![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Астарта, Афродита, Кибела – культ Великой богини
Астарта - греческое звучание богини Иштар, заимствованное греками из шумеро-аккадского пантеона через культуру финикийцев. В северной Сирии в текстах, найденных в Угарите, упоминается с XIV века до н. э. как — Ашерах, Ашерат, Аштарт, Ашера, Ашират. У западносемитских племён Аштарот, Ашторет, у южносемитских Аштерт. Её культ был известен в Израиле с 10 по VIII век до н. э. Наиболее часто упоминается в текстах Библии. Истоки культа уходят в древнюю Месопотамию. Почитание Астарты распространилось в Палестине, Египте (в период нашествия гиксосов с 18 династии 1567—1320 гг. до н. э.), малой Азии, Греции, как Афродиты — Урании, которая изображалась в окружении львов и лебедей. Арамейские тексты из Верхнего Египта показывают Астарту — Анат, как супругу Яхве до монотеистической реформы, и её культ существовал до VI века до н. э. В период эллинизма происходит полное слияние Анат и Астарты, где она начинает изображаться в виде обнажённой женщины с лилией или ужом (символом плодородия), либо сидящей на коне с мечом. Мемфис являлся главным центром культа. Её олицетворяли с богиней — воительницей, дочерью бога — творца Ра. Она являлась покровительницей династии фараонов. В мифах имя Астарты упоминается редко, и прямое толкование её основных функций невозможно проследить в силу многих причин. Сирийская Астарта больше известна под сложным именем Атаргатис. У исследователей того периода существуют совершенно разные предположения о значении этого имени. Первое предположение о том, что культ, совершаемый в Гиерополе, который Лукиан описывает подробно и по собственным наблюдениям, вполне подтверждает происхождение имени Атаргатис из соединения двух имен Атар и Аттиса. Тут были соединены два культа, Астарты и Адониса, о чем же сообщает и Лукиан по поводу храма Астарты в Библосе. Аттис — это лидийский Адонис. Существует лишь одна разница между мифами Аттиса и Адониса, именно: Аттис умирает от самооскопления.Этому факту вполне соответствует дикий и страстно-чувственный характер культа, совершавшегося в честь Атаргатис в Гиераполе. При входе в храм были расставлены фаллосы и находились непристойные знаки культа Астарты. Многочисленная толпа оскопленных (галлы, с архигаллом во главе) в женских одеждах совершала служение богине; другие, возбужденные доводившим до экстаза богослужением, при котором они под танцы и музыку резали себе руки до крови, оскопляли себя в честь богини. Кроме того, Лукиан приводит три факта, которые характеризуют Атаргатис как богиню воды. Он рассказывает, что ей вместе с голубем посвящены были также и рыбы и что в ее праздники, бывшие два раза в год, в храм ее приносилась вода. В Аскалоне, где богиня эта изображалась с рыбьим туловищем, храм был построен на берегу богатого рыбой священного озера. Однако все объяснения касательно рыбьего вида Атаргатис представляют лишь позднейшие мифологические толкования. Атаргатис в Гиераполе изображалась без рыбьего туловища. Лукиан, описывая золотые изображения двух сидящих божеств, называет их Герой и Зевсом. Вероятно, изображения эти представляли Атаргатис и Хадада. Атаргатис изображается везомой львами, а Хадад восседающим на быках. Первая, по словам Лукиана, имеет больше всего сходства с Герой, но также и со многими другими греческими богинями. В одной руке она держит скипетр, а в другой веретено; на голове ее, окруженной лучами, находится башня. Богиня эта опоясана великолепным поясом, который обыкновенно украшает только Уранию (Венеру), на голове же у нее драгоценный камень, приносящий счастье, который ночью блеском своим освещает все святилище. Между этими двумя божескими изображениями помещено третье, резное, без всякого особенного признака, но с золотым голубем на голове (священный символ Астарты). Изображение это два раза в году во время праздника выносилось на море. Если Атаргатис почиталась в Гелиополе и в других местах богиней вод, то это объясняется тем, что сирийская Астарта, в качестве богини луны, посылала влажность, а вместе с тем и плодородие. Как богиня луны она обозначается присутствием лучей и лунных эмблем. По другим представлениям, Атаргатис, также Деркето — греческое искажение арамейского имени Астарты - Атаргата или Тарата. Согласно Страбону, её настоящее имя Афара, хотя Ктесий называет ее Деркето. Атаргатис - это сирийская богиня, которую почитают в Бамбике (Эдессе) в Месопотамии. Лукиан упоминает её как мать Семирамиды, ее изображение в Гелиополе в виде рыбы. Многие учёные склоняются к тому, что Атаргатис – это слияние богини Астарты и Анат – западносемитской богини.
