Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостаток произношения мягких согласных






Специфический дефект произношения мягких согласных зак­лючается в замене их парными твердыми... Артикуляция соот­ветственных звуков лишена подъема средней части спинки язы­ка к твердому нёбу, необходимого для сообщения им мягкости.

Так же как и замена звонких согласных глухими, данный недостаток носит фонологический характер и обычно затрудня­ет овладение письмом. Он часто является спутником тугоухости. Попытка исправить дефект на основе подражания предполагает слуховое восприятие звучания и зрительное восприятие артику­ляции мягких фонем при их сопоставлении с соответствующи­ми твердыми... Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных язык имеет плоскую форму, при мягких же его кончик упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твер­дому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать перед зеркалом разли­чие в положении языка и побудить ребенка воспроизвести уви­денное. Можно воспользоваться и схематическим изображением профиля артикуляции твердых и мягких фонем, например ли п'.

Далее следует пробное повторение за логопедом слогов с губ­ными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па-пя, апа-апя, ап-апь, та-т, ата-атя, ат-ать, ма-мя, ама-амя, фа-фя, афа-афя, аф-афь, и т. п. В случае успешного воспроизведения мягких полезно сразу же использовать примерные слова с мяг­кими согласными (пять, Катя, мяч и т. п.).

Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагается произнести гласный и, а затем слог пи. При наличии смягчения фонем п в позиции перед гласным надо предложить несколько раз повто­рить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая и, в результа­те чего может получиться отчетливое п' некоторым придыха­нием. Тогда следует перейти к сочетанию апи, которое должно произноситься сначала громко, затем шепотом и наконец так, что­бы первый гласный звучал громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь. Закрепив полученное таким обра­зом мягкое л', можно перейти к открытому слогу ля, сначала отде­ляя согласную форму от гласной л' — в, а затем сливая их. Далее можно перейти к слогам с другими гласными, к словам и к работе над другими губными мягкими согласными м', ф', в'. Следуя тому же пути.

В более трудных случаях, когда попытки вызвать мягкие соглас­ные по подражанию оказываются безуспешными или малоэффек­тивными, рекомендуется применение механического способа, кото­рый состоит в следующем. В качестве исходной используется фонема т, от которой с помощью механического воздействия на язык ставится фонема т'. Выбор Данной пары согласных определяется тем, что фонема т' может отличаться от фонемы т (так же, впро­чем, как д от д', н от н' и л от л') не только подъемом спинки языка (верхний вариант артикуляции), но и опущенным к нижним резцам кончиком языка (нижний вариант артикуляции). Благодаря этому, предложив ребенку произнести несколько раз фонему т или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно авто­матически получить фонему т' в изолированном виде или в от­крытом слоге. Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу вынуждает образование смычки с по­мощью его спинки, что неизбежно вызывает ее подъем к нёбу. Аналогичным путем из слога ат получается aт'. Такой способ постановки т' представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки к от т (см. выше). После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следу­ет отказаться от механических средств и проделывать дальнейшие упражнения на основе самостоятельного воспроизведения фонемы т' в разных слогах и словах.

Тот же механический способ применяется при постановке д'от д и и' от н.

Усвоив на примере язычно-зубных смычных принцип образо­вания мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает последующими мягкими, которые целесообразно ставить в следующем порядке: ф', в', п', м', с', з', р', л'.

Что касается фонем к', г' и х', то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными и, е... и усваиваются в этой позиции (особенно перед фонемой и) без труда.

Закрепляя мягкие согласные на материале слогов, слов и фраз, необходимо уделить специальное внимание упражнениям, на­правленным на их дифференциацию (не только в произноше­нии, но и на слух) с твердыми, а также соответственным упраж­нениям в чтении и письме.

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной - М., 1968. - С. 271-337

Г. В. Чиркина


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал