Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Паттернов ролевого поведения представителей различных этнических групп
В современной психологии отмечается важная роль типичных форм поведения (нормы, паттерны, стереотипы) в регуляции социальных, социально-психологических процессов, происходящих в обществе. Различные группы нацелены на создание институтов, пропагандирующих определенные качества личности и способы их выражения, в том числе невербальные, экспрессивные, соответствующие образу жизнедеятельности этих групп, социальных страт. Невербальные паттерны ролевого поведения, т. е. устойчивые, взаимообусловленные совокупности элементов невербального поведения и проксемики общения, отличающие одно ролевое поведение от другого, выполняют не только социальные функции регуляции, идентификации, стратификации, адаптации, но и социально-психологическую функцию демонстрации отношения к самому себе, принятия себя в данной роли и ожидания определенного поведения от других. По результатам многочисленных работ, выполненных как в русле межкультурных, так и кросскультурных подходов к изучению паттернов невербального поведения, можно заключить, что структура невербального паттерна состоит из взаимосвязанных индивидных, личностных форм поведения с групповыми, социокультурными и межкультурными. Невербальные паттерны ролевого поведения, с одной стороны, заданы и ограничены рамками социальной, этнической группы, а с другой — в них входят совокупности элементов, которые имеют межкультурный, межэтнический, межролевой статус. Поэтому элементы невербального поведения, имеющие различное происхождение, отличаются мерой динамичности—устойчивости, мерой толерантности относительно внешних и внутренних воздействий. К сделанным выводам следует добавить, что трактовка паттернов невербального поведения в направлении заданных культурных, этнических, социальных ориентиров будет определяться тем, насколько оно включено в качестве социального регулятора во взаимодействие людей, есть ли у партнеров социокультурная, статусно-ролевая, полоролевая доминанта — ожидание. В соответствии с культурной, этнической, социальной, групповой принадлежностью складываются, в первую очередь, паттерны половозрастного и статусно-ролевого поведения. Поэтому они являются наиболее устойчивыми образованиями в структуре поведения человека, выполняющими важные социокультурные и социально-психологические функции. В этой связи к ним постоянно обращаются имиджиологи, специалисты по созданию образа человека, конфликтологи и т.д. Цель данного исследования — провести сравнительное изучение представлений о невербальных паттернах ролевого поведения и рассмотреть представления о невербальных паттернах трех ролевых позиций: «коллега», «ученик», «родственник». Выбранные социальные роли охватывают широкий круг отношений и обнаруживают себя в различных ситуациях взаимодействия. На основании данных, полученных в психологии невербального общения, нами сформулировано предположение, что в каждой этнической группе представления о невербальных паттернах ролевого поведения включают совокупность элементов, относящихся к различным структурам невербального поведения. Под влиянием этно-ролевого фактора изменяются некоторые элементы невербальных паттернов (рисунок поведения), психологические нюансы, но остается неизменной совокупность элементов, принятых для выражения ролевой позиции в межэтническом пространстве общения. В эксперименте приняли участие учителя сельских и городских школ Кабардино-Балкарии (балкарцы, кабардинцы, русские) в возрасте от 19 до 55 лет, женщины, всего 300 человек (сбор данных был осуществлен М.Т. Ногеровой). Все этнические группы имели равный количественный состав и соотношение участников исследования по возрастному критерию. Каждый из учителей в исследовании принимал участие трижды, так как изменялась ролевая позиция предполагаемого партнера. Во время встреч он давал ответы на вопросы методики «Невербальные характеристики общения». Всякий раз участнику исследования предлагалась одна из ролевых позиций. Собранные с помощью вышеприведенной методики серии данных (на «коллегу», «ученика», «родственника») обрабатывались по программе «описательных статистик» и математической процедуре ANOVA (двухфакторный дисперсионный анализ Фридмана), с помощью процедуры знаковых рангов Уилкоксона. Результаты исследования. На основе частотного анализа ответов участников исследования получены невербальные паттерны ролевого поведения «коллеги», «ученика», «родственника». Эти данные свидетельствуют о том, что частота выбора элементов невербального поведения зависит от ролевой позиции партнера, что структура паттернов невербального поведения изменяется в соответствии с теми представлениями-ожиданиями, которые соответствуют определенным статусно-ролевым характеристикам партнера. Невербальные паттерны ролевого поведения «коллеги», «ученика», «родственника», составленные представителями различных этнических групп (балкарцы, кабардинцы, русские), сравнивались между собой с помощью Z-критерия Уилкоксона. В результате математиче- ского анализа частот выбора характеристик невербального поведе-ния для определенных ролевых позиций представителями различных этнических групп были получены данные, свидетельствующие о существовании значимых различий. Математические расчеты показали, что во всех этнических группах существуют значимые различия в частотах выбора характеристик невербального поведения для определенных ролевых позиций. Обратимся к анализу ролевых паттернов невербального поведения, обнаруженных в различных этнических группах. В табл. 1 включены те элементы невербального поведения, частота выбора которых соответствует верхнему квартилю в суммарных статистиках, рассчитанных для каждой этнической группы по всем ролевым позициям. Это означает, что от 75 до 100 % участников исследования, принадлежащих к различным этническим группам, выбрали именно эти элементы, описывая паттерны невербального поведения. Как видно из табл. 1, во всех этнических группах большинство из участников исследования апеллировали к тем элементам невербального поведения, которые в своей совокупности демонстрируют уважительное отношение к другому человеку. Заслуживает внимания также и тот факт, что участники исследования, независимо от их этнической принадлежности, четко представляют проксемические компоненты паттерна ролевого поведения. Невербальный паттерн ролевого поведения «коллеги» — это сочетание проксемических компонентов общения, отсутствие всех видов прикосновений к партнеру, умеренная функциональная (па-ралингвистическая) жестикуляция. Комплекс элементов невербального поведения сообщает полученному паттерну его основной психологический смысл: уважение к партнеру, сдержанность в общении, внимание к собеседнику, отсутствие яркого проявления как чувства симпатии, так и антипатии (эмоциональный нейтралитет). В группе «балкарцы» наряду с теми элементами невербального поведения, которые выделены представителями всех этнических групп, включены в паттерн невербального поведения «коллеги» некоторые характеристики позы, что придает данному паттерну дополнительный психологический смысл — «коллега» выглядит сдержанным, скромным и гордым. В паттерне невербального поведения «коллеги», составленном кабардинцами, имеется также ряд элементов (характеристики позы, темп речи), которые отличают их представления о невербальном поведении коллеги от представлений балкарцев и русских. Элементы невербального поведения, которые выделены только группой «кабардинцы», придают ролевому паттерну невербального поведения дополнительный психологический смысл: «коллега» выглядит более раскованным, доброжелательным, расположенным к партнеру, чем в представлениях группы «балкарцы». Типичные ролевые паттерны невербального поведения в различных этнических группах Таблица V
Продолжение таблицы
Такие же элементы невербального поведения, как и в группе «кабардинцы», включены группой «русские» в ролевой паттерн поведения «коллеги». Наряду с этими признаками в него вошли те, которые характерны для группы «балкарцы». Совокупность элементов невербального паттерна поведения «коллеги», полученных в группе «русские», указывает на его промежуточное положение между паттернами, составленными группами «кабардинцы» и «балкарцы». Следовательно, и поле психологических значений паттерна невербального поведения «коллеги» придает ему иной психологический смысл, отражает другие ожидания. С точки зрения «русских», невербальный паттерн ролевого поведения «коллеги» должен создавать впечатление о нем как о внимательном человеке, уважающем других, проявляющем интерес к собеседнику и, одновременно, выражающем самые разнообразные чувства, демонстрирующем искренность и раскованность, но все-таки соблюдающем дистанцию. Рассмотрим представления о невербальных паттернах поведения «ученика» (см. табл. 1). С точки зрения большинства членов группы «балкарцы», ученик может включать в свое поведение следующие элементы: смотреть в глаза; смотреть в лицо; сидеть, положив руки перед собой; использовать жесты, чтобы подчеркнуть сказанное и описать предметы; выражать радость, удивление, восхищение, любовь; смеяться; использовать различный угол ориентации по направлению к партнеру или от него; находиться на расстоянии одной-двух вытянутых рук. В группе «кабардинцы» кроме перечисленных элементов невербального поведения отмечаются следующие: смотреть пристально (имеется в виду — внимательно); приподнять голову вверх (видимо, смотреть на учителя); говорить медленно и громко; сидеть, слегка наклонившись вперед. Однако большинство участников исследования, принадлежащих к группе «кабардинцы», не включают в паттерн невербального поведения ученика такой элемент, как смех. Представления «русских» о невербальном поведении ученика, с одной стороны, включают большинство из тех элементов, которые введены в паттерн невербального поведения «ученика» в группах «балкарцы» и «кабардинцы», а с другой — имеются элементы, которые придают паттерну невербального поведения «ученика» дополнительный психологический смысл: ученик может выражать гнев, но ему не обязательно смотреть на учителя и демонстрировать любовь. Таким образом, если сравнить паттерны невербального поведения «ученика», составленные в каждой этнической группе, то можно сделать вывод о том, что они включают те элементы, которые свидетельствуют о внимательном отношении и входят в неписаные правила «хорошего» поведения. Большинство учителей, принадлежащих к различным этническим группам, не включили в невербальный паттерн поведения «ученика» такое выражение лица, как страдание. «Ученик» может демонстрировать радость, удивление, восхищение, любовь, но только не страдание. По мнению большинства участников исследования, он также не должен смеяться. Наиболее требовательной к поведению ученика выглядит группа «кабардинцы». В ней чаще, чем в других группах, фиксируются движения, свидетельствующие о внимании, уважении и любви. За ней по данному критерию следует группа «балкарцы» и замыкает этот ряд группа «русские». Невербальный паттерн ролевого поведения, составленный данной группой и отражающий ожидания русских учителей относительно поведения ученика, свидетельствует о том, что ученику «разрешено» гневаться и от него не «требуется» проявления любви. Первое, что необходимо отметить, сравнивая невербальные паттерны поведения «родственника», полученные в различных этнических группах, так это то, что они существенно отличаются по своему психологическому смыслу от паттернов поведения «коллеги» и «ученика». В паттерны поведения «родственника» вошли элементы, относящиеся к такесической структуре невербального поведения, которые свидетельствуют о дружеских, доверительных отношениях. Второе: паттерны невербального поведения «родственника», созданные в различных этнических группах, не столько отличаются психологическими значениями элементов, образующих их, сколько формой проявления родственных чувств. В представлениях балкарцев «родственник» проявляет свои чувства более сдержанно, чем в представлениях кабардинцев, которые включают в репертуар невербального поведения поцелуй. Таким образом, исходя из данных, приведенных в табл. 1, и выполненного сравнительного анализа паттернов невербального поведения, созданных каждой этнической группой, можно сделать предварительный вывод: статистически зафиксированные значимые различия в паттернах невербального поведения между этническими группами возникают за счет предпочтений в выборе тех или иных элементов невербального поведения, относящихся к одной и той же подструктуре и имеющих идентичный психологический смысл, но отличающихся «внешним рисунком». Эти предпочтения в выборе элементов невербального поведения говорят о том, что в каждой этнической группе существуют типичные представления о невербальном репертуаре поведения партнера, о способах выражения своей ролевой позиции и соответствующей ей системы отношений. Описанный невербальный репертуар поведения отличается «рисунком» движений, способом и интенсивностью выражения отношений и чувств. Чтобы удостовериться в справедливости сделанных выводов, обратимся к сравнительному анализу частот выбора элементов невербального поведения, которые входят в нижний квартиль, отмеченный в суммарных статистиках, рассчитанных для каждой этнической группы. В табл. 2 приведены элементы невербального поведения, которые выбраны в качестве характерных для определенного ролевого поведения менее чем 25% участников, принадлежащих к различным этническим группам. Исходя из того, что частота выбора элементов невербального поведения, представленных в таблице, является существенной для изучаемых групп, но не типичной, назовем паттерны невербального поведения, состоящие из них, «нетипичными» для изучаемых этнических групп. Представители изучаемых этнических групп с завидным постоянством не включают в паттерн невербального поведения «коллеги» такие элементы поведения, как класть руки на плечи и шею партнера, скользить глазами по телу партнера, иметь напряженную позу, втягивать голову в плечи, сжимать руки в кулаки, выражать страх, сидеть спиной к партнеру или, наоборот, очень близко лицом к лицу. Не трудно заметить, что именно эти параметры невербального поведения рассматриваются большинством авторов как нежелательные для использования в общении, как комплексы проксемико-кинесических элементов поведения, затрудняющих деловую коммуникацию. Учителя, принявшие участие в исследовании, единодушно считают, что в паттерн невербального поведения ученика не должны входить следующие элементы: класть руки на плечи, шею; отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера; сидеть, скрестив руки на груди и забросив ногу на ногу; втягивать голову в плечи; держать руки в карманах; прикасаться к различным частям лица; потирать лицо и другие части тела; держать руки на бедрах; брать под руку; сидеть спиной к партнеру или очень близко лицом к лицу. Совокупность нежелательных для демонстрации «учеником» элементов невербального поведения несколько отличается от «нежелательного» паттерна невербального поведения «коллеги». Имеющиеся различия касаются увеличения «запретов» на использование в общении с учителем та-кесических элементов, ряда жестов и некоторых видов контакта глаз. Думается, так как участниками исследования были учителя, то вполне вероятно, что единогласно отмеченные ими «нежелательные» для общения ученика элементы невербального поведения отражают поведенческие запреты во взаимодействии ученика с учителем. «Нетипичные» ролевые паттерны невербального поведения в различных этнических группах Табл и ца 2
