![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общения
В исследовании приняли участие 284 человека, из них 144 женщины и 140 мужчин в возрасте от 18 до 25 лет, студенты 13 учебных групп'. Для проверки гипотезы о том, что между субъектами затрудненного и незатрудненного общения существуют различия в уровне развития эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов эмпатии и степени выраженности ряда параметров эмпатии, были подвергнуты процедуре частотного анализа показатели интенсивности выраженности параметров эмоциональной (уровень развития способности к эмоциональному отклику, степень соответствия —несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии), когнитивной (общий уровень развития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии, степень инверсии и точности распознания эмоциональных состояний объекта эмпатии в зависимости от его пола и модальности переживаемых им эмоциональных состояний), поведенческой (уровень развития способности к адекватному выражению эмпатического ответа на эмоциональные состояния объекта эмпатии в зависимости от его пола и типа эмпатического ответа (вербальный—невербальный) составляющих эмпатии). Процентное распределение показателей интенсивности выраженности параметров эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющих эмпатии у субъектов затрудненного — незатрудненного общения представлено в табл. 1—3. Результаты частотного анализа интенсивности выраженности параметров эмпатии свидетельствуют о следующих особенностях эмоциональной составляющей эмпатии, характерных для субъектов затрудненного общения. Большинство субъектов затрудненного общения имеют низкий уровень развития способности к эмоциональному отклику на переживания другого. Частотный анализ показателей степени соответствия —несоответствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии показал, что субъектам затрудненного общения свойственны низкая степень соответствия знака переживаний субъекта и объекта Исследование провела Ю.А. Менджерицкая. эмпатии и средняя с тенденцией к высокой степени несоответствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии. Когнитивный компонент эмпатии субъектов затрудненного общения отличается следующими особенностями. 73 % субъектов затрудненного общения имеют низкий уровень развития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии, причем четвертой части из них (25 % участников исследования) свойственна инверсия распознания переживаний партнера. Частотный анализ показателей степени точности —инверсии распознания эмоционального состояния объекта эмпатии в зависимости от его пола и модальности переживаний показал, что общий низкий уровень развития способности к распознанию переживаний объекта эмпатии у субъектов затрудненного общения складывается, во-первых, из низкой степени точности распознания негативно окрашенных эмоциональных состояний объектов эмпатии мужского пола и нейтрально окрашенных эмоциональных состояний объектов эмпатии женского пола и, во-вторых, из низкой и средней степени инверсии распознания негативно окрашенных эмоциональных состояний объектов эмпатии женского пола и нейтрально окрашенных эмоциональных состояний объектов эмпатии мужского пола. Таблица 1 Распределение показателей интенсивности выраженности параметров эмоциональной составляющей эмпатии у субъектов затрудненного и незатрудненного общения (%)
Таблица 2 Распределение показателей интенсивности выраженности параметров когнитивной составляющей эмпатии у субъектов затрудненного и незатрудненного общения (%)
Таблица 3 Распределение показателей интенсивности выраженности параметров поведенческой составляющей эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения (%)
Поведенческий компонент эмпатии субъектов затрудненного общения отличается следующими особенностями. Большинство субъектов затрудненного общения (97 %) имеют средний уровень развития способности к адекватному выражению ответных реакций на эмоциональные состояния объекта эмпатии. Частотный анализ показателей степени адекватности выражения ответных реакций на эмоциональные состояния объекта эмпатии в зависимости от его пола и типа ответной реакции (вербальный —невербальный) показал, что общий средний уровень развития способности к адекватному выражению ответных реакций на эмоциональные состояния объекта эмпатии складывается, во-первых, из средней (61 %) и низкой (21 %) степеней адекватности ответных реакций невербального типа на переживание объектов эмпатии как мужского, так и женского пола, который компенсирует среднюю (43 %) и низкую (22 %) степень адекватности выражения ответных реакций вербального типа на переживания объекта эмпатии мужского пола и среднюю (47 %) и низкую (50 %) степень адекватности выражения ответных реакций вербального типа на переживания объекта эмпатии женского пола. Далее, результаты частотного анализа показателей эмоциональной составляющей эмпатии субъектов незатрудненного общения указывают на то, что у большей части студентов этой группы отмечается средневысокий уровень развития способности к эмоциональному отклику на переживания другого (74 %). Частотный анализ показателей степени соответствия —несоответствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии обнаружил, что 23 % испытуемых данной группы отличаются низкой степенью соответствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии, 54 % имеют среднюю степень соответствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии и 23 % свойственна высокая степень соответствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии. Также у большинства субъектов незатрудненного общения (89 %) наблюдается низкая степень несоответствия знака переживаний субъекта и объекта эмпатии. Когнитивный компонент эмпатии субъектов незатрудненного общения имеет следующие особенности. Большая часть участников исследования характеризуется высоким (52 %) или средним (37 %) уровнем развития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии. Частотный анализ показателей степени точности—инверсии распознания эмоционального состояния объекта эмпатии в зависимости от его пола и модальности переживаний свидетельствует о том, что общий средневысокий показатель уровня развития способности к распознанию переживаний объекта эмпатии у студентов данной группы складывается, во-первых, из высокой и средней степени точности распознания негативно окра- i шенных эмоциональных состояний объектов эмпатии как мужского, так и женского пола. Наряду с этим при опознании нейтрально окрашенных эмоциональных состояний объектов эмпатии женского и мужского пола у данной группы студентов наблюдается как средняя, так и высокая степень инверсии распознания (21—24% испытуемых), средний и высокий уровень точности распознания переживаний этой модальности (23 — 42% испытуемых). Поведенческий компонент эмпатии субъектов незатрудненного общения характеризуется следующими особенностями. Большинство субъектов незатрудненного общения имеют высокий уровень развития способности к адекватному выражению ответных реакций на эмоциональные состояния объекта эмпатии. Частотный анализ показателей степени адекватности выражения ответных реакций на эмоциональные состояния объекта эмпатии в зависимости от его пола и типа ответной реакции (вербальный — невербальный) обнаружил, что общий высокий уровень развития способности к адекватному выражению ответных реакций на эмоциональные состояния объекта эмпатии у студентов этой группы складывается, во-первых, из высокой и средней степени адекватности ответных реакций невербального типа на переживание объектов эмпатии как мужского, так и женского пола, и, во-вторых, из средней и высокой степени адекватности выражения ответных реакций вербального типа на переживания объекта эмпатии мужского и женского пола. С целью подтверждения того, что субъекты затрудненного и незатрудненного общения отличаются уровнем развития эмоциональной, когнитивной и поведенческой компонент эмпатии и степенью выраженности ряда параметров эмпатии, был проведен анализ значимых различий в показателях интенсивности выраженности описанных выше параметров. Такой анализ позволил обозначить параметры эмпатии, по которым различаются субъекты общения. Для этого был использован метод MANOVA (многофакторный дисперсионный анализ Фридмана). Результаты дисперсионного анализа показали, что между субъектами затрудненного общения и субъектами незатрудненного общения наблюдаются значимые различия (а = 0, 05) в параметрах эмоциональной составляющей эмпатии: 1) уровень развития способности к эмоциональному отклику и уровень соответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии ниже у субъектов затрудненного общения; 2) уровень несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии ниже у субъектов незатрудненного общения. Присутствуют различия (а = 0, 05) в следующих параметрах когнитивной составляющей эмпатии: 1) общий уровень развития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии ниже у субъектов затрудненного общения; 2) при распознании негативно окрашенных эмоциональных состояний объектов эмпатии мужского и женского пола у субъектов затрудненного общения наблюдаются более низкая степень точности и более высокая степень инверсии. В интенсивности выраженности параметров поведенческой компоненты эмпатии отмечаются следующие различия (а = 0, 05): 1) общий уровень развития способности к адекватному выражению эмпатического ответа на переживания объекта эмпатии ниже у субъектов затрудненного общения; 2) субъекты затрудненного общения выбирают менее адекватные эмпатические ответы как вербального, так и невербального типов на переживания объектов эмпатии женского пола. Таким образом, применение набора вышеописанных методов позволяет создать «портрет» эмпатии субъекта затрудненного и незатрудненного общения.
|