![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интерпретация результатов, полученных на основе «Шкалы эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна
Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении (диагностика когнитивной и поведенческой составляющей эмпатии) (Разработана В. А. Лабунской) В соответствии с представлением о различных составляющих способности к адекватному пониманию и интерпретации невербального поведения был определен перечень социально-перцептивных задач. Они отличаются по формальным параметрам (виды невербального поведения), содержательным (психологические характеристики личности, диады, группы), функциональным (задачи на идентификацию и регуляцию отношений в диаде, группе) и по способам репрезентации решения задачи. Адекватность понимания: устанавливается на основе вербализации психологических особенностей личности, группы в соответствии с заданными экспериментатором направлениями анализа невербального поведения; выявляется с помощью примеров сравнения — выбора форм невербального поведения, соответствующих друг другу по психологическому значению; измеряется также на основе «регуляции» с помощью определенных элементов невербального поведения отношений в диаде и группе; определяется на основе установления отношений между невербальным и вербальным поведением изображенного на фотообъекте человека. В учебном пособии приводится вариант методики, апробированной на большой группе испытуемых, отличающихся возрастом, полом, профессией, образованием (всего 450 человек). После психометрической проверки социально-перспективных задач, из которых состоит методика, был создан ее вариант, предназначенный для взрослых людей. Методика состоит из 8 социально-перспективных задач. Первая задача направлена на диагностику адекватности понимания состояний и отношений человека на основе его позы. Вторая задача выявляет уровень адекватности понимания эмоциональных состояний человека на основе его мимики. Третья задача определяет уровень адекватности понимания интеллектуально-волевых состояний, эмоциональных нюансов этих состояний на основе индивидуального и невербального поведения. Четвертая задача направлена на диагностику адекватности понимания отношений, взаимоотношений людей, включенных в невербальную интеракцию (диада, группа). Первые четыре задачи отличаются одна от другой формой невербального поведения, направленностью психологической интерпретации. Способ репрезентации решения оста- л ется для всех задач общим — вербальная семантическая оценка. Пятая задача направлена на диагностику адекватности понимания посредством установления связей и отличий между психологическим содержанием различных элементов невербального поведения, шестая — на диагностику адекватности понимания посредством «регуляции» отношений диады и группы в эмоционально-отрицательную сторону. Седьмая — это диагностика адекватности понимания невербального поведения посредством «регуляции» отношений, устанавливающихся в диаде или группе, в эмоционально-положительную сторону. Восьмая задача направлена на диагностику адекватности понимания невербального поведения посредством установления связей между вербальным и невербальным поведением человека. Таким образом, вторая группа задач (5 — 8) состоит из тех, в которых сохранены различные виды и формы невербального поведения, их психологическое разнообразие, но изменены способы репрезентации решения задач. Задачи 6 —8 диагностируют опосредованно возможности респондентов регулировать отношения между людьми с помощью адекватного использования в общении форм невербального поведения. На этапе разработки методики была определена последовательность предъявления социально-перцептивных задач участникам эксперимента. В результате наблюдения за поведением респондентов было установлено, что они утомляются и начинают раздражаться, если первые четыре задачи предъявляются в той последовательности, которая приведена выше. Как выяснилось из бесед с участниками исследования, утомление наступало из-за того, что решение этих задач надо было представить в вербальной форме. Чтобы не создавать у испытуемых дополнительного интеллектуального и эмоционального напряжения, был отработан оптимальный вариант предъявления задач. Здесь приводится та же последовательность предъявления задач, что и в исследованиях В. А. Лабунской. Инструкция к первой задаче: «Определите, какому состоянию человека, его отношению к другому человеку соответствует эта поза». Участнику эксперимента последовательно предъявляются 6 поз. Ответы оцениваются по 3-балльной системе. Условное название первой задачи — «позы». Респондент за ответ получает 3 балла, если при предъявлении позы 1.1 указано на высокомерие, пренебрежение, самоуверенность (одно из значений); если поза 1.2 трактуется как растерянность, удивление, непонимание; поза 1.3 определяется как смущение, застенчивость, печаль; поза 1.4 получает психологические значения ожидания, неуверенности, тревожности; поза 1.5 понимается как удивление, недоумение, нерешительность; поза 1.6 определяется как виноватый, убитый горем, стыдливый; 2 балла получает респондент, если он не указывает прямо на психологические значения позы, а называют ситуацию, в которой она встречается, речевое сопровождение, стимул; 1 балл присваивается тем ответам, которые несут элемент психологической интерпретации, но не соответствуют направлению психологического анализа, заданного инструкцией к задаче. Инструкция ко второй задаче: «Определите, какому интеллектуально-волевому состоянию соответствует выразительное поведение человека, изображенного на картинке, назовите эмоциональные оттенки этого состояния». Участнику эксперимента последовательно предъявляются 6 изображений индивидуального невербального поведения. Ответы оцениваются по 3-балльной системе. Условное название второй задачи — «мимика—жесты». Респондент получает 3 балла в том случае, если в ответ на предъявление картинки он называет следующие интеллектуально-волевые состояния и их эмоциональные оттенки: 2.1 — размышление — задумчивость (нейтральное состояние, спокойствие, уравновешенность); 2.2 — размышление — задумчивость (страх, тревога, отчаяние); 2.3 — размышление — задумчивость (страдание, грусть, печаль); 2.4 — размышление — задумчивость (угроза, гнев, решительность); 2.5 — размышление — задумчивость (удивление, растерянность, вопрос); 2.6 — размышление — задумчивость (восторг, радость, «озарение»); 2 балла респондент получает тогда, когда указывает только на интеллектуально-волевое состояние; 1 балл получает за те ответы, которые несут элемент психологической интерпретации, но не соответствуют направлению психологического анализа, заданного инструкцией к задаче. Инструкция к третьей задаче: «Определите по выражению лица (женщины, мужчины) эмоциональное состояние». Ответы оцениваются по 3-балльной системе. Условное название третьей задачи — «мимика». Респондент получает 3 балла за ответ, если его психологическое значение соответствует следующим эмоциональным состояниям: 3.1 — радость; 3.2 — удивление; 3.3 — страдание; 3.4 — страх; 3.5 — гнев; 3.6 — презрение (женские лица); 3.7 — радость; 3.8 — удивление; 3.9 — страх; 3.10 — гнев; 3.11 — презрение; 3.12 — страдание (мужское лицо); 2 балла ставится за ответ, в котором респондент не указывает прямо на психологическое значение экспрессии лица, а называет ситуацию, в которой она встречается; 1 балл присваивается тем ответам, которые несут элемент психологической интерпретации, но не соответствуют направлению психологического анализа, заданного инструкцией к задаче. Инструкция к задаче четвертой: «Подберите к изображенной позе соответствующее ей выражение лица». Участнику эксперимента последовательно предъявляются 8 изображений. Они состоят из 4 поз, которые имеют четкие различия в психологических значениях (различия определены на этапе разработки методики «Свободная семантическая оценка невербального поведения»). К каждой позе предлагается набор из трех выражений лица. Поза предъявляется дважды. В одном случае с ней надо соотнести экспрессию женского лица, а в другом — экспрессию мужского лица. Таким образом, четвертая задача состоит из восьми предъявлений фотоизображений. Условное название четвертой задачи — «поза—лицо». Оценки ответов четвертой задачи приведены в табл. 1.
|