![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии
Учитывая тесную взаимосвязь состояния речи и моторной сферы ребенка, сложную структуру и условия построения двигательного акта, особенности нарушений моторных функций, фжкуляторно-акустические признаки звуков в структуре различных типов слогов у дошкольников со стертой формой дизартрии, мы разработали методику коррекции нарушений ручной и артикуляторной моторики в процессе преодоления шукопроизносительных нарушений и последовательность использования речевого материала для формирования правильной артикуляции свистящих звуков и их автоматизации в различных условиях произношения. Основное внимание в данной методике уделялось формированию кинестетической основы движений рук и артикуля-юрных движений. Система'упражнений по развитию моторной функции предусматривала одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движения, на ста-шческую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение. Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроиз-ношения и просодики) и поскольку у детей со стертой формой цизартрии имеют место нарушения целого ряда просодических шементов речи,...мы разработали методику формирования ин-юнационной выразительности речи, учитывающую современные (ингвистические представления об интонации, а также особенности интонационной структуры предложений в речи исследуемой категории детей. Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествует ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способности ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фраз. Методика преодоления фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии осуществляется с учетом современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учетом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе. Особое внимание в методике формирования восприятия устной речи направлено на развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличитель-ными (фонетических). Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии Особенности лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой формой дизартрии В исследованиях ряда авторов (Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуро-вец, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Л. В. Мелехова, Е. Ф. Собо-тович, Л. В. Лопатина и др.) отмечается, что у детей со стертой формой дизартрии, наряду с ведущими расстройствами фонетической стороны речи, часто наблюдается и недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Особенности лексики В настоящее время изучению особенностей лексики у дошкольников с речевой патологией придается большое значение... Однако вопрос об особенностях лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии недостаточно изучен. При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, современные представления о процессе развития лексики и о различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова, о ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе (Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, Н. А. Уфимцева, А. М. Шахнарович, Г. А. Чере-ivхина, Л. В. Сахарный, А. Р. Лурия, С. Н. Карпова, И. Н. Колобова и др.)... Экспериментальное исследование, проведенное нами с учетом указанных теоретических положений, позволило сделать следующие выводы об особенностях лексики у детей дошкольного нофаста со стертой формой дизартрии. В процессе; усвоения значения слова ребенок-дошкольник прежде всего овладевает денотативными признаками семантической структуры слова. По мере развития процессов классифиции, развития лексической системности в значении слова начинают осознаваться и понятийные, лексико-семантические признаки. У дошкольников со стертой формой дизартрии отмечается поддержка в развитии семантической структуры слова, отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, особенности обобщающих слов (в пользу преобладания денотативного компонента). У детей 6—7 лет активно формируются семантические поля, очнако дифференциация внутри семантического поля еще не сформирована. У детей с нормальным речевым развитием про-нкляются потенциальные возможности такой дифференциации, v детей же с нарушением речи какие-либо признаки дифференциации элементов семантического поля отсутствуют. Исследованием выявлен более низкий, по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, уровень выполнения многих заданий: на переименование предметов (Л. С. Выготский), объяснение значений слов, особенно слов обобщенного щачения, на усвоение грамматического значения слова, дифференциацию слов, сходных по семантике. Так, сравнительные данные ответов детей с нормальным речевым развитием и детей со стертой формой дизартрии при объяснении семантики слов свидетельствуют о существенных различиях в использовании стратегий объяснения значений обобщающих слов и, таким образом, о их различной структуре. В процессе определения слова детьми с нормальным рече-иым развитием денотативные признаки использовались лишь в 16, 7 % случаев, в то время как у детей со стертой формой дизар-|рии они имели место в 58 %, т. е. являлись доминирующими (овощи — в земле растут, мебель — сделана из дерева). При объяснении значения слов дети 6—7 лет со стертой формой дизартрии преимущественно используют денотативные при-щаки, что свидетельствует об их преобладании в структуре значения слова. Использование понятийных (лексико-семантических) признаков наблюдалось в преобладающем количестве ответом детей с нормальным речевым развитием и лишь у относительно небольшого количества детей с речевыми нарушениями. Дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к школьному обучению, к усвоению программы по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов языка, речи и прежде всего слова.
Особенности грамматического строя речи Ряд авторов отмечают вторичное недоразвитие грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии (Е. Ф. Соботович, Л. В. Лопатина). Однако вопрос о его особенностях до настоящего времени остается одним из наименее изучаемых в логопедии. С точки зрения уровня несформированности грамматического строя речи, категория детей со стертой формой дизартрии характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмма-тизмов в экспрессивной речи. Отмечается, что основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слова из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу.
|