Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функциональные дислалии
Дислалии — нарушения звукопроизношения, обусловленные расстройством нейродинамики (слабость дифференцировок) функциональной или органической природы. Своеобразные фонетические нарушения звукопроизношения, неизжитые детьми в дошкольном возрасте, в дальнейшем самостоятельно не исчезают, а переходят в стойкие дефекты произношения. Функциональные дислалии — нарушение звукопроизношения, обусловленное слабостью основных нейродинамических процессов при нормальном физическом слухе и нормальном строении периферического речевого аппарата. Фонематический слух ребенка может быть снижен. При функциональных дислалиях нарушается произношение только согласных звуков (гласные остаются сохранными). Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков из одной фонетической группы согласных, либо может быть нарушено много звуков из разных фонетических групп. Эти фонетические расстройства могут проявляться: 1) в отсутствии звуков; 2) в искажениях; 3) в заменах.... Среди замен можно выделить: а) замены звуков, одинаковых по способу об-ррования, но различных по месту артикуляции, например, замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными, т и д; б) замены звуков, одинаковых по месту артикуляции, но различных по способу образования, например замена фри-кат^вного переднеязычного с переднеязычными взрывными ш; в) замены звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов артикуляции, например замена язычного с губно-зубным ф; г) замены звуков, одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса, например замена звонких звуков глухими; д) замены звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу, но различающихся по признаку твердости и мягкости, например замена мягких твердыми и твердых мягкими. Фонетические нарушения могут различаться по частоте случаев. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например м, н, т, п. Чаще всего дефекты произношения встречаются при формировании трудных по артикуляции звуков. Чем сложнее способы артикуляции звука, тем позже и труднее устанавливается у ребенка правильное его произнесение и тем многообразнее будут дефекты произношения этого звука. Чаще нарушаются язычные звуки, например р, л, группа свистящих с, з, ц и группа шипящих ш, ж, ч, ш. Обычно твердые и мягкие пары согласных нарушаются в одинаковой степени. Исходя из характера нарушения произношения, относящегося к определенной группе звуков, можно выделить следующие виды нарушений звукопроизношения, которые в логопедии по традиции носят названия букв греческого алфавита. 1. Сигматизм (сигма — греческое название буквы с) — недостатки произношения свистящих и шипящих звуков с, з, ц, ш, 2. Ротацизм (ро — греческое название буквы р) — недостатки 3. Ламбдацизм (ламбда — греческое название буквы л) — недостатки произношения звуков л, л'. Замена звука л другими звуками русского языка называется параламбдацизмом. 4. Каппацизм (каппа — греческое название буквы к), гаммацизм (гамма — греческое название буквы г) или хитизм (хи —греческое название буквы х) —недостатки произношения заднеязычных звуков к, г, х. Замена звука к другими звуками русского языка носит название паракаппацизма. 5. Йотацизм (звук йот специального обозначения в алфавите не имеет) — дефекты произношения звука j. Этот звук употребляется в русском языке как краткое й и как составной звук, входящий в произношение йотированных гласных я, ю, е, ё. Кроме указанных выше пяти видов нарушений произнрше-ния, выделяются еще две группы расстройств произношения, которые связаны с фонетическими нарушениями. Это дефекты озвончения и дефекты смягчения. Дефекты озвончения. Эти дефекты выражаются в нарушении шести пар согласных звуков: п-б, д-т, ф-в, с-з, ш-щ, к-г, противопоставленных в произношении. По признакам глухости и звонкости, т. е. с участием или без участия голоса. Дефекты смягчения. Им могут подвергаться различные согласные звуки, противопоставленные в произношении по твердости и мягкости, например п-п', p-р', к-к' и т. д. Исключения составляют только ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, ш, и, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар. Дислалии могут проявляться различно: в тех случаях, когда дефектным оказывается отдельный звук, например р, или когда нарушение касается всех звуков одной фонетической группы, например дефекты звуков группы шипящих, принято говорить о простой дислалии. Когда нарушение касается одновременно звуков из различных фонетических групп, например дефекты звуков группы шипящих, свистящих и соноров л, р, то в этом случае принято говорить о сложных дислалиях. Для сложной дислалии характерны частые комбинации...дефектов... В основе функциональных дислалии нет так называемых органических, т.е. структурных, нарушений центральной нервной системы, а патологический механизм речи складывается в результате различных нейродинамических нарушений в коре больших полушарий, приводящих к ослаблению дифференцировочного торможения в речедвигательном и речеслуховом анализаторах. Эти нарушения корковой нейродинамики могут быть обусловлены общей физической ослабленностью ребенка (в результате перенесенных заболеваний и расстройств питания) и замедленностью его психофизического развития. Своевременное и правильное формирование звукопроизношения у такого физически ослабленного ребенка может не наступить. Часто формирование правильного произношения ребенка задерживается вследствие социальных причин (неблагоприятная речевая среда и недостаточная забота окружающих о речи ебенка), а также плохого слухового внимания ребенка и недоста-Ьчного его стремления к овладению правильным произношением. Нарушения нейродинамики могут обусловить преимущественно моторную или сенсорную недостаточность. Возможна также и смешанная сенсомоторная недостаточность в структуре речевого дефекта, так как между моторными и сенсорными актами существует тесная взаимосвязь. Моторная недостаточность. У детей с хорошим слухом и нормальным умственным развитием вследствие тех или иных причин не формируется своевременно моторная готовность органов артикуляции. Движения артикуляторных органов у них неловки и недостаточно дифференцированы. Поэтому при артикуляции некоторых сложных звуков, когда требуются тонкие и дифференцированные движения, ребенок испытывает серьезные затруднения и нужные артикуляционные движения не усваивает. Вследствие моторной недостаточности вместо правильных звуков у детей закрепляются дефектные. Сенсорная недостаточность. Дефекты произношения при функциональной дислалии могут быть обусловлены и недоразвитием фонематического слуха. При сенсорной недостаточности вследствие нарушения или слабости речевого анализатора у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками (например, различение согласных звуков, противопоставленных по звонкости и глухости) В результате таких затруднений фонематическая система языка у ребенка полностью не формируется. Сенсомоторная недостаточность. Часто дефекты произношения при функциональных дислалиях бывают обусловлены не одной только моторной или сенсорной недостаточностью, а их сочетанием. Деятельность речедвигательного и речеслухового анализаторов в акте теснейшим образом взаимосвязана и взаимообусловлена. Так, при недоразвитии фонематического слуха вследствие нарушения речеслухового анализатора затруднено не, только слуховое восприятие, но и формирование четких кинестезии, необходимых для правильного произношения. При нарушениях ре-чедвигательных анализаторов (моторная недостаточность) у ребенка не только неправильно формируется произношение, но из-за неправильных и нечетких кинестезии, поступающих в центральный отдел речеслухового анализатора, плохо формируется и фонематический слух. Нам представляется оправданным подразделение дефектов произношения при функциональной дислалии в зависимости от того, какие причины обусловили данные дефекты и с нарушением какого из ведущих анализаторов мы встречаемся в том или другом случае. Исходя из этого, можно выделить группу дислалий, при которых особенно ярко проявляется моторная недостаточность артикуляционных движений, обусловленная нарушением речедвигательного анализатора. Эту группу дефектов произношения мы также считаем возможным назвать моторной дислалией... При нарушениях речеслухового анализатора, т.е. при преимущественно сенсорной недостаточности, характер дефектов произношения будет иной. Здесь часты случаи смешений одного звука с другим, близким по акустическим признакам, при (восприятии на слух и в собственном произношении в связной речи.... Эту группу дефектов произношения оправданно называют сенсорной дислалией. При нарушениях деятельности речедвигательного и речеслухового анализаторов в акте речи, т.е. при сенсомоторной недостаточности, характер дефектов произношения будет более сложным и более разнообразным. В этом случае будут иметь место и искажения согласных звуков, и различные замены одних согласных звуков другими, отличающимися и по способу артикуляции, и по месту образования, и по акустическому характеру... Эту группу дефектов произношения, обусловленную сенсомоторной недостаточностью, правильнее всего назвать сенсомоторной дислалией.
|