![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторный анализ направленности и интенсивности связей между содержательными параметрами отношений к другому у субъектов общения
Второй тип структуры отношений назван принимающе-добро-желатвльно-подчиняющимся, так как в него с высоким положительным факторным весом вошли отношения подчинения (0, 70), эмоциональной близости (0, 61), доверия (0, 60) и принятия (0, 68), а с высоким отрицательным факторным весом — подозрительность (— 0, 47) и враждебность (— 0, 40). Данная структура отношений соответствует теоретической модели структуры отношений субъекта незатрудненного общения: интенсивная прямо пропорциональная взаимосвязь между отношениями с положительным знаком, расположенными в координатах «позиция», «дистанция», «валентность». Следовательно, студенты, имеющие высокий факторный вес по этому показателю, являются субъектами незатрудненного общения. Третий тип структуры отношений назван доминантно-подозрительно-заинтересованным с тенденцией к доброжелательности, так как в него с высоким положительным факторным весом вошли отношения доминирования (0, 54), заинтересованности (включенности в социальный контекст — 0, 78), подозрительности (0, 30), а также принятия (0, 25) и доброжелательности (0, 31). Данная структура обозначена как амбивалентная, так как в нее с большим факторным весом вошли отношения, составляющие теоретическую модель структуры отношений субъекта как затрудненного общения, так и незатрудненного: интенсивная прямолинейная связь между отношениями с положительным и отрицательным знаками, расположенными в координатах «позиция», «дистанция», «валентность». Чтобы определить, какой тип структуры отношений характерен для каждого студента (в данном исследовании) и какова выраженность отношений к другому внутри каждого типа, можно использовать показатель интенсивности вклада участника исследования в организацию полученных факторов. Для определения данного показателя можно применить процедуру квартелирова-ния значений факторного веса совокупного показателя выраженности отношений к другому внутри каждого фактора. С помощью такой процедуры устанавливаются участники исследования, у которых значения факторного веса совокупного показателя выраженности отношений к другому вошли в верхний квартель. В случае, когда значения факторного веса, относящиеся к разным показателям, попадают в верхний квартиль, из возможных вариантов выбирается тот, значение которого выше. Процедура квартелирования позволяет объединить участников исследования в группы в соответствии с их вкладом в организацию каждого из трех факторов или типов структур отношений. Данные, приведенные в табл. 2, свидетельствуют о том, что в группу субъектов общения с доминантно-манипулятивно-враждебным ти- пом структуры отношений вошли студенты как мужского (43 выборки испытуемых-мужчин), так и женского пола (32 % от выборки испытуемых-женщин). Таблица 2 Распределение участников исследования (студентов) в соответствии с типом структуры отношений к другому (%)
Дополнительный, качественный анализ структуры отношений этой группы студентов раскрывает иерархию отношений. Так, на первом месте у них находятся отношения манипулирования, подозрительности, агрессивности, на втором — отношения доминирования, враждебности, недоверия и только на третьем месте — отношения принятия, доброжелательности. Вторую группу участников исследования составили студенты с принимающе-доброжелательно-подчиняющимся типом структуры отношений. В ней 20 % студентов мужского пола и 51 % женского. На первом месте у испытуемых находятся отношения принятия, эмоциональной близости, подчинения, на втором — отношения доверия и доброжелательности и только на третьем месте, с минимальной степенью выраженности, — отношения подозрительности и враждебности. В третью группу студентов с доминантно-подозрительно-заинтересованным типом структуры отношений с тенденцией к доброжелательности вошли 37 % мужчин и 17 % женщин. Анализ степени выраженности отношений к другому, свойственной данной группе участников исследования, показал, что у них на первом месте находятся отношения доминирования, заинтересованности, а на втором — отношения подозрительности и принятия. Третье место в структуре их отношений занимают доброжелательность и доверие. На основе полученных данных можно заключить, что, во-первых, манипулятивно-доминантно-враждебный тип структуры отношений практически в равной степени представлен у студентов мужского пола, так и женского; во-вторых, принимающий-доброжелательно-подчиняющийся тип структуры отношений с тенденцией к доверию в большей степени присущ субъектам общения женского пола; в-третьих, доминантно-подозрительно-заинтересованный тип структуры отношений с тенденцией к доброжелательности преобладает у мужчин. Для определения социально-психологического статуса студентов со структурой отношений, свойственной субъектам затрудненного и незатрудненного общения, и выяснения того, создают ли они в реальном общении трения, сбои, применяется социометрическая процедура. В результате обработки данных социометрического исследования каждый его участник получает совокупную групповую оценку по критерию «субъект затрудненного—незатрудненного общения». Оценка устанавливается на основе подсчета разницы выборов конкретного члена группы другими в качестве субъекта затрудненного и незатрудненного общения. Итоговые показатели групповых оценок подвергаются процедуре квартелирования с тем, чтобы выделить участников исследования, имеющих наиболее высокие показатели групповой оценки по показателям «субъект затрудненного и незатрудненного общения». Таким образом, участникам исследования, чьи показатели групповых оценок по параметру «субъект затрудненного общения» вошли в верхний квартель, присваивается статус субъектов затрудненного общения в группе. Участникам исследования, чьи показатели групповых оценок по параметру «субъект незатрудненного общения» вошли в верхний квартель, определяется статус субъектов незатрудненного общения в группе. Невыраженный статус субъектов затрудненного — незатрудненного общения получают те испытуемые, чьи показатели групповых оценок по параметрам «субъект затрудненного общения» и «субъект незатрудненного общения» не вошли в верхний квартель. Это студенты, получившие небольшое количество выборов по заданным критериям или вообще не выбранные ни по одному из критериев. Как видно из табл. 3, групповая оценка студентов с доминант-но-манипулятивно-враждебным типом отношений совпадает с их статусом в группе в качестве субъектов затрудненного общения либо эти студенты имеют недифференцированный статус, т. е. группа в отношении их занимает отчужденную позицию. Участники исследования, имеющие принимающе-доброжела-тельно-подчиняющийся тип структуры отношений, оцениваются группой в качестве субъектов незатрудненного общения, причем женщины получают данный статус в два раза чаще, чем мужчины. Только мужчинам с таким типом структуры отношений присваивается статус субъекта затрудненного общения. Таблица 3 Распределение показателей групповых оценок социально-психологического статуса участников исследования как субъектов затрудненного—незатрудненного общения (%)
Только женщины, имеющие доминантно-подозрительно-заин-тересованный тип структуры отношений, воспринимаются группой как субъекты затрудненного общения. Мужчины с данным типом структуры отношений в два раза чаще, чем женщины, получают статус субъектов незатрудненного общения в группе. Итак, индивид, независимо от его половой принадлежности, будет выступать субъектом затрудненного общения, если он манипулирует партнером, относится к нему враждебно и подозрительно. Женщина будет оцениваться как субъект незатрудненного общения, если она стремится к эмоциональной близости с партнером, подчиняется ему и принимает его. Мужчина с подобным типом отношений будет восприниматься как субъект затрудненного общении. Если же он стремится доминировать в общении, выражает заинтересованность, подозрительность в адрес другого и при этом стремится к доброжелательности, то считается субъектом незатрудненного общения. Таким образом, представленные в этом примере результаты исследования отношений субъектов общения указывают на адекватность набора шкал и опросников, на их прогностические возможности относительно определения личности в качестве субъекта затрудненного и незатрудненного общения, ее реального поведения в ситуациях группового и межличностного общения.
|