Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Все артикуляционные упражнения проводятся под счет логопеда.
Движения нижней челюсти. Открывание и закрывание рта; удерживание то открытым, закрытым (при закрывании рта следует следить з.. тем, чтобы оно происходило симметрично). Для получения свободного и в полном объеме закрытия рта и длительной фиксации его используют жевательные движения; через зрительный зеркальный контроль эти движения переходят затем в план произвольных движений. Выдергивание закушенной чистой марлевой салфетки, ощупывание движения головки нижней челюсти в суставе способствует усилению напряжения мышц, большей силе данного движения. Звуки, в артикуляцию которых входит это движение, следующие: э, и, т, с, ш, л, р. Движения губ. Под счет производится поочередно оскал зубов (от улыбки) и вытягивание хоботком (от сосательного движения губ). В качестве механической помощи для движения оскала можно употребить оттягивание пальцами уголков губ. Для крепления губ можно рекомендовать удержание губами бумажных трубок различного диаметра (все уменьшающегося), круг-юй каучуковой палочки, зонда. Звуки, в артикуляцию которых иходят движения вытягивания губ хоботком, — а, о, у; для движения оскала — а, э, и. Дальнейшим усложнением этих движений будут: а) оскал при открытом рте — звуки л, р; б) раздельное поднимание верхней губы, опускание нижней губы (вначале пальцем фиксируем неподвижность другой губы) звуки ф, в; в) выдвигание губ рупором; это трудное движение, которое Движения языка. 1. Вперед — назад. Вначале логопед чистой марлевой салфеткой захватывает кончик языка и несколько раз производит движения; эти движения входят в звуки а, с, у, ы. 2. Прикусывание высунутого языка (следить за выдвиганием 3. Движения языка вправо-влево, касаясь кончиком языка уголков губ, с преимуществом упражнением пораженной стороны. Это движение вырабатывается с трудом, сначала удается только с механической помощью. В речевой артикуляции это движение не применяется, но оно имеет большое значение для акта жевания и служит подсобным упражнением для развития кончика языка. 4. Поднятие языка за верхние зубы. В результате причмокивания губ, выдвигания языка вперед и последующего механического отодвигания губ получается прищелкивание спинки языка о верхние зубы. Затем логопед шпателем отодвигает кончик языка вглубь и добивается прищелкивания языка у альвеол верхних Приведенные примеры дают представление о последовательности и сложности этой работы При открытой гнусавости некоторые методисты активизируют нёбную занавеску при помощи отрывистого громкого произнесения гласных; при псевдобульбарной дизартрии это упражнение оказывается трудным изгза вялости всей артикуляции и особенно языка. При псевдобульбарной дизартрии легче всего выработать проторные звуки ф, в. Автомагизация звуков легче удается в обратных слогах, а при переходе к прямым слогам в смягченных слогах (с гласными и, е, я, ю), а не в твердых. Конечно, большую трудность при псевдобульбарной дизартрии представляет постановка самого сложного звука — р. Автоматизация поставленных звуков в речи требует также длительных сроков работы. На основании всего изложенного видно, что работа с ребенком, страдающим псевдобульбарной дизартрией, требует и от логопеда и от ребенка много терпения, настойчивости и времени. Упражнения должны проводиться длительно и систематически, они легко могут надоесть ребенку, поэтому от логопеда требуется много умения и гакта, чтобы заставить ребенка их производить, а кроме того, много изобретательности, чтобы варьировать форму их преподнесения. Одной из таких форм являются подвижные и настольные игры... Закрепление необходимых навыков происходит под контролем родителей, воспитателя, педагога в процессе разнообразной деятельности (игра, учение, труд и т. д.). Так, в частности, происходит овладение навыком следить за своей собственной речью. Чем больший контакт логопед сумеет установить с названными лицами, тем эффективнее окажется его работа. Псевдобульбарная дизартрия может иметь у детей разную степень выраженности. Логопед должен учитывать степень поражения, возрастные особенности детей. Используемый речевой материал, приемы работы, предлагаемый темп должны соответствовать индивидуальным особенностям детей. В результате систематических занятий ребенок-дизартрик может быть включен в процесс полного общения с окружающими. Таким образом, методика логопедической работы при каждой специфической форме дизартрии должна соответствовать патогенезу двигательных расстройств, i. e она должна быть патогенетически обоснованной. Естественно, это методическое требование может быть осуществлено только при достаточной дифференциально-диагностической квалификации данного случая дизартрии. Кроме того, в логопедической методике должны быть отражены индивидуальные особенности той или иной формы дизартрии у данного больного. Для этого, в частности, необходим анализ первичных и вторичных расстройств произношения. Вторичные расстройства часто не требуют специального внимания логопеда, они устраняются сами собой по мере преодоления пер-иичных расстройств; так, например, неплавность речи у больного с кинестетической апраксической дизартрией исчезает при восстановлении навыков артикуляторного праксиса. Оглушение шонких согласных у больного с кинетической апраксической щзартрией исчезает, как только будет ликвидирована напряженность артикуляции больного и пр. Наконец, методика логопедической работы значительно видоизменяется в зависимости от возраста больного вообще и в (ависимости от возраста, в котором дизартрия у ребенка возникла. Чем раньше в жизни ребенка возникла дизартрия, тем больше в клинической картине симптомы первичной двигательной недостаточности начинают сопровождаться симптомами системного недоразвития речи в целом. Соответственно логопедическая методика становится все более многоплановой, направленной, например, не только на тренировку парализованной речевой мускулатуры, но и на выработку и автоматизацию навыков артикуляции, воспитание фонематического анализа слов, обогащение словаря и пр. Точно так же методика логопедической работы осложняется с возрастанием распространенности поражения мозга и, следовательно, с усложнением патогенеза. Для того, чтобы и в этих условиях логопедическая методика была патогенетически обоснованной, необходимо видеть в сложной клинической картине ее принципиальные компоненты. А для этого нужно знать, как выглядят эти компоненты и какие приемы логопедической работы этим чистым формам дизартрии соответствуют. Было отмечено, что наиболее частая в логопедической практике «псевдобульбарная дизартрия» у детей с неврологической точки зрения имеет более сложный патогенез, чем при чистой псевдобульбарной дизартрии. Соответственно и методика в этих случаях должна быть более комплексной, направленной на преодоление не только центральных спастических параличей в речевом аппарате, но и подкорковых дистоний и гиперкинезов, апраксических явлений и, как правило, симптомов системного недоразвития речи. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973. — С. 91—149.07- Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская
|