Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оргиастические культы и храмовая проституция
Культ Афродиты связан теснейшим образом с проведением оргиастических культов, которые справлялись гетерами. Это было основой храмовой проституции, которая являлась важным религиозным действом и играла огромную ритуальную роль в Древних цивилизациях. Оргия – это священнодействие, которое связано с культом плодородия. Справлялись чаще всего в честь Афродиты (Астарты), Реи и Диониса, бога растительности, виноградной лозы и виноделия. Культ Диониса играл центральную роль в ритуалах. Именно обряды во имя Диониса принимали яркий экстатический характер, основанный на идее воспроизводства жизни и эмоциональной экспрессивности. Важно заметить и то, что Диониса, по мифологическим представлениям, окружали мифические полуобнажённые женщина, что придавало значению культа больше эротизма. Чтобы погрузиться в историю оргий вообще, я бы хотела бы обратиться больше к греческой традиции, которая показывает отношение к оргиям и их значение в древних цивилизациях. В основе греческого мировоззрения находился предельный гедонизм. Греческая традиция целиком восхваляла красоту тела, пышные празднества, утехи «юности» и красоту. В своих мифологических представлениях греческие боги сами являются объектами желания. Подтверждение этому мы находим из мифов про Афродиту, которая придаётся недозволенным радостям любви с богом войны Аресом. Греки полагали, что всё, что может дарить радость – является промыслом богов. И сами боги могли стать тому примером. В Древних государствах существовала храмовая проституция. В этих храмах многие гетеры (иногда их называют жрицами гедонистического культа) молились богине Афродите. Также храмам могли дарить девушек победители Олимпийских игр. Именно такой храм в честь богини библосской описывается Лукианом. В Финикии некоторых женщин закрепляли за храмом богини любви и плодородия Астарты. Они должны были обслуживать жрецов и иностранцев. Но в праздник Астарты священному соитию предавались многие. У вавилонян, почитавших Милитту, по закону каждая женщина была обязана раз в жизни явиться в храм богини и отдаться первому встречному там чужеземцу. Профессиональные гетеры участвовали в религиозных празднествах. Такие праздники назывались Афродисии. Афродисии праздновались в очень многих местах и везде на них присутствовали гетеры. Праздники в честь Диониса сопровождались большим количеством вина, оргиями, процессиями танца, шутовством. Осенью в Греции справляли таинственные Елисейские мистерии, которые сопровождались ритуальными купаниями, а также инцестом, который был составной частью эзотерического культа. Некоторые праздники наоборот, требовали сексуального воздержания: за 9 дней до аттических Тесмофорий, женщины не должны были вступать в сексуальный контакт. Возможно, это воздержание было лишь для того, чтобы девушки во время эротических оргий могли чувствовать себя более раскрепощено. В условиях мифологизации всех сторон жизни секс также подвергался обожествлению. Он становится символом плодородия, символом мистического слияния с божеством, символом наивысшего блаженства. Жрицы данных культов возводились в ранг до культовых фигур. Сюжеты с храмовыми танцовщицами невероятно популярны и известны во всём мире. Когда на смену древним культам, совершавшимся на открытом воздухе, пришли храмы, женская свита богов получила свои помещения, где занимались таинствами любви и ритуальными священными совокуплениями. Жрицы считались почётными членами общества, священными служительницами храмов, а потому обожествлялись и идеализировались. Во многих странах Ближнего Востока священные служительницы были, одновременно, и пророчицами. Самые пышные празднества были в честь Афродиты. Красота и любовь были неразрывно связаны. Афродита – богиня весны и цветов, именно поэтому многие праздники устраивались только весной. Все праздники обязательно сопровождались танцами, так как именно в танцах люди могли более раскрыто показать свои чувства и мысли. Знаменитые танцы сиккиний и кордекс носили непристойный характер. В них содержалось слишком много откровенных поз и движений. Однако в любых танцевальных представлениях или любых других явлениях, содержащих ритуальный эротический характер, очень ценилась сдержанность и достоинство. Лукиан описывает в своём произведении сцену во время пира, где мальчику, который преподносил вино (это считалось весьма почётным), некий философ дал монеты, но юный мальчик лишь улыбнулся и не стал демонстрировать свою благодарность. Греки также были убежденны в андрогинной сущности человека. Именно поэтому на многих гуляньях и в жизни, мужчины и женщины переодевались в одежду противоположного пола. Некоторая изоляция женщин (супруга считалась неприкасаема в качестве сексуальной партнёрши, поскольку вела дом и воспитывала детей) провоцировала гомосексуализм. Однако в древней традиции считалось, что у мужчины могло было быть трое женщин: жена, для продолжения рода, рабыня, и гетера, как спутница, с которой можно было поговорить на вольные темы. Однако греки, как и многие другие народы, сделали оргии принадлежностью национального поведения. Но в то же время было ясное осознание того, что чрезмерная распущенность может привести к падению народа. Поэтому такие религиозные праздники, которые сопровождались оргиями, проводились строго в определённое время и носили ритуальный, религиозный характер. Оргии считались даром богов, по средствам которого люди могли соединяться с божеством в экстатическом состоянии, одновременно были формой служения божествам и почитанием. Однако интересно в этом вопросе вспомнить римскую традицию, где оргии часто использовались в повседневной жизни и со временем обретали извращённый характер. Римляне были весьма склоны к садизму и мазохизму. Они обожали кровавые бои гладиаторов, где видели насилие и жестокость. Поэтому в Риме были запрещены праздники вакханалий, которые начинались как невинный культ вина и виноделия, но вскоре эротическая их составляющая стала доминирующей над всеми другими смыслами, которые в эти праздники вкладывали другие народы.
Корни феномена проституции стоит искать в примитивных обществах, когда ещё только зарождались первые представления о мире. Проституция со временем распространилась на очень многие пласты человеческой жизни, обеспечив тем самым себе выход в круги общественности, сферу религии, культа и поклонений. Так, римский поэт Лукреций в 5 книге своего знаменитого дидактического стихотворения «О природе вещей» повествует о том, что женщин к любви склоняла либо обоюдная страсть, либо грубая мужская сила, либо некая плата в виде жёлудей, груш или ягод. Изначально проституция носила сугубо биологические причины, но в последующем уже становиться культурным феноменом, потому что существует лишь в обществе. Проституция играла роль не только в экономической сфере, сколько роль социальную, и даже религиозную. Как известно, в обществе существовали гетеры, которые ценились не только за эстетическую красоту и привлекательность, но и за определённые знания, образованность. Они имели определённые привилегии для участия в жертвоприношениях, религиозных обрядах, праздниках и поклонениях. Зачастую они играли более значимую роль в обществе, чем хозяйки дома и их дочери. Он действительно были «публичными» женщинами, имели право участвовать в симпозиумах, могли быть субъектами и объектами самих бесед, среди которых были и философы. Гетеры являлись предметом публичного поклонения (памятники, стихи), играют выдающуюся роль в искусстве. Многие философы рассказывали об известных гетерах в так называемых античных кофейнях, где собирались высокопоставленные личности, чтобы побеседовать и рассказать городские истории. Высочайшей степени своеобразная роль гетер была в античном толковании снов: видеть во сне гетеру означало счастье. В римской традиции олицетворением первобытных богинь плодородия связан с образом гетеры. Сам феномен проституции был символом свободного, ничем не ограниченного размножения и плодовитости, а, следовательно, и представлением о благосостоянии и процветания. Типичным праздником гетер был у греков праздники в честь Венеры, а у греков в честь Афродиты. Отношение гетер к религиозным святыням чувствам были в высшей степени разнообразны и доходили даже до апофеоза, до обожествления гетер. Нередко гетеры получали подарки, посвящённые дельфийскому Оракулу. Представление красоты было связано с божественным даром, счастьем. Повсюду воспевали красоту тела, уделяли огромное внимание физической культуре и привлекательности. Именно поэтому гетеры были символом молодости и красоты. Для них сооружали статуи невероятной красоты. В пьесах, посвящённых гетерам, постоянно подчёркивается преимущество гетеры над простой женщиной. Лукиан оставил после себя знаменитые беседы гетер, которых содержится философский диалог гетер и конкретное описание радостей и страданий жизни гетер в отдельных жанровых картинках. Очевидно то, что почитание гетер имело религиозное основание, потому что они были и жрицами религиозных обрядах, и в повседневной жизни имело весьма ритуальное значение. Важно то, что священная («храмовая») проституция целиком была для служения какой-то определённой богине. Интересный обряд существовал у древних ассирийцев: там служительницы культа богини любви Астарты в день весеннего равноденствия похищали с помощью храмовых воинов юношей-девственников и устраивали с пленниками оргии. Однако важно осветить вопрос о половом воздержании и целомудрии. Жрицы Диониса, о которых пишет Лукиан, должны были произносить при особых служениях следующую клятву:
«Я соблюдаю священные обычаи, Я чиста, целомудренна, не запятнана тем, Что оскверняет, и прикосновением мужчины»
Некоторые учённые выделяют не один, а два культа: культ тела и культ души. Афродита и Дионис выступают как чувственная природа, упоение жизнью и наслаждением. Бог Света Аполлон и Афродита-небесная началом духовной природы.
|