Окончание таблицы
«Нетипичный», нехарактерный для «родственника» паттерн невербального поведения: скользить взглядом по телу человека, иметь напряженную позу, опускать голову, втягивать голову в плечи, сжимать руки перед собой и позади себя, потирать различные части лица и туловища, сидеть спиной друг к другу. Такие же элементы вошли в паттерны невербального поведения «коллеги» и «ученика», что дает основание считать, что именно этот такеси-ко-кинесико-проксемический комплекс поведения человека способствует возникновению затрудненного общения. Такое единство во мнениях участников изучаемых этнических групп приводит к выводу о том, что есть достаточно устойчивые требования к поведению партнера, которые объединяют народы и являются основанием для нормального, т. е. незатрудненного общения между ними. Несмотря на общность взглядов на поведение партнера в ролевом общении, имеются некоторые различия между этническими группами в выборе элементов невербального поведения, нехарактерных для описываемых ролевых позиций (см. табл. 2). Так, поведение человека, который отводит глаза при встрече с глазами партнера, в большей степени неприемлемо для русских, чем для балкарцев и кабардинцев. Данный факт может быть интерпретирован как культурная традиция (у русских — смотреть в глаза, а у балкарцев и кабардинцев при определенных обстоятельствах отводить их в сторону). Кабардинцы и русские не включают в паттерн невербального поведения «родственника» напряженную позу, такой элемент, как «голова втянута в плечи». Кабардинцы и балкарцы, в отличие от русских, не включают ни в один невербальный паттерн ролевого поведения такой жест, как «держать руки в карманах». Для балкарцев и кабардинцев является неприемлемым невербальное поведение ученика, если он сидит, скрестив руки на груди и забросив одну ногу на другую. Русские относятся к демонстрации учеником такой кинесики с меньшим негативным оттенком. На наш взгляд, такие различия в сензитивности между изучаемыми этническими группами обусловлены полем психологических значений этого кинесического паттерна поведения (он выражает отчужденность, высокомерие, агрессивность и может выражать состояния страха, тревоги, неуверенности). В целом поле психологических значений элементов, систематически невключаемых в невербальные паттерны, состоит из таких характеристик личности, как повышенная тревожность, неуверенность (отводить глаза в сторону при встрече с глазами партнера; иметь напряженную позу; втягивать голову в плечи; прикасаться руками к различным частям лица; потирать различные части лица, туловища, рук), и таких отношений, как неприязненные, доминантные (скользить взглядом по другому челог сидеть, скрестив руки на груди и забросив ногу на ногу; держать руки в карманах; сидеть спиной к спине), или отношений, характерных для интимного общения (класть руки на плечи, шею; общаться на очень близком расстоянии, соприкасаясь частями тела). Таким образом, в изучаемых этнических группах, во-первых, не принято демонстрировать в ролевых позициях «коллега», «ученик», «родственник» такое невербальное поведение, которое свидетельствует о стремлении доминировать, или такие его элементы, которые появляются только в ситуации близких, интимных отношений, либо такую кинесику, которая имеет место тогда, когда человек встревожен, неуверен в себе, стремится к подчиненной позиции. Во-вторых, выделенные «типичные» и «нетипичные» комплексы элементов невербального поведения являются основой возникновения общения, которому можно найти место на шкале «затрудненное—незатрудненное», или базой для формирования взаимоотношений, располагающихся на шкале «дружба —вражда», или условием форм взаимодействия «контакт—конфликт». Именно эти комплексы признаков являются общими для всех ролевых позиций и свидетельствуют о наличии некого пространства межэтнического общения, объединяющего этнические группы, и свидетельствуют о совместимости представлений-ожиданий определенного поведения партнера. В-третьих, психологическое содержание каждого паттерна невербального поведения раскрывается, если к нему относиться как к целостному динамическому явлению, включающему совокупность взаимосвязанных и взаимосовместимых элементов. Различия, детерминированные этническим фактором, могут быть объяснены только при условии качественного анализа паттернов невербального поведения, так как различия в частоте выбора элементов невербального поведения не являются в полной мере показателями различий в психологических значениях невербальных паттернов ролевого поведения. В-четвертых, в каждой этнической группе существуют типичные представления о невербальном репертуаре поведения партнера, о способах выражения своей ролевой позиции и соответствующей ей системы отношений. Описанный невербальный репертуар поведения отличается «рисунком» движений, способом и интенсивностью выражения отношений и чувств, следовательно, психологическими нюансами. В этой связи неадекватный ситуации общения невербальный паттерн ролевого поведения может стать причиной затрудненного межэтнического и внутриэтнического общения.
|