Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостаток произношения звонких согласных






Специфическим недостатком, объединяющим звонкие фоне­мы различного способа и места образования, твердые и мягкие, является воспроизведение их в виде соответственных парных глухих... Этот недостаток является нередко спутником тугоухос­ти. Поскольку при нем одни фонемы заменяются другими, рас­сматриваемый недостаток произношения относится к числу фо­нологических. Он часто тяжело отражается на усвоении письма.

Исправление недостатка следует начинать с фрикативных фонем з и ж как более легких для усвоения. В качестве же ис­ходной следует избрать фонему в, которая обычно произносится правильно, звонко.

Логопед произносит протяжно фонему ф, а затем, не преры­
вая выдоха, включает голос и переходит на фонему в (ф------, в-----).

При этом он обращает внимание ребенка на различие в звуча­нии фонем, но и на то, что в момент произнесения второй из них можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощутить ее вибрацию. Наличие вибрации может быть зафиксировано виброскопом в виде вспышки лампочки.

В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом со­пряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя од­ной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой — своей собствен­ной гортани.

Затем таким же образом произносится фонема с, которая при включении голоса преобразуется в фонему з (с---- з----).

Работа над звонкими фрикативными согласными заканчива­ется постановкой фонемы ж, что также достигается включением голоса в момент длительного произнесения фонемы ш (ш ж).

За первичной постановкой фонем з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепле­ние и на дифференциацию с парными глухими фонемами (з-с, ж-ш).

Значительно большие трудности могут возникнуть при поста­новке звонких взрывных б, д и г.

Начинать следует с фонемы б, которая должна быть дана в каче­стве образца в ряде слогов ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент Произнесения фонемы, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос звучит непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осяза­ния вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить фонему б с некоторым раздуванием щек, по­буждая к такой артикуляции и ребенка. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте. В качестве посо­бия для контроля над вибрацией голосовых связок можно рекомен­довать виброскоп.

Если указанный прием не приведет к цели, то следует вос­пользоваться другим, связанным с постепенным подходом к тре­буемой артикуляции. Ребенка побуждают дуть сквозь пассивно сближенные губы. Щеки и губы при этом раздуваются. Для конт­роля используется зеркало, ко рту подносится полоска бумаги или рука ребенка. В следующий момент к дутью прибавляется голос, в результате чего должен получиться гудящий звук, нечто вроде в, которое, однако, артикулируется не как обычно, а дйумя сближенными губами. Достигнув этого, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком, после чего быстрым движением пальца вверх и вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Если ребенок, выполняя требование, продолжает непрерывно тянуть двугубное в, то в результате механического смыкания и размыкания его губ должно получиться многократное произ­несение фонемы б (бббб...). Постепенно движения пальца замед­ляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределен­ными гласными, средними между э и ы (бэбэбэ... или выбыв...). После того как достигнуто правильное звучание б при замед­ленном темпе можно попробовать получить у ребенка произне­сение подобного же ряда слогов самостоятельно, без механичес­кой помощи логопеда. Если это удается, то можно перейти уже и к произнесению отдельного слова ба, следя, чтобы фонема б вос­производилась в нем отчетливо, с некоторой выдержкой звуча­ния гол оса в момент смычки и, при необходимости, с некоторым раздуванием щек. Далее следует закрепление полученной фоне­мы в слогах, ' словах и фразах.

Усвоение фонемы б служит базой для постановки д. Прежде всего следует воспользоваться аналогией, предложив ребенку, дер­жа руку на гортани, произнести такие пары слогов: фа-ва, са-за, ша-жа, па-ба, тa-дa. Если таким путем не удастся вызвать фоне­му д, то надо попробовать достичь этого путем произнесения слова да вслед за рядом предшествующих слогов с фонемой б (бабабада, бабабада), пользуясь при этом контролем над вибра­цией гортани. Нередко в таких случаях фонема д получается как бы по инерции.

В тех случаях, когда и этот прием не позволяет добиться успе­ха, следует воспользоваться обходным путем, который состоит в следующем. Произносятся слоги ба-ба-ба.... Затем то же упраж­нение проделывается при просто просунутом между губами язы­ке. Должно получиться межгубное д, по звучанию нечто среднее между д и б. Такую артикуляцию следует закрепить в слогах с гласными (да, до, ды; ада, адо, ады). Затем можно перейти к меж­зубному д. Для этого во время произнесения слогов da-da-da при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верх­нюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное д, которое в дальнейшем в результате пред­варительного сжатия зубов легко превратить в нормальное, зазубное.

При очень редких верхних зубах межзубное д может не полу­читься из-за утечки воздуха в щели между резцами верхней челюсти. В таких случаях от межзубного d следует переходить прямо к зазубному.

Наличие фонемы д служит предпосылкой постановки третьей звонкой взрывной фонемы — г, которая нередко получается по аналогии в результате сопоставления таких пар слогов: па-ба, та-да, ка-га.

Можно попытаться получить фонему г, произнося ряд слогов (бадага, бадага или дадага, дадага).

Все упражнения проделываются с контролем над вибрацией гортани путем прикосновения к ней кисти руки.

Если оба приема окажутся недостаточными, то следует вос­пользоваться механическим способом постановки фонемы г от д с помощью шпателя (см. выше).

Добившись воспроизведения звонких взрывных согласных, не­обходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих (л-б, т-д, к-г).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал