![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 17. Принципы выхода из ситуаций затрудненного общения
В предыдущих разделах учебного пособия неоднократно отмечалось, что субъект затрудненного общения не всегда осознает, что он является трудным партнером. Он не обладает необходимым уровнем осознания его системы отношений, приводящей к ситуациям затрудненного общения. Чтобы понять возможные пути выхода из затрудненного общения, рассмотрим более подробно те положения, которые сформировались в процессе развития субъект-субъектного подхода к общению. К исследованию личностного общения как субъект-субъектного по своей природе психологи пришли на основе работ выдающихся отечественных психологов А.А.Ухтомского, М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Ломова. Идеи А. А. Ухтомского о «доминанте на собеседнике», М. М. Бахтина о диалоге были сформулированы еще в начале XX века. Выдвинутое Б.Ф.Ломовым методологическое положе- ние о субъект-субъектных отношениях как специфике процесса общения легло в основу многих работ, посвященных проблеме общения. Основу субъект-субъектной природы общения многие исследователи видят именно во взаимном воздействии людей друг на друга, что зафиксировано в категориях «взаимодействие», «взаимоотношение», «взаимовлияние». Так, В. Н. Мясищев рассматривал общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. Вслед за ним многие ученые считают, что общение — это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, взаимодействие субъектов, вступающих в общение как равные партнеры. Идея взаимовлияния и взаимодетерминации в общении представлена также в концепции персонализации В. А. Петровского, в его понятии «отраженная субъектность», которая понимается им как способность быть субъектом преобразования поведения и сознания окружающих через свою представленность в них. «В процессах общения, — как утверждает автор, — происходит перенос индивидных и субъектно-интенциональных характеристик общающихся индивидов друг в друга, своеобразная интериоризация других как субъектов» [147, с. 344]. О взаимодетерминации, равенстве личностей, вступающих в общение, и их индивидуальном проявлении в этом общении говорит и М. С. Каган, рассматривая общение как субъект-субъектную форму взаимодействия, которая представляет собой связь двух или более равноактивных, равносвободных, равноуникальных субъектов, раскрывающих свою неповторимость в содержании и способе своего взаимодействия. Таким образом, из приведенных работ следует, что выход из ситуации затрудненного общения возможен при соблюдении принципа равенства; принципа взаимной детерминации; принципа осознания себя и окружающих через свою представленность в других. К. А. Абульханова-Славская отмечает, что созданное в общении отношение начинает, в свою очередь, детерминировать конкретные акты общения, стратегии, тактики и субъективные отношения, причем созданное отношение по-разному детерминирует каждого из участников общения. Она считает, что ни построение отношений, ни их сохранение не уравнивает субъектов в силу личностного способа своего существования. Ею предложен еще один важный принцип субъект-субъектного общения. Речь идет о принципе различности, который заключается в признании права другого на непохожесть на меня, на несоответствие моим интересам, на выбор общения (отношений) в соответствии со своей и н ди видуал ьностью. Таким образом, к уже указанным принципам выхода из ситуа^ ции затрудненного общения прибавляется принцип неравенства взаимной детерминации в силу личностного способа существования каждого из партнеров, а также принцип «различности», признающий право партнера быть индивидуальностью. Очень важной является еще одна особенность личностного субъект-субъектного общения. Она фиксирует необходимость осознания своего поведения в качестве детерминанты ответного поведения партнера по общению. Так, А. А. Бодалев подчеркивает, что от самого человека в большей мере зависит характер поведения по отношению к нему окружающих его людей (хотя человек может это и не осознавать), а значит, характер его переживаний от общения с людьми и те оценки, которые он этим людям дает. М. И. Бобнева и Е. В. Шорохова также отмечают, что характер познания личностной сути других людей, характер эмоционального отклика определяют избранный способ поведения. В свою очередь, аналогичные процессы происходят и у противоположной стороны общения, и предъявленные способы поведения вновь детерминируют описанный процесс. Способность и право каждого из нас быть воспитателем другого, по мнению И. А. Колесниковой, заложены в каждом из нас, но не всегда осознаются. Большинство просто не задумываются о себе как о Человеке — созидателе Человека. Как видим, говоря о взаимной детерминации в процессе общения, многие исследователи указывают на возможность любого из субъектов общения осознавать или не осознавать себя в качестве детерминанты поведения партнера, причем — ответного. Какие же личностные образования могут в большей или в меньшей степени способствовать осознанию себя как субъекта общения, помогать выполнению тех принципов, которые лежат в основе выхода из ситуаций затрудненного общения. М. И. Бобнева в одной из своих работ говорит о личностном общении как об общении субъектов, наделенных собственным внутренним миром. Б. Д. Парыгин его основу усматривает в позиции личности, зависящей от уровня самосознания, системы ценностных ориентации и мнения окружающих. Личность, с точки зрения К. А. Абульха-новой-Славской, может выступить субъектом общения при условии осуществления собственного свободного выбора. «Формы и мера того, что вбирается личностью в общении с другим человеком — будь то вселенная или убожество ненайденного слова, зависят только от нее самой, здесь-то она и выступает субъектом общения в подлинном значении этого слова» [124, с. 224]. Как основную характеристику, переводящую индивида в позицию субъекта, Е. В. Шорохова выделяет целенаправленность общения. «Активность субъекта всегда осознана», — подчеркивает в своей работе К. Муздыбаев f 124, с. 116]. На осознанном характере активности субъекта настаивает К. А. Абульханова-Славская. «Осознание причин и следствий событий жизни, структуры отношений людей, ценности тех или иных занятий, дел и т.д.» приводит субъекта к тому, что он начинает «придавать определенную направленность всему ходу жизни, иными словами, управлять своей жизнью» [6, с. 116]. Кроме того, по мнению К. А. Абульхано-вой-Славской, личность становится субъектом того или иного поведения, когда она занимает определенную позицию, так или иначе самоопределяется, выбирает средства и цели общения, принимает решения, иначе говоря, речь идет о свободе выбора и ответственности за него. Ответственность гарантирует внутреннюю целостность личности и всегда связана с субъектом, так как никогда не бывает безличной. А. В. Брушлинский также определяет субъекта как творца своей истории, как вершителя своего жизненного пути. Используя термин «личностная зрелость субъектов», М. С. Каган, по сути, говорит о различных уровнях развития субъекта. На этот же факт указывает и К. Муздыбаев, подчеркивая, что личность в своем развитии должна проделать путь от простого исполнителя к активному субъекту [124, с. 15]. К. А. Абульханова-Славская отмечает, что такие характеристики субъекта, как «самодетерминация», «самопричинение», «самодеятельность», С. Л. Рубинштейн выделил еще в 1920-е гг. В. А. Петровский указывает, что идея «быть причиной себя» представлена во многих направлениях психологии: в таких категориях, как Фрейдовское «Ego» во взаимодействии с «Id» и «Super-Ego», Адлеровская «потребность в самоутверждении», «коренная тревога» К. Хорни, «архетипы» К. Юнга, «черты» Г. Олпорта, «со-матотип» Э. Кречмера, Л. Шелдона, «конституциональные типы» А. Ф. Лазурского, «акцентуации характера» К. Леонгарда, «доминирующее отношение» В. Н. Мясищева, «основная жизненная направленность» Б. Г. Ананьева и т. д. Данная идея фигурирует в категориях «идеальный тип индивидуальности» Э. Шпрангера, «персона» В. Штерна, «рефлектирующее сознание» К. Ясперса, «рост личности изнутри» К. Роджерса, «поиск смысла» В. Франкла, «стремление к самоактуализации» А. Маслоу. В перечисленных концепциях субъектность, «самопричинение», выступающие под именами «Я», «самость», «индивидуальность», включают динамический внутренний образ, т. е. осознание себя не только как субъекта изменения других людей, но и как субъекта самоизменения. Таким образом, рефлексия, механизм осознания себя, является основным в становлении личности как субъекта общения и непременным условием выхода из ситуаций затрудненного общения. Следовательно, индивид, не осознающий себя в качестве субъекта общения, не имеющий ясного внутреннего образа, обре- чен на трения и сбои в общении. Поэтому понятия «субъект затруд-ненного общения» и «трудный партнер общения» не совпадают. Как указывалось в разделах, посвященных определению затрудненного общения, в нем выделяются два момента: 1) анализ успешности, эффективности общения на основании достигнутого результата и 2) анализ с точки зрения психологической комфортности субъекта общения, его эмоционального состояния. На основании этого затрудненное общение чаще всего рассматривается как неэффективное, разлаженное, деструктивное общение, сопровождающееся эмоциональным напряжением, а эффективное общение — это общение, которое не вызывает затруднений, эмоционального напряжения и приводит к желаемому результату. Но такое противопоставление не является корректным, так как «эффективность» и «затрудненность» не являются противоположными характеристиками общения, поскольку они отражают разные качественные стороны процесса общения. В силу этого можно говорить о: 1) затрудненном, но эффективном общении (партнеры переживают эмоциональное напряжение, но добиваются положительных результатов); 2) затрудненном и неэффективном общении (характеризуется эмоциональным напряжением и несоответствием достигнутых результатов заданным целям); 3) незатрудненном и эффективном общении (отсутствует эмоциональное напряжение и результаты общения совпадают с заданными целями); 4) незатрудненном и неэффективном общении (отсутствие эмоционального напряжения и несовпадение результата с заданными целями). Причем для каждого из партнеров совместный процесс общения может быть различным с точки зрения его результата, вложенных усилий и эмоционального состояния. Так, для одного из партнеров одна и та же ситуация общения может быть затрудненной и нерезультативной, а для другого — незатрудненной и эффективной. «Трудный» партнер общения, с точки зрения другого человека, постоянно искажает качества партнера, ему присуща «эскалация атрибуции», преобладание в процессах понимания и интерпретации другого человека оценочного компонента, неспособность поставить себя на место другого человека, низкий уровень рефлексии, сопротивление осознанию причин своих затруднений и нежелание что-либо менять в собственном поведении. «Трудный» не умеет адаптировать свое поведение к требованиям ситуации общения и особенностям партнера по общению; он отличается недифференцированностью оценок себя и других, стереотипиза-цией восприятия окружающих, что обеспечивает перенос опыта затрудненного общения из ситуации в ситуацию; ему свойственна когнитивная простота, обусловливающая искажения в формировании представлений о личности другого; несбалансированность аффективно-когнитивных детерминант общения за счет давления аффективной сферы. В целом «трудного» партнера отличает от других низкий уровень развития способности к пониманию другого человека; низкий уровень эмпатии, в которой преобладает эгоцентрическая направленность эмоционального резонанса, свернутость сочувствия и содействия, неадекватность восприятия эмоциональных состояний другого; низкий уровень развития способности к идентификации; низкий уровень способности к психологической проницательности; низкий уровень способности к сен-зитивности и чувствительности; низкий уровень способности к наблюдательности и др. С точки зрения интерактивной стороны общения «трудный» партнер не умеет аргументировать свои замечания и предложения, не обладает способностью поддерживать зрительный контакт и выходить из него, стремится больше говорить, чем слушать, перебивает разговор, использует защитно-избегающий, агрессивно-обесценивающий, определяюще-контролирующий стили поведения либо выбирает формально-вежливый дистантный стиль взаимодействия. Ему свойственны неприязненное, враждебное, высокомерное, подозрительное отношение к другим людям, стремление навязывать свою точку зрения, слепо доказывать свою правоту. Для него характерны невыразительность и длительные паузы в речи, застывшая поза и несоответствие его экспрессивного репертуара речевому поведению, что указывает на неискренность, отсутствие доверия и подавление своего реального отношения к партнеру. С точки зрения коммуникативной стороны общения «трудный» партнер общения характеризуется неумением выбрать адекватную форму сообщения, неспособностью к обратной связи, низким потенциалом коммуникативного воздействия. Но как было отмечено выше, субъект затрудненного общения, «трудный» партнер общения редко сознательно выбирает способы общения, разрушающие само общение, он не всегда осознает последствия своих действий, поступков, он недостаточно осознает себя как субъекта общения и в том числе — затрудненного общения. Иными словами, выступая «трудным» партнером для другого, человек в большинстве случаев не осознает себя источником затрудненного общения Таким образом, стремление к осознанию себя в качестве причин и результатов общения является одним из основополагающих принципов выхода из ситуаций затрудненного общения. Низкий уровень рефлексивного анализа своей системы отношений к другому, особенностей общения превращает субъекта затрудненного общения в «трудного» партнера и выступает его центральной ха-рактеристикой. Субъект затрудненного общения может занимать статус «трудного» партнера только в связи с другим человеком, в его представлениях, переживаниях. Соответственно в контексте с другим (с его представлениями, переживаниями) проявляется мера осознания субъектом собственных особенностей общения и особенностей общения другого как затрудняющих взаимодействие. Итак, «трудный» партнер общения — это такой субъект общения: особенности личности которого приводят к возникновению трудностей в процессе взаимодействия с ним у большинства партнеров; который обладает низким уровнем осознания себя в качестве «объективной» детерминанты, затрудняющей как свое собственное общение, так и общение других; который усматривает причину переживаемых им самим трудностей в особенностях личности и общения партнера и перекладывает ответственность за причину возникновения, течение и исход ситуации на другого, не умеет встать на точку зрения партнера, т. е. центрирован на себе. Кроме того, сам он также может переживать трудности в общении в связи с тем или иным партнером, его оценками, отношением, поведением. «Легкий, нетрудный» партнер общения: это не столько тот, который имеет структуру отношений субъекта незатрудненного общения, сколько тот, кто осознает себя и другого в качестве возможной причины сложившейся между ними ситуации затрудненного общения; принимающий и разделяющий ответственность за течение и исход этой ситуации; активно ищущий способы оптимального для обоих разрешения ситуации, т. е. в равной мере центрирован на себе и другом как субъектах общения, обладает эмпатией и внутренним локу-сом контроля. Таким образом, в реальном общении причиной затруднений могут быть одновременно оба партнера, осознающие или не осознающие то, что они являются источником затруднений друг для друга. Затрудненное общение, при котором оба партнера в равной мере осознают себя и другого причиной возникших трудностей, называется субъект-субъектным затрудненным общением. Субъект-объектным или объект-субъектным деперсонализированным затрудненным общением является общение, когда оба или один из партнеров причину трудностей усматривают только в другом или только в себе. Если оба партнера, испытывая трудности в общении, видят их причину друг в друге, то такое затрудненное общение называется объект-субъектным. Изменение трудной для себя ситуации каж- дый связывает с изменением партнера. На поведенческом уровне такие представления порождают богатый спектр разнообразных взаимных претензий, требований, советов, что приводит к усилению «затрудненности» общения (от легкого трения — к размолвке — конфликту и т. д.) и формированию объект-субъектной модели общения. Если каждый из партнеров, испытывая трудности в общении, осознает себя их причиной, то акцент с другого переносится на самого себя, и в таком случае затрудненное общение переходит в класс субъект-объектного. Изменения в общении связываются с собственными изменениями, весь груз ответственности берется только на себя, продолжая относиться к другому как к объекту. Это приводит к формированию субъект-объектной модели затрудненного общения. Наряду с субъект-субъектной, субъект-объектной и объект-субъектной моделями затрудненного общения существует также объект-объектная модель затрудненного общения. Для нее характерно то, что оба участника общения относятся как к себе, так и к другому объектно, не включаясь в поиски причин возникающих затруднений, а вытесняя сам факт затруднений в общении. Безусловно, что «трудный» в представлениях другого партнер, осознав себя таковым, может изменить представление о себе как о трудном и перейти на субъектную, а значит, активную, ответственную, целенаправленную и т. д. позицию. Он получает возможность изменить ситуацию в сторону уменьшения затруднений. Не осознавая всех возможных причин возникших в общении трудностей (усматривая, например, их только в другом), не изменяя имеющихся представлений о себе, а соответственно и своего поведения, «трудный партнер» так и остается трудным для другого. К сожалению, субъект затрудненного общения не только может не осознавать свой «вклад» в возникновение трудностей, но даже осознавая данный факт, не всегда может самостоятельно изменить способы и формы своего общения и те личностные образования, которые лежат в их основе. Поэтому помощь «трудному» партнеру общения заключается в создании для него специальных условий, приводящих к развитию рефлексии по поводу себя как субъекта общения (психотерапевтическая работа, группы тренинга, индивидуальное консультирование). Осознание каждым из партнеров себя в качестве одинаково возможной причины трудностей другого позволяет: 1) осознать свою детерминирующую роль в организации конкретного акта общения; 2) искать иные способы поведения, ориентируясь на реакцию партнера; 3) изменять тем самым степень затрудненности ситуации общения в сторону уменьшения. Речь идет о признании себя причиной трудностей другого как механизма, позволяющего изменить собственное представление о ситуации затрудненного общения, увидеть причину не только в партнере, но и в себе в такой же мере. Осознать свои действия, свое поведение как причину определенной ответной реакции партнера, которая и делает общение как для одного, так и для другого затрудненным, означает уравнять в своих представлениях возможности каждого из партнеров в детерминации процессов общения, в том числе и затрудненного. Равенство представлений субъекта о себе и о партнере как возможных источниках трудностей друг для друга приводит к равенству требований к себе и другому по изменению затрудненной ситуации общения, что соответствует субъект-субъектной природе общения и личностному подходу к нему. Этот механизм позволяет соотнести свои представления о причинах собственных затруднений и затруднений партнера с его представлениями об этом. Осознание имеющихся расхождений, подкрепленное определенным уровнем развития эмпатии, позволяет поставить задачу личностных изменений не только в партнере, но и в себе.
|