Лукиан описывает удивительную историю о том, что во время празднества в честь Адониса в храме Афродиты библосской справляются оргии, которые сопровождаются истязаниями, печалью и слезами, после чего они должны обрить себе головы, как египтяне, когда умирает Апис. В случае неповиновения, женщины должны были в течение одного дня продаваться на площади; плата же, которую они получали, приносилась в дар Афродите. Эта история заставляет серьёзно задуматься, какое значение могло иметь такое наказание и почему деньги даровались в честь богини Афродиты. Афродита (" пеннорожденная"), в греческой мифологии покровительница красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену, так называемый Афос. Афродита являлась не только покровительницей любви, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах же Афродита выступала как богиня браков и родов. Таким образом, она отождествляется в Сирии с богиней Астартой и ассирийской Иштар. Служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности, именно поэтому гетеры считали её своей богиней. Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны. Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту. Афродита символизировала силу природы. Её имя ассоциировалось с силами плодородия, природного изобилия, вечнотекущей жизни. Любовные отношения были всё-таки доминирующей сферой деяний Афродиты. Силе любви, которую воплощала в себе Афродита, подчинялись не только люди, но и боги. Однако с Афродитой связана не только любовь и радость желания, но и кокетство и обман. Именно поэтому мифы об Афродите насыщены историями о страстях Афродиты ко многим героям и любовью к некоторым богам. В текстах Угарита она упоминается как одна из главных богинь (Астарта) и почитается как мать богов — покровительница царей, богиня моря и изображается как обнажённая женщина. В универсальном образе богини содержались три главных формы или титула — царица, дева, мать. У аккадийцев и вавилонян Астарта называлась «самой старшей неба и земли», и являлась дочерью бога небес Анну. Подобно тому, как солнце являлось Фебом на небесах, Аполлоном на земле и Плутоном в ещё более низких слоях земли, Астарта становится богиней — матерью на небесах, Церерой и Дианой на земле, Гекатой и Прозерпиной в Гадесе. У финикийцев Астарта являлась женой бога неба Ваала. Он возглавлял круг божеств в городах Финикии и позднее имя его становиться нарицательным, а не собственным, отсюда Ваал и Астарта несли обобщающее наименование всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. Богиня Кибела (в Сирии она имеет значиться как богиня Рея) - первоначально фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии. Спутниками богини, фригийское название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и идейские дактили. Как известно, Кибела-Рея знаменита мифом про Аттиса. Существует несколько легенд об Аттисе и Кибеле, из которых мы узнаём, что сама Кибела (Рея) оскопила любимого Аттиса за нарушение обета безбрачия. Март был временем Мистерий Кибелы и Аттиса. В центре этих священных таинственных церемоний были смерть и новое рождение Аттиса. Иногда во время процессии некоторые молодые люди, придя в экстаз, кастрировали себя. Все жрицы Кибелы кастрировались в знак уважения к Аттису. Задолго до пришествия солнечного бога Митры, в честь Кибелы приносились в жертву быки, а сторонники ее культа окроплялись их кровью. Из этимологий трёх богинь мы видим, что в целом они представляют один и тот же культ, который имеет различия лишь в мифологических описаниях. Куль Великой Матери, красоты, любви, охоты и войны.
|