![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика звукопроизносительной стороны речи у учащихся с церебральным параличом
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что при детском церебральном параличе наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто отмечаются разнообразные речевые нарушения... При изучении речевых нарушений у детей с церебральным параличом на первоначальном этапе авторы лишь констатировали их наличие... В дальнейшем исследователи стали не только констатировать наличие дефектов речи, но и делать попытки определить механизмы, обусловливающие причину отклонений в речевом развитии. Н. Гутцман провел исследование речи детей с детским церебральным параличом и впервые констатировал, что нарушение речи у них обусловлено псевдобульбарным параличом. А. Оппенгейм, обследуя двух детей, у которых нарушения речи были обусловлены псевдобульбарным и (раличом, выявил наличие у них атетоидных гиперкинезов как и речевой, так и в общей моторике. На следующем этапе изучения детского церебрального паралича исследователи выделяли псевдобульбарный симптомокомплекс и объясняли причины его возникновения поражением полосатого тела мозга, проявляющимся не только в парезах и атетозах, но и в других экстрапирамидных расстройствах (Фог и Оппенгейм). Позднее при характеристике речевых нарушений у детей с нтским церебральным параличом ученые (например, М. Я. Брейтман, М. С. Маргулис, В. А. Муратов) уже вводят понятие дизартрии, обозначая им нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с церебральным параличом, обусловленные внутриутробным или родовым поражением мозга, выявил еще В. Литтль, который писал, что «мыш-иы речи также обычно поражены, и расстройства речи наблюдаются от простой неясности в произношении некоторых букв до полной потери членораздельной речи. Часто речь тяжеловесна и «медленна, как и другие волевые акты. Глотание часто затруднено в первые месяцы жизни, и только по истечении долгого времени ребенок научается не давать слюне вытекать изо рта и проглатывает ее». В результате многолетних исследований особенностей речевого развития детей с церебральным параличом было установлено, что ведущим дефектом их речевой патологии являются ди-шртрии. Были выделены и описаны разные формы и степень выраженности этих нарушений... Комплексные исследования, проведенные в лаборатории обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательно-ю аппарата НИИ дефектологии АПН СССР М. В. Ипполито-пой, Н. Н. Малофеевым, Е. М. Мастюковой, Н. В. Симоновой, П. Б. Халиловой, обнаружили разнообразные речевые нарушения у большинства (75—80%) учащихся с церебральным параличом. Исследования, основанные на системном подходе к изучению речевой функции, позволяют рассматривать речевые нарушения в аспекте их структурной и семантической целостности. У большинства учащихся отмечается своеобразие формирования словарного запаса, что находит выражение в употреблении одних и тех же слов для обозначения предметов и действий с ними, в отсутствии ряда слов-названий, в несформированности многих родовых, видовых и обобщенных понятий. Особенно ограничен у них запас слов, обозначающих признаки и качества предметов, а также различные виды действий с ними. Такое своеобразие обусловлено основным заболеванием детей — двигательными нарушениями, которые не позволяют детям свободно передвигаться и действовать с предметами, ограничивают их общение с окружающим миром. Хотя большинство учащихся с детским церебральным параличом пользуются к началу обучения фразовой речью, она у них бедна, состоит из двух-трех слов. Отмечается отсутствие предлогов, искажение предложно-флективных отношений, отображающих различное расположение предметов в пространстве и во времени. У детей отмечается неумение правильно применять глаголы в возвратной форме, в различных временах, затруднения в употреблении предложений со сравнительными оборотами и наречиями, обозначающими разную меру и полноту действий. Специфика заболевания определяет в значительной степени и своеобразие развития понимания речи у детей с детским церебральным параличом. Это своеобразие проявляется в недостаточном понимании многозначных слов, в трудностях различения синонимов, антонимов, значений причастий и деепричастий, в понимании предложно-флективных отношений и предложных конструкций, содержащих слова, выражающие пространственно-временные отношения. Развитие всех сторон устной речи детей с детским церебральным параличом является необходимой предпосылкой успешного усвоения программного материала по основным предметам. Недостаточность и бедность словарного запаса, непонимание отдельных грамматических форм и выражений вызывают затруднения в осмыслении учебных текстов, арифметических задач, художественных произведений. Исследование показало, что наиболее часто нарушения зву-копроизношения при спастической диплегии связаны с псевдо-бульбарной дизартрией. Псевдобульбарная дизартрия возникает при поражении двигательных корковоядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение или понижение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. Обследование состояния движений артикуляционного аппарата позволило выделить несколько групп детей. У детей первой группы отмечалось разной степени выраженности слюнотечение, снижение обьема и амплитуды, а также скорости всех движений мышц губной, язычной мускулатуры, ослабление силы голоса, речевого нюха и выдоха. Выпадение или ослабление иннервации череп-пи мозговых нервов было различным, но чаще всего выпадали ноковые движения языка и загибание кончика языка на верхнюю губу. Почти все дети не умели выполнить дорсальную позицию языка, а какуминальную выполняли не с полным загибани-«м краев языка, иногда вообще без поднятия боковых краев, а минь с оттягиванием языка вглубь и в этом положении пытались произносить шипящие звуки. Включение вдоха во время речи у шей было затруднено, что снижало плавность речевого дыхания и создавало вынужденные остановки в речи. Голос у детей во время речи был тихий, истощающийся, с II |юхой модуляцией. Вне'речи в аффективных реакциях крики шей были гораздо лучшими по акустическим проявлениям — юлос чистый, звонкий, с модуляционными переходами. Характер движений мышц артикуляционного аппарата имел следующие особенности: 1. Включение в движение и переключение движений обычно 2. Включение в движение вызывает не очень сильно выраженные синкинезии головы и конечностей. 3. Движение может полностью отсутствовать при произвольных попытках, но присутствует при безусловно-рефлекторных актах. 4. Объем движений неполный, амплитуда всегда снижена, 5. Истощаемость мышц. 6. Пассивные движения удаются легко. 7. При фиксации на движениях и при их повторении резко увеличивается слюнотечение. При проверке выполнения фонетических позиций, необходимых для артикулирования целых групп звуков, оказалось, что ни дети не смогли выполнить целый ряд заданных позиций... У детей слабо выражена лабилизация, отмечается ненужная назализация при произнесении почти всех звуков. Большая часть детей искали требуемую траекторию движения многими промежуточными движениями. В речи гласные звуки произносились ус-редненно, причем смычные согласные лучшие аффрикат, щеле-иых, сонор. Звукопроизношение в изолированном повторении ныло лучшим, чем в самостоятельной речи, многие звуки смешивались, не все были автоматизированны. Было выявлено значительное количество ошибок дифференциации звуков по глухости-звонкости, мягкости-твердости. Дети этой группы обнаруживали затруднения в речевом общении. Почти все они быстро уставали от речевой нагрузки, их речевая активность была выражена непостоянно и быстро истощалась. Речевое общение детей было выражено минимально, они мало задавали вопросов, особенно познавательного характера. Следовые речевые реакции у них быстро стирались, им необходимо было повторять многократно объясняемый материал. Словарный запас детей не был широк по всем темам, в основном ограничивался рамками бытовой обстановки, школы. Сложноподчиненные конструкции описательной речи обнаруживались у отдельных детей. У детей второй группы псевдобульбарная дизартрия была обусловлена в основном парезами мышц артикуляционного аппарата. У этих детей наряду с нарушением произношения переднеязычных звуков страдало произношение и смычно-губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м), язычноальвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют достаточного подъема спинки языка вверх (и, ы, у). В силу паретичнос-ти мышц мягкого нёба отмечалось резкое ограничение движений, поэтому ребенок все звуки произносил с носовым оттенком. Речь медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная. Среди учащихся специальных школ со спастической формой церебрального паралича выделяется группа детей, у которых в основе нарушений звукопроизношения лежит недостаточность кинестетического восприятия позы и движения мышц артикуляционного аппарата. Произношение звуков характеризуется рядом особенностей: при этом искажается произнесение звуков, близких по месту артикуляции... Характерной особенностью звукопроизношения является искажение и замена аффрикатов. При произнесении этих звуков дети как бы расчленяют звук на составные части... Искажения и замены звуков отличаются непостоянством: например, затруднялись произвести самостоятельно серию движений языком и губами для произнесения заданных звуков, ребенок может эти звуки воспроизвести правильно на основе использования зрительного анализатора, т.е. по показу, по подражанию. При этом отмечалось, что в словах звуки могут произноситься более правильно, чем в отдельных бессмысленных слогах. У детей указанной группы не всегда своевременно подключается голос к произнесению звуков. Кроме того, у этих учеников проявляется определенный латентный период для включения в речевую деятельность.Выделяется группа учащихся со спастической формой церебрального паралича, у которых отмечается недостаточность тонких изолированных движений мышц артикуляционного аппарата, особенно языка. Поэтому наиболее грубо у них страдает произнесение переднеязычных звуков, особенно какуминальных согласных (ш, ж, р), при образовании которых язык поднят кверху, «тка загнут с боков (так называемая «чашечка»)... Почти у всех детей этой группы отсутствует произнесение звуков л, р. Среди обследованных детей с гиперкинетической формой детского церебрального паралича нарушения речи по типу дизартрии были обнаружены у всех детей. Расстройства звукопроизносительной стороны речи у них определяются в основном наличием гиперкинезов в мышцах артикуляционного аппарата. В речевой мускулатуре гиперкинезы не всегда проявляются с такой же интенсивностью, как в общей моторике, но характер гиперкинезов один и тот же. Степень выраженности гиперкинезов в речевом аппарате отличается непостоянством, зависит нетолько от эмоциональных нагрузок, но и длительности речевого общения. Различают следующие виды гиперкинезов в речевой мускулатуре: хореиформный, атетоидный, хореатетоидный. При атетоидном гиперкинезе, при сильно выраженных тонических расстройствах управления (по типу ригидности) речевой i роцесс детей был сильно нарушен, порой речь детей воспринимать, как понятную, без специального прослушивания, переспра-пивания, было невозможно. При хореиформном гиперкинезе дети могли выполнить почти все задания, выявляющие подвижность мышц речевого аппарата. Интенсивность гиперкинеза не оказывала заметного влияния на возможность выполнить движение. Качество же выполнения было, естественно нарушенным, однако шплитуда движения и объем движений в. целом были сохранны. 1 Но при включении в речевой процесс наблюдалась рассогласо-инность мышц артикуляционного аппарата и дыхательно-фона-юрного процесса. При чистом хореиформном гиперкинезе дети умели воспро-.1 шести все артикуляционные позиции и воспроизвести дифференциальные артикуляционные признаки фонем, поэтому мы не шблюдали у них замен и пропусков букв. Атетоидный гиперкинез проявлялся в постоянном чередовании разгибательных и сгибательных движений головы, в смещении нижней челюсти, языка, губ. В верхней мимической мускулатуре отмечались насильственные движения надбровья и круговой мышцы глаз — брови поднимались и чуть сдвигались, появлялись как-будто гримасы боли, удивления. При сильно выраженной ригидности в мышцах плечевого пояса, шеи и мимической мускулатуры наблюдалось слюнотечение, но не сильно выраженное. При произвольных речевых попытках гиперкинез усиливался, что вторично затрудняло установление речевого контакта. Характер движений мышц речевого аппарата при гиперкинетическом синдроме имеет следующие особенности: 1. Скорость включения в движение зависит от характера гиперкинеза: при атетоидном гиперкинезе значительно увеличивается латентный период включения в речь, при хореическом он почти в пределах нормы. 2. При атетоидном гиперкинезе целый ряд движений является 3. При выполнении артикуляционных движений наблюдается увеличение гиперкинезов. 4. Амплитуда движения при хореиформном гиперкинезе непостоянная, при атетоидном гиперкинезе — амплитуда неполная. 5. Фиксация движения очень ограничена. Характерной чертой проявления нарушений звукопроизноше-ния при гиперкинетической форме церебрального паралича является расстройство мышечного тонуса в речевой мускулатуре. Меняющийся характер мышечного тонуса при экстрапирамидной дизартрии, большая его зависимость от внешних влияний, произвольных движений, эмоционального состояния учащегося, положения его тела и головы определяли особенности нарушенного звукопроизношения у этих детей. Было характерно отсутствие стабильности артикуляционных нарушений, непостоянство нарушений фонетической стороны речи. Если в спокойном состоянии в речевой мускулатуре отмечается дистония с трудностью удержания какой-либо артикуляционной позы, то при попытке к речи наблюдается повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре. Тонические мышечные нарушения могут распространяться и на дыхательную мускулатуру, и на мышцы гортани, обусловливая своеобразные расстройства голосообразования и дыхания у этих детей. Поэтому произвольное подключение голоса всегда затруднено, проходит определенный латентный период между беззвучной артикуляцией и ответом ребенка, но речь его смазанная, невнятная, голос с гнусавым оттенком. Следующей особенностью звукопроизношения является нарушение эмоционально-двигательной иннервации, что проявляется в расстройствах так называемой просодической стороны моторной речи. При этом страдает не столько артикуляция, сколько мелодия, темп речи, возможность говорить медленно или быстро, нарушается интонация. Эмоциональный оттенок речи утрачивается, речь делается монотонной, однообразной, немодулированной. Во время фразовой речи происходит ее постепенное затухание. Голос у этих детей прерывистый, при хореическом гиперкинезе вибрирует, при атетоидном напряжен и сдавлен. Темп речи более сохранен при хореическом гиперкинезе и очень замедлен при атеноидном. Модуляций почти нет при атетоидном гиперкинезе, вследствие чего отсутствует интонационная выразительность речи. Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны pечи учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича является трудность автоматизации или введения поставленного звука в речь. Это обусловлено затруднениями при переключении от одной артикуляции к другой, при переходе от звука к звуку, от слова к слову... Выявленные особенности звукопроизносительной стороны речи и механизмы, их обусловливающие, позволили совершенствать комплексную систему мероприятий по коррекции недостатков речевого развития учащихся с детским церебральным В основу коррекционной работы положен синтетический подход, предусматривающий принцип системного подхода к характеpy нарушений звукопроизносительной стороны речи, принцип формирования коммуникативной функции речи как результата психической деятельности учащихся, принцип деятельностного подхода к развитию речи, принцип поэтапного формирования всex сторон речи. Коррекция дефектов звукопроизношения осуществляется с уче-юм характера и структуры нарушений у каждого учащегося. Постановка звуков проводится в тесном единстве с формированием цжтельного и слухового восприятия, развитием фонематического слуха и звукового анализа, пространственной ориентацией и зрительно-моторной координацией. Особое внимание уделяется вос-митанию кинестетических ощущений и самоконтроля при формировании необходимого артикуляционного уклада... Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом. / Под ред. М. В. Ипполитовой. — М., 1989.
Е. Ф. Архипова
|