Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушения дыхания






Нарушение дыхания почти всегда наблюдается у детей с це­ребральным параличом. Они имеют сложный патогенез, связан­ный как с паретичностью дыхательных мышц, изменением их тонуса, нарушением их реципрокной координации, так и с за­держкой созревания дыхательной функциональной системы. Последняя проявляется в том, что у многих детей с церебраль­ным параличом даже в школьном возрасте могут преобладать «инфантильные» схемы дыхания. Эти схемы обычно сочетаются с общим нарушением рефлекторного развития, с выраженнос­тью патологических позотонических рефлексов. Поэтому норма­лизация дыхания у детей с церебральным параличом тесно свя­зана с общей патогенетической задачей терапии — нормализацией рефлекторного развития.

Большую роль в нарушении активного выдоха у детей с це­ребральным параличом играет общий недостаточный объем ды­хания, который обусловлен их малой двигательной активностью.

Нарушения дыхания у детей с церебральным параличом обус­ловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания, а также патологией двигательной функциональной системы.

Для детей с церебральным параличом характерны инфантиль­ные схемы дыхания: преобладание брюшного дыхания, большая его частота и недостаточная глубина. Кроме того, характерны нарушения ритма дыхания: в момент речи дыхание учащается, после произнесения звуков ребенок часто делает поверхностные судорожные вдохи. Часто наблюдаются нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Во всех случаях нарушен активный выдох, который укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Тяжесть дыхательных нарушений обычно соответствует тяжести общего двигательного поражения. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального пара­лича.

Работа над дыханием начинается с общих дыхательных уп­ражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увели­чить объем дыхания и нормализовать его ритм. Приведем неко­торые из таких упражнений.

Упражнение 1. Ребенок лежит на спине. Логопед сгибает его ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производят в нормальнм дыхательном ритме под счет: «раз» — сгибание ног, «два» —надавливание ими на подмышечные впадины, «три» — возвращение ног в исходное положение. Это упражнение способствует нормализации движений диафрагмы.

Упражнение 2. Ребенок сидит с закрытым ртом. Затем ему зажимают одну ноздрю. Ребенок дышит под определенный ритм (счет или стук метронома). Потом ребенку зажимают вторую ноздрю. Повторяется тот же цикл дыхательных движений.

Упражнение 3. Ребенок сидит. Перед его ноздрями создается «веер воздуха». Под влиянием этого воздуха усиливается глубина вздоха.

Одновременно с проведением общей дыхательной гимнастики и очень важно научить детей с церебральным параличом правильно сморкаться. Овладение этим умением способствует формированию удлиненного произвольного выдоха. Для закрепления этой функции необходимо максимально опираться на ощущения.

Назовем основные правила дыхательной гимнастики. Нельзя ш реутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота. Все нюхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку. Дыхательная гимнастика должна проводиться m еды, в хорошо проветренном помещении.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал