![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К вопросу о нарушениях голоса
При наличии патологических измененией в гортани нарушается нормальная функция голоса — уменьшается звучность голоса, появляется хрипота, голос может совсем исчезнуть. Особенно стойкие нарушения голоса встречаются при органических изменениях в гортани. Предварительно приведем некоторые данные по вопросу ана-томо-физиологических механизмов голосообразования. Голосовой аппарат образует звук путем колебания эластических голосовых связок, или голосовых перепонок. Работа голосового аппарата подчинена коре головного мозга. Кортикальные импульсы играют здесь пусковую и регулирующую роль. Но тонкое управление мышцами гортани (особенно в актах речи и пения) невозможно без участия афферентных импульсов, идущих от рецепторных окончаний, которые заключены в голосовых связках, мышцах, сухожилиях голосового аппарата. В данном случае имеет место анализаторная роль коры головного мозга, поэтому говорят о речедвигательном анализаторе как о частной форме деятельности двигательного анализатора. Существуют и субкортикальные центры голосовой реакции, подчиненные коре головного мозга, которая может тормозить эти реакции. Безусловно упорное проявление этих голосовых реакций можно про например, при болевых воздействиях. Голосовой аппарат человека состоит из трех частей: 1) полости легких, бронхов и трахеи; 2) гортани, в которой располагаются голосовые связки; 3) верхних дыхательных путей — глотка, носоглотка, носовая полость придаточные пазухи носа и полости рта (так называемая надставная труба). В специальной литературе обычно голосовой аппарат челове равнивают с музыкальным — духовым, или язычковым инструментом, в котором звук получается вследствие вызываемого воздуха колебания упругого твердого тела — язычка. Го-. иные связки являются как бы двойным язычком, обладаюший способностью менять свои размеры, натяжение и упругость. Такие играют роль мехов; надставная труба выполняет функцию резонатора. При опускании корня языка опускается горни,, и этим удлиняется надставная труба; это удлинение можно увеличить за счет выдвигания губ вперед. Основная часть голосового аппарата — голосовые связки — расположены в гортани. Гортань — трубка, соединяющая дыхательное горло (трахею) и глотку. Стенки гортани состоят из хрящей — перстневидного, щитовидного, надгортанного и двух черпаловидных. Мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Наружные мышцы соединяют гортань с другими частями тела, пни поднимают и опускают ее. Внутренние мышцы при своем сокращении приводят в движение те или иные хрящи гортани. Они приводят в движение голосовые связки, расширяют или су- Иннервация гортани осуществляется симпатическим нервом и двумя ветвями блуждающего нерва — верхним и нижним гортанными нервами. Верхний гортанный нерв состоит из двух ветвей: внутренней и наружной. Внутренняя ветвь более мощная, она является чувствительным нервом. Наружная ветвь является двигательным нервом. Нижний гортанный нерв снабжает двигательными волокнами все внутренние мышцы гортани, кроме передней перстне-щитовидной. Повреждение нижних гортанных нервов парализует голосовой аппарат, и голос исчезает. При повреждении верхних гортанных нервов происходит лишь некоторое изменение голоса. Гортань осуществляет три функции: 1) дыхательную; 2) защитную; 3) голосовую. Дыхательная функция заключается в проведении воздуха в легкие. При этом голосовые связки расходятся, образуя щель в виде равнобедренного треугольника. Защитная функция препятствует проникновению инородных тел в нижерасположенные дыхательные органы. В отношении голосовой функции гортани, т.е. в вопросе о механизме голосообразования, в последнее время существуют две теории — тоническая и клоническая. Тоническая теория, разделяемая большинством исследователей, объединяет образование голоса следующим образом. Идущая под давлением из легких и бронхов струя выдыхаемого воздуха встречает сопротивление со стороны сомкнутых и напряженных истинных голосовых связок (а иногда, при поражении последних, ложных голосовых связок). Пробивающаяся воздушная струя вызывает колебание голосовых связок. Так возникают звуковые волны, которые подвергаются изменениям и превращениям в надставной трубе и воспринимаются слуховыми органами как звуки той или иной высоты, силы, тембра. Клоническая же теория, отрицаемая многими учеными, придает более самостоятельную роль голосовым связкам. Французские физиологи (Иссон и др.) считают, что по возвратному нерву проходят импульсы, совпадающие по частоте со звуком, издаваемым больным. На основании этого Иссон полагает, что возвратный нерв приводит в движение голосовые связки и высота голоса зависит только от степени возбудимости возвратного нерва. Возникновение голосовой функции человека относят к моменту его рождения — к первому крику ребенка, который носит рефлекторный характер. В дальнейшем (к концу второго месяца жизни) у ребенка появляются звуковые комплексы, в состав которых входят некоторые согласные. Но эти звуковые комплексы пока еще не оформлены в виде слов. По мере своего роста ребенок постепенно овладевает членораздельной речью, в формировании которой решающую роль играет речь окружающих, слух, зрение и кинестетический контроль. Для формирования членораздельной и громкой речи человека необходимо сочетание голосовой функции с дыхательной, резонаторной и артикуляторной. голос делится на разговорный и певческий (с точки зрения механизма голосообразования, способов и целей использования). Профессиональный певческий голос отличается от бытового широким диапазоном, силой звуков, красивым тембром, хорошей дикцией и умением переходить в процессе пения от одного регистра к другому. Диапазон голоса представляет собой сочетание последовательно повышающихся звуков, издаваемых данным субъектом. Высота звука зависит от числа колебаний истинных голосовыx связок в секунду. Сила голоса определяется амплитудой колебаний голосовых связок. Тембр голоса зависит от присоединения к основному тону юбавочных тонов — обертонов. На тембр голоса оказывает большое влияние движения мышц глотки, мягкого нёба, губ, щек, языка, а также движения надгортанника, самой гортани, деятельность дыхательных мышц. Дыхание при речи и пении значительно отличается от дыхания в покое. При покое оно совершается автоматически, главным образом через нос. Покойный вдох по продолжительности почти равняется выдоху. Голосовая щель при вдохе имеет вид равнобедренного треугольника. При покойном выдохе голосовая щель не Речевое и певческое дыхание обладает следующими особенностями по сравнению с дыханием в покое: 1) оно совершается произвольно, а не автоматически; 2) вдох производится быстро, но бесшумно, а выдох — замедленно; 3) используется преимущественно ротовое дыхание, а не носовое; 4) при вдохе голосовые связки расходятся широко, а голосовая щель приобретает форму пятиугольника. При выдохе голосовая щель сужается. 5) Речевое дыхание обычно усваивается самостоятельно, усвоение же певческого дыхания требует специальной тренировки. К разновидностям голоса (кроме обычного разговорного голоса) относят шепотный голос, ложносвязочнывй голос, псевдоголос (у лиц после экстирпации гортани и др.). Шепотный голос образуется без участия голосовых связок; при шепоте голосовые связки сближаются, но не соприкасаются. Шепот получается вследствие трения выдыхаемой и вдыхаемой струи воздуха о стенки полостей гортани, глотки, рта и носа. В образовании ложносвязочного голоса принимают участие не только истинные голосовые связки, но и ложные голосовые связки. Такой голос характеризуется хрипотой, монотонностью, сужением диапазона звуков, своеобразным неприятным оттенком, напоминающим квакание лягушек. Голос, как и любая другая функция организма, может подвергаться тем или иным нарушениям. Заболевания гортани, надставной трубы, легких, бронхов и трахеи, сердца и сердечно-сосудистой системы, а также несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, несоблюдение правил общей гигиены (чрезмерное курение, злоупотребление алкогольными напитками, недосыпание и т.д.) могут вести к нарушениям голоса. Особенно глубокие, трудно поддающиеся лечению, нарушения голоса встречаются при органических, деформирующих гортань, изменениях. Стеноз гортани1, папилломатоз гортани2, операции трахеотомии3 и в дальнейшем пластические операции с целью восстановления дыхательной, функции гортани и закрытия стомы — вот основной перечень причин, ведущих к тяжелым органическим изменениям голосовой функции. Логопеду в его повседневной практике приходится встречаться с различными нарушениями голоса. Особенно большие трудности в смысле оказания логопедической помощи приходится испытывать с больными, страдающими тяжелыми расстройствами голоса после органических поражений гортани. Восстановительная работа в этих случаях еще не имеет твердых, установившихся логопедических методов. Нами изучалась русская и зарубежная литература по вопросам об этиологии, патогенезе, клинической картине и лечении типичных органических нарушений голоса — афонии и дисфо-нии. Следует отметить, что по вопросу, связанному с особенностью методики работы в случаях органических расстройств голоса, указаний почти нет. Однако мы сочли возможным пользоваться указаниями, имеющимися в литературе о лечении функциональной афонии и дисфонии (в частности, некоторые положения методики восстановления голоса при функциональной афонии и дисфонии могут быть применены с пользой и при лечении органической афонии и дисфонии). Этиология. Причинами органических изменений в гортани могут быть различные процессы — дифтерия, стеноз гортани, травма гортани, ложный круп, папилломатоз гортани, нейринома гортани, а также мембрана гортани, а в некоторых случаях струмэктомия. М. И. Фомичев, А. Н. Сафаров (1936 г.) указывают, что органические афонии возникают в результате болезненных изменении в голосообразующем аппарате (туберкулез, сифилис, опухоли) или в результате операционных травм. Эти явления изменяют структуру голосообразующего аппарата. Переходной ступенью от афнии к голосу является ложносвязочный голос — голос ложных связок. Прогноз при органических афониях зависит от характера орга-иического поражения. Далеко зашедшие изменения в голосовом аппарате будут влиять на исход. Л. Стейн (1942 г.) делит причины нарушения голоса на органические и функциональные. Органические причины — узелки па голосовых связках (у певцов), паралич возвратного нерва, отсутствие истинных голосовых связок. Если паралич двусторонний, то голос будет афоничным; если паралич односторонний, ю голос может быть резко не нарушен. Если истинные голосовые связки отсутствуют в результате операции, то их роль берут на себя ложные голосовые связки. Гак образуется так называемый «голос ложных связок». Он возникает как попытка компенсации утраченной функции истинных голосовых связок. М. Бери и Д. Эйзенсон (1956 г.) также считают, что нарушения голоса могут быть вызваны органическими и функциональными причинами. Причиной хриплого голоса являются фарингит (воспаление глотки), ларингит (воспаление гортани), туберкулез гортани, параличи связок, остаточные явления после дифтерии, скарлатины, увеличение щитовидной железы, аневризм (выпячивание нёбной миндалины), патологическая слабость фонаторной мускулатуры, хроническая инфекция зева, гортани, носа. Органические причины гортанно-резкого голоса авторы делят на врожденные и приобретенные. Врожденные — это патологическая слабость одной или нескольких частей фонаторной системы, слабость гортанной мускулатуры. Приобретенные — в результате перенесенной операции тонзиллоэктомии (удаления нёбной миндалины). Мускульная слабость после параличей фонаторной системы. Органические причины гнусавого голоса — это расщелины твердого нёба, паралич или мускульная слабость мягкого нёба, наличие аденоидов. Грин М. (1957 г.) указывает, что причиной нарушения голоса может быть стеноз (врожденный и приобретенный), а также папилломатоз гортани. Иногда дети рождаются с мембраной через переднюю часть связок. Для лечения вставляется танталовая пластинка между связками, которая остается здесь 3—4 месяца. В результате голос может быть глубокий и хриплый. Приобретенные стенозы возникают от несчастного случая, после серьезного повреждения во время ранения, обваривания. Хирургическое вмешательство здесь необходимо, но оно может осложняться повреждением хряща и образованием фиброзной рубцовой ткани. Речевая терапия улучшает голос после хирургического лечения. Папилломатоз гортани развивается обычно в раннем детстве. Развитие голоса страдает при папилломатозе гортани и, хотя он может быть восстановлен, все же хрипота голоса остается на несколько лет. Если в результате устранения папилломатоза образуются рубцы на голосовых связках, то качество голоса не может быть восстановлено полностью. Автор указывает, что в некоторых случаях дисфония существует как привычка, и нарушение голоса отягощается эмоциональными наслоениями (ребенок видит, что он отличается от других детей). Клиническая картина патологических изменений гортани при органических нарушениях голоса очень многообразна, ее трудно уложить в определенные рамки и схемы. Различные авторы указывают, что такие больные имеют обширные, резко деформирующие гортань стойкие органические изменения, присущие лишь данному больному. Перечисляем эти изменения: деформация гортани, ограничение подвижности правой или левой половины гортани, гиперемия1 истинных голосовых связок, их утолщение, неполное смыкание, ограничение подвижности той или другой истинной голосовой связки, щель между голосовыми связками, ложные связки могут надвигаться на истинные, при фонации сближаться; дыхание обычно шумное, поверхностное, при фонации резкое напряжение мышц шеи и лица. М. И. Фомичев и А. Н. Сафаров (1936 г.) отмечают «скованность» артикуляций при органических поражениях гортани, неорганизованное речевое дыхание. Переходной ступенью от афонии к голосу они считают ложносвязочный голос — «квакающий», монотонный, хриплый, бесцветный, сдавленный. В. П. Храковская-Черняк (1937 г.) делит больных с нарушениями голоса на три группы: 1 группа — чисто функциональные заболевания, 2 группа — функциональные с псевдоорганическими наслоениями и 3 группа — органические с функциональными настроениями. Для третьей группы больных автор считает характерным несоответствие между тяжестью органических изменений в гортани и степенью расстройства голоса. После восстановления голоса ларингоскопическая1 картина изменяется незначительно. Л. Стейн (1942 г.) отмечает, что при образовании голоса ложных связок все мускулы приходят в движение. Ложные связки сближаются и дают неприятный низкий, монотонный звук. Н. Ф. Лебедева (1952 г.) определяет гиперфункцию ложных связок. Их роль заключается в защитной функции истинных голосовых связок. В первое время, когда ложные связки выполняют функцию истинных, они как бы заглушают работу ослабленных истинных связок и больной может говорить лишь шепотом. По мере тренировки ложные связки начинают двигаться. Для фонации ложных связок характерен голос «квакающий», грубого тембра, с примесью шумов. При папилломатозе гортани — голос глухой в начальных стадиях, беззвучный при наличии большого количества папиллом или частых рецидивов. И. А. Вознесенская (1958 г.) указывает на два симптома па-пилломатоза гортани: 1) изменение голоса, 2) изменение дыхания. Изменение голоса автор делит на Три степени: 1) голос грубый, хриплый, но громкий; 2) голос хриплый и 3) афония. Афония связана с множественными папилломами. Вопрос о лечении органических нарушений голоса (афонии, дисфонии, ложносвязочного голоса) очень сложен из-за наличия глубоких органических изменений в Гортани — рубцов, анкилозов2 хрящевых сочленений, спаек и т.д. Эти изменения затрудняют восстановление голоса. Голосовыми механизмами, обеспечивающими звукообразование в этих случаях, являются сохранившиеся и функционально активизировавшиеся остатки истинных голосовых связок или ложные голосовые связки. Как уже сказано выше, по вопросу о лечении функциональных расстройств голосообразования в литературе есть значительное количество сообщений, по вопросу же лечения органических расстройств голоса указаний почти нет. В этих случаях все же целесообразно применять некоторые положения методики восстановления голоса при функциональных нарушениях. Эта методика очень разнообразна. В литературе существуют две основные тенденции восстановительной терапии: 1) «щадящая» терапия и 2) грубые методы (Четелли, Барт (1907 г.) — сдавление хрящей гортани руками; Мук (1916 г.) вводил металлический шарик между голосовыми связками.) Современная восстановительная логопедия и фониатрия осуществляют свою благородную задачу восстановления утраченной функции голоса и речи, пользуясь наиболее гуманными, нетравмирующими больного методами. При восстановлении голоса мы считаем необходимым применять так называемую «щадящую» терапию. Один из представителей этого метода Шоппе еще в 1888 г. указал на важность проведения массажа, который действует на мускулатуру гортани и на слизистую оболочку, регулирует кровообращение, уменьшает количество слизи. Также он применял вдыхание маслянистых веществ, которые хорошо действуют на голосовые связки и растворяют слизь. Е. Н. Малютин (1896 г.) предложил лечение функциональной афонии при помощи камертонов. Камертон устанавливался на щитовидный хрящ и на голову больного, и последний голосом брал соответствующую ноту. Сеанс продолжался 20 минут, занятия — 10 дней. Действие камертонов автор объяснял тем, что они механически действуют на голосовые связки. С колебаниями голосовых связок, вызванными импульсом нашей воли, совпадут колебания от вибрации камертона, и звук будет яснее, а усилия потребляется меньше. М. Шмидт (1899 г.) обратил внимание на нарушение дыхания. Он заложил основы ортофонического лечения. Большое значение придавал внушению. Ф. Флатау (1908 г.) использовал при лечении фонастении дыхательную, артикуляционную гимнастику, электризацию, ручную и машинную вибрацию и растяжение рукой голосовых связок. Гутцман (1924 г.) рассматривает вопрос о фонастении и функциональной афонии. Для лечения этих заболеваний он рекомендовал: 1) артикуляционную гимнастику; 2) дыхательные упражнения, общую гимнастику тела; 3) вибрацию; 4) электрические голосовые вилки. Гутцман обращает особое внимание на речевой режим больного; он рекомендовал абсолютный покой в течение 8—10-ти дней, после чего переходил к методическим упражнениям, сначала шепотом, затем в умеренном piano извлекал на выдохе наиболее доступные тона. Для получения первого звука автор предлагает метод «жужжания» или «мычания». Он советует считаться с индивидуальными различиями голоса, в соответствии с этим и выбирать методику работы. Л. Д. Работнов (1932 г.) большое значение придавал режиму покоя, психотерапии и упражнениям дыхания. A. М. Кордатов (1933 г.) перед началом занятий проводил психотерапевтическую беседу, затем — ручной массаж гортани и боковой поверхности шеи, заглушение при помощи трещотки Барани, получение кашля. Вызвав его, кашлять на гласные у, э, о, а, и. Звук пока хриплый. Потом кашель на гласных сделать протяжным. В один из таких моментов слух выключается трещотками Барани. Больной тянет гласный громче и яснее, так М. И. Фомичев и А. Н. Сафаров (1936 г.) применяли комплексный метод лечения функциональных расстройств голоса — фоническую ортопедию: 1) психотерапия; 2) воспитание нижнереберного диафрагмального дыхания, так называемый «рабочий тип дыхания», выдох или звучный (губы в положении для звуков пф), или воздушными толчками — мгновенный; 3) артикуляционная гимнастика, сначала без участия голоса, затем предлагается больному произнести: а) слово правильно орфоэпически на шепоте; б) то же слово по отдельным слогам на шепоте; в) это же слово на звуке; г) это же слово на беззвучной артикуляции; 4) упражнения со звуком; больной может регулировать высоту и силу звука путем регулировки выдыхаемого воздуха. B. П. Храковская-Черняк (1937 г.) пользовалась методом заглушения больных трещоткой Барани. Е. М. Воронина (1939 г.) применяла ортофоническое лечение. Цель ортофонического лечения — приведение голосового аппарата к такой фонической координации, при которой он вполне отвечал бы своему назначению. Это лечение включало: 1. Знакомство с общим состоянием больного, его психикой, 2.Дыхательные упражнения — бесшумный вдох и выдох (первые упражнения проводились в лежачем положении для расслабления напряжения всего тела). 3. После улучшения дыхания вырабатывался чистый шепот — 4. Упражнения на звучном голосе: а) звук должен получиться без напряжения; б) начинать работу с низких нот на тихом звучании. Сеанс Л.Стейн (1942 г.) использует в своей работе вокальную методику распадающуюся на следующие разделы. 1. Артикуляционные упражнения. 2. Дыхательные упражнения. 3. Получение гласных звуков, мурлыкание, зевота, кашель. 4. «Сильные» голосовые упражнения — развитие высоты тона. 5. Вибрационный массаж, фарадизация. М. И. Фомичев, М. П. Блескина (1944 г.) пользовались методом вибрационно-фонической ортопедии. 1. Предварительная беседа. 2. Ручной и вибрационный массаж гортани в сочетании с го Сначала проводились упражнения в сопряженной фонации, затем — отраженной и потом — спонтанной. Эти упражнения сопровождались ручным или вибрационным массажем. А. Ф. Сысоев, М. И. Фомичев (1947 г.) рекомендовали метод фонической ортопедии в соединении с заглушением и ритмическим сотрясением (сейсмотерапия). Последовательность методики такова: 1. Проведение режима молчания. 2. Дыхательные упражнения. 3. Артикуляционные упражнения. 4. Включение дрожательно-шумовой площадки; в этот момент Н. Ф. Лебедева (1952 г.) применяла метод скоростной фонической ортопедии: по передней поверхности шеи с легким надавливанием на гортань производилось поглаживание сверху вниз в течение 3—5-ти минут, затем — электрический вибрационный массаж. Во время массажа больной произносил м-ма-му. С. К. Юрченко (1953 г.) большое значение придает устранению торможения в центральной нервной системе. Поэтому перед началом занятий проводилась психотерапевтическая беседа. Затем в момент прикосновения к голосовым связкам ватки, навернутой на гортанный зонд, предлагалось больному произнести звуки и, мы. Автор указывает, что важно получить хороший голос на первом сеансе. Под наблюдением у Юрченко было 100 больных, положительные результаты были получены не у всех. Отдаленные результаты не сообщаются. Бери и Эйзенсон (1956 г.) при лечении функциональных расстройств голосообразования применяли ортофоническую методику в следующей последовательности: 1. Ознакомление больного с физиологией голосообразования. 2. Развитие кинестетических ощущений: а) положив палец на гортань, больной ощущает разницу в б) больной произносит гласные с различной высотой звука, в) повышение и понижение интонации. 3. Развитие дыхания: а) медленная зевота и произнесение а на выдохе, кашель; б) в лежачем положении медленно, легко вдыхать воздух и в) произносить а, держа руку на диафрагме; г) число гласных постепенно увеличивается (а, о, и, у, е); д) гласные соединяются со взрывными согласными (бе-ба-бо-бу); е) «мурлыкание» (или гудение), добиться изменений в высоте голоса; ж) чтение стихов с вопросительной, восклицательной интонацией. 4. Снятие напряжений гортани, губ, языка, челюсти при фонации: а) перед зеркалом наблюдать движения языка, губ, челюсти при произнесении а, б и т. д.; б) читать предложения, активизируя движения языка, губ, челюсти. 5. Применение новой речи в клинической обстановке. 6. Применение новой речи вне клиники. Некоторую роль авторы отводят фарадизации и психотерапии. Тарно (1941, 1946, 1950 и 1957 гг.) также проводит артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, затем — голосовые упражнения. Голос получается на гласных е, и. Автор указывает, что новый голос должен быть вызван на нотах, выше старых. Электротерапия и психотерапия облегчают задачу восстановления голоса. В среднем для восстановления голоса нужно от 6-ти до 15-ти сеансов, при условии, что больной будет заниматься самостоятельно дома. А. Т. Рябченко (1958 г.), суммируя приемы работы при лечении функциональной афонии и дисфонии, проводит ряд следующих мероприятий: 1. Первая беседа — психотерапия. 2. Дыхательные упражнения. 3. Ортофонические упражнения (звук получается при «мычании», к полученному звуку добавляются гласные, затем гласные 4. Фарадизация гортани. Цель фарадизации — получение ки Наиболее целесообразным и эффективным методом реабилитации голосовой функции при ринофонии является комплексный ортофонический метод, который включает как физиоме-ханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба и глотки, так и фониатрическое и психотерапевтическое воздействие. Основная цель ортофонического лечения — восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого, «полетного» звучание голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка. Работа проводится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных и мышечных ощущений, играющих роль тех проприоцептивных (афферентных) раздражителей, которые сигнализируют в центральную нервную систему о правильности работы резонаторов. Выделяются два этапа логопедической работы по устранению назализации: I. Подготовительный, который включает: психотерапию, 1) физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба, задней стенки глотки, 2) артикуляционную гимнастику, 3) дыхательную гимнастику. II. Основной этап, который включает: 1) развитие высоты голоса, 2) развитие длительности и силы звучания голоса, 3) развитие тембра голоса, 4) постановку певческого голпса. 5) развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи. В процессе логопедических занятий трудно провести резкое разграничение этих этапов. Подготовительный этап преследует цель подготовить личность ребенка, его артикуляционный и дыхательный аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям. Логопедическая работа начинается с проведения рациональной психотерапии. Путем ежедневных бесед с ребенком логопед вселяет в него уверенность в успехе занятий, а прослушивание магнитофонных записей голосов других детей до и после занятий доказывают ему их реальную пользу. На фоне психотерапии проводится логопедическая работа с детьми. Она начинается с активизации мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. При этом применяются общепринятые в логопедической практике методы (позевывание, покашливание, полоскание горла, глотание воды, слюны, имитация «жевания», произнесение гласных а, э на твердой атаке). Тренируется способность одномоментного подъема мягкого нёба, а затем и длительного удерживания его в поднятом положении под счет. В наиболее трудных случаях.Полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого нёба — металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки, а также массаж мягкого нёба и гортани. Стимуляция глоточной мускулатуры осуществляется с помощью вибромассажа (ручного вибратора). Перечисленные упражнения активизируют нёбно-глоточный затвор, создают нормальные условия фонации. Общая артикуляционная гимнастика применяется при вялости движений или, наоборот, при излишнем напряжении губ, языка, челюстей, особенно глотки и гортани. Такая гимнастика активизирует ротоглоточную полость и способствует в дальнейшем звучанию голоса «в позиции резонатора». С другой стороны, релаксация гортанных мышц уменьшает чрезмерное участие гортани в процессе фонации (ларингеальную гиперфункцию). При проведении артикуляционной гимнастики важная роль отводится упражнениям для нижней челюсти. От движений нижней челюсти зависит степень раскрытия рта, что определяет форманты гласных звуков. В свою очередь широкий ротовой резонатор при произнесении а, э способствует максимальному подъему мягкого нёба, узкий резонатор (при произнесении и, о, у) — его опусканию. Тренировка дикции, включающей произнесение гласных, согласных слогов, слов, фраз, поговорок, скороговорок, вырабатывает четкое произнесение различной сложности речевого материала при условии изоляции ротовой полости от носовой. Одновременное применение дыхательной гимнастики (статической и динамической) преследует цель дифференциации носового и ротового дыхания. При этом обращается особое внимание на силу и продолжительность ротового выхода под контролем движений диафрагмы. Как известно, диафрагма регулирует уровень подсвязочного давления воздуха, увеличивая или уменьшая силу смыкания, частоту, амплитуду колебаний голосовых складок, степень их напряжения в процессе фонации. Поэтому дыхательные упражнения являются и релаксационными, так как уменьшают напряжение диафрагмы, мышц брюшного пресса, а следовательно, и гортанных мышц, что способствует легкому, свободному, естественному и «полетному» звучанию голоса. При ринофонии на начальном этапе логопедической работы особенно важны статические дыхательные упражнения, которые фиксируют внимание ребенка на дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. При этом, вслед за дутьем на вату, воду, спичку, свечу, надуванием резиновых игрушек и т. д., включаются упражнения со звуком громким (а не шепотным) — кратким и длительным произнесением гласных и звонких щелевых согласных. Введение громкого произнесения объясняется рядом анатомо-физиологических условий образования глухих и звонких согласных. Так, звонкие согласные требуют: 1) активных колебаний голосовых складок (при глухих — отсутствие колебаний), 2) меньшей силы артикуляции (при глухих — большая сила 3) опускания гортани (при глухих — подъем гортани), 4) меньшей длительности смычки (при глухих — большая длительность смычки), 5) меньшей силы взрыва (при глухих — большая сила взрыва). Шепотное произнесение гласных и согласных звуков целесообразно в том случае, если наблюдается ларингеальная гиперфункция, т. е. сдавленное, напряженное, зажатое, хриплое звучание голоса. В этом случае «выключается фонация для устранения патологического участия гортани в артикуляции»1. После исчезновения ларингеального оттенка начинается тренировка громкого звучания. Таким образом, статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. В последующем применяется динамическая гимнастика, которая вначале играет роль общеукрепляющих упражнений (дыхательные движения в сочетании с движениями туловища и конечностей), а в дальнейшем она дополняется голосовыми упражнениями. Проведение статической и динамической дыхательной гимнастики физически укрепляет организм ребенка, вырабатывает навык глубокого и сильного фонационного диафрагмального дыхания и подготавливает его к интенсивным голосовым упражнениям. Получив ротовой выдох и активизировав движения мягкого нёба, можно перейти к интенсивным голосовым упражнениям. При этом особое внимание уделяется вокальным упражнениям, которые проводятся на всех этапах обучения ребенка. При пении поднято мягкое нёбо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подается в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объема и формы. Поэтому при пении создаются наилучшие условия для голосообразования, в частности для устранения носового оттенка голоса. Поются вокализы на legato, мелодии без слов, затем доступные ребенку песни. При выполнении всех упражнений важно постоянно контролировать звучание голоса в «позиции резонатора», при максимально поднятом мягком нёбе и правильно направленной воздушной струе. Сознательное и активное отношение ребенка к процессу устранения назализации — основной залог эффективности логопедической работы. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1960. - Вып. I. - С. 125-140. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М., 1973. — С. 139—142.
|