Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паттернов ролевого поведения представителей различных этнических групп






В современной психологии отмечается важная роль типичных форм поведения (нормы, паттерны, стереотипы) в регуляции социальных, социально-психологических процессов, происходящих в обществе. Различные группы нацелены на создание институтов, пропаганди­рующих определенные качества личности и способы их выражения, в том числе невербальные, экспрессивные, соответствующие образу жизнедеятельности этих групп, социальных страт. Невербальные пат­терны ролевого поведения, т. е. устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие одно ролевое поведение от другого, выпол­няют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функ­цию демонстрации отношения к самому себе, принятия себя в дан­ной роли и ожидания определенного поведения от других.

По результатам многочисленных работ, выполненных как в русле межкультурных, так и кросскультурных подходов к изучению пат­тернов невербального поведения, можно заключить, что структура невербального паттерна состоит из взаимосвязанных индивидных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными и межкультурными. Невербальные паттерны ролевого поведения, с одной стороны, заданы и ограничены рамками социальной, этни­ческой группы, а с другой — в них входят совокупности элементов, которые имеют межкультурный, межэтнический, межролевой ста­тус. Поэтому элементы невербального поведения, имеющие различ­ное происхождение, отличаются мерой динамичности—устойчиво­сти, мерой толерантности относительно внешних и внутренних воз­действий. К сделанным выводам следует добавить, что трактовка пат­тернов невербального поведения в направлении заданных культур­ных, этнических, социальных ориентиров будет определяться тем, насколько оно включено в качестве социального регулятора во вза­имодействие людей, есть ли у партнеров социокультурная, статус­но-ролевая, полоролевая доминанта — ожидание.

В соответствии с культурной, этнической, социальной, груп­повой принадлежностью складываются, в первую очередь, пат­терны половозрастного и статусно-ролевого поведения. Поэтому они являются наиболее устойчивыми образованиями в структуре поведения человека, выполняющими важные социокультурные и

социально-психологические функции. В этой связи к ним посто­янно обращаются имиджиологи, специалисты по созданию обра­за человека, конфликтологи и т.д.

Цель данного исследования — провести сравнительное изуче­ние представлений о невербальных паттернах ролевого поведения и рассмотреть представления о невербальных паттернах трех роле­вых позиций: «коллега», «ученик», «родственник». Выбранные со­циальные роли охватывают широкий круг отношений и обнару­живают себя в различных ситуациях взаимодействия.

На основании данных, полученных в психологии невербального общения, нами сформулировано предположение, что в каждой эт­нической группе представления о невербальных паттернах ролевого поведения включают совокупность элементов, относящихся к раз­личным структурам невербального поведения. Под влиянием этно-ролевого фактора изменяются некоторые элементы невербальных паттернов (рисунок поведения), психологические нюансы, но оста­ется неизменной совокупность элементов, принятых для выраже­ния ролевой позиции в межэтническом пространстве общения.

В эксперименте приняли участие учителя сельских и городских школ Кабардино-Балкарии (балкарцы, кабардинцы, русские) в воз­расте от 19 до 55 лет, женщины, всего 300 человек (сбор данных был осуществлен М.Т. Ногеровой). Все этнические группы имели рав­ный количественный состав и соотношение участников исследова­ния по возрастному критерию. Каждый из учителей в исследовании принимал участие трижды, так как изменялась ролевая позиция предполагаемого партнера. Во время встреч он давал ответы на воп­росы методики «Невербальные характеристики общения». Всякий раз участнику исследования предлагалась одна из ролевых позиций.

Собранные с помощью вышеприведенной методики серии дан­ных (на «коллегу», «ученика», «родственника») обрабатывались по программе «описательных статистик» и математической про­цедуре ANOVA (двухфакторный дисперсионный анализ Фридма­на), с помощью процедуры знаковых рангов Уилкоксона.

Результаты исследования. На основе частотного анализа ответов участников исследования получены невербальные паттерны роле­вого поведения «коллеги», «ученика», «родственника». Эти данные свидетельствуют о том, что частота выбора элементов невербаль­ного поведения зависит от ролевой позиции партнера, что струк­тура паттернов невербального поведения изменяется в соответствии с теми представлениями-ожиданиями, которые соответствуют оп­ределенным статусно-ролевым характеристикам партнера. Невер­бальные паттерны ролевого поведения «коллеги», «ученика», «род­ственника», составленные представителями различных этнических групп (балкарцы, кабардинцы, русские), сравнивались между со­бой с помощью Z-критерия Уилкоксона. В результате математиче-

ского анализа частот выбора характеристик невербального поведе-ния для определенных ролевых позиций представителями различ­ных этнических групп были получены данные, свидетельствующие о существовании значимых различий. Математические расчеты по­казали, что во всех этнических группах существуют значимые раз­личия в частотах выбора характеристик невербального поведения для определенных ролевых позиций.

Обратимся к анализу ролевых паттернов невербального поведе­ния, обнаруженных в различных этнических группах. В табл. 1 вклю­чены те элементы невербального поведения, частота выбора кото­рых соответствует верхнему квартилю в суммарных статистиках, рассчитанных для каждой этнической группы по всем ролевым по­зициям. Это означает, что от 75 до 100 % участников исследования, принадлежащих к различным этническим группам, выбрали имен­но эти элементы, описывая паттерны невербального поведения. Как видно из табл. 1, во всех этнических группах большинство из участников исследования апеллировали к тем элементам не­вербального поведения, которые в своей совокупности демонст­рируют уважительное отношение к другому человеку. Заслуживает внимания также и тот факт, что участники исследования, неза­висимо от их этнической принадлежности, четко представляют проксемические компоненты паттерна ролевого поведения.

Невербальный паттерн ролевого поведения «коллеги» — это со­четание проксемических компонентов общения, отсутствие всех видов прикосновений к партнеру, умеренная функциональная (па-ралингвистическая) жестикуляция. Комплекс элементов невербаль­ного поведения сообщает полученному паттерну его основной пси­хологический смысл: уважение к партнеру, сдержанность в обще­нии, внимание к собеседнику, отсутствие яркого проявления как чувства симпатии, так и антипатии (эмоциональный нейтралитет). В группе «балкарцы» наряду с теми элементами невербального поведения, которые выделены представителями всех этнических групп, включены в паттерн невербального поведения «коллеги» некоторые характеристики позы, что придает данному паттерну дополнительный психологический смысл — «коллега» выглядит сдержанным, скромным и гордым.

В паттерне невербального поведения «коллеги», составленном кабардинцами, имеется также ряд элементов (характеристики позы, темп речи), которые отличают их представления о невер­бальном поведении коллеги от представлений балкарцев и рус­ских. Элементы невербального поведения, которые выделены толь­ко группой «кабардинцы», придают ролевому паттерну невербаль­ного поведения дополнительный психологический смысл: «кол­лега» выглядит более раскованным, доброжелательным, располо­женным к партнеру, чем в представлениях группы «балкарцы».

Типичные ролевые паттерны невербального поведения в различных этнических группах

Таблица V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подструк­туры НП № эле­мента Элементы невербального поведения (НП) Ролевые паттерны невербального поведения
Коллега Ученик Родственник
Балкар­цы Кабар­динцы Рус­ские Балкар­цы Кабар­динцы Рус­ские Балкар­цы Кабар­динцы Рус­ские
!                      
ТАКЕ-СИКА   Брать за руки             + +  
  Обнимать             + + +
  Целовать               +  
ВЗГЛЯД   Смотреть в глаза + + + + + + + + +
  Смотреть в лицо + + + + + + + + +
  Смотреть пристально         + +      
  Скользить взглядом по другому человеку   +              
ПОЗА   Сидеть, слегка наклонившись вперед   +     +        
  Сидеть, положив руки перед собой + +   +   +      
  Расслабленная поза   + +       + + +
  Наклонять голову в сторону     +     +     +
  Приподнять голову вверх +       +        

Продолжение таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              К        
ЖЕСТЫ   Использовать жесты, подчеркивающие слова + + + + + + + + +
  Использовать жесты для описания предметов + + + + + + + + +
  Брать под руки             + + +
МИМИ­КА   Выражать радость + + + + + + +   +
  Выражать гнев           +      
  Выражать удивление + + + + + + + +  
  Выражать страдание   + +       + + +
  Выражать восхищение + + + + + + + + +
  Выражать л юбовь + +   + +   + + +
ЭКСТРА-ЛИНГ- вис- ТИКА   Говорить быстро   +              
  Говорить медленно   +     + +   +  
  Говорить громко         +        
  Смеяться + + + +   + + + +
    Сидеть близко, лицом к лицу + + + + + + + + +
        Окончание таблицы  
                         
ПРОК-СЕМИ­КА   Сидетьлицом к лицу наискосок друг от друга + + + + + + + + +  
  Сидетьлицом к лицу под прямым углом друг к другу + + + + + + + + +  
  Сидеть, поперпувлица в одну сторону + + + + +          
  Находиться на таком расстоянии, чтобы, вытянув руки по направлению друг к другу, можно было слегка прикоснуться + +                
  Находиться на расстоя­нии двух вытянутых рук         + +        
  Расстояние немного больше одной вытяну­той руки +   + +   +        
  Находиться на расстоя­нии одной вытянутой руки +   +              
  Находиться на расстоя­нии одного локтя +         + +      
М Объем паттерна невер­бального поведения                    
                                               

Такие же элементы невербального поведения, как и в группе «кабардинцы», включены группой «русские» в ролевой паттерн поведения «коллеги». Наряду с этими признаками в него вошли те, которые характерны для группы «балкарцы». Совокупность эле­ментов невербального паттерна поведения «коллеги», получен­ных в группе «русские», указывает на его промежуточное положе­ние между паттернами, составленными группами «кабардинцы» и «балкарцы». Следовательно, и поле психологических значений паттерна невербального поведения «коллеги» придает ему иной психологический смысл, отражает другие ожидания. С точки зре­ния «русских», невербальный паттерн ролевого поведения «кол­леги» должен создавать впечатление о нем как о внимательном человеке, уважающем других, проявляющем интерес к собесед­нику и, одновременно, выражающем самые разнообразные чув­ства, демонстрирующем искренность и раскованность, но все-таки соблюдающем дистанцию.

Рассмотрим представления о невербальных паттернах поведе­ния «ученика» (см. табл. 1). С точки зрения большинства членов группы «балкарцы», ученик может включать в свое поведение следующие элементы: смотреть в глаза; смотреть в лицо; сидеть, положив руки перед собой; использовать жесты, чтобы подчерк­нуть сказанное и описать предметы; выражать радость, удивле­ние, восхищение, любовь; смеяться; использовать различный угол ориентации по направлению к партнеру или от него; находиться на расстоянии одной-двух вытянутых рук. В группе «кабардинцы» кроме перечисленных элементов невербального поведения отме­чаются следующие: смотреть пристально (имеется в виду — вни­мательно); приподнять голову вверх (видимо, смотреть на учите­ля); говорить медленно и громко; сидеть, слегка наклонившись вперед. Однако большинство участников исследования, принад­лежащих к группе «кабардинцы», не включают в паттерн невер­бального поведения ученика такой элемент, как смех. Представ­ления «русских» о невербальном поведении ученика, с одной стороны, включают большинство из тех элементов, которые вве­дены в паттерн невербального поведения «ученика» в группах «балкарцы» и «кабардинцы», а с другой — имеются элементы, которые придают паттерну невербального поведения «ученика» дополнительный психологический смысл: ученик может выра­жать гнев, но ему не обязательно смотреть на учителя и демонст­рировать любовь.

Таким образом, если сравнить паттерны невербального по­ведения «ученика», составленные в каждой этнической группе, то можно сделать вывод о том, что они включают те элементы, которые свидетельствуют о внимательном отношении и входят в неписаные правила «хорошего» поведения. Большинство учителей, принадлежащих к различным этническим группам, не включили в невербальный паттерн поведения «ученика» такое выражение лица, как страдание. «Ученик» может демонстриро­вать радость, удивление, восхищение, любовь, но только не страдание. По мнению большинства участников исследования, он также не должен смеяться. Наиболее требовательной к пове­дению ученика выглядит группа «кабардинцы». В ней чаще, чем в других группах, фиксируются движения, свидетельствующие о внимании, уважении и любви. За ней по данному критерию следует группа «балкарцы» и замыкает этот ряд группа «рус­ские». Невербальный паттерн ролевого поведения, составлен­ный данной группой и отражающий ожидания русских учите­лей относительно поведения ученика, свидетельствует о том, что ученику «разрешено» гневаться и от него не «требуется» проявления любви.

Первое, что необходимо отметить, сравнивая невербальные паттерны поведения «родственника», полученные в различных этнических группах, так это то, что они существенно отличают­ся по своему психологическому смыслу от паттернов поведения «коллеги» и «ученика». В паттерны поведения «родственника» вошли элементы, относящиеся к такесической структуре невер­бального поведения, которые свидетельствуют о дружеских, до­верительных отношениях. Второе: паттерны невербального пове­дения «родственника», созданные в различных этнических груп­пах, не столько отличаются психологическими значениями эле­ментов, образующих их, сколько формой проявления родствен­ных чувств. В представлениях балкарцев «родственник» проявляет свои чувства более сдержанно, чем в представлениях кабардин­цев, которые включают в репертуар невербального поведения поцелуй.

Таким образом, исходя из данных, приведенных в табл. 1, и выполненного сравнительного анализа паттернов невербально­го поведения, созданных каждой этнической группой, можно сделать предварительный вывод: статистически зафиксирован­ные значимые различия в паттернах невербального поведения между этническими группами возникают за счет предпочтений в выборе тех или иных элементов невербального поведения, относящихся к одной и той же подструктуре и имеющих иден­тичный психологический смысл, но отличающихся «внешним рисунком». Эти предпочтения в выборе элементов невербаль­ного поведения говорят о том, что в каждой этнической группе существуют типичные представления о невербальном реперту­аре поведения партнера, о способах выражения своей ролевой позиции и соответствующей ей системы отношений. Описан­ный невербальный репертуар поведения отличается «рисунком» движений, способом и интенсивностью выражения отношений и чувств.

Чтобы удостовериться в справедливости сделанных выводов, обратимся к сравнительному анализу частот выбора элементов невербального поведения, которые входят в нижний квартиль, отмеченный в суммарных статистиках, рассчитанных для каждой этнической группы.

В табл. 2 приведены элементы невербального поведения, кото­рые выбраны в качестве характерных для определенного ролевого поведения менее чем 25% участников, принадлежащих к различ­ным этническим группам. Исходя из того, что частота выбора эле­ментов невербального поведения, представленных в таблице, яв­ляется существенной для изучаемых групп, но не типичной, на­зовем паттерны невербального поведения, состоящие из них, «не­типичными» для изучаемых этнических групп.

Представители изучаемых этнических групп с завидным по­стоянством не включают в паттерн невербального поведения «кол­леги» такие элементы поведения, как класть руки на плечи и шею партнера, скользить глазами по телу партнера, иметь напряжен­ную позу, втягивать голову в плечи, сжимать руки в кулаки, вы­ражать страх, сидеть спиной к партнеру или, наоборот, очень близ­ко лицом к лицу. Не трудно заметить, что именно эти параметры невербального поведения рассматриваются большинством авто­ров как нежелательные для использования в общении, как комп­лексы проксемико-кинесических элементов поведения, затрудня­ющих деловую коммуникацию.

Учителя, принявшие участие в исследовании, единодушно считают, что в паттерн невербального поведения ученика не дол­жны входить следующие элементы: класть руки на плечи, шею; отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера; си­деть, скрестив руки на груди и забросив ногу на ногу; втягивать голову в плечи; держать руки в карманах; прикасаться к различ­ным частям лица; потирать лицо и другие части тела; держать руки на бедрах; брать под руку; сидеть спиной к партнеру или очень близко лицом к лицу. Совокупность нежелательных для демонстрации «учеником» элементов невербального поведения несколько отличается от «нежелательного» паттерна невербаль­ного поведения «коллеги». Имеющиеся различия касаются уве­личения «запретов» на использование в общении с учителем та-кесических элементов, ряда жестов и некоторых видов контакта глаз. Думается, так как участниками исследования были учите­ля, то вполне вероятно, что единогласно отмеченные ими «не­желательные» для общения ученика элементы невербального поведения отражают поведенческие запреты во взаимодействии ученика с учителем.

«Нетипичные» ролевые паттерны невербального поведения в различных этнических группах

Табл и ца 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подструк­туры НП № эле­мента Элементы невербального поведения Ролевые паттерны невербального поведения
Коллега Ученик Родственник
Балкар­цы Кабар­динцы Рус­ские Балкар­цы Кабар­динцы Рус­ские Балкар­цы Кабар­динцы Рус­ские
                       
ТАКЕ-СИКА   Целовать + + + +   +      
  Класть руки на шею, плечи и т.д. +   +            
ВЗГЛЯД   Отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера     +   + + + + +
  Скользить взглядом по другому человеку             +    
ПОЗА   Сидеть, скрестив руки на груди и забросив одну ногу на другую       + +        
  Напряженная поза               + +
  Голову опустить вниз         +        
  Голову втянуть в плечи   + +   + +   + +
  Держать руки перед собой крепко сжатыми +       +   + + +
  Держать руки сжатыми за спиной                  

Окончание таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         
ЖЕСТЫ   Держать руки в карманах                    
  Прикрывать рот рукой +       + + +   +  
  Прикасаться рукой к различным частям лица                    
  Потирать различные части лица и туловища +               +  
  Перекрещивать руки на груди       +            
  Интенсивно жести кул и ровать                    
  Держать руки на бедрах + + + + + +     +  
  Брать под руку           +        
ПРОК-СЕМИ­КА   Сидетьспиной к спине + + + + + + + + +  
  Находиться на близком расстоянии (максимальный контакт тела)                    
  М Объем паттерна невербального поведения                    
           

«Нетипичный», нехарактерный для «родственника» паттерн не­вербального поведения: скользить взглядом по телу человека, иметь напряженную позу, опускать голову, втягивать голову в плечи, сжимать руки перед собой и позади себя, потирать различные ча­сти лица и туловища, сидеть спиной друг к другу. Такие же эле­менты вошли в паттерны невербального поведения «коллеги» и «ученика», что дает основание считать, что именно этот такеси-ко-кинесико-проксемический комплекс поведения человека спо­собствует возникновению затрудненного общения. Такое единство во мнениях участников изучаемых этнических групп приводит к выводу о том, что есть достаточно устойчивые требования к пове­дению партнера, которые объединяют народы и являются осно­ванием для нормального, т. е. незатрудненного общения между ними.

Несмотря на общность взглядов на поведение партнера в ро­левом общении, имеются некоторые различия между этничес­кими группами в выборе элементов невербального поведения, нехарактерных для описываемых ролевых позиций (см. табл. 2). Так, поведение человека, который отводит глаза при встрече с глазами партнера, в большей степени неприемлемо для русских, чем для балкарцев и кабардинцев. Данный факт может быть ин­терпретирован как культурная традиция (у русских — смотреть в глаза, а у балкарцев и кабардинцев при определенных обстоя­тельствах отводить их в сторону). Кабардинцы и русские не вклю­чают в паттерн невербального поведения «родственника» напря­женную позу, такой элемент, как «голова втянута в плечи». Ка­бардинцы и балкарцы, в отличие от русских, не включают ни в один невербальный паттерн ролевого поведения такой жест, как «держать руки в карманах». Для балкарцев и кабардинцев являет­ся неприемлемым невербальное поведение ученика, если он си­дит, скрестив руки на груди и забросив одну ногу на другую. Русские относятся к демонстрации учеником такой кинесики с меньшим негативным оттенком. На наш взгляд, такие различия в сензитивности между изучаемыми этническими группами обус­ловлены полем психологических значений этого кинесического паттерна поведения (он выражает отчужденность, высокомерие, агрессивность и может выражать состояния страха, тревоги, не­уверенности).

В целом поле психологических значений элементов, система­тически невключаемых в невербальные паттерны, состоит из та­ких характеристик личности, как повышенная тревожность, не­уверенность (отводить глаза в сторону при встрече с глазами парт­нера; иметь напряженную позу; втягивать голову в плечи; прика­саться руками к различным частям лица; потирать различные части лица, туловища, рук), и таких отношений, как неприязненные, доминантные (скользить взглядом по другому челог сидеть, скрестив руки на груди и забросив ногу на ногу; держать руки в карманах; сидеть спиной к спине), или отношений, ха­рактерных для интимного общения (класть руки на плечи, шею; общаться на очень близком расстоянии, соприкасаясь частями тела).

Таким образом, в изучаемых этнических группах, во-первых, не принято демонстрировать в ролевых позициях «коллега», «уче­ник», «родственник» такое невербальное поведение, которое сви­детельствует о стремлении доминировать, или такие его элемен­ты, которые появляются только в ситуации близких, интимных отношений, либо такую кинесику, которая имеет место тогда, когда человек встревожен, неуверен в себе, стремится к подчи­ненной позиции.

Во-вторых, выделенные «типичные» и «нетипичные» комплексы элементов невербального поведения являются основой возникно­вения общения, которому можно найти место на шкале «затруд­ненное—незатрудненное», или базой для формирования взаимо­отношений, располагающихся на шкале «дружба —вражда», или условием форм взаимодействия «контакт—конфликт». Именно эти комплексы признаков являются общими для всех ролевых пози­ций и свидетельствуют о наличии некого пространства межэтни­ческого общения, объединяющего этнические группы, и свиде­тельствуют о совместимости представлений-ожиданий определен­ного поведения партнера.

В-третьих, психологическое содержание каждого паттерна не­вербального поведения раскрывается, если к нему относиться как к целостному динамическому явлению, включающему совокуп­ность взаимосвязанных и взаимосовместимых элементов. Разли­чия, детерминированные этническим фактором, могут быть объяс­нены только при условии качественного анализа паттернов не­вербального поведения, так как различия в частоте выбора эле­ментов невербального поведения не являются в полной мере по­казателями различий в психологических значениях невербальных паттернов ролевого поведения.

В-четвертых, в каждой этнической группе существуют типич­ные представления о невербальном репертуаре поведения партне­ра, о способах выражения своей ролевой позиции и соответству­ющей ей системы отношений. Описанный невербальный реперту­ар поведения отличается «рисунком» движений, способом и ин­тенсивностью выражения отношений и чувств, следовательно, пси­хологическими нюансами. В этой связи неадекватный ситуации общения невербальный паттерн ролевого поведения может стать причиной затрудненного межэтнического и внутриэтнического об­щения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал