![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Портрет» эмпатии субъектов незатрудненного общения
Субъекты незатрудненного общения имеют следующие характеристики эмпатии: 1) средний с тенденцией к высокому уровень развития эмоциональной составляющей (средняя степень соответствия и низкая степень несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии); 2) средневысокий уровень развития когнитивной составляющей (высокая степень точности распознания позитивно и негативно окрашенных эмоциональных состояний объекта эмпатии и средняя степень точности распознания нейтрально окрашенных эмоциональных состояний объекта эмпатии); 3) высокий уровень развития поведенческой составляющей (высокая степень адекватности выражения эмпатического ответа невербального типа и средневысокая степень адекватности выражения эмпатического ответа вербального типа). Все три компоненты эмпатии у субъектов незатрудненного общения имеют средний с тенденцией к высокому уровень развития. Эмпатия субъектов незатрудненного общения проявляется в том, что они дают эмоциональный отклик на переживания партнера по общению, испытывая с ним однотипные по модальности переживания. Для них характерно адекватно трактовать эмоциональные состояния любой модальности независимо от пола партнера, демонстрировать соответствующие переживаниям партнера как невербальные, так и вербальные реакции. Итак, в качестве основных характеристик эмпатии, по которым отличаются субъекты затрудненного и незатрудненного общения, выступают: 1) уровень развития способности к эмоциональному отклику; 2) степень соответствия —несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии и соотношение этих показателей; 3) уровень развития способности к распознанию эмоциональных состояний; 4) точность распознания негативно и нейтрально окрашенных эмоциональных состояний; 5) наличие инверсии распознания экспрессии эмоциональных состояний; 6) адекватность выражения вербальных и невербальных реакций на переживания партнера. Чтобы определить, как будут проявляться описанные характеристики эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в реальных ситуациях взаимодействия, рекомендуем использовать серии заданий, имитирующих ситуации затрудненного взаимодействия («отказ», «обвинение», «ограничение», «оскорбле- ние»). Участникам исследования предлагались 9 вариантов " эмпа-тической регуляции» взаимодействия с помощью экспрессии лица. Все участники выполняют два вида заданий. В первом случае им предъявлялись ситуации затрудненного общения и ставилась задача усилить возникшие затруднения во взаимодействии с партнером. Во втором случае, работая с теми же заданиями, они должны были сгладить, уменьшить появившиеся затруднения в общении. Процентное распределение интенсивности выраженности интегральных параметров эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения, осуществляющих регуляцию ситуаций затрудненного взаимодействия, представлено в табл. 4, 5. Обратимся сначала к результатам, описывающим особенности интегральных характеристик эмпатии субъектов общения, осуществляющих регуляцию ситуаций затрудненного взаимодействия в направлении усиления возникших затруднений. Результаты анализа показали, что в процессе регуляции ситуаций затрудненного взаимодействия в направлении усиления возникших затруднений между субъектами общения наблюдаются определенные различия в проявлении интегральных характеристик эмпатии. Так, в группе субъектов затрудненного общения (по сравнению с группой субъектов незатрудненного общения) наблюдается более высокий (а = 0, 05) уровень инверсии эмпатии, более низкий (а = 0, 05) уровень точности эмпатии и более высокий (а = 0, 05) уровень ситуативности эмпатии. Анализ различий в интенсивности показателей безграничности — ограниченности эмпатии свидетельствует о том, что у субъектов затрудненного общения наблюдается более высокий (а = 0, 05) уровень ограниченности эмпатии в процессе регуляции ситуаций «обвинения» и «ограничения», если партнер по взаимодействию женщина, и ситуаций «оскорбления», если партнер мужчина. Задача регуляции ситуаций затрудненного взаимодействия в направлении уменьшения возникших затруднений обусловливает следующие различия в проявлении интегральных характеристик эмпатии между субъектами затрудненного и незатрудненного общения. В группе субъектов затрудненного общения (по сравнению с группой субъектов незатрудненного общения) существует более высокий (а = 0, 05) уровень инверсии эмпатии, более низкий (а = 0, 05) уровень точности эмпатии и более высокий (а = 0, 05) уровень ситуативности эмпатии. Анализ различий в интенсивности показателей безграничности — ограниченности эмпатии показал, что в группе субъектов затрудненного общения наблюдается более высокий (а = 0, 05) уровень ограниченности эмпатии в процессе регуляции ситуаций затрудненного взаимодействия независимо от их модальности и пола партнера по взаимодействию. Табл и ца 4 Распределение показателей интенсивности выраженности интегральных параметров эмпатии в процессе регуляции ситуаций затрудненного взаимодействия в направлении усиления затруднений у субъектов затрудненного и незатрудненного общения (%) \
Таблица 5 Распределение показателей интенсивности выраженности параметров эмпатии в процессе регуляции ситуаций затрудненного взаимодействия в направлении уменьшения затруднений у субъектов затрудненного и незатрудненного общения (%)
Таким образом, результаты изучения интегральных характеристик эмпатии, проявляющихся у субъектов затрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия, позволяют заключить, что в реальном взаимодействии студент, являющийся субъектом затрудненного общения, для усиления или уменьшения затруднений будет демонстрировать инверсные формы эмпатии. Эмпатия в целом будет ситуативной, ограниченной и неустойчивой. Данные интегральные характеристики эмпатии особенно ярко проявляются у субъектов затрудненного общения, если они сталкиваются с ситуацией «оскорбления», в которой партнером является мужчина, а также включены в ситуации, в которых ограничивает их поведение женщина. Студенты — субъекты незатрудненного общения — в процессе регуляции ситуаций затрудненного взаимодействия показывают высокий уровень точности эмпатии. Эмпатия характеризуется устойчивостью, безграничностью независимо от модальности ситуаций и пола партнера по взаимодействию. Полученные закономерности и различия проявления эмпатии в ситуациях затрудненного взаимодействия между субъектами затрудненного и незатрудненного общения могут быть интерпретированы со следующих позиций. Во-первых, с точки зрения теории эмпатии. Известно, что лица, вносящие в процесс общения трения, сбои и т. д. и определяемые как субъекты затрудненного общения, характеризуются отсутствием точности распознания перемен, происходящих в другом, неспособностью адекватно интерпретировать его вербальные сообщения. Им свойственны ограниченность и ситуативность эмпатии, проявляющиеся в отсутствии или снижении интенсивности эмпатии в адрес людей, испытывающих неизвестные субъекту чувства. Отмечается также, что благоприятный эффект на процесс общения оказывает способность субъекта дифференцировать и варьировать проявления своих эмпатических способностей в зависимости от требований ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения и демонстрировать устойчивость эмпатии в адрес разных людей. Во-вторых, с точки зрения концепции затрудненного общения, в которой факты непонимания и искажения восприятия другого, его внутреннего мира и поступков, низкий уровень развития способности к эмоциональному отклику на страдания другого человека, к интерпретации вербального и невербального поведения партнера, выбор неадекватной стратегии поведения и т. д. интерпретируются как одна из наиболее существенных причин возникновения нарушений в общении. В то же время в ряд социальных способностей личности, определяющих ее социально-психологическую компетентность и успешность в общении, включаются различные характеристики эмпатии: эмоциональный отклик, со- чувствие, сензитивность, сопереживание, чувствительность, адек-ватность, проницательность и т.д. Иными словами, отмечается, что качество непонимания и степень тяжести психологических последствий непонимания зависят от участия в общении субъектов затрудненного и незатрудненного общения. В-третьих, различия между субъектами общения в проявлении эмпатии подтверждаются результатами исследований, выполненных с позиций гендерного подхода. Здесь подчеркивается, что субъекты общения с фемининными чертами (по сравнению с субъектами общения с маскулинными чертами) демонстрируют в общении более высокую чувствительность, способны адекватнее выбрать стратегию поведения в различных ситуациях, более сензи-тивны к малейшим переменам в вербальном и невербальном поведении партнера. Женщины в большинстве случаев стремятся сгладить возникающие в общении затруднения. Мужчины, в свою очередь, имеют тенденцию усиливать возникшие в общении затруднения, проявляя при этом непонимание и нечувствительность, особенно если партнером по взаимодействию выступает женщина. У них преобладает ситуативность эмпатии. В-четвертых, объяснение существования различий между субъектами затрудненного и незатрудненного общения в проявлении интегральных характеристик эмпатии в ситуациях затрудненного взаимодействия может основываться на анализе специфики будущей или настоящей профессиональной деятельности.
|