Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Подготовительный этап логопедических занятий
Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, атакже систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание — на кимографе или электроэнцефалографе. Как уже указывалось, у детей с заболеваниями гортани выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении и функции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия. Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стимуляции и активизации на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляется представление о круге его интересов, привязанностях, наклонностях, отношении к дефекту; устанавливается личный и рабочий контакт. Все дети с длительным и тяжелым заболеванием гортани требуют активной и целенаправленной психотерапии, проводимой в форме однократных или чаще многократных бесед. Психотерапия является важным мероприятием, способствующим оздоровлению личности ребенка и успеху восстановительного обучения. Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное значение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок. При нарушении деятельности верхней резоринующей трубки артикуляционные движения теряют свою координированную точность, становятся вялыми, неловкими, неуклюжими. Поэтому голос не попадает в «ротовую позицию», в «позицию резонатора», звучит гортанно, хрипло, сдавленно, что и наблюдается у детей. Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и го-лосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности. Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев: а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы, б) от переносицы к околоушной впадине, в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно, г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц. Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата. Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет). Примерные артикуляционные упражнения: I. Движения языка: 1) высовывание языка, 2) повороты его вправо-влево, 3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы, 4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу, 5) «щелкание» языком, 6) укрепление кончика и корня языка при произнесении II. Движения губ: 1) вытягивание губ вперед «трубочкой», 2) складывание губ «кружочком», 3) растягивание губ в стороны (улыбка), 4) укрепление губ при произнесении звука п-п-п-п (без III. Движение челюстей: открывание и закрывание рта, опускание нижней челюсти, имитация жевания. В процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, нёба, языка, губ. IV. Движения мягкого нёба: покашливание, зевота, глотание капель воды, произнесение гласного звука а на твердой атаке, при этом внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску (перед зеркалом, под счет). V. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и — э — о —у — a — ы. VI. Движение гортани и голосовых складок: а) поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща; б) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, VII. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией): 1) Произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко. а — о — у — ы— э Произнесение гласного ряда
2) Произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообра-зующий аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям. па — по — пу —- пы — пэ пап — поп — пуп — пып — пэп пат — пот — пут — пыт — пэт та — то — ту — ты — тэ тат — тот — тут — тыт — тэт тап — топ — туп — тып — тэп ка — ко — ку — кы — кэ кат — кот — кут — кыт — кэт кап — коп — куп — кып — кэп фа — фо — фу - фы — фэ паф — поф — пуф — пыф — пэф Примерный курс упражнений лечебной физкультуры I. Вводный раздел. Задача вводного раздела — постепенное вовлечение ребенка в занятия, выработка дифференцированного выдоха через рот и нос. Упражнения: 1) построение, 2) равномерная ходьба, 3)вдох и выдох попеременно через рот и нос. 4)II. Основной раздел. Задача основного раздела — постепенно возрастающая тренировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выход. Упражнения: 1) Исходное положение — лежа (при этом расслабляются мышцы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе — опускаются. При 2) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох. 3) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить — выдох. 4) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, исходное положение — выдох. 5) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно звуки с, ф, ш, сочетания звуков пф, пш. 6) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание головы попеременно к левому и правому плечу. 7) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание головы назад и вперед вместе с шеей. 8) Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками колени и произнести уф, ух. 9)Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки 10)Исходное положение — стоя, ноги вместе. Руки через сто 11)Исходное положение — стоя, ноги вместе, поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение звука ж. 12)Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть — вдох, опустить руки с произнесением на выдохе ах, ох, ух. 13)Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на бедрах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведением рук в стороны. 13)Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднимать попеременно левую и правую ногу и производить хлопки под коленом. 14)Исходное положение — стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперед. 15)Упражнения с мячом: а) мяч подбросить вверх с произнесением ух, уф, б) мяч подбросить, присесть, поймать и произнести з, ж, в, в) мяч на полу, наклониться, взять мяч, поднять вверх, положить на пол с произнесением на выдохе уф, г) игра в мяч: построить детей в кружок с большими интервалами и передавать мяч соседу с произнесением слов; построить детей в колонну, одного ребенка поставить против колонны и дать ему мяч (он водящий). Водящий передает мяч впереди стоящему с произнесением любого звука, впереди стоящий передает его водящему и бежит в конец колонны. Кто уронит мяч, становится водящим. Таким образом, большинство упражнений включает произнесение гласных и согласных звуков одновременно с движениями верхних и нижних конечностей. Длительное произнесение гласных и согласных звуков развивает удлиненный выдох. Обычно на начальном этапе обучения дети могут произносить эти звуки в течение 5—7 секунд, постепенно выдох удлиняется до 15—20 секунд. В дальнейшем упражнения усложняются — на одном выдохе произносятся комбинации из двух, трех звуков (вз, еж, жз, взж и т.д.), сочетания гласных и согласных звуков (во, ву, зу, жу и т. д.). III. Заключительный раздел. Задача заключительного раздела — добиться снижения общей физиологической нагрузки, снять утомление, возвратить ребенка к исходному состоянию. Упражнения: 1)дыхательные упражнения, 2)отвлекающие упражнения (с хлопками, пением), 3)ходьба с постепенным замедлением. Из всех перечисленных упражнений курса логопедической лечебной физкультуры на 5—6 дней составляются комплексы упражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста ребенка, характера и течения его заболевания.
|