![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка ответов четвертой задачи
Таблица 1
Инструкция к пятой задаче: «Перед вами картинка, на левой стороне которой изображена конфликтная ситуация. Прочитайте слова, сказанные одним из ее участников другому. Подберите ему такое выражение лица, которое бы усилило конфликт, привело к ссоре». Участнику эксперимента последовательно предъявляются фотообъекты, которые представляют собой рисунки из теста Ро-зенцвейга (конфликтные ситуации), и 9 экспрессии лица (женское и мужское). Условное название пятой задачи — «конфликт». Оценка ответов представлена в табл. 2. Таблица 2 Оценка ответов пятой задачи
Инструкция к шестой задаче: «Перед вами картинка, на стороне которой изображена конфликтная ситуация. Прочитайте слова, сказанные одним из ее участников другому. Подберите ему такое выражение лица, которое бы максимально способствовало разрешению конфликтной ситуации». Участнику эксперимента последовательно предъявляются фотообъекты, которые представляют собой рисунки из теста Розенцвейга (конфликтные ситуации), и 9 экспрессии лица (женское и мужское). Условное название шестой задачи — «согласие». Оценка ответов представлена в табл. 3. Таблица 3 Оценка ответов шестой задачи
Инструкция к седьмой задаче: «Определите по выразительному поведению изображенных на картинке людей тип отношений между ними, их социальный статус». Участнику эксперимента последовательно предъявляются 6 изображений диады, группы. Они соответствуют тем, которые были использованы в методике «Свободная семантическая оценка невербального поведения» (см. приложение 1, картинки 6.1—6.6). 5 баллов получает участник эксперимента, если точно выполняет инструкцию, называет отношения, статусы партнеров; в 4 балла оценивается ответ, если определяются либо отношения, либо социальные роли (задача решается частично); 3 балла присваиваются ответу, в котором не указывается прямо на отношения, статусы изображенных людей, а через анализ ситуации предполагаемого вербального диалога, причин взаимодействия демонстрируется решение задачи; в 2 балла оценивается ответ, если вместо определения отношений респондент указывает на состояния изображенных людей; 1 балл ставится за ответ в том случае, если он несет элемент психологической интерпретации, но не соответствует направле- нию анализа, заданного инструкцией к задаче. Условное название седьмой задачи «диада —группа». Инструкция к восьмой задаче: «Посмотрите на картинку, прочитайте фразы под номерами 1—4. Подберите к выражению лица под буквами «А», «Б», «В», «Г» соответствующую им фразу». Испытуемому предъявляются последовательно 2 фотообъекта, на которых даны 4 выражения лица. В центре картинки написаны 4 фразы. Фотообъекты отличаются только тем, что в одном случае они состоят из изображений экспрессии женского лица, а в другом — из изображений экспрессии мужского лица. Условное название восьмой задачи — «мимика —реплика». Правильное распределение речевых фраз в соответствии с выражением лица приводится в табл. 4. Оценка ответов осуществляется по типу «правильно — неправильно». Таблица 4 Правильные ответы восьмой задачи
Интерпретация результатов С целью сравнения успешности решения вышеперечисленных задач первичные оценки корректируются по 20-балльной шкале. Максимально возможный показатель успешности решения той или иной задачи соответствует 20 баллам. Следовательно, максимальное количество баллов, которое может набрать один испытуемый, равно 160. Средний балл решения всех задач равен 93 баллам. Распределение уровней успешности решения социально-перцептивных задач следующее: низкий уровень — 30 баллов; ниже среднего — 60 баллов; средний уровень — 93 балла; выше среднего — 120 баллов; высокий уровень адекватности понимания невербального поведения от 123 до 160 баллов. Итак, на основе методики диагностики адекватности понимания невербального поведения определяется уровень развития способности к адекватному пониманию такого поведения, структура и тип способностей, особенности когнитивной составляющей эм-патии субъекта затрудненного и незатрудненного общения. (Изображения экспрессии, включенные в задания, приводятся в книге В.А.Лабунской [101].)
Глава 16. ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК1
|