![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 15. Методы диагностики эмпатии
Для изучения характеристик эмпатии используются традиционные приемы эмпирического исследования эмоциональных, когнитивных и поведенческих параметров эмпатии. «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эп-штейна [256] используется для исследования эмоциональной составляющей эмпатии и таких ее параметров, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия—несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Данная шкала позволяет фиксировать уровень выраженности способности субъекта эмпатии эмоционально отзываться на соответствующие эмпатогенные ситуации, представленные как перечисление ряда открытых переменных, актуализируемых вербальным описанием. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и социальные объекты, с которыми испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни. Участникам исследования предлагается нечисловая форма ответов (от полностью согласен до полностью не согласен), которая дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. Для количественного определения выбранным ответам приписываются баллы от —3 до +3. По результатам задания выводится уровень выраженности способности личности к эмоциональному отклику на переживания других людей. Опросник включает как прямые, так и обратные утверждения, позволяющие определить степень соответствия и несоответствия знака эмоционального отклика объекта и субъекта эмпатии. «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении», разработанная В. А. Лабунской [101], позволяет изучать характеристики когнитивной составляющей эмпатии (уровень развития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии и степень точности —инверсии распознания эмо- шюнальных состояний в зависимости от модальности переживаний и пола объекта эмпатии) и поведенческой (экспрессивной) составляющей эмпатии (уровень развития способности к адекватному выражению эмпатического ответа на переживания объекта эмпатии и степень адекватности —неадекватности эмпатического ответа в зависимости от его типа — вербальный и невербальный — и пола объекта эмпатии). Данная методика состоит из набора фотографий с запечатленными на них базовыми, легко читаемыми эмоциональными состояниями, эмпатогенный потенциал которых мог бы вызвать у испытуемых эмоциональный отклик, сходный с переживаниями в повседневной жизни. Уровень развития способности к распознанию эмоциональных состояний объекта эмпатии и степень точности —инверсии распознания эмоциональных состояний в зависимости от модальности переживаний и пола объекта эмпатии устанавливался на основе особенностей вербализации эмоциональных состояний разной модальности объектов эмпатии мужского и женского пола. Уровень развития способности к адекватному выражению эмпатического ответа на переживания объекта эмпатии и степень адекватности—неадекватности эмпатического ответа в зависимости от его типа (вербальный и невербальный) и пола объекта эмпатии устанавливаются на основе особенностей выбора участником исследования вариантов невербального и вербального поведения в ответ на разномодальные переживания объектов эмпатии мужского и женского пола. Модификация данной методики направлена на процесс обработки ответов испытуемых, в котором учитывались ответы с прямо противоположным содержанием. Такой вид ответов квалифицируется как инверсная эмпатия. Для изучения особенностей эмпатии в ситуациях затрудненного взаимодействия предлагаются серии заданий, имитирующих ситуации затрудненного взаимодействия («отказ», «обвинение», «ограничение», «оскорбление»). Участникам исследования предлагается 9 вариантов «эмпатической регуляции» взаимодействия с помощью экспрессии лица. В первой серии перед ними стоит задача отрегулировать ситуацию затрудненного взаимодействия в направлении усиления затруднений. Во второй серии они должны отрегулировать ситуацию затрудненного взаимодействия в направлении уменьшения затруднений, т. е. выбрать такую экспрессию лица, которая бы способствовала преодолению затруднений. В качестве показателей проявления эмпатии в ситуациях затрудненного взаимодействия рассматриваются следующие: 1) инверсия эмпатии, определяемая по количеству ответов с прямо противоположным содержанием от заданного экспериментатором направления регуляции ситуаций затрудненного взаимодействия; 2) точность эмпатии, определяемая по количеству ответов, адекватных заданному экспериментатором направлению регуляции ситуаций затрудненного взаимодействия; 3) ситуативность —устойчивость эмпатии, определяемые по количеству ситуаций затрудненного взаимодействия, в которых получены адекватные ответы в соответствии с направлением регуляции ситуаций затрудненного взаимодействия, заданным экспериментатором; 4) безграничность — ограниченность эмпатии, определяемые по количеству адекватных ответов в соответствии с направлением регуляции ситуаций затрудненного взаимодействия, заданным экспериментатором, в зависимости от пола объекта эмпатии и модальности ситуаций затрудненного взаимодействия. В результате применения комплекса методик диагностируются 23 параметра описания эмпатии. «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна
|