![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа коррекционной работы
в подготовительном — третьем классе специальных школ для учащихся, страдающих церебральным параличом Первые годы функционирования школ для детей с церебраль-ммм параличом показали, что учащиеся, страдающие этим забо-юванием, встречаются с серьезными трудностями при овладении программным материалом, причем эти затруднения качественно отличаются от тех, с которыми сталкиваются здоро-иые дети. В основу восстановительной работы были положены следующие принципы: 1) соблюдение последовательного стадийного развития процессов познавательной деятельности, наблюдаемого в онтогенезе; 2) опора на комплексную работу анализаторных систем, так 3) использование в процессе занятий сохранной или уже восстановленной функции; 4) словесный анализ предметов, явлений и действий. Предлагаемая коррекционная программа рассчитана на 4 года начальной школы подготовительный класс, 1, 2 и 3). Данная программа по коррекции нарушенных функций у детей с церебральными параличами включает следующие разделы: 1) развитие зрительного восприятия формы и цвета; 2) коррекция пространственных представлений; 3) компенсация временных представлений; 4) воспитание фонематического слуха и анализа; 5) обучение способности к обобщениям и дифференцировкам В каждом разделе выделяются: название темы, содержание работы, виды коррекции, знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся при прохождении данной темы. В подготовительном классе учащихся следует научить дифференцировать основные цвета спектра и их оттенки и подбирать идентичные геометрические фигуры.., учитывая признак формы, цвета, величины. В 1-ом классе дети должны дифференцировать эти фигуры и различные типы многоугольников и различать тела по принципу объемности. Во 2-ом классе приводится анализ различий при сопоставлении по признаку величины и объемности и занятия по построению различных геометрических фигур. В 3-ем классе у учащихся вырабатывается умение построить с помощью линейки и угольника четырехугольник и углы различного типа. При развитии пространственных представлений в подготовительном классе обращается внимание на умение ученика ориентироваться в схеме собственного тела и напротив сидящего, на способность правильно соотносить предметы в окружающем пространстве. Большое внимание уделяется развитию конструктивного прак-сиса и тренировке памяти на пространственные представления. В 1-ом классе продолжается работа по развитию конструктивного праксиса и тренировки памяти на пространственные представления; кроме того, уделяется внимание синтезированию целого из частей и устному описанию различных планов и схем пути. Во 2-ом классе проводятся упражнения по развитию конструктивного праксиса и конструированию. В 3-ем классе — черчение различных планов и схем пути. В тему «Временные представления» в подготовительном классе входит уточнение и расширение представлений о временах года, времени суток, их признаках и порядке следования. Учат определять на циферблате время (только круглый час). В 1-ом классе дети должны уметь узнавать время на циферблате... и правильно соотносить общественные события с фактами своей биографии и жизни родителей. Во 2-ом классе требуется умение определять на циферблате время с точностью до минут, секунд; дается представление о веке — столетии. В 3-ем классе при занятиях по этой схеме перед учениками ставится задача: уметь определять временную последовательность при чтении статей по истории. В разделе «Развитие фонематического слуха и анализа» программа подготовительного класса построена таким образом, чтобы подготовить ребенка к овладению навыками письма и чтения, особое внимание уделяется анализу предложения, слова, слога и выделению звука. Коррекционная работа начинается с развития фонематического слуха, проводится целый ряд упражнений по выделению и дифференцировке звуковых параллелей на слух: гласные-согласные, шипящие-свистящие, звонкие-глухие. В 1-ом классе продолжается анализ предложений, слов и слогов, а также обращается внимание на выделение ударного слога п па интонационное оформление предложений в зависимости от и ч типа. Работа по развитию речи проводится на всех уроках, на уроках s оррекции особое внимание уделяется расширению пассивного и иниивного словаря, умению определить логические связи, пониманию фраз с переносным смыслом, составлению рассказа. В подготовительном классе уделяется внимание развитию на-иыков обобщения, дифференцирования и расширению словари, связанного с пространственными и временными пред ставне ниями. В 1-ом классе выполняются упражнения по определению тгических связей в прочитанном тексте, анализируется смысл пословиц и поговорок, подбираются оценочные эпитеты к указанным предметам и явлениям и проводятся творческие работы. Во 2-ом классе идет обогащение словаря, связанного с эмоциональным состоянием людей и явлениями природы... Новым видом работы является знакомство с многозначностью слов: синонимы, омонимы, антонимы и знакомство с образными выражениями, метафорами, а также различение жанров (проза и сти-чи, сказка и рассказ). В 3-ем классе проводится также много творческих работ (опи-шние виденного или слышанного, самостоятельное придумывание сказок, рассказов на заданную тему). Проведение коррекционной работы по этой программе по-шоляет скомпенсировать нарушенные процессы познавательной деятельности у детей с церебральным параличом и дает возможность учащимся успешно овладеть учебным материалом...
|