Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Женские культы Древнего мира.






Культ – это, прежде всего, форма религиозного действия, которая включает в себя какие-либо обряды и церемонии. Таким образом, культ всегда направлен на сферу сакрального (священного). Он подразумевает под собой определённое отношение человека, поведение и почитание. Для религии вообще, культ играет очень важную роль, придаёт ей отличительные черты, позволяет из совокупного верования вычленить главное, основное, определяющее.

Для общества в целом, культ может служить связующим звеном общественного сознания, а так же сохранять синкретизм сознания и мышления, что является важным для формирования общества и определённого его развития. Однако наряду со всем этим, на этой основе нередко возникают предрассудки и стереотипность. Но религиозное сознание, основанное на культивировании тех или иных божеств, образов, явлений всегда стоит выше этого, так как соприкасается со священной областью человеческого существования, соприкасается со священной мифологией того периода, которая играет определяющую роль в устройстве повседневной жизни каждого человека.

Что касается экстатических культов, то они, несомненно, связанны с почитанием женских и мужских божеств. Однако женские и мужские божества очень чётко разграничивались, впрочем, как и разграничивались между собой. И также очень важно вычленить эту особенность, которая отличает культ одного бога от какого-либо другого.

Наиболее частая форма поклонения, развитая именно в земледельческих цивилизациях (основанная на земледелии и плодородии) – это почитание образа молодых женщин, образа дерево- богини или богини-матери. Образ молодой женщины тем самым выступает как идея плодоприношения матери-природы. Так, почитание богинь, олицетворяющих молодость, плодовитость и любовь, ассоциировалось с культами плодородия растений, которые давали жизнь всей земле и всему живому.

Земледелие на первоначальном этапе развития человечества было занятием женщин, произошедшим от собирательства, и потому культ Богини-Матери получал дополнительный импульс. Плодовитость женщины в представлении первых земледельцев была магическим образом связана с плодородием земли. Земля, почва были уподоблены женщине, засеянная нива — женщине, «понесшей во чреве своем». Рождение из зерна новых колосьев было уподоблено рождению ребенка. И потому, чтобы способствовать хорошим урожаям, равно как и высокой рождаемости, почитали Богиню-Мать. Уподобляя женщину земле, различными магическими ритуалами древние люди стремились соединить силу женского плодородия с полями и садами. Эти обряды могли иметь различный вид: ритуальное обнажение и танцы перед богом дождя, вспахивание поля обнаженными женщинами, эротические пляски и церемонии, оргиастические празднества в честь Иштар в Месопотамии и Кибелы в Малой Азии. Такие празднества чаще всего приурочены к смене сезонов года, что говорит об их принадлежности к значениям природных циклов, продления человеческого рода во втором случае. Именно поэтому нередко встречаются ритуалы поклонений женщин, ждущих ребёнка, деревьям, растениям и природным силам вообще.

Таким образом, мы видим два культа, один из которых олицетворяет землю-мать, в образе женщины, а другой – это женщина, как сама природа, дающая жизнь, как бы олицетворяя женское начало вообще.

Исходя из этой идеи, можно уже говорить о значении древних фигурок, изображающих людей. Нетрудно заметить, что женские образы изображаются с весьма утрированными половыми органами в области таза и груди, что говорит о значении половых органов для человека Древнего мира, который превращал их в символ, так как благодаря этим органам, происходит продление рода. В глубокой древности культ женского начала был характерен почти всех народов, населявших Евроазиатский материк. Большинство археологов считают, что эти фигурки и были фигурками-идолами Богини-Матери, культ которой в первобытную эпоху носил универсальный характер. Богиня-мать считалась олицетворением всей природы, матерью всех растений и животных.

Так, в земледельческих цивилизациях укореняется связь между образами богини-матери и богини-земли.

Именно от этого представления возникает образ женщины со змеёй, которая символизирует принадлежность к Земле. Змея олицетворяет не только принадлежность непосредственно к земле, но также несёт идею домашнего очага, некоторую сексуальность, которой наделяли образ змеи в Древнем мире, а уже отсюда идею порождающей энергии.

На основе всех этих представлений человек тесно связывается с космопланетными ритмами, ритмами природы и космоса, которые определяют его мировоззрение, уравновешивают его повседневную жизнь.

Позднее, в основе первобытного культа Богини-Матери возникает почитание великих богинь: Исиды - в Египте, Инанны-Иштар - в Месопотамии, Кибелы - в Малой Азии, Ма - во Фракии и на Крите, Астарты – в Сирии. В Древней Греции функции Богини-Матери распределялись между Геей, Деметрой, Артемидой, Афродитой и Афиной, а в Древнем Риме - Теллус, Церерой, Дианой и Венерой.

Но почитание женского начала связано далеко не только с плодовитостью, очень большую роль играет эротический аспект, значение брака, тайная сила женщины и способность к магии, сексуальность, проворность и целомудрие. Об этих феноменах женской природы мне хотелось бы рассказать более подробно.

Практически в любой культуре есть представление о священном браке: В лидийской традиции эротический аспект следует воспринимать как сакральный. Именно благодаря соединению двух начал: мужского и женского, возникает совершенно новая жизнь. С тем же самым представлением связан на Востоке сакральный брак между богиней Иштар (в Финикии богиня Астарта) и Таммуза, а именно брак, означающий соединение царя и богини. Таким образом, значение этого брака – возрождать год – базовый цикл времени и начала плодородия.

Вся жизнь древнего индийца осмысливалась как цикл жертвоприношений, где брак был важнейшим обрядом. Так, не вступивший в брак человек считался не совершившим жертвоприношение, что являлось недопустимым.

В экстатических культах жертвоприношение и эротизм играют главенствующие роли. В мифологии жертвоприношение и первотворение тесно переплетены и совершаются при соединении двух полярных начал.

Таким образом, в пантеоне богов чтился брак Афродиты с Гефестом, с самым искусным и самым некрасивым из всех богов, однако у Афродиты были дети и от Диониса и от Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминание о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, рождённые в этом браке: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас). Как известно, Афродита безумно любила Адониса, мы можем также услышать от такого писателя как Харет из Метилены, что и у них были дети: Гистапс и Зариадр. Может именно поэтому, в Библе, в городе, посвящённому Адонису, справляют оргии в храме Афродиты, хотя посвящены они именно Адонису.

Также нам известен брак Зевса и Геры, Кроноса и Реи, Астарты и Таммуза.

Уже в самых древних мифах о браках богов мы сталкиваемся с сакральной силой, которой наделена женщина. Будь это способность к магии, дар интуиции или искусство соблазнения, но также известно, что эта сила способна как на созидание, так и на жестокое разрушение. Подтверждение этому мы находим у Лукиана из Самосаты, который пишет о могущественной силе Геры, которая велела выстроить Стратонике, жене ассирийского царя, храм в честь неё, но за неповиновение великой богине, Стратонику настигла тяжёлая болезнь.

Другая история, которая обеспечила мир среди богов благодаря искусству соблазнения – это миф про Астарту, которая соблазнила бога моря Йаму, дабы он уменьшил богам дань. Однако, безумно влюбившись в Астарту, бог Йаму приказал отдавать дань драгоценностями. И лишь просьба великой Астарты помогла богам уговорить Йаму отказаться вовсе от платы.
В текстах Угарита Астарта упоминается как одна из главных богинь и почитается как мать богов — покровительница царей, богиня моря и изображается как обнажённая женщина, кормящая двух младенцев. На территории Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, мать — природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях.

Если мы будем рассматривать женские статуэтки Древнего мира, то увидим, что богини и женщины изображались по-разному. Одна часть – это беременные женщины, с преувеличенными областями таза и груди, о которых я уже упоминала. Другие же имеют весьма удлинённые пропорции тела, часто со слабыми признаками пола. Из этого следует и то, что изображение старых женщин, молодых или беременных несли в себе различные идеи, а значит и особенности поклонений.

Так, например, поклонение Геры связано с культом домашнего очага и плодородия, в то время как богиня Астарта изображается как «нагая всадница, метающая стрелы».

Многие учёные считают, что изображение статуэток в виде беременных, «тучных» женщин сводилось к тому, что в том обществе, где делали такие статуэтки, образ беременной женщины ценился за особенную свою красоту. Беременная женщина считалась на пике своей привлекательности, и тем самым подчёркивали эту привлекательность.

Для привлечения плодородных сил природы женщины должны были работать на полях исключительно без одежды, тем самым как бы больше уподобиться природе, подчеркнуть наготу своего тела. При совершении многих ритуальных обрядов женщины также оставались совсем без одежды.

Женщина часто выступала не только как богиня любви или матери, она была и покровительницей охоты. Оставшись дома, женщина могла влиять не только на исход охоты, но и размножение дичи. Именно поэтому ей необходимо было придерживаться очень строгих правил, основанных в большинстве случаев на принципе подобия.

Л. Я. Штейнберг, советский этнограф, отмечал, что великие Праматери исторических народов – и Кибела, и Рея, и Парвати – были первоначально богинями зверей и гор.

Лукиан повествует о храме в честь богини Реи, которая изображается так: богиню несут львы, на руках у неё тимпан, на голове – башня. Таким образом они подчёркивали в ней силу и смелость. В честь Реи проводились многочисленные экстатические культы.

В период поздней античности Рея отождествлялась с фригийской Великой матерью богов и получила имя Реи-Кибелы, культ которой отличался оргиастическим характером. Свиту Реи на Крите составляли куреты и корибанты.

То, что культы связаны с плодородием и женской красотой и привлекательностью очевидно на примере фрагментов эпиталамиев Сапфо, которые воспевают преимущественно Афродиту:

 

«Почтила выше всех тебя Афродита.

Стоит лишь взглянуть на тебя такую,

Кто же станет сравнивать с Гермионой!»

 

Говоря о женских культах важно отметить, что генезис женских культов обусловлен не только сексуально-репродуктивными основаниями, но и появлением специфических женских занятий.

Животворная сущность некоторых богинь сопрягается с экстатическим возбуждением, сексуальной страстностью, обращённой на представителей мужского пола. В греческом почитании Великой матери богини любви выступают не столько в виде образа матери, сколько в образе любовницы.

В мифологических повествованиях об Адонисе сексуальность хтонической богини демонизирована и явлена в качестве смертоносной силы, губительной для мужчин. В представлениях об оргиастических культах женщина могла выступать в образе «кровожадного демона», одержимого сексуальной страстью.

Ближневосточный культ Великой Матери приобретает черты Великой блудницы.

Таким образом, женщина Древнего мира играла не только большую роль, но и могла существенно влиять на положение людей и в природе, и в обществе.

Ученые связывают почитание женского начала с матриархатом, царившим в древнейших обществах, в которых вся жизнь человеческого коллектива была сконцентрирована вокруг женщины. Женщина была не только продолжательницей рода; Все привычки, нормы поведения и традиции передавались через женщину. Поэтому культ Богини-Матери занимал абсолютное, доминирующее положение в религиозных верованиях.

В представлениях древних людей мужчина не играл никакой роли в деле продолжения рода, и первоначально мужское начало мыслилось как более слабое и зависимое от великого женского божества. Это нашло свое отражение в мифе о смертном любовнике Богини (Кибела и Аттис, Афродита и Адонис).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал