![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И основные мероприятия по реэдукции голоса
Нарушения голоса и речи функционального характера в своей основе имеют невроз, выраженный в той или иной степени, и потрму, уяснив нервно-психологические особенности больного, с самого начала все лечебные мероприятия следует подчинять тем требованиям, которые необходимы при лечении больного неврозом, особенно больного, изведавшего и пережившего неудачи предшествовавшего лечения. Такой больной склонен давать совершенно непредвиденные и неадекватные реакции на воздействие самых разнообразных раздражителей. Начинать лечение необходимо с умелого подхода к больному, стараться больше уделять ему внимания, проводить беседы с разъяснением сущности заболевания. Необходимо использовать внушение и психотерапию. Основываясь на учении И. П. Павлова, психотерапию следует понимать как терапию патогенетическую, базирующуюся на физиологическом анализе функциональных нарушений высшей нервной деятельности человека. Терапевтическое значение беседы следует расценивать двояко: у тех больных, у которых преобладают в картине их функционального расстройства голоса элементы повышенной возбудимости, беседа должна сопровождаться некоторым успокоением, снижением процесса возбуждения центральной нервной системы; у больных со слабым тормозным типом высшей нервной деятельности беседа также действует ободряюще и сопровождается некоторым уменьшением процесса торможения и, следовательно, усилением возбудительного процесса. После беседы и ларингостробоскопии проводится лечебная дыхательная гимнастика. Отрегулировав дыхание (короткий вдох и замедленный выдох), необходимо добиться гибкости речевого аппарата и его отдельных мышц, что достигается при помощи артикуляционной гимнастики, производимой одновременно с ортофоническими упражнениями (а - ну, ох - ты, ам - ба и пр.). При этом открывание рта производится в вертикальном направлении (опускание нижней челюсти при речи должно достигаться примерно на 2—3 см). Движения при открывании рта должны быть свободными. Язык должен лежать плотно и лишь кончиком касаться нижних зубов. Движением нижней челюсти, раскрыванием рта, регулированием движений языка достигается правильное направление звуков в позиции резонатора. Ортофонические упражнения начинаются с произношения звука м в тональности, свойственной обычной разговорной речи, с закрытым ртом (многократно). Вначале необходимо добиваться не обычного речевого звука, а звука, скорее похожего на мычание - произносится тихо, без напряжения, отрывисто (только вначале), с обязательным направлением звука в позицию резонатора, а далее постепенно усиливается, но произносится спокойно, медленно и обязательно на выдохе. Губы при этом должны быть сомкнуты и несколько вытянуты. Переходя к озвучанию согласных с гласными, вначале объясняется больному правильное произношение каждой фонемы, слова и нужное число повторений. Фонемы подбираются индивидуально, в зависимости от вида нарушения голоса или от отсутствия звучности, позиции воспроизведения голоса, состояния фонационного дыхания и общего состояния больного. Лучшим примером для начала являются следующие сочетания фонем: мму-мы му-мо му-мэ му-му му-ма нны-ни ны-но ны-нэ ны-ну ны-на рро-ры ро-ро ро-рэ ро-ру ро-ра
тто-та то-тэ то-ты то-ти то-ту то-то бто-би бо-бы бо-бэ бо-бо бо-ба бо-бу ппо-пы по-пи по-по по-пэ по-па по: пу кку-ки ку-ко ку-кэ ку-ка ку-ку Постепенно упражнения усложняются, например: му-мы-ман-мэн мы-му-маи-тэи ты-тэ-тын-так ры-рэ-рым-раи ро-рэ-рум-рэн Безударное произношение сменяется ударным, и наоборот. После произношения короткого слова — Боря, мама, труд, пруд — строится короткая фраза — миру мир, заре навстречу. Фразу можно удлинять. От отраженной речи постепенно следует переходить к спонтанной речи, усвоив и закрепив звучание согласных с гласными; дальнейшее развитие звука целесообразно начинать с упражнений напевного характера, звучание согласных с гласными чередуя с речевым произношением. Особой тщательности требует правильное, своевременное проведение ортофонических упражнений. В конечном счете они приводят к восстановлению единой координированной деятельности дыхательного, артикуляционного аппарата, голосовых связок и речевой функции, в целом обеспечиваемой взаимодействием первой и второй сигнальной системы. Кроме описанного выше лечения, больным с функциональным нарушением голоса и речи целесообразно назначать общеукрепляющее лечение (бромиды, электрофорез воротниковой зоны с хлористым кальцием от 6 до 15 минут на протяжении 12 дней). Лечение витаминами, водолечение. Необходимо больному обеспечить нормальный сон. У больных с преобладанием явлений мышечной слабости — паретического состояния гортани, выражающегося в недостаточной фонаторной подвижности истинных голосовых связок, — врач ортофонические упражнения проводят одновременно с воздействием синусоидальных, низкочастотных модулированных тонов. Анализ результата лечения данной группы больных комплексным методом (лечебная дыхательная гимнастика, ортофонические упражнения, воздействие синусоидальных модулированных тонов) показал, что клиническое выздоровление наступало в 80, 16%, улучшение — 16, 5%, без улучшения — 3, 34%. Отдаленные результаты хорошие, рецедивы единичны. Профилактика функциональных нарушений голоса и речи слагается из мероприятий по предупреждению невроза и фиксации нервной системой неправильных навыков голосообразования. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М., 1967. — Вып. 3. — С. 223—231.
|