![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оказании социальных услугСтр 1 из 9Следующая ⇒
ОСЕБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РЕГИОНЕ ПОТРЕБНОСТИ ПЕНСИОНЕРОВ СРЕДНЕГО УРАЛА В ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Потребление социальных услуг основывается на праве выбора клиента, формирует стиль и образ жизни клиента, провоцирует поступательный рост потребностей. Необходимый эффект потребления достигается при наличии факта самоактивизации клиента, мобилизации его внутреннего ресурса[1]. Ресурсы клиента можно рассматривать с точки зрения их природы, источников и полезности. Условно их можно поделить, во-первых, на внутренние (непосредственно принадлежащие объекту), внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные по отношению к лицу или группе (результат взаимодействия объекта и общества); во-вторых, на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные); в-третьих, на реально существующие и потенциальные (скрытые); в-четвертых, на в разной мере управляемые, с точки зрения их использования для достижения определенной цели; в-пятых, на материальные и нематериальные и др. Согласно данным проведённого исследования, женщины в большей степени, чем мужчины, нуждаются в социальных услугах, как и потребители, проживающие в сельской местности, в большей степени, нежели горожане. При этом лишь 4, 93 % респондентов (N = 4037) указали, что им недостаточно тех услуг, которые предоставляют в учреждениях социального обслуживания населения, 21, 85% считают имеющийся перечень более-менее достаточным. Таблица 15 Потребность клиентов в услугах (%) ( N=4500)
По понятным причинам подавляющее большинство пожилых людей нуждается в социально-медицинских услугах. Среди опрошенных 618 человек являются малообеспеченными получателями социальных услуг на дому и 230 человек являются малообеспеченными получатели социальных услуг в специальных учреждениях. Почти половине из них нужны социально-медицинские услуги. Рисунок 10. Нуждаемость малообеспеченных в социальных услугах (%) (N = 812) В наибольшей степени пенсионеры нуждаются в следующих социально-бытовых услугах: покупка и доставка на дом продуктов питания - 53, 46 % опрошенных, содействие в оплате жилья и коммунальных услуг - 49, 53 % и в получении льгот - 47, 33 %, доставка воды и дров, топка печей -44, 23 %. Следовательно, почти у половины пенсионеров имеются проблемы в обеспечении повседневной жизни (питание, отопление) и финансового порядка (недостаточность денежных средств). Таблица 16 Степень нуждаемости пенсионеров в социально-бытовых услугах (%) (N=3644)
Вместе с тем пожилые жители региона отметили, что они вообще не нуждаются в следующих социально-бытовых услугах: создание условий отправления религиозных обрядов - 73, 47 % респондентов, покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости - 73, 47 %, содействие в приготовлении пищи - 52, 07 %. Отказ большинства пенсионеров от подобного рода услуг может быть объяснён, во-1, спецификой антирелигиозной политики, под воздействием которой у значительной части старшего поколения сформировались атеистические и религиозно индифферентные взгляды; во-2, промышленные товары первой необходимости, как правило, уже имеются у клиентов, либо у пенсионеров недостаточно средств для их приобретения; в-3, почти 60 % опрошенных отметили, что им оказывают помощь родные и близкие (внуки, родственники, соседи и т.д.). При этом малообеспеченные (живущие за гранью бедности и те, у кого денег хватает только на питание) (N = 213), живущие нормально, но вынужденные экономить (N = 937), инвалиды (N = 1900), потенциальные клиенты (N = 171) по разному ответили на вопрос о том, в каких социально-бытовых услугах они очень нуждаются. Вместе с тем, среди трёх наиболее востребованных услуг опрошенные указали – содействие в получении льгот, оплате жилья и коммунальных услуг, покупка и доставка на дом продуктов питания. Таблица 17 Наиболее нужная социально-бытовая услуга: мнение пожилых (%)
Исследование показало, что среди настоящих и потенциальных клиентов треть нуждается в получении санитарно-гигиенических услуг. Большинство респондентов указало, что постоянно нуждаются в проведении влажной уборки жилой площади (63, 78 %), почти одинаково востребованы: мытьё тела ( 44, 63 %), стрижка волос ( 43, 98 %) и пересмена постельного белья (43, 41 %). Таблица 18 Нуждаемость пенсионеров в санитарно-гигиенических услугах (%) (N=1654)
Значительная часть опрошенных отметила, что не нуждаются в обработке пролежней и опрелостей (69, 76 %). Мнения по поводу нуждаемости/не нуждаемости в остальных санитарно-гигиенических услуг распределились в сопоставимых величинах. 46 % инвалидов указали, что им необходимы санитарно-гигиенические услуги. Из видов помощи наиболее востребована материальная помощь в натуральном виде (25, 42 %). Следует учесть, что нуждаемость в услугах сиделки минимальна – 5, 4 %, эти данные необходимо соотнести с ответами о потребности в стационарном уходе – 19, 2 % и об оказании помощи близкими (59, 79 %). Таким образом, инвалиды решение проблем повседневного ухода за собой связывают либо с размещением в стационарном учреждении, либо с поддержкой со стороны родственников, но не с услугами сиделки. Таблица 19 Потребности инвалидов в помощи (%) N = 2031
Анализ ответов сотрудников социальных учреждений и их клиентов показал, что работники КЦСОН и стационаров имеют достаточно четкое представление о тех услугах, которые требуются клиентам. Большинство респондентов полагает достаточным перечень услуг, предоставляемых пенсионерам в их учреждении. Например, сотрудники КЦСОН справедливо считают, что клиентами наименее востребованы следующие услуги: создание условий отправления религиозных обрядов (0, 63 %); предоставление временного приюта (1, 89 %); другая 1, 31 % (наиболее часто указывались выписка больничных рецептов (7) и организация развлекательных мероприятий (5)). Рисунок 11. Досточность услуг, предоставляемых в КЦСОН и стационарных учреждениях: мнение сотрудников (%) (N=422) В ходе опроса было получено 10993 ответа от 4500 респондентов на вопрос о том, какие формы проведения досуга нравятся пенсионерам больше всего. Самыми востребованными формами стали просмотр телепередач и прослушивание радиопередач (56, 6 %), встречи с друзьями и знакомыми (28, 09 %), чтение (25, 8 %). Кроме того, было установлено, что чем старше респондент, тем больше он ориентируются на праздники, концерты и экскурсии как форму предпочтительного досуга. Сотрудники стационарных учреждений в анкетах отмечали, что нужно активнее работать с клиентами, создавать клубы и кружки по интересам, приглашать артистов на концерты, проводить спортивные мероприятия, организовывать поездки в цирк и театр. Таким образом, существует дифференциация потребностей в социальных услугах, что, в значительной мере, определяется состоянием здоровья и размером дохода пожилых людей.
|