![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нарушения голоса
Характерной особенностью дизартрии у детей с церебральным параличом является нарушение голоса. Мелодико-интона-ционные расстройства относят к основным и часто наиболее стойким признакам дизартрии. Именно они в наибольшей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи детей. Нарушения голоса обусловлены парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, изменениями их мышечного тонуса и ограничением подвижности. При этом наибольшее значение имеет паретичность мышц гортани. В особенности это относится к перстнещитовидным мышцам, натягивающим истинные голосовые связки. При поражении мышц гортани голос становится слабым, немелодичным. Движения гортани тесно связаны с движениями языка, нёба, нижней челюсти. Поэтому при тяжелой спастичности указанных мышц и резком ограничении их движений обычно наблюдаются выраженные нарушения голоса. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата может нарушать возможность вибрации голосовых связок и будет затруднять процесс образования звонких согласных, которые „в этих условиях будут заменяться глухими. Вибрация голосовых связок нарушается также при слабости и паретичности мышц голосового аппарата. Сила голоса в этих условиях становится минимальной. Недостаточность проприоцептивной импульсации от органов нчикуляции, дыхания и голосообразования во всех случаях утя-i гляет нарушения голоса у детей с церебральным параличом. Нарушения голоса у детей с церебральным параличом крайне p.i шообразны. При различных формах дизартрии они носят специфический характер. Однако наиболее часто отмечаются недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в промессе речи), отклонения тембра голоса (глухой, нозализованный, чриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Необходимо отметить, что нарушения голоса у детей с церебральным параличом шачительно усиливаются при выраженности у них позотонических рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом долж-н, 1 начинаться в рефлекс запрещающих позициях. Работа над го-юсом всегда является только одним из звеньев комплексной реабилитации детей с церебральным параличом. Для развития голоса у этих детей могут быть использованы различные содержащиеся в логопедической литературе ортофонические упражнения. Цель этих упражнений — развитие координированной деятельности дыхания, артикуляции и фонации. У детей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом. Работа над голосом всегда начинается с общего расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики. Большое место в логопедической работе занимают круговые движения головой, активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твердой атаке. Упражнение проводится перед зеркалом, под счет. Логопед привлекает внимание ребенка к ощущению поднятой и удерживаемой в этом положении (под счет) нёбной занавески. В качестве подготовительных могут быть исполь-юваны следующие упражнения: —стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движениями при помощи языкового депрессора; —обучение произвольному глотанию. Логопед из глазной — стимуляция кашлеподобных движений и зевания. Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании ее расслабления и напряжения. Например, ребенка просят до окончания зевательного движения произнести звук а и при широко открытом рте перейти от произнесения этого звука к звуку», задерживая воздух во рту под давлением, прежде чем произнести взрывной звук и, привлечь внимание ребенка к ощущению состояния нёбной занавески... Кроме органически обусловленных нарушений голоса, могут наблюдаться различные функциональные наслоения, обусловленные прежде всего общим эмоциональным состоянием ребенка. Хорошо известно, что при волнении дети с церебральным параличом склонны впадать в шепот и в беззвучную речь. Поэтому в процессе речевой коммуникации у детей с церебральным параличом важно создавать эмоционально положительный фон («ситуацию уверенности»). При работе над голосом очень полезно использовать как можно больше совместного с логопедом пения, выразительной декламации. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся попеременно — то шепотом, то громко. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по две гласных.., затем по три.., и, наконец, по четыре... Потом произносятся слоги с постепенным удлинением их цепочек, затем — слова с определенными звуками, на последних этапах — стихотворения, скороговорки; последние произносятся со сменой ударения и убыстрением темпа речи, то шепотом, то громко. Важное значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса. Одним из примеров подобных упражнений может быть счет десятками... с постепенным усилением... и с ослаблением... голоса, а также произнесение букв в алфавитном порядке, чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса. Для развития высоты и тембра голоса большое значение имеют различные логопедические игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т. д. Разыгрываемые детьми, инсценировки помогают также развитию мелодико-интонационной стороны речи, гибкости и модуляции голоса. При подборе речевого материала необходимо учитывать следующие факторы: структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую задачу, а также воспитание нравственно-этических сторон личности. Диартрия у детей с церебральным параличом осложняется налчием многих рефлексов орального автоматизма. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является подавление этих рефлексов. С этой целью ребенку придается соответствующая рефлекс запрещающая позиция. Логопед нежно прикасается к губам ребенка ваткой, другой рукой препятствуя рефлекторному движению губ. Таким же путем гасятся и другие рефлексы. Важно проводить эти упражнения систематически, 2—3 раза в день. Для учащихся эти упражнения должны быть особым видом домашних заданий по логопедии. Особенностью дизартрии у детей с церебральным параличом является не только недостаточность произвольных артикуляцинных движений, но и слабость их кинестетических ощущений.Поэтому во время логопедической работы необходимо руководсвоваться принципом двйгательно-кинестетической стимумуляции. Во время упражнений по развитию артикуляционной моторики внимание ребенка всегда привлекается к возникающим при этом ощущениям (речь идет о кинестетических ощу-пи-ниях). Для развития двйгательно-кинестетической обратной нязи важно ежедневно проводить следующие упражнения: потряхивание верхней и нижней губы, расправление щек (приподнимание их от зубной арки), опускание и поднимание нижней челюсти, помещение языка под нижними и верхними резцами, легкое похлопывание по нёбной занавеске. Вначалe ребенок видит эти движения в находящемся перед ним зеркале. Потом зеркало убирается. Наконец, во время этих упражнений сидит с открытыми глазами. В этом случае уси-шваются возникающие во время упражнений кинестетические ощущения. Кроме того, необходимо тренировать следующие артикуляторно-сенсорные схемы: —двугубная схема. Верхняя и нижняя губы пассивно смыкаются, держиваются в этом положении. Фиксируется внимание на ощущении сомкнутых губ. Затем ребенка просят дуть через г у бы; —губно-зубная схема. Указательным пальцем левой руки логопед приподнимает верхнюю губу ребенка, обнажая его зубы. —провести подробное фонетическое исследование и дать —оценить относительную силу и постоянство фонетических нарушений в различных ситуациях речевого общения; —оценить легкость, с которой неправильное звукопроизношение поддается исправлению; —выраженность неправильного произнесения каждого звука должна быть оценена в зависимости от его позиции в слове (начальная, средняя, конечная); —все нарушения звукопроизношения должны быть оценены по трем основным параметрам: искажение, замена, пропуск звука. Полученные данные полезно сопоставить с общей оценкой тяжести заболевания. При обследовании речи детей с дизартрией чрезвычайно важно определить их способность дифференцировать сходные по звучанию и артикуляции звуки. Ребенку предъявляют серии пар сходных по изучению слогов. Он повторяет эти слоги. В случае нарушения артикуляции ребенок производит то или иное действие, например, поднимает руку или мяч. Затем ребенку предъявляются серии сходных по звучанию слов, например: игла — игра, рак — лак, рожки — ложки. Важно также отметить, как ученики дифференцируют на слух дефектно произносимые звуки. Логопед умышленно делает в некоторых словах те же ошибки, которые допускает ребенок. Ученик (с закрытыми глазами) должен определить, какое слово логопед произнес неверно. Далее ребенку предлагается прочитать слово или назвать картину (в предлагаемом материале содержатся дефектно произносимые звуки). После этого логопед сразу же два раза произносит эти слова: один раз правильно, другой раз с допущенной ребенком ошибкой. Ученика спрашивают, какое из произнесений было похоже на его собственное. Наблюдения показывают, что многие дети с церебральным параличом, достаточно хорошо дифференцируя сходные на слух звуки, испытывают большие затруднения в процессе сравнения своего собственного произношения со стандартным. Поэтому одна из задач логопедической работы состоит в том, чтобы научить ребенка слушать самого себя, сравнивая свое произношение с общепринятым. С этой целью полезно проводить специальные занятия. Во время этих занятий логопед произносит совместно с ребенком ряд звуков. Произносимые ребенком звуки и слова могут быть записаны на магнитофон. Ребенок повторяе: в унисон записанные на магнитофон звуки и слова. Громкость резко усиливается тогда, когда тот или иной звук произносится дефектно. На следующем этапе работы логопед произносит последова-.< -льно несколько звуков, например мм, лл, бб, и спрашивает ребенка: «Как ты думаешь, какие из этих звуков ты произно-н шь неправильно?». Такие упражнения повторяются до тех пор, пока ребенок не научится предусматривать свои ошибки. Затем 1лкие же упражнения выполняются на материале слогов и слов. Кроме того, выполняются традиционные упражнения по дифференциации сходных по звучанию звуков во фразовой речи, «словах, слогах и вне контекста.
|