![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пути преодоления дефектов звукопроизношения
В каждой форме дизартрии мы выделили три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой форме спастической дизартрии экспрессивная речь внятная, лишь с нечетким произношением отдельных звуков, имеются негрубые затрудне ния при переключении в артикуляторном аппарате и отдельные элементы спастичности в различных отделах речедвигательного аппарата. У детей со средней формой спастической дизартрии в экспрессивной речи искажено произношение одной трети звуков речи Даже изолировано эти звуки не могут быть произнесены правильно. Спастичность наблюдается во всех отделах артикуляционного аппарата и в мимической мускулатуре. При тяжелой форме поражения экспрессивная речь невнятная, носит не фразовый характер, а состоит из отдельных слов. Произношение большинства звуков искажено. В процессе речевого акта наблюдаются синкинезии в мимической мускулатуре, а в мускулатуре конечностей увеличивается спастичность. Отмечается высокая спастичность во всех отделах артикуляционного аппарата. У больных с легкой гиперкинетической формой наблюдались элементы гиперкинезов в мягком нёбе и в кончике языка. В артикуляционном аппарате несколько затруднено переключение. Речь у этих больных внятная, но в речевом потоке наблюдается нечеткое произношение отдельных звуков при правильном изолированном их произношении. При средней форме количество гиперкинезов увеличивается, они распространяются на все отделы артикуляционного аппарата и на мимическую мускулатуру. В речевом потоке у этих больных искажено произношение примерно одной трети звуков, что делает их речь трудной для понимания. У больных с тяжелой формой гиперкинетической дизартрии интенсивность гиперкинезов резко возрастает. Речь невнятная, искажены почти все звуки. При попытке к речи возникают ги-перкинезы мимической мускулатуры, а также мускулатуры конечностей и туловища. Для смешанной формы дизартрии характерен комплекс нарушений в экспрессивной речи и артикуляционном аппарате свойственных соответствующим степеням поражения спастической и гиперкинетической форм. Методики логопедической работы определялись клинической картиной — формой дизартрии. Логопед, работая с детьми, страдающими гиперкинезами, строил свои занятия по следующим этапам: 1) развитие слухового контроля за произнесением звуков; 2) подбор позы ребенка, при которой количество гиперкинезов сводилось бы к минимуму; 3) закрепление конечностей для подавления синкинезии; 4) отработка синхронных ритмичных движений в артикуляционом аппарате поэтапно: а) между подачей дыхательной струи и голоса, б) между подачей голосодыхательной струи и движениями языка и губ, т.е. произнесение определенных групп звуков; 5) отработка произношения открытых слогов, закрытых слогов, слов и предложений. При спастической дизартрии структура логопедической работы существенно менялась: 1) воспитание у детей слухового и зрительного контроля при произношении; 2) развитие кинестетического контроля; 3) отработка правильных укладов губ и языка при отсутствии юсоподачи; 4) порядок постановк и корректировки звуков определяется ни ншзацией спастичности, в первую очередь ставятся те звуки, при образовании которых соответствующие отделы языка и губ наименее спастичны. Поэтапность логопедической работы при смешанной форме зависит от выделения ведущего расстройства.... Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. — Л. 1977. Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова
|