Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 1. Назначение, задачи и структура РСЧС 1. 1. Назначение РСЧС






Для профилактики возникновения (предупреждения) и ликвидация последствий ЧС, реализации жизненно важных интересов общества в области защиты населения и территорий от воздействия опасных факторов ЧС мирного и военного характера в Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

Основной целью создания данной государственной системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов


исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а
также организаций, их сил и средств в области защиты населения и
территорий от ЧС природного и техногенного характера. Таким образом,
единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС
организационная система, объединяющая органы управления, силы и
средства предупреждения и ликвидации ЧС федеральных и территориальных
органов исполнительной власти и организаций. Она предназначена для
выполнения комплекса общегосударственных мероприятий,

обеспечивающих защиту населения, территорий, окружающей природной среды, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от ЧС техногенного и природного характера.

В историческом плане в создании на государственном уровне системы защиты населения и территорий от ЧС техногенного, природного и военного характера можно выделить следующие периоды:

19 32-1961г. г. В 1932 г. в СССР для защиты населения и объектов от воздушного нападения противника была создана система местной противовоздушной обороны (МПВО). В предвоенные годы МПВО постепенно превратилась в общегосударственную систему защиты тыла страны, стала важным элементом обороноспособности государства. В годы Великой Отечественной войны формирования МПВО решали основную задачу - ликвидация последствий ударов противника с воздуха с целью недопущения нарушений в работе объектов оборонного и хозяйственного назначения, защита населения.

1961-1990 г.г. В 1961 году с появлением ракетно-ядерного оружия и резким увеличением объемов возможных разрушений и сложности ликвидации последствий система МПВО была преобразована в гражданскую оборону (ГО), организационно войдя в состав Вооруженных Сил СССР. Система ГО, развиваясь и совершенствуясь, просуществовала до 1990 года, т. е. 30 лет. Однако стратегическая задача ГО была ориентирована на защиту населения и территории в военное время, ликвидацию последствий применения противником оружия массового поражения. Что же касается защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера, то решению этих вопросов внимания уделялось крайне недостаточно.

1990 г._и по настоящее время. Прошедший ряд трагических событий, в частности авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и землетрясение в Армении (1988 г.) убедительно показали слабость системы ГО в ликвидации последствий масштабных природных и техногенных катастроф. Необходимо было создание совершенно иной по содержанию и решаемым задачам государственной системы, способной противостоять ЧС природного и техногенного характера и ликвидировать их последствия, а также органа управления, призванного руководить в стране всей деятельностью по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное время и гражданской обороной государства в военное время.


В связи с этим остро встал вопрос объединения усилий всех министерств и территорий, имеющих свои органы управления, силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС. Стало очевидным, что все ведомственные и территориальные подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС должны быть сведены в единую систему, составить ее основу, то есть действия разноведомственных и разнородных сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС должны проходить по единому замыслу и плану, дополняя и концентрируя общие усилия.

В создании такой системы и ее органа управления в лице МЧС России следует отметить следующие даты.

21 декабря 1990 года в целях прогнозирования, предотвращения и ликвидации ЧС, обеспечения постоянной готовности органов государственного управления, сил и средств к быстрым и эффективным действиям в экстремальных ситуациях был создан Российский корпус спасателей на правах государственного комитета. Этим самым вопросы защиты населения и территорий в ЧС были выведены на уровень государственной политики и приобрели общенациональную значимость. День образования корпуса спасателей было принято считать днем создания МЧС РФ, а с 1995 года он был объявлен и как День спасателя.

В июне 1991 г. Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а в ноябре

1991 г. на базе комитета и Штаба ГО РСФСР был создан Государственный
комитет по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля

1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий
в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Этим постановлением впервые были
объединены усилия всех органов управления, сил и средств министерств,
ведомств, территорий и организаций по предупреждению и ликвидации ЧС.

В 1994 году Государственный комитет по делам ГО и ЧС был преобразован в Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), как федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, а так же от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

21 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон № 68-ФЗ < < 0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Данный закон определил общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, территорий, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Принятие закона явилось по сути отправным моментом создания РСЧС, как национальной системы противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера и правовой основой ее функционирования.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных


ситуациях была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждено Положение о ее функционировании. Созданием системы преследовалась цель радикально улучшить работу по защите населения и территорий при ЧС мирного и военного времени, придать ей общенациональную значимость, возвести ее на уровень государственной политики.

В последующем все вопросы организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций были уточнены в новом Положении о РСЧС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал