Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение цели урока






Прежде всего определяется цель урока и намечается основная линия его проведения.

Цель урока - это выяснение того, зачем учитель идет на урок, того главного, что позволяет отобрать материал для урока и придает ему цельность, подчиненность всех избранных средств решению основной дидактической задачи. Цель урока обычно выражается несколькими инфинитивными предложениями, например:

Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с именами существительными, имеющими форму только множественного числа.

2. Провести работу с целью предупредить ошибки в определении существительных (например, чернила, белила).

Проверка домашней работы. Во многих случаях домашняя работа проверяется на уроке, и нередко эта часть урока бывает самой пассивной: проверка повторяет процесс работы, проделанной дома.

Чтобы активизировать проверку, в нее вносят элементы, не допускающие или снижающие механическое воспроизведение того, Что было сделано дома. Это может быть выборочная проверка выполненного задания, проверка закрепленных знаний новой работой (например, диктовкой), на другом дидактическом материале и др. Например, при проверке выполнения упражнения на правописание приставок пре-и при-.Назвать слова, имеющие приставку при- со значением неполноты действия, а затем слова с другими значениями приставки. Можно проверить знания и формирующиеся умения диктовкой, в текст которой включить слова с данной орфограммой из выполненного дома упражнения или другие слова с той же орфограммой.

Объяснение нового материала. Методы обучения классифицируются по разным основаниям.

По источнику получения знаний выделяются такие методы, как рассказ (слово учителя), беседа, работа с учебником, наблюдение и анализ языковых явлений.

Рассуждения учителя и учащихся могут строиться по-разному: от общего к частному - методом дедукции или, наоборот, от частного к общему, от наблюдений над конкретными языковыми фактами к общим выводам - методом индукции.

На уроках названные методы могут сочетаться: рассказ учителя завершаться беседой или дополняться работой с учебником; изложение нового материала объяснительно-иллюстративным методом может включать наблюдения над языковыми фактами, которые проводятся с участием школьников. Рекомендации строго придерживаться правила использовать какой-то один метод на уроке нецелесообразны.

Закрепление материала.Выбор упражнений для закрепления изучаемого материала определяется его особенностями, психофизическими факторами (например, слуховыми, зрительными), на которые придется опереться при его изучении, стадией обучения, подготовкой учащихся, языковой средой и др. Например, при изучении приставок на з- и с-окажут помощь зрительные восприятия. На первой стадии изучения орфографических и пунктуационных правил оправдан предупредительный диктант, на последующих - объяснительный.

Разными факторами определяется и отбор дидактического материала для упражнений. Например, закрепление написания слов, орфография которых не зависит от контекста, на первой стадии их изучения целесообразно вести на отдельных словах или словосочетаниях, затем использовать предложения или творческие работы. На стадии умения (учащиеся находят орфограмму или пунктограмму, определяют ее, знают правило и могут его применять) изучаемые орфограммы или пунктограммы вводят в круг ранее изученных орфограмм или пунктограмм. При этом нужно продумать, что с чем следует соотнести и сопоставить как с целью предупреждения смешения грамматических фактов, ошибочного переноса правил, отрицательного взаимодействия навыков, так и с целью проведения аналогии, обобщения и систематизации материала.

Один из принципов отбора дидактического материала - постепенное увеличение трудностей в процессе формирования умений и навыков. Например, неодинаковые трудности испытывают учащиеся при усвоении написаний глаголов на - тся и -ться.

С учетом трудностей в изучении той или иной темы отбирается дидактический материал и определяется последовательность упражнений.

Трудности работы над упражнением обычно зависят от характера задания и степени самостоятельности учащихся при его выполнении.

Рассмотрим материал и виды тренировочных упражнений по теме «Правописание о и епосле шипящих в суффиксах существительных». При закреплении это орфограммы нужны сопоставления как с целью обобщения и систематизации материала, так и затем, чтобы предупредить ошибочные переносы правил.

После объяснения материала можно провести словарный предупредительный диктант, например: лужок, орешек, книжонка, медвежонок, подушечка, неженка... Цель этого упражнения - суффиксы, на которые распространяется правило, и усвоить механизм его применения.

Чтобы предупредить ошибочные переносы только что изученного правила, в упражнение надо включить слова с суффиксами –ек, -ик(карандашик, мячик, шалашик, кирпичик).В этих словах гласные после шипящих находятся в безударном положении, и учащиеся, руководствуясь изученным правилом, могут вместо буквы и ошибочно написать букву е.

При сопоставлении написания слов типа орешек, шалашиквозможен такой образец рассуждения: « Шалашик - гласная в суффиксе не выпадает, надо писать букву и; орешек - орешка- гласная в суффиксе выпадает, в безударном положении надо писать букву е».

Далее следует провести аналогию в правописании о и е после шипящих в суффиксах существительных с о иепосле шипящих в окончаниях существительных и прилагательных. После повторения правил оправдан комментированный диктант с включением в текст сопоставляемых орфограмм, например: свечой, тучей, большой, бережок, овражек, горошек, ручонка, свежего, крышами.

При объяснении написания учащиеся должны назвать орфограмму, указать, в какой части слова она находится и к какой части речи относится анализируемое слово.

Убедившись, что изученный материал достаточно закреплен, учитель переходит к повторению правила о правописании о ё епосле шипящих в корне слова. Устанавливается разница в орфографической норме: в корне слова после шипящих под ударением если слышится гласный (о), то пишется буква е, за исключением нескольких слов; в окончаниях и суффиксах существительных после шипящих под ударением звук (о)обозначается буквой о.

Сопоставление указанных орфограмм можно провести как выборочный диктант, при выполнении которого слова с орфограммами на сопоставляемые правила записываются в разные столбики.

Текст для диктанта: желтый, кусочек, ключик, сучок, одежонка, шероховатый, шорох, черный и др.

Тренировочную часть урока следует заключить объяснительным диктантом на правописание о ~ё - е после шипящих с привлечением и других уже изученных орфограмм. Дидактический материал для диктанта - отдельные предложения или связный текст.

Подведение итогов урока. Определенную роль в усвоении материала играет окончание урока - подведение его итогов.

Продуманное окончание урока - это не только удачное композиционное его завершение. Это и повторение изученного материала, осознание и осмысление его в более обобщенной форме, включение нового материала в систему имеющихся знаний. Это и подведение итогов всей работы - показ учащимся результатов их труда, стремление дать почувствовать «прирост знаний, какие получили ни данном уроке» (В. П. Шереметевский). Таким образом, эта часть урока важна как в образовательном, так и в воспитательном отношении.

Подведение итогов урока возможно в разных формах: а) слово учителя о результатах усвоения материала, б) беседа по вопросам учителя, в) группировка материала, его классификация, г) работа с учебником.

 

2.2. Схема самоанализа урока русского языка:

1. Характеристика общей структуры урока:

· основная цель урока, определение общедидактических и частнометодических задач урока;

· тип урока, его место в системе уроков по русскому языку;

· основные структурные компоненты урока;

· дозировка времени, эффективность его использования;

· обеспечение целостности и завершённости урока.

2. Реализация основных задач урока:

· выполнение требований программы, формирование элементарной лингвистической компетенции;

· соотношение деятельности учащихся по восприятию нового материала и самостоятельной работы по решению языковых задач;

· организация первичного закрепления языкового материала;

· проверка усвоения знаний по русскому языку и сформированности учебно-языковых умений и навыков.

3.Реализация развивающей функции урока русского языка:

· активизация мыслительной деятельности учащихся средствами родного языка (выполнение мыслительных операций по анализу, сравнению, по абстрагированию и конкретизации, по классификации, систематизации грамматических явлений и фактов);

· развитие познавательной самостоятельности;

· организация устной и письменной речевой практики учащихся на уроке;

· оценка эстетической функции языка.

4. Реализация воспитывающей функции урока русского языка:

· использование воспитательных возможностей содержания дидактического материала по русскому языку (тексты упражнений, этнокультурологические сведения, тексты, предназначенные для устного и письменного пересказа, исторический комментарий);

· приобщение к общечеловеческим сведениям;

· воспитание культуры умственного труда (вооружение учащихся рациональными учебными действиями для решения грамматико-- орфографических задач); воспитание добросовестного отношения к труду;

· практическое использование школьниками знаний по изучаемой теме в будущем (орфографические, пунктуационные умения, речевые и коммуникативные навыки);

· учёт воспитательной функции оценки; сочетание разных форм оценки (индивидуальная, групповая, классная).

5. Методы обучения русскому языку:

· теоретические методы (объяснение учителя, самостоятельное чтение учебника, беседа);

· теоретико – практические методы (выполнение аналитико – синтетических задач, преобразование языкового материала, конструирование словосочетаний, предложений, моделирование по заданным схемам, редактирование);

· методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, самоконтроль);

· методика проверки домашнего задания (выполнение упражнения, аналогичного домашнему; проверка в виде диктанта, взаимопроверка, выборочная проверка, в виде консультации);

· инновационные методы (т. е. методы, связанные с мотивацией обучения): решение проблемных задач, дидактические игры, обучение на основе алгоритмов, формирование мотивов учения, внеконтекстные операции с понятиями).

6. Работа с учениками:

· подготовленность учащихся к уроку;

· активность учащихся на разных этапах урока;

· виды речевой деятельности на уроке (слушание, чтение, говорение, письмо);

· культура труда, дисциплина;

· отношение к предмету, к учителю;

· динамика работоспособности, моменты её наибольшей активности, спада, их причины;

· привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению.

7. Коррекция плана (конспект) урока.

(Схема составлена на основе материалов книги Пашкевича Г. Н. Педагогическая практика студентов предвыпускных и выпускных курсов: Методическое пособие.- М., 1998.)

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал