее, позитивный метод будет пользоваться успехом только в силу рационального приме­нения его главных способов, по мере постепенного их осуществле­ния. Таким образом, речь не идет о написании предварительного логического трактата о методе в социальной физике. Тем не менее, с другой стороны, прежде чем подвергнуть социологическую науку прямому испытанию, представляется необходимым тщательно оха­рактеризовать ее подлинный общий дух и совокупность относящихся к ней фундаментальных средств. Точно также мы поступали в трех предыдущих томах по отношению к различным предшествующим наукам. Крайнее несовершенство рассматриваемой науки должно с еще большей строгостью накладывать это обязательство. Хотя подобные соображения должны по своей природе, вне всякого сомнения, иметь отношение непосредственно к самой науке, рас­сматриваемой в ее наиболее важных концепциях, тем не менее их можно более целенаправленно соотнести с простым методом, так как они особо предназначены для направления нашего разума на успешное изучение этого трудного предмета, что в достаточной мере оправдывает название данной лекции. (Р. 230—231.)

<...> Похоже, привычную тенденцию постоянно подчинять науч­ные концепции фактам... следует ввести, наконец, в систему социаль­ных исследований, где туманные и плохо прописанные наблюдения не создают достаточной основы для по-настоящему научных рассужде­ний и обычно сами предстают изменяющимися по воле воображения, стимулируемого крайне подвижными страстями. (Р. 235.)

<...> Это предварительное изложение достаточно охаракте­ризовало фундаментальный дух, свойственный статической со­циологии. Теперь, когда мы предварительно определили в целом подлинный дух новой политической философии, нам остается также рассмотреть непосредственно, хотя и в самым общих чертах, философскую концепцию, которая должна руководить нами при динамическом изучении человеческих обществ, что составляет главную цель нашей работы... Впрочем, следует отметить в допол-


 




нение, что спонтанное преобладание динамической социологии на всем продолжении этого тома дает нам в настоящий момент право сократить, насколько это возможно, общую оценку, несовершен­ство которой и иные недочеты можно постепенно компенсировать последующими лекциями.

Как я только что объяснил, статическое видение социального организма должно, в силу природы предмета, составлять первейшую рациональную базу всей социологии. Тем не менее необходимо при­знать, что социальная динамика не только образует в ней наиболее и непосредственно интересную часть, особенно в наши дни, но и с чисто научной точки зрения она одна придает в конечном счете этой новой науке в целом ее наиболее четкий философский характер, непо­средственно выводя на первое место понятие, которое в наибольшей степени отличает, собственно говоря, социологию от простой био­логии, т.е. основополагающую идею непрерывного прогресса, или, скорее, постепенного развития человечества <...> (Р. 289-290.)

В социологии, как и в биологии, научное исследование исполь­зует на конкурирующих началах три основных метода, которые я, начиная со второго тома этого Трактата, выделяю в обобщенном искусстве наблюдения: чистое наблюдение, собственно эксперимент и, наконец, сравнительный метод, существенно адаптируемый к разным исследованиям живых тел. Таким образом, здесь идет речь об общей оценке относительной значимости и характера этих трех последовательных способов действия в отношении природы и о пред­назначении новой науки, определение которой мы дали ранее. (Р. 329)

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер (1820-1903) — один из крупнейших мыслителей XIX в.; наряду с О. Контом, основоположник социологии как научной дисциплины, создатель ее органической школы. Спенсер встречался с Контом и воспринял от него термин «социология» как удобный и содержательный. Первой книгой Спенсера была «Социальная стати­ка» (1850). Затем он создал «Основные начала» своей синтетической позитивистской философии (1862), задачу которой он видел в полной систематизации имеющихся фактов. Реализуя эту задачу, Спенсер подготовил фундаментальные труды потрем областям знания: «Осно­вания биологии» (1864-1867), «Основания социологии» (1876-1896) и «Основания психологии» (1879-1893). Каждый из этих трудов опирается на множество фактов, систематизированное осмысление которых создавало впечатление достаточной полноты.


Свой главный социологический труд — трехтомник «Основания социологии» — он также начал со сбора обширного числа фактов человеческой истории, различных обществ, культур. Он составил план работы и выработал таблицы для собирания фактов. Все ма­териалы распределялись по трем большим отделам: 1) нецивилизо­ванные общества; 2) цивилизованные общества, уже угасшие или пришедшие в упадок; 3) цивилизованные общества, существующие в настоящее время. Материалы издавались отдельными выпусками под общим названием «Описательная социология» (1871 — 1880). Их публикация имела целью снабдить изучающего социальную науку данными, которые должны иметь такое же значение по отношению к выводам социолога, какое указание строения и отправлений раз­личных типов животных имеет для заключений биолога.

Подобно Конту, Спенсер рассматривал общество как высший уровень органической жизни, который принципиально отличает­ся от неорганической природы, но имеет общие черты со всеми живыми организмами, хотя и качественно отличается от них. Поэтому «Основания биологии» служат для Спенсера своего рода фундаментом более высоких уровней знания, тем более что в то время биология, опиравшаяся на достижения теории эволюции Чарльза Дарвина, обладала непререкаемым авторитетом. Под­робнее о вкладе Г. Спенсера в создание социологии см. в главе 1 базового пособия учебного комплекса.

Помещенные ниже фрагменты из книги «Основания социоло­гии» (1876) демонстрируют, что Спенсер рассматривал общество как особое бытие, т.е. отнюдь не был номиналистом, как это нередко угверждают, ссылаясь на то, что он ставил в центр внимания инди­вида. Да, действительно, он был либералом и считал, что не инди­вид существует для общества, а общество для индивидов. Но это не мешало ему реалистически принимать объективное существование общества как особого органического целого.

По Спенсеру, общество есть организм и имеет общие черты с другими живыми организмами. Важнейшие из них: рост, увеличение в размерах и соответственно — увеличение сложности строения, дифференциация одних частей от других, что сопровождается диф­ференциацией их функций.

Н.Л.



ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО? *

§ 212. Вот вопрос, который должен быть поставлен и разрешен с самого же начала. Пока мы не порешили — смотреть ли на обще­ство как на некоторое особое бытие (entity) или нет; пока мы не порешили, должно ли это бытие, если оно будет признано таковым, считаться сходным с какими-либо другими бытиями (Entities) или же оно должно считаться безусловно отличным от всех других, наше представление о предмете этого сочинения будет оставаться крайне неопределенным.

Можно было бы сказать, что общество есть лишь собирательное имя для обозначения известного числа индивидов. Перенося спор между номинализмом и реализмом в другую область, номиналист мог бы утверждать, что подобно тому, как существуют только от­дельные члены известного вида (species), самый же вид, взятый независимо от них, не имеет действительного существования, так точно существуют одни только общественные единицы, т.е. люди, существование же самого общества есть лишь чисто словесное. Сославшись на пример аудитории, собирающейся на чтения ка­кого-либо профессора и представляющей собой такой агрегат, который самим своим исчезновением по окончании каждого чтения показывает, что он не есть некий действительно существующий предмет, но лишь известная группировка личностей, он мог бы до­казать, что то же самое имеет место и по отношению к гражданам, составляющим собой всякий данный народ.

Но, не оспоривая остальных звеньев его аргументации, мы имеем полное право отвергать состоятельность последнего ее звена. Ибо та группировка, которая оказывается в первом случае лишь временной, имеет во втором случае постоянный характер; а мы знаем, что индивидуальность целого, в отличие от индивидуаль­ностей его составных частей, заключается именно в постоянстве отношений между этими частями. Всякая цельная масса, разбив­шись на куски, перестает быть особым индивидуальным предметом, и, наоборот — камни, кирпичи, куски дерева и т.п., не имевшие вначале ничего общего между собою, будучи связанными друг с другом известным образом, становятся особым индивидуальным предметом, называемым домом.

* Цит. по: Спенсер Г. Основания социологии. СПб., 1877. Т.2. Цитируемый текст иллюстрирует материал главы 1 первого раздела базового пособия учебного ком­плекса по общей социологии.

Lb


Таким образом, мы имеем полное право смотреть на общество как на особое бытие (entity); ибо хотя оно и слагается из отдельных (discrete) единиц, однако же постоянное сохранение в течение целых поколений и даже веков известного общего сходства в группировке этих единиц, в пределах занимаемой каждым обществом местности, указывает на известную конкретность составляемого ими агрегата. И эта-то именно черта и доставляет нам нашу идею об обществе. Ибо мы не даем этого имени тем переменчивым скоплениям, кото­рые образуют первобытные люди, но прилагаем его только там, где оседлая жизнь привела уже к некоторому постоянству в распреде­лении внутри обществ составляющих его частей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал