![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И незатрудненного общения
Многие из проблем, рассматриваемых психологией, имеют определенную предысторию изучения в философии. Аналогичным образом обстоит дело и с понятием «эмпатия», которое было объектом внимания философских дисциплин этики и эстетики. Интерес к понятию эмпатии формируется в учениях о явлении симпатии и вчувствования конца XIX — начала XX века, авторами которых выступают Смит, Спенсер, Шопенгауэр, Липпс, Шелер, Рибо, Штерн. Подробный анализ их работ осуществлен Т. П. Гавриловой. Она отмечает, что «в этических учениях Смита, Спенсера, Шопенгауэра симпатия понимается как свойство человеческой души и рассматривается в качестве регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести, альтруизма, справедливости» [60, с. 147]. Интерес к симпатии как к форме отношений между людьми отразился также в теориях Шелера, Рибо и Штерна. В симпатии они видели направленность на познание личности другого как высшей ценности. Непосредственным истоком исследования эмпатии является учение о вчувствовании Т. Липпса. В своей теории Липпс развивал идею о том, что явление вчувствования характеризуется познавательной направленностью на объект, использованием в качестве способов познания объекта средств проекции, имитации и соотношения себя и объекта. Вчувствование как составная часть входит в процесс понимания искусства, природы и человека. Интерес к феномену эмпатии прослеживается также в теориях понимания, относящихся к герменевтической традиции, в рамках которой понимание трактуется как объединяющее все внелогические приемы познания внешнего мира — вчувствование, вживание, эмпатия. Необходимость обращения к внелогическим приемам познания объяснялась, по мнению В. К. Нишанова, тем, что именно вживание, вчувствование и эмпатия способны «схватывать» характерные для человеческих действий такие составляющие, как мотивы, цели, интенции, и выявлять смысл человеческих поступков. В американской психологии начала XX века ведутся споры о природе симпатии. Т. П. Гаврилова отмечает существование нескольких точек зрения. В одном случае симпатия понималась как заражение, или индукция, имеющая инстинктивный характер, в другом — как условно-рефлекторный феномен, обусловленный социальной ситуацией. Но несмотря на то, что понятие симпатии достаточно подробно и обстоятельно исследовано в американской психологии начала XX века, оно не получило такого рас- пространения, как понятие эмпатии, которое и стало рабочим термином в психологической науке. Как отмечает Т. П. Гаврилова, первым, кто ввел в психологию термин «эмпатия», является Э. Титченер. Он перевел словом «эм-патия» (empathy — англ.) заимствованное у немецкого психолога Т. Липпса слово вчувствование (einfuhlung — нем.). Необходимость использовать именно это понятие диктовалась содержанием теоретической концепции, которую разрабатывал и обосновывал Э. Титченер. Согласно его учению, вчувствование, или эмпатия, входя в структуру интроспекции, позволяет более объективно описывать ощущения, образы и чувства в процессе восприятия внешних объектов (М. Г. Ярошевский). Таким образом, уже в предыстории изучения понятия эмпатии были заложены вопросы, послужившие толчком к развитию различных теорий и концепций эмпатии, существующих в настоящее время в психологической науке. Эти вопросы затрагивали: 1) природу эмпатии как психического явления; 2) связь эмпатии с эгоистическими и апьтруистическими тенденциями в поведении человека; 3) роль заражения, индукции, условных рефлексов, интуиции в проявлении эмпатии; 4) формы проявления эмпатии и способы их фиксации; 5) функции эмпатии в воспитании и развитии личности. Как свидетельствует ряд теоретических обзоров исследований эмпатии (Т. П. Гаврилова, Ю. Б. Гиппенрейтер, Т.Д.Корякина, Н. С. Курек, Д. А. Хоустон), с появлением сциентистской традиции в психологии насчитывается три этапа исследования эмпатии, раскрывающих попытки психологов интерпретировать природу эмпатии как психического явления. В течение первого этапа эмпатия рассматривалась как эмоциональный феномен, для ее описания использовались термины, относящиеся к аффективным процессам. В теоретических исследованиях эмпатия понималась как эмоциональная реакция на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого. В эмпирических исследованиях делался акцент на особенностях эмоционального реагирования субъекта на переживания другого. Второй этап исследования эмпатии датируется появлением теорий, в которых эмпатия определяется как аффективно-когнитивное явление, как опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, сопряженный с отражением его внутренних состояний (мыслей, чувств и т.д.). Третий этап возобновления изучения эмпатии связан с развитием различных видов психотерапии, в которых акцент делается на поведенческой природе эмпатии. В такого рода исследованиях эмпатия определяется как помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, как содействие ему. Наличие описанных выше этапов в изучении феномена эмпатии обусловило появление нескольких основных подходов к трак- товке и определению природы эмпатии, которые имеются в современной психологии: 1) аффективный; 2) аффективно-когнитивный; 3) когнитивный; 4) интегративный. Для того чтобы читатель не испытывал особых трудностей, знакомясь с различными трактовками эмпатии, ему предлагается обратиться к табл. 1, в которой указываются: 1) подход к трактовке природы эмпатии, 2) автор, 3) примеры определения эмпатии, соответствующие выбранному подходу. Табл и ца 1 Подходы к трактовке природы эмпатии и примеры ее определения
Продолжение таблицы
Окончание таблицы
Как видим, представления об эмпатии развивались в направлении от аффективно-когнитивного подхода к интегративному, который стремится рассматривать эмпатию как сложное явление. В современной психологии эмпатия — это явление, включающее в себя физиологический, кинестетический, аффективный и мо-тивационный компоненты. В зависимости от ситуации в эмпатии может преобладать либо эмоциональная, либо когнитивная, либо поведенческая сторона. Функционирование эмпатии определяется ценностями и мотивационными установками личности. Несмотря на наличие некоторого единства в трактовке эмпатии, мнения ученых расходятся тогда, когда ей необходимо придать психологический статус. Так, некоторые исследователи полагают, что эмпатия — это психический процесс, подчеркивая тем самым ее динамический и процессуальный характер. Существуют две тенденции в освещении фаз процесса эмпатии. Первая тенденция представлена в работах Дж. Бернетта-Ленарда [214]. В них выделяются три последовательные фазы, присущие эмпатии как психическому процессу: 1) восприятие и резонанс слушателя; 2) экспрессивное сообщение о возникновении этого состояния лицу, вызвавшему эмпатию; 3) принятие эмпатии при осознании того, что тебя поняли. Другая тенденция понимания этапов, фаз эмпатического процесса представлена в работе В. Айкеса [243]: 1) этап эмпатического понимания, во время которого субъект делает точные выводы относительно мыслей и чувств другого человека; 2) этап эмпатической экспрессии, во время которого субъект выражает свои суждения по поводу переживаний другого; 3) этап эмпатической коммуникации, во время которой эмпа-тическое понимание проверяется и развивается в диалогическом ключе взаимопонимания. Последователи второй тенденции указывают на внутреннюю окраску процесса эмпатии содержанием ценностей и потребностей индивида. Например, А. П. Сопиков выделяет следующие этапы: 1) восприятие многообразия открытых переменных объекта эмпатии, получение информации о качестве, знаке и содержании его переживаний; 2) построение во внутреннем плане модели открытой и латентной деятельности объекта эмпатии и соотнесение ее с собственными ценностями и потребностями. Сходные этапы процесса эмпатии называются Т. П. Гавриловой: 1) получение информации о качестве, знаке, содержании переживаний объекта эмпатии; 2) соотнесение субъектом эмпатии собственных ценностей и потребностей с таковыми у объекта эмпатии. Другая группа исследователей [225, 256, 263] делает акцент на рассмотрении эмпатии как психической реакции, привлекая тем самым внимание к существованию внешнего объекта, стимула, который вызывает эмпатическую реакцию. В этом случае подчеркиваются различия между субъектом и объектом эмпатии. Выделяются виды эмпатической реакции в зависимости от объекта эмпатии. Объектом эмпатии может выступать как генерализованный другой, так и группа лиц. Представителями третьего, наиболее многочисленного и перспективного, направления эмпатия определяется как способность или свойство личности [53, 82, 154, 245]. Эмпатия рассматривается как когнитивно-аффективная способность, суть которой состоит в умении давать опосредованный эмоциональный ответ на переживания другого, сопряженный с рефлексией его внутренних состояний, мыслей и чувств. Другая группа ученых трактует эмпатию как эмоциональную способность реагировать на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого. Эмпатию исследуют также и как поведенческую способность, подчеркивая зало. женное в ней умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, как содействие ему (эмпатическое слушание, кинестетическая эмпатия). Ученые, рассматривающие эмпатию как способность или свойство личности, концентрируют свое внимание на изучении особенностей рефлексии, развития социальных чувств, направленности личности в общении, моральной и ценностной ориентации, социального интеллекта, системы отношений к другому, системы социальных потребностей, способности к децентрации, про-социальной мотивации у субъектов эмпатии. Иными словами, они изучают те характеристики личности, которые являются важными детерминантами возникновения ситуаций затрудненного общения. Определение эмпатии как свойства личности придает ей статус фактора, который не только характеризует субъекта затрудненного и незатрудненного общения, но и является постоянно действующей причиной как возникновения ситуаций затрудненного общения, так и выхода из них. Такая трактовка эмпатии делает акцент на ее роли в качестве механизма межличностного общения, указывает на двусторонние связи субъекта и объекта эмпатии. В отечественной психологии постоянно подчеркивается, что способности как свойства личности отвечают за успешность деятельности и общения. В них отражается социальный опыт взаимодействия индивида с другими и его внутренние характеристики (система отношений, ценностные ориентации, особенности мотивации и т.д.) [201]. Таким образом, эмпатические способности — это социально-психологическое свойство личности, которое формируется в процессе взаимодействия людей, влияя на успешность общения, на диапазон трудностей, переживаемых человеком. Как социально-психологическое свойство эмпатия состоит из ряда способностей: 1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; 2) способности распознавать эмоциональные состояния другого и как бы переносить себя в его мысли, чувства и действия; 3) способности давать адекватный эмпатический ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого. О трехкомпонентной структуре эмпатии как социально-психологическом свойстве личности наилучшим образом свидетельствуют исследования, посвященные изучению развития эмпатии в онтогенезе. Самыми первыми механизмами общения являются механизмы эмоционального подражания и заражения. Эти механизмы обеспечивают установление контакта с окружающими, способствуют формированию условий для эмоционального обмена, развивают умение воспринимать экспрессию другого и отра- жать ее, способствуют формированию экспрессивного репертуара ребенка. О роли подражания и заражения как механизмов развития эмпатии упоминает В. А. Петровский. Подражание, отмечает он, играет двойственную роль в развитии эмпатии. Во-первых, ребенок, подражая эмоциям других, учится быть субъектом эмпатии, а во-вторых, воспринимая подражание других собственным эмоциям, он учится быть объектом эмпатии. При переходе от раннего детского возраста к дошкольному, когда появляется определенный уровень сформированное™ «Я» ребенка, ведущим механизмом развития эмпатии выступает идентификация. Идентификация позволяет установить эмоциональную связь между субъектом и отражаемым объектом в процессе восприятия внешнего мира. Содержанием такой связи, по мнению Н. Н. Авдеевой, является непосредственное переживание субъектом той или иной тождественности с объектом. Следствием такого переживания становится принятие ценностей, норм, образцов отражаемого объекта как своих, видение другого человека как продолжения себя самого. Необходимо отметить, что часто понятие «идентификация» рассматривается как синоним понятия «эмпатия». Но наиболее точно указал на различие между этими двумя явлениями К. Роджерс. Он писал, что эмпатию отличает от идентификации свойство «как если бы». Эмпатируя, индивид не сливается с объектом и не переживает свою полную схожесть и тождественность с ним, как это происходит в процессе идентификации. А. П. Сопиков подчеркивал, что эмпатия отражается не в подобии переменных субъекта и объекта эмпатии, а в деятельности субъекта эмпатии, которая строится на основе полученной информации об объекте эмпатии. В школьном возрасте к подражанию, заражению и идентификации как механизмам развития эмпатии подключаются понимание и рефлексия. Исследователями (Т. П. Гаврилова, Н. И. Сардж-велладзе) подчеркивается, что понимание и рефлексия способствуют формированию умений соотносить внешние и внутренние характеристики объекта, прогнозировать направление их проявлений и изменений, обращаться к собственному эмоциональному опыту. Для того чтобы описать виды эмпатии, необходимо: 1) выделить ведущий компонент в структуре эмпатии; 2) проанализировать генезис эмпатии; 3) установить направленность эмпатии; 4) определить уровень ее развития; 5) выяснить степень диспозиционности, или устойчивости, эмпатии; 6) дать характеристики объекта эмпатии. На основании первого критерия выделяется эмпатия: 1) эмоциональная, если доминирует эмоциональность в процессе моде- лирования субъектом объекта эмпатии; 2) познавательная, если доминирует информативность; 3) поведенческая, если доминирует волевой аспект, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему-либо и ожидании от него ответной эмпатии (А. П. Со-пиков). Аналогичные по содержанию виды эмпатии рассматриваются еще в одной работе [231]: 1) эмпатия как когнитивное соучастие, когда преобладают процессы понимания в отражении другого; 2) эмпатия как эмоциональное соучастие, когда субъект пропускает через себя переживания объекта эмпатии; 3) эмпатия как волевое соучастие, когда субъект непосредственно участвует в эмоциональном опыте другого. В свою очередь В. В. Бойко различает следующие виды эмпатии по критерию ведущего компонента эмпатии: 1) рациональная эмпатия, которая осуществляется посредством сопричастности, внимания к другому, интенсивной аналитической переработки информации о нем; 2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого; 3) интуитивная эмпатия, включающая в себя в качестве средств отражения другого интуитивность, позволяющую обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне. По тому же критерию Д. А. Хьюстон выделяет лишь два вида эмпатии: 1) эмоциональную с преобладанием эмоционального реагирования на переживания другого; 2) когнитивно-аффективную с преобладанием в эмоциональном ответе на переживания другого понимания его внутренних состояний. Второе основание для классификации видов эмпатии — генезис эмпатии — используется в работах Т. П. Гавриловой и М. Л. Хофмана. Согласно Т. П. Гавриловой, первым в процессе развития появляется такой вид эмпатии, как способность индивида воспринимать другого и его переживания как обособленные от собственных. Далее формируется способность индивида встать на позицию другого и воспринимать переживания других людей с их точки зрения. Такой вид эмпатии обозначается как просоциальная эмпатия. М. Л. Хофман полагает, что первым в процессе генезиса эмпатии появляется такой вид, как глобальная эмпатия, выражающаяся в способности ребенка заплакать, видя плачущего человека. Следующей в линии развития эмпатии возникает эгоцентрическая эмпатия, в которой реализуется осознание ребенком своего «Я» и выделение чувств постороннего. Наибольший интерес исследователей привлекает критерий направленности эмпатических переживаний личности, так как он связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию, эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Следует отметить, что ранее счи- талось, что как сопереживание, так и сочувствие направлены на объект эмпатии. Различия же между ними заключаются лишь в степени рефлексии проявляемого эмоционального состояния и степени идентификации с объектом эмпатии — сопереживание включает в себя большую идентификацию субъекта с объектом эмпатии и оно менее подвержено рефлексии по сравнению с сочувствием. В современной психологии уже не оспаривается тот факт, что эмпатия может быть направлена как на самого себя, так и на другого человека. Направленная на себя эмпатия возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает напряжение и фрустрацию собственных межличностных потребностей субъекта и он оказывается эмоционально уязвим. При этом индивид испытывает сходные с объектом эмпатии переживания, но они обращены на себя, что выражается в их содержании: индивид переживает или то, что могло бы случиться с ним в будущем, или то, что произошло с ним в прошлом. Переживания, направленные на себя, способствуют снижению личностного дистресса и восстанавливают психологическое благополучие индивида. Эмпатия, направленная на другого, обозначается как сострадание, сочувствие или эмпатическая забота. В сочувствии отражается переживание индивидом неблагополучия другого как такового, безотносительно к собственному благополучию. Оно возникает в ситуации, когда воспринимаемое состояние партнера вызывает потребность помочь ему. Направленность как параметр классификации эмпатии характеризует наряду с эмоциональной стороной эмпатии также и поведенческую. Эмпатия различается на основе уровней ее развития. Т. П. Гав-рилова подчеркивает, что наряду с личностными формами эмпатии, проявление которых реализуется за счет зрелости эмоциональных и познавательных процессов, развития мотивации и устойчивости личности, возможно существование элементарных форм эмпатии, проявление которых обеспечивается рефлекторными процессами в жизнедеятельности индивида. Критерий диспозиционности как основание классификации видов эмпатии использовался Д. А. Хьюстон [242]. Она делит эм-патию на личностную и ситуационную. Личностная эмпатия характеризуется установкой реагировать эмпатически на всех. Ситуационная эмпатия возникает в конкретных ситуациях и зависит от степени подобия эмоционального опыта субъекта и объекта эмпатии. Т. П. Гаврилова данный критерий обозначает как устойчивость. Она подчеркивает, что человек, например, способен реагировать устойчиво сопереживанием или сочувствием в любой ситуации или реагировать то сопереживанием, то сочувствием в зависимости от ситуации. В работе Бронфенбреннера, о которой упоминает в своем обзоре Т. П. Гаврилова, эмпатия делится на виды в зависимости от объекта. Например, выделяется эмпатия к генерализованному другому, если речь идет об эмпатии по отношению к референтной группе, малой группе, межгрупповым различиям. Другой формой эмпатии выступает эмпатия к индивидуальным различиям — это эмпатия в адрес отдельного человека, его переживаний. Таким образом, ведущим подходом к пониманию психологической природы эмпатии выступает интегративный подход, отражающий многогранность данного феномена и подчеркивающий наличие в нем эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. В современной психологии эмпатия определяется как свойство личности, ее способности. Эмпатия как социально-психологическое свойство личности состоит из ряда способностей: 1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; 2) способности распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия; 3) способности выбирать адекватный эмпатический ответ (вербального и невербального типа) на переживания другого, использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого. Как указывалось выше, эмпатия выступает неотъемлемой частью общения и таких его видов, как затрудненное и незатрудненное общение. Особенности эмпатии служат предпосылками возникновения затрудненного —незатрудненного общения, представленными пониманием —непониманием партнерами друг друга. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть функции эмпатии в общении, провести функциональный анализ взаимосвязи эмпатии и отношений к другому и определить ее роль в преобразовательной активности участников общения. Существует достаточное количество исследований, в которых описываются различные функции эмпатии. Первым основанием для классификации функций эмпатии в общении может выступать многокомпонентность структуры самой эмпатии. Исходя из того, что эмпатия состоит из эмоциональной, когнитивной и поведенческой сторон, выделяются три группы функций. Так, в ряд эмоциональных функций эмпатии входят: 1) развитие социальных эмоций; 2) облегчение эмоционального отождествления; 3) актуализация собственного эмоционального опыта; 4) сопровождение эмоциональной социальной децентрации; 5) удовлетворение эмоциональных потребностей; 6) регуляция познавательных процессов на определенных этапах общения. Группа когнитивных функций эмпатии состоит из: 1) отражения установок и ориентации объекта эмпатии к окружающим; 2) обеспечения опознания эмоциональных состояний других, их отношений, личностных характеристик по их выразительному поведению; 3) развития способности принять точку зрения другого; 4) снижения избыточной самоконцентрации; 5) порождения суждений в отношении другого, его сиюминутных мыслей, чувств; 6) ориентации в потенциальных и реальных эмоциональных состояниях другого; 7) построения предположений о направлении изменений в поведении другого; 8) оценки перспективы дальнейших взаимоотношений. В набор поведенческих функций эмпатии входят следующие: 1) регуляция средств обращения, используемых партнером, с помощью их оценки и обратной связи, приводящей к корректировке поведения; 2) сопровождение помогающего поведения; 3) выбор адекватных поведенческих актов, способных вызвать партнера по общению на взаимную эмпатию; 4) выражение суждений по поводу мыслей и чувств другого в формах взаимодействия, актуальных для его личного опыта; 5) использование форм обращения, которые бы меньше всего причиняли вред другому человеку. Существование двух форм эмпатии (сочувствия и сопереживания) указывает на их различные функции. Эмпатия в форме сопереживания выполняет следующие функции в общении: 1) усиливает степень идентификации с другим; 2) снимает напряжение, чувство дискомфорта, вызываемые переживаниями другого; 3) способствует удовлетворению потребности в собственном благополучии; 4) развивает эгоистические способы поведения и стратегии взаимодействия «за себя». Эмпатия в форме сочувствия: 1) увеличивает степень понимания эмоциональных состояний другого; 2) актуализирует переживания неблагополучия другого безотносительно к собственному дискомфорту; 3) способствует удовлетворению потребности в благополучии другого; 4) обусловливает выбор альтруистических способов поведения и стратегий взаимодействия под девизом «за другого». Следующим критерием классификации функций эмпатии может выступать структура общения. В психологических исследованиях традиционно обращаются к анализу роли эмпатии в перцептивной стороне общения. Указывается, что эмпатия способствует более эффективному познанию людьми друг друга и, в частности, их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого, рождаемый атрибутивными процессами, и сопровождает формирование более точного первого впечатления (Т. П. Гаврилова, А. Г. Ковалев, G. R. Patterson, В. D. DeBaryshe, E.A.Ramsey). Функция эмпатии в контексте коммуникативной стороны общения заключается в предоставлении особого, основанного на вчувствовании, способа получения, обработки и проверки достоверности информации. Причем эмпатия может влиять на сбор и анализ информации двумя способами: 1) мотивируя индивида на получение какой-либо информации для усиления собственной вовлеченности в процесс общения; 2) действуя в качестве обратной связи на уже собранную информацию. В интерактивной стороне общения эмпатия выступает как регулятор взаимодействия посредством оценки и прогноза наиболее адекватных способов поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников. Эмпатия также несет функцию корректировки выбранных способов взаимодействия на основе эмпатий-ной обратной связи. Такая корректировка осуществляется в сторону наиболее комфортных и наименее дистрессирующих способов поведения. Особое внимание влиянию эмпатии на результаты совместной деятельности членов реальной группы уделено в работах А. В. Петровского и его школы, в которых исследуется феномен действенной групповой эмоциональной идентификации. С одной стороны, авторами доказывается, что активная эмпатия, цель которой — оказание помощи, увеличивает сплоченность группы и положительно влияет на результаты совместной деятельности. С другой стороны, указывается, что в группах субъектов с антисоциальным поведением феномен действенной групповой эмоциональной идентификации практически не наблюдается, что определяет разлаженность общения и взаимодействия между представителями такого рода групп. Следующим основанием классификации функций эмпатии в общении может выступать их различение на основе противопоставления «субъект — объект эмпатии». Наиболее детально роль и функции эмпатии, определяющие особенности субъекта и объекта эмпатии как участников общения, описаны в психотерапевтической литературе. В психотерапевтическом сеансе как особом виде межличностного общения терапевт наделяется статусом субъекта эмпатии, а клиент — объекта эмпатии. Так, в работе А. К. Бохарта [43] подчеркивается, что использование эмпатии обеспечивает терапевту «вход» в динамику бессознательного клиента, который происходит: 1) за счет построения концептуальной модели внутренней жизни пациента; 2) подключения воображения и собственного опыта терапевта для получения доступа к внутрипсихичес-кому миру другого и выбора ответа на коммуникацию. В свою очередь К. Роджерс видит роль эмпатии в том, что она делает психотерапевта чувствительным к переменам, происходящим в другом человеке. Данная функция осуществляется благодаря активному оцениванию, которое позволяет находиться в постоянно изменяющихся переживаниях объекта эмпатии. В названных функциях эмпатии подчеркивается ее значимость для процессов отражения и восприятия изменений в другом, происходящих как на сознательном, так и бессознательном уровнях. Группа функций эмпатии, которая традиционно относится к формированию характеристик объекта эмпатии как участника общения, также затрагивает изменения, происходящие в терапевтическом процессе. Во-первых, эмпатия, проявляемая со стороны терапевта, помогает клиенту фокусировать свое внимание на постоянно изменяющемся, возникающем и раскрывающемся потоке переживаний здесь и теперь. Во-вторых, она облегчает самоструктурализацию, организует собственный мир объекта эмпатии и подтверждает права этого мира на существование. В-третьих, эмпатия терапевта способствует кристаллизации и дифференциации чувств клиента и его отношений. Вне контекста психотерапевтического процесса также изучаются функции эмпатии на основе противопоставления субъект — объект эмпатии. Наиболее обобщенная классификация функций эмпатии по данному критерию представлена в работе М. В. Ред-монд [262]. В его исследовании указывается, что эмпатия помогает субъекту эмпатии: 1) более успешно делать выводы об особенностях других людей; 2) концентрироваться на другом раньше, чем поступит объективная информация о его эмоциональном состоянии; 3) более продуктивно использовать воображение для предсказания изменения ситуации и поведения в них других; 4) полнее и точнее строить картину мира другого человека. Кроме того, объект эмпатии получает возможность для самораскрытия, обнаруживает себя в атмосфере поддерживающего общения, находит подтверждение своего «Я», своей ценности и значимости, утверждается в правильности самоощущений и самооценок. Анализ работ, принадлежащих к различным направлениям изучения функциональных связей эмпатии и общения, также показал, что чаще всего параметрами изучения эмпатии выступают: знак, направленность, интенсивность, точность. Обращаясь к знаку эмпатии, различают эмпатию, в которой знаки переживаний субъекта и объекта эмпатии совпадают, и эмпатию, в которой знаки переживаний субъекта и объекта эмпатии расходятся. В первом случае субъект эмпатии испытывает грусть, воспринимая грусть объекта эмпатии, — наблюдается положительный знак соответствия переживаний. Во втором случае субъект эмпатии может испытывать зависть, реагируя на радость объекта эмпатии, — наблюдается отрицательный знак соответствия переживаний. Такие характеристики эмпатии, как направленность, знак эмпатии, являются показателями поведенческой стороны эмпатии. Интенсивность представляет собой количественный параметр и позволяет различать эмпатию по силе выраженности. В соответствии с этим критерием выделяют эмпатию, характеризующуюся низкой и высокой выраженностью. Параметр точности характеризует когнитивную сторону эмпатии и отражает уровень точности понимания эмоциональных состояний других. Различают эмпатию с высокой и низкой точностью распознания эмоций объекта эмпатии. Совокупность названных характеристик и каждая из них в отдельности обусловливают возникновение затрудненного и незатрудненного общения. Итак, эмпатия — это социально-психологическое свойство, состоящее из ряда способностей: 1) способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого; 2) способности распознавать эмоциональные состояния другого и мысленно переносить себя в его мысли, чувства и действия; 3) способности выбирать адекватный эмпатический ответ (вербального и невербального типа) на переживания другого, использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого.
|