![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом
В определении детского церебрального паралича, принятого интернациональной группой исследователей в Оксфорде в 1958 г., отмечается, что это страдание обусловливается заболеванием головного мозга, поражающим те отделы, которые ведают движениями и положениями тела, и обращается внимание на тот факт, что это заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга. Следовательно, речь идет о диффузном поражении головного мозга на ранних этапах его формирования, что может привести к сенсорным и речевым нарушениям у ребенка, спадающего церебральным параличом. Кроме того, наличие двигательных дефектов создает предпосылки для особенностей развития познавательной деятельности детей, так как чувственное познание формируется на основе анализаторной деятельности мозга. Различные формы чувственного познания (ощущение, восприятие и представление) являются основными ступенями или моментами в развитии чувственных знаний человека об объективной действительности. Здоровый ребенок познает окружающий мир посредством всех данных ему природой анализаторов. Как известно... уже на 3—4 месяце жизни он тянется за предметом. Дети с церебральным параличом, у которых имеются парети-ческие явления в руках, обычно испытывают затруднения при взятии предметов. А если к этому присоединяется парез ног, то это еще больше суживает круг предметов, которые они могли бы держать в руках, резко ограничивает их двигательную активность. Таким образом, развитие познавательной деятельности ребенка задерживается. Здоровый младенец уже с 4 мес. старается схватить любой предмет и, кроме ощупывания, потрогать его губами и языком. Следовательно, у него возникают первые ощущения и представния о фактуре, форме, величине, толщине, весе, температуре, вкусе различных предметов. Страдающий церебральным и фаличом получает ничтожную долю этой информации, и соответственно у него задерживается развитие стереогноза, тактильной и температурной чувствительности, а также в словаре не кнут появиться слова, обозначающие эти понятия. Кроме того, нот период нормально развивающийся ребенок получает ка-ггвенно новую информацию о пространстве и времени, ощущает насколько труднее дойти до кухни, чем до дивана, до стола, и какие сложности возникают при спуске по лестнице. Одновременно он начинает познавать направление и ориентироваться среди предметов. Больной ребенок лишен этих впечатлений. Еще И. М. Сеченов отметил, что ходьба является важнейшим втором в формировании восприятия пространства и времени, следовательно, здоровый ребенок в процессе передвижения, пинает улавливать разницу между количеством времени, затрачиваемым на период из одного помещения в другое (переход из комнаты в комнату, прогулка в парк). Гораздо более монотонно течет время у ребенка, прикованного болезнью к кровати. Лодосгаток информации во многом определяет незрелость его аналитико-синтетических связей и недоразвитие пассивного и активного словаря... Нарушения познавательной деятельности. Не случаен тот факт, что почти во всех работах о церебральных параличах можно hi метить интерес к особенностям познавательной деятельности детей, страдающих этим заболеванием. Так, М. О. Гуревич и И. Озерецкий (1935) отметили утрату и западение одних интеллектуальных функций при сохранности других... М. Б. Эйннова, Е. Н. Правдина-Винарская и др. считают, что главным недостатком психического развития детей с церебральным параличом является их неспособность к обобщению. Между тем, Е. О. Кириченко (1962) установила, что у детей с церебральным параличом, крайне ограничен кругозор и запас знаний, наблюдается несоответствие между задержкой развития Функции счета и относительно сохранной способностью к обобщению. Познавательная деятельность, как известно, чрезвычайно сложна Она формируется в результате стереогноза, всех видов восприятия, пространственных представлений, а также и некоторых других сторон психической жизни. О нарушениях стереогноза, в частности при церебральных параличах, впервые упоминает Wem-icke (1874). Он установил, что нарушение стереогностического чувства непропорционально расстройствам других видов кожной чувствительности и может иметь место при полной сохранности последних... В 1964 г. Н. К. Боголепов и К. А. Семенова также установили, что при всех формах церебрального паралича имеет место глубокая задержка развития кинестетического анализатора, что выражается в его не соответствующей возрасту низкой физиологической лабильности и высоких порогах возбудимости. Встречаются литературные указания и на возможность других нарушений познавательной деятельности у таких детей. Так, на дефекты зрительного восприятия при детском церебральном параличе обращает внимание ряд авторов, которые отмечали зрительную агнозию у этих детей..., наблюдали, что дети с церебральным параличом не всегда зрительно правильно узнают предметы различной формы..., плохо различают геометрические формы. Было обращено внимание на взаимосвязь зрительного восприятия формы и нарушения стереогностической функции: расстройство последней не всегда влечет за собой дефекты визуального восприятия формы, но недостаточность зрительного восприятия формы, как правило, сочеталась с астереогнозом. Кроме того, интересным является тот факт, что описанные визуальные расстройства сопровождались нарушением пространственных представлений. Приведенные литературные данные говорят о трудностях, которые возникают при формировании познавательной деятельности больного ребенка, и, следовательно, о необходимости разработки коррекционных мероприятий, направленных на компенсацию этих нарушений. Нарушения речи. Ряд авторов указывали, что при детском церебральном параличе имеют место различные речевые расстройства (М. Я. Брейтман, 1902; М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий, 1935; М. Б. Эйдинова, Е.Н.Правдина-Винарская, 1959; Phelps, 1945; TV. Botta, P. Botta, 1958; Tardien, 1966). При этом обращалось внимание на многообразие речевых дефектов. Так. М. Я. Брейтман (1902) отмечал, что расстройства речи при церебральном параличе представляют разнообразные формы — от незначительных нарушений произношения (медленная, тяжкая речь) до афазии. Наиболее распространенным дефектом речи при этом заболевании является дизартрия. Еще Littlew в 1853 г., описывая внутриутробные и родовые церебральные поражения, отмечал: «мышцы речи также обычно поражены, и расстройства речи к юлюдаются от простой неясности в произношении некоторых букв до полной потери членораздельной речи. Часто речь так же тяжеловесна и замедлена, как и другие волевые акты. Глотание часто затруднено в первые месяцы жизни, и только по истечении долгого времени ребенок научается не давать слюне вытекать изо рта и проглатывает ее». На различные формы проявлений дизартрии при этом заболивании обращают внимание многие авторы. Так, В.А.Муратов 1898) указывал, что дизартрия при церебральном параличе имеет спастический и паретический характер. По существу, это была первая попытка классифицировать дизартрию... С.А.Чугунов1910), Gutzmann (1924) и М.М.Присман (1938) отмечали, что детский церебральный паралич обычно сопровождается гиперкинезами, т.е. описали ту форму дизартрии, которую в настоящее нремя называют гиперкинетический... Таким образом, мы видим, что еще в конце прошлого века предпринимались попытки не только выделить дизартрию или симптомы при церебральном параличе, но и описать ее различные клинические формы. Последующие работы лишь дополняли и углубляли наши представления об этом часто встречающемся симптоме церебрального паралича. В частности, особое внимание было уделено вопросам классификации дизартрии... Наиболее полную и четкую классификацию дизартрии при церебральном параличе предложили М. Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская (1959), выделив следующие формы детского псев-юбульбарного паралича: паралитическую, спастическую, гиперки-петическую, смешанную, рудиментарную или стертую. При этом литоры отметили, что выделение перечисленных форм условно и основано на преобладании того или иного клинического симптома. В литературе отмечается, что у детей с псевдобульбарны-ми нарушениями обычно наблюдаются и дефекты письма. Так, Р E. Левина (1967) показала, что у детей с этими нарушениями речь смазанная, страдают артикуляция и письмо.
Система занятий с детьми дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) Развитие пространственных представлений. 1. Определение основных пространственных (предложных) отношений на конкретных предметах. Ребенок по инструкции переставляет предметы в указанных направлениях.Название основных пространственных отношений на сюжетной картине. 2. Развитие конструктивного праксиса. 3. Развитие пространственных отношений в изобразительной 4. Тренировка памяти на пространственные отношения. Анализ картины по памяти с учетом пространственных взаимоотношений между предметами. Рассказ по памяти о расположении предметов в пространстве... Тренировка следовых проб конструктивного праксиса. 1. Управления по развитию осязания. 1. Тренировка по определе нию фактуры предмета. Узнавание на ощупь фактуры при предварительном показе. 2. Определение фактуры и форм реальных предметов без предварительного показа. 3. Дифференцировка на ощупь различных геометрических тел: а) одинаковой формы, но разной толщины (плоские и объемные); б) одинаковой формы и толщины, но разной величины (большие и маленькие); в) одинаковой величины и толщины, но разной формы... Развитие этой способности формируется поэтапно: I этап — узнавание объемных фигур на ощупь после предварительного зрительного ознакомления с фигурой; II этап — узнавание объемных фигур одинаковой фактуры IIIэтап — узнавание плоских фигур одинаковой фактуры после зрительного ознакомления; IV этап — узнавание плоских фигур на ощупь без показа; V этап — узнавание фигур на ощупь одинаковой формы, но VI этап — узнавание формы и фактуры предмета на ощупь VII этап — различение предметов одинаковой формы и фактуры по величине на ощупь... Развитие временных представлений. 1. Определение последо вательности времени года, уточнение на картинках и при словесном описании отличительных признаков каждого сезона. 2. Последовательность периодов суток, разбор на режимных 3. Отработка понятий «старше — младше». Для формирования обобщений проводятся упражнения по развитию обобщения методом исключения (игра «Четвертый лишний»). I этап — перед ребенком раскладываются 4 предмета, объединенные между собой определенными свойствами. II этап — исключение лишних предметов по картине. Для развития понимания причинно-следственных отношений используется игра — отгадывание... В процессе игры формируются самостоятельные наблюдения и определенные понятия о предметах, раскрываются причинно-следственные связи. Как показали многолетние наблюдения, предложенные методы коррекции позволяют значительно развить несформированные функции и подготовить ребенка к восприятию программы общеобразовательной школы.
|