![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Недостаток произношения мягких согласных
Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми... Артикуляция соответственных звуков лишена подъема средней части спинки языка к твердому нёбу, необходимого для сообщения им мягкости. Так же как и замена звонких согласных глухими, данный недостаток носит фонологический характер и обычно затрудняет овладение письмом. Он часто является спутником тугоухости. Попытка исправить дефект на основе подражания предполагает слуховое восприятие звучания и зрительное восприятие артикуляции мягких фонем при их сопоставлении с соответствующими твердыми... Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных язык имеет плоскую форму, при мягких же его кончик упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать перед зеркалом различие в положении языка и побудить ребенка воспроизвести увиденное. Можно воспользоваться и схематическим изображением профиля артикуляции твердых и мягких фонем, например ли п'. Далее следует пробное повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-т, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь, и т. п. В случае успешного воспроизведения мягких полезно сразу же использовать примерные слова с мягкими согласными (пять, Катя, мяч и т. п.). Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагается произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонем п в позиции перед гласным надо предложить несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результате чего может получиться отчетливое п' некоторым придыханием. Тогда следует перейти к сочетанию апи, которое должно произноситься сначала громко, затем шепотом и наконец так, чтобы первый гласный звучал громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученное таким образом мягкое л', можно перейти к открытому слогу ля, сначала отделяя согласную форму от гласной л' — в, а затем сливая их. Далее можно перейти к слогам с другими гласными, к словам и к работе над другими губными мягкими согласными м', ф', в'. Следуя тому же пути. В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие согласные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффективными, рекомендуется применение механического способа, который состоит в следующем. В качестве исходной используется фонема т, от которой с помощью механического воздействия на язык ставится фонема т'. Выбор Данной пары согласных определяется тем, что фонема т' может отличаться от фонемы т (так же, впрочем, как д от д', н от н' и л от л') не только подъемом спинки языка (верхний вариант артикуляции), но и опущенным к нижним резцам кончиком языка (нижний вариант артикуляции). Благодаря этому, предложив ребенку произнести несколько раз фонему т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить фонему т' в изолированном виде или в открытом слоге. Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу вынуждает образование смычки с помощью его спинки, что неизбежно вызывает ее подъем к нёбу. Аналогичным путем из слога ат получается aт'. Такой способ постановки т' представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки к от т (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения фонемы т' в разных слогах и словах. Тот же механический способ применяется при постановке д'от д и и' от н. Усвоив на примере язычно-зубных смычных принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает последующими мягкими, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф', в', п', м', с', з', р', л'. Что касается фонем к', г' и х', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, е... и усваиваются в этой позиции (особенно перед фонемой и) без труда. Закрепляя мягкие согласные на материале слогов, слов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, направленным на их дифференциацию (не только в произношении, но и на слух) с твердыми, а также соответственным упражнениям в чтении и письме. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной - М., 1968. - С. 271-337 Г. В. Чиркина